Дело №3a-168/21
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 24 мая 2021 года
Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Ефимовой Е.О.,
при секретаре судебного заседания Сибриной Д.С.,
с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области, Государственному бюджетному учреждению Нижегородской области «Кадастровая оценка» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости (сооружения) равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Нижегородский областной суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в обоснование которого (с учетом уточнений просительной части, принятых судом) указал, что ему на праве собственности принадлежит объект недвижимости – сооружение: Проект № 47.14.1-ГЗ.Г1-ГСН «Распределительные газопроводы дачной застройки (332ж/д) с установкой ПРГ (1-я и 2-я очередь строительства)», назначение: 7.7. сооружения трубопроводного транспорта, протяженность 12000 метров с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес]
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость сооружения составляет 90 352 800 рублей, что превышает его рыночную стоимость, которая в соответствии с отчетом, выполненным ООО «Приволжский центр финансового консалтинга и оценки» составляет 14 200 000 рублей. По мнению административного истца, несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости нарушает права собственника сооружения и налогоплательщика, поскольку размер налога на имущество физических лиц зависит от кадастровой стоимости объекта недвижимости, что послужило основанием обращения ФИО1 в суд с настоящим иском. Ссылаясь на положения НК РФ, Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ФИО1 просит установить кадастровую стоимость сооружения: Проект № 47.14.1-ГЗ.Г1-ГСН «Распределительные газопроводы дачной застройки (332ж/д) с установкой ПРГ (1-я и 2-я очередь строительства)», назначение: 7.7. сооружения трубопроводного транспорта, протяженность 12000 метров с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО2, действующий в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, исковые требования ФИО1 поддержал по основаниям, изложенным в уточненном иске, просил их удовлетворить и установить рыночную стоимость объекта недвижимости в соответствии с заключением судебной экспертизы.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились. В письменном отзыве заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Нижегородской области на исковое заявление содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, учитывая положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Административный ответчик министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области представил в суд отзыв на административное исковое заявление ФИО1, в котором среди прочего, указано на то, что приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 28.10.2019 года № 326-13-324108/19 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости – сооружений, расположенных на территории Нижегородской области по состоянию на 01.01.2019 года. Полномочия министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области по изданию приказа определены Федеральным законом от 03.06.2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», приказом Минэконоиразвития России от 12.05.2017 года № 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке», приказом Минэконоиразвития России от 24.09.2018 года № 514 «Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в ЕГРН соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости», постановлением Правительства Нижегородской области от 22.03.2018 года № 183 «Об утверждении положения о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области», распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12.11.2018 года № Сл-326-25607/18 « О проведении в 2019 году государственной кадастровой оценки объектов недвижимости – сооружений, расположенных на территории Нижегородской области. Кроме того, отчет об оценке, в котором отклонение от кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] составляет 85%, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, он не подтверждает достоверность заявленной величины рыночной стоимости объекта недвижимости.
Заинтересованное лицо ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Нижегородской области также представил в суд отзыв на административное исковое заявление ФИО1 и информацию в отношении объекта недвижимости, принадлежащего истцу, указав, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] утверждена приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 28.10.2019 года № 326-13-324108/19 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости – сооружений, расположенных на территории Нижегородской области» по состоянию на 01.01.2019 года в размере 90 352 800 рублей и внесена в ЕГРН на основании акта бюджетного учреждения.
Изучив материалы дела, оценив по правилам ст. 84 КАС РФ представленные доказательства, выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.
В силу требований ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости (реестр объектов недвижимости) вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 которого основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является вступившие в законную силу судебные акты.
Исходя из положений ч. 1 ст. 245 КАС РФ, ст. 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
На основании ч.ч. 4, 7 ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения такой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренным данным Федеральным законом, или в соответствии со ст. 15 данного Федерального закона. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В ч. 4 ст. 18 Федерального закона № 237-ФЗ указано, что в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном ст. 22 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Положениями ч. 3 ст. 24 Федерального закона № 237-ФЗ установлено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 ноября 2018 года № Сл-326-25607/18 «О проведении в 2019 году государственной кадастровой оценки объектов недвижимости - сооружений, расположенных на территории Нижегородской области» постановлено провести в 2019 году государственную кадастровую оценку объектов недвижимости - сооружений, расположенных на территории Нижегородской области. На государственное бюджетное учреждение Нижегородской области «Кадастровая оценка» возложена обязанность осуществить выполнение работ по определению кадастровой стоимости и составлению отчета об итогах государственной кадастровой оценки сооружений, указанных в п. 1 настоящего распоряжения, в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 12.03.2018 года № 253-р создано ГБУ НО «Кадастровая оценка», основной целью деятельности которого является реализация полномочий, связанных с определением кадастровой стоимости.
Пунктом 2 ст. 375, ст. 378.2 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке. Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 378.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 401 НК РФ здание, строение, сооружение, помещение, расположенные в пределах муниципального образования, являются объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит объект недвижимости – сооружение: Проект № 47.14.1-ГЗ.Г1-ГСН «Распределительные газопроводы дачной застройки (332ж/д) с установкой ПРГ (1-я и 2-я очередь строительства)», назначение: 7.7. сооружения трубопроводного транспорта, протяженность 12000 метров с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес], что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 21.01.2021 года. При таких обстоятельствах ФИО1 является лицом, чьи права и законные интересы затрагивают результаты определения кадастровой стоимости указанного выше сооружения.
В соответствии с Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12.11.2018 № Сл-32б- 25607/18 в 2019 года Государственным бюджетным учреждением по Нижегородской области «Кадастровая оценка» проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости - сооружений, расположенных на территории Нижегородской области.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] утверждена приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 28.10.2019 года № 326-13-324108/19 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости – сооружений, расположенных на территории Нижегородской области» по состоянию на 01.01.2019 года в размере 90 352 800 рублей и внесена в ЕГРН на основании акта бюджетного учреждения. Изменений кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости в ЕГРН не вносилось.
При таких обстоятельствах применению подлежат положения ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и кадастровая стоимость сооружения: Проект № 47.14.1-ГЗ.Г1-ГСН «Распределительные газопроводы дачной застройки (332ж/д) с установкой ПРГ (1-я и 2-я очередь строительства)», назначение: 7.7. сооружения трубопроводного транспорта, протяженность 12000 метров с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес] может быть определена по состоянию на 01.01.2019 года.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Согласно ст. 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки. Отчет составляется в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости сооружения: Проект № 47.14.1-ГЗ.Г1-ГСН «Распределительные газопроводы дачной застройки (332ж/д) с установкой ПРГ (1-я и 2-я очередь строительства)», назначение: 7.7. сооружения трубопроводного транспорта, протяженность 12000 метров с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес] административный истец представил в суд отчет об оценке № 20933, составленный оценщиком ООО «Приволжский центр финансового консалтинга и оценки».
Согласно указанному отчету рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] составляет 14 200 000 рублей по состоянию на 01.01.2019 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В ходе рассмотрения настоящего дела представителем административного истца ФИО2 заявлено ходатайство о проведении по делу судебной экспертизы, по результатам рассмотрения которого судом назначена судебная экспертиза, на разрешение эксперта поставлены вопросы о размере рыночной стоимости сооружения с кадастровым номером [номер] и проверки отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Согласно заключению эксперта ООО «ВОЛГА Оценка» ФИО8 № 2002 от 13.04.2021 года, отчет № 20933 от 30.12.2020 года, подготовленный ООО «Приволжский центр финансового консалтинга и оценки», не соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности», поскольку оценщиком нарушены требования п. 5 ФСО № 3, ст. 11, № 135 ФЗ, п. ФСО № 7; рыночная стоимость сооружения: Проект № 47.14.1-ГЗ.Г1-ГСН «Распределительные газопроводы дачной застройки (332ж/д) с установкой ПРГ (1-я и 2-я очередь строительства)», назначение: 7.7. сооружения трубопроводного транспорта, протяженность 12000 метров с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [номер] состоянию на 01.01.2019 года составила 10 420 000 рублей.
Оценивая заключение эксперта, суд принимает во внимание, что рыночная стоимость объекта оценки определялась оценщиком с учетом требований Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности», положений Федерального стандарта оценки №1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №297; Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №298; Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №299; Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года №611.
Заключение эксперта содержит подробное описание объектов оценки, анализ рынка объектов оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость, описание процесса оценки объектов оценки в части применения подхода (подходов) к оценке, его выводы сделаны на основе метода аналогов в рамках затратного подхода, применение которого и аргументированное суждение об отказе при определении стоимости объекта оценки от сравнительного, доходного подходов, суд находит обоснованным, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ними по ценообразующим факторам, с применением корректирующих коэффициентов. По мнению суда, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов экспертом произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.
Оснований не доверять данному заключению, полученному по результатам проведения назначенной судом экспертизы и подготовленному экспертом, отвечающим установленным законодательством об оценочной деятельности требованиям, предъявляемым к оценщикам, а также предупрежденным об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, у суда не имеется. Лица, участвующие в деле, данное заключение эксперта не оспаривают.
Суд находит, что в установленном процессуальным законом порядке указанные экспертом сведения о рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] участвующими в деле лицами не опровергнуты. Само экспертное заключение, в котором определена величина рыночной стоимости спорного объекта недвижимости с кадастровым номером [номер], является допустимым и надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта оценки. Выводы эксперта аргументированы, подтверждены собранными материалами. Ходатайств о назначении повторной экспертизы лицами, участвующими в деле, не заявлено, суд также не усматривает оснований для ее назначения.
<данные изъяты>
Сведений о том, что эксперт ФИО3 является лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, а также сведений об иных обстоятельствах, перечисленных в ст. 16 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ограничивающих возможность проведения оценки, в отношении эксперта ФИО3, у суда не имеется. Сомнений в правильности заключения судебного эксперта по вопросам, поставленным ему для разрешения, у суда не имеется.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, заключение эксперта ООО «ВОЛГА Оценка» ФИО9 № 2002 от 13.04.2021 года, суд по указанным выше основаниям принимает за основу при вынесении решения заключение судебной экспертизы, выполненной экспертом ООО «ВОЛГА Оценка» ФИО10 № 2002 от 13.04.2021 года, поскольку оно отвечает принципам относимости, допустимости и достоверности и подтверждает рыночную стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] по состоянию на юридически значимую дату 01.01.2019 года в размере 10 420 000 рублей, а также несоответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки Отчета об оценке, выполненного ООО «Приволжский центр финансового консалтинга и оценки» № 20933.
Учитывая изложенное, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные по настоящему делу требования в части установления кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 10 420 000 рублей.
В данном случае министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области, Государственное бюджетное учреждение Нижегородской области «Кадастровая оценка» являются надлежащими ответчиками по делу.
Учитывая, что ФИО1 обратился в суд 30.12.2020 года, то датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости необходимо считать 30.12.2020 года.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – сооружения: Проект № 47.14.1-ГЗ.Г1-ГСН «Распределительные газопроводы дачной застройки (332ж/д) с установкой ПРГ (1-я и 2-я очередь строительства)», назначение: 7.7. сооружения трубопроводного транспорта, протяженность 12000 метров с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес], равной рыночной стоимости в размере 10 420 000 рублей по состоянию на 01.01.2019 года.
Датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости считать 30.12.2020 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Нижегородский областной суд.
Судья Е.О. Ефимова
В окончательной форме решение суда составлено 31 мая 2021 года.
Судья Е.О. Ефимова