ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-16/2024 от 09.02.2024 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

УИД 47OS0000-01-2023-000277-73

Дело № 3а-16/2024

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 9 февраля 2024 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Астапенко С.А.

при секретаре Черкасовой Е.С.

с участием прокурора Спировой К.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Карьеры Доломитов» о признании не действующим в части приказ комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 01.11.2018 № 21 «Об утверждении лесохозяйственного регламента Гатчинского лесничества Ленинградской области»,

УСТАНОВИЛ:

01.11.2018 года комитетом по природным ресурсам Ленинградской области принят приказ № 21 «Об утверждении лесохозяйственного регламента Гатчинского лесничества Ленинградской области» (далее также – Лесохозяйственный регламент).

В Лесохозяйственный регламент внесены изменения приказами комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 15.07.2021 № 16, от 30.12.2021 № 44, от 29.11.2023 № 14.

Лесохозяйственный регламент разработан филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Севзаплеспроект».

Лесохозяйственный регламент содержит краткую характеристику лесничества, виды разрешенного использования лесов (глава 1), нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов (глава 2), ограничения использования лесов (глава 3), приложения.

ООО «Карьеры Доломитов» обратилось в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать не действующими отдельные положения лесохозяйственного регламента Гатчинского лесничества Ленинградской области, утвержденного приказом комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 01.11.2018 № 21 в части:

сведений, указанных в Таблице 1.3 (3) «Распределение по целевому назначению лесов и категориям защитных лесов» в отношении категории защитности лесов – противоэрозионные леса, расположенные в части выделов 34-37 в квартале 161, в квартале 162 в части выделов 12-14, 16, 19-21, 25, 26, 28, 31-39, в квартале 119 в части выделов 18, 26, 36, 37, 41, 43, в квартале 121 в части выделов 1-3, 9, 10, 12-22, 25, 28, 30, в квартале 122 в части выделов 10, 13-22, в квартале 123 в части выделов 3-6 Елизаветинского участкового лесничества Гатчинского лесничества;

- карты-схемы Распределения по целевому назначению и категориям защитных лесов в отношении категории защитности лесов – противоэрозионные леса, расположенные в части выделов 34-37 в квартале 161, в квартале 162 в части выделов 12-14, 16, 19-21, 25, 26, 28, 31-39, в квартале 119 в части выделов 18, 26, 36, 37, 41, 43, в квартале 121 в части выделов 1-3, 9, 10, 12-22, 25, 28, 30, в квартале 122 в части выделов 10, 13-22, в квартале 123 в части выделов 3-6 Елизаветинского участкового лесничества Гатчинского лесничества.

В обоснование требований административного иска указывается, что 27.12.2022 ООО «Карьеры Доломитов» предоставлен лесной участок из категории земель лесного фонда площадью 4,5 га в аренду для строительства и эксплуатации дороги. В 1981 году в результате геологоразведочных работ выявлен участок недр «Борисовское 2». По сложности геологического строения месторождение было отнесено к 1 группе классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых. По данным лабораторный исследований и испытаний установлена пригодность доломитов в качестве известняковой муки и минерального порошка для асфальтобетонных смесей. Месторождение выявлено и разведаны запасы еще до вступления в действие Лесного кодекса Российской Федерации.

ООО «Карьеры Доломитов» подало в комитет по природным ресурсам Ленинградской области заявку на включение предоставленного в аренду лесного участка в перечень недр местного значения. Однако комитет отказал в удовлетворении заявки по причине наличия на лесном участке категории защитности – противоэрозионные леса.

Материалы таксационного описания лесов не подтверждают категорию защитности лесов согласно нормативам, установленным в пункте 113 Лесоустроительной инструкции, не содержат оснований отнесения спорной категории защитности лесов к противоэрозионным лесам. При этом приказ Рослесхоза от 22.12.2022 г. № 1044 не учитывает положения Лесоустроительной инструкции.

Тем самым нарушаются права ООО «Карьеры Доломитов» как арендатора лесного участка.

Представитель комитета по природным ресурсам Ленинградской области ФИО1 в возражениях просит отказать в удовлетворении требований административного иска, полагая его доводы необоснованными. Состав Лесохозяйственного регламента, порядок его разработки и утверждения соответствует требованиям Порядка разработки лесохозяйственных регламентов, утвержденного приказом Минприроды России от 27.02.2017 № 72. При разработке и принятии Лесохозяйственного регламента использовались материалы лесоустройства Гатчинского лесничества 2020 года, составленные филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Севзаплеспроект», формы государственного лесного реестра, нормативные правовые акты в сфере лесных отношений.

Представитель Рослесхоза ФИО2 в отзыве указывает на законность оспариваемого приказа комитета по природным ресурсам Ленинградской области, отсутствие доказательств несоответствия проектирования категории защитных лесов «противоэрозийные леса» на территории Гатчинского лесничества Ленинградской области положениям ЛК РФ, Лесоустроительной инструкции от 29.03.2018 г. № 122.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Карьеры Доломитов» требования административного иска поддержал.

Представитель административного ответчика комитета по природным ресурсам Ленинградской области ФИО1 просила отказать в удовлетворении требований административного иска.

В заключении прокурор Спирова К.В. сочла административный иск не подлежащим удовлетворению.

Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в соответствии с правилами ст.84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, ООО «Карьеры Доломитов» на основании распоряжения Правительства Ленинградской области от 2.11.2010 № 631-р о предоставлении лесного участка из категории земель лесного фонда в аренду открытому акционерному обществу «Карьеры Доломитов» является арендатором лесного участка площадью 4,5 га в Елизаветинском участковом лесничестве Гатчинского лесничества для строительства и эксплуатации технологической дороги и линии электропередачи в муниципальном образовании Гатчинский муниципальный район Ленинградской области. Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области отказано в удовлетворении заявки ООО «Карьеры Доломитов» на включение участка недр «Борисовское-2» в перечень участков недр местного значения со ссылкой на положения Лесохозяйственного регламента Гатчинского лесничества Ленинградской области.

Следовательно, административный истец является субъектом отношений, регулируемых Лесохозяйственным регламентом, и вправе полагать, что этим актом нарушаются его права и законные интересы.

Проверяя полномочия административного ответчика на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из следующего.

Законодательное разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений закреплено в статьях 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия, в том числе, по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.

В силу частей 2 и 7 ст. 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 года № 341 утверждено Положение о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Положение).

Согласно п. 1.1 Положения комитет по природным ресурсам Ленинградской области является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций Ленинградской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, лесных отношений, отношений недропользования по участкам недр, распоряжение которыми относится к компетенции Ленинградской области, водных отношений, отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, охраны атмосферного воздуха, а также обеспечения радиационной безопасности, экологической экспертизы, безопасности гидротехнических сооружений, использования атомной энергии.

Пунктом 2.2 Положения на комитет по природным ресурсам Ленинградской области в сфере лесных отношений возложены полномочия по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.

Лесохозяйственный регламент принят с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения в действие.

Проверяя соответствие содержания нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 87 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.

Распределение лесов лесничества по видам целевого назначения и категориям защитных лесов приведены в разделе 1.1.4. в таблице 1.3 (3) – «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» Лесохозяйственного регламента с указанием целевого назначения, участкового лесничества, номера квартала или их частей, площади, основания деления лесов по целевому назначению.

Пунктом 4.1. таблицы 1.3 (3) Лесохозяйственного регламента предусмотрены противоэрозийные леса (леса, предназначенные для охраны земель от эрозии), в том числе в Елизаветинском участковом лесничестве в кварталах 119, 121, 122, 123, 161, 162 Елизаветинского участкового лесничества Гатчинского лесничества.

Приложение Лесохозяйственного регламента содержит карту-схему распределения лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов с объектами лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектами, не связанными с созданием лесной инфраструктуры, на которой отображены противоэрозионные леса, расположенные в кварталах 119, 121, 122, 123, 161, 162 Елизаветинского участкового лесничества Гатчинского лесничества.

В соответствии с частью 1 статьи 115 Лесного кодекса РФ, пунктом 113 приказа Минприроды от 05.08.2022 года № 510 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» к противоэрозионным лесам относятся леса, предназначенные для охраны земель от эрозии.

Проектирование противоэрозионных лесов осуществляется в отношении естественных и искусственных лесных насаждений, созданных на оврагах, балках, развеваемых песках, каменистых россыпях, рекультивированных карьерах и отвалах, а также лесных насаждений, расположенных в селеопасных местах, на крутых горных склонах, крутых склонах речных долин, карстовых участках, которые выделяются по следующим нормативам:

а) леса, произрастающие на легкоразмываемых и выветриваемых (развеваемых) почвах, а также полосы лесов шириной 100 метров по периметру такого участка;

б) леса, произрастающие на участках, не менее 1/3 площади которых представлено выходом на поверхность камней и скальных обнажений, а также полосы лесов шириной 100 метров по периметру таких участков;

в) полосы лесов шириной 300 метров вдоль русел селевых потоков;

г) полосы лесов шириной 150 метров вдоль постоянных русел снежных лавин в горных местностях;

д) полосы лесов шириной 100 метров вдоль кромки обрывов и осыпей в горных местностях;

е) леса, произрастающие на карстовой площади, а также полосы лесов шириной 100 метров по периметру карстовых образований;

ж) леса на рекультивированных карьерах и отвалах, выполняющие противоэрозионные и почвозащитные функции, местоположение и границы которых определяются на основании данных таксации лесов;

з) леса, произрастающие на вечной мерзлоте, в районах распространения сплошной и прерывистой вечной мерзлоты, к которым относятся Восточно-Сибирский таежный мерзлотный район и Забайкальский горно-мерзлотный район.

Решение об отнесении лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ на территории Гатчинского лесничества Ленинградской области оформлено приказом Рослесхоза от 22.12.2022 № 1044. Сведения о кварталах 119, 121, 122, 123, 161, 162 Елизаветинского участкового лесничества включены в раздел «ценные леса», подраздел «противоэрозионные леса», что учтено в пункте 4.1. таблицы 1.3 (3) Лесохозяйственного регламента.

Таким образом, оспариваемые административным истцом сведения таблицы 1.3 (3) Лесохозяйственного регламента по содержанию соответствуют требованиям статьи 10 Лесного кодекса РФ, пункту 6 Порядка разработки лесохозяйственных регламентов, утвержденного приказом Минприроды России от 27.02.2017 № 72, о разделении лесов по целевому назначению и по категориям защитных лесов.

Сведения о противоэрозионных лесах внесены по результатам проведения лесоустроительных работ в рамках исполнения ФГБУ «Рослесинфорг» государственного задания от 22.12.2021 №053-00012-22-00 на 2022 год.

В соответствии с пояснительной запиской ФГБУ «Рослесинфорг» по результатам выполнения мероприятий по проектированию эксплуатационных лесов, защитных лесов (в том числе по категориям) и резервных лесов, а также особо защитных лесов, категория защитных лесов «противоэрозионные леса» проектировались в соответствии с требованиями ст.ст. 111, 115 Лесного кодекса РФ.

Оспариваемые административным истцом положения Лесохозяйственного регламента лесничества обусловлены выводами, полученными по результатам работ ФГБУ "Рослесинфорг" по лесоустройству на землях лесного фонда Ленинградской области, по государственному заданию Рослесхоза от 05.09.2022 №053-00012-22-04, которые административным истцом в установленном законом порядке не оспорены и оснований сомневаться в их достоверности у суда не имеется.

При этом, доводы о нарушении прав административного истца носят предположительный характер.

Доводы административного истца о том, что в оспариваемой части Лесохозяйственного регламента леса ошибочно отнесены к категории «противоэрозионные леса», являются немотивированными в аспекте указания о наличии противоречий с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Учитывая изложенное, Лесохозяйственный регламент принят в пределах компетенции уполномоченного органа, с соблюдением процедуры принятия и требований к форме и содержанию, в оспариваемой части соответствует действующему законодательству и права административного истца не нарушают.

В соответствии с ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

ООО «Карьеры Доломитов» отказать в удовлетворении административного искового заявления о признании не действующим приказ комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 01.11.2018 № 21 «Об утверждении лесохозяйственного регламента Гатчинского лесничества Ленинградской области» в части:

сведений, указанных в Таблице 1.3 (3) «Распределение по целевому назначению лесов и категориям защитных лесов» в отношении категории защитности лесов – противоэрозионные леса, расположенные в части выделов 34-37 в квартале 161, в квартале 162 в части выделов 12-14, 16, 19-21, 25, 26, 28, 31-39, в квартале 119 в части выделов 18, 26, 36, 37, 41, 43, в квартале 121 в части выделов 1-3, 9, 10, 12-22, 25, 28, 30, в квартале 122 в части выделов 10, 13-22, в квартале 123 в части выделов 3-6 Елизаветинского участкового лесничества Гатчинского лесничества;

- карты-схемы Распределения по целевому назначению и категориям защитных лесов в отношении категории защитности лесов – противоэрозионные леса, расположенные в части выделов 34-37 в квартале 161, в квартале 162 в части выделов 12-14, 16, 19-21, 25, 26, 28, 31-39, в квартале 119 в части выделов 18, 26, 36, 37, 41, 43, в квартале 121 в части выделов 1-3, 9, 10, 12-22, 25, 28, 30, в квартале 122 в части выделов 10, 13-22, в квартале 123 в части выделов 3-6 Елизаветинского участкового лесничества Гатчинского лесничества.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.А. Астапенко

Решение изготовлено в окончательной форме 22.02.2023 года.