ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1702/19 от 09.10.2019 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

9 октября 2019 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.,

при секретаре Матвеевой О.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1702/2019 по административному исковому заявлению Михайловой О.А. о признании частично недействующими Генерального плана городского округа Самары, утверждённого решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539, и Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утверждённых постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61,

с участием прокурора Устиновой Т.А.,

представителя Михайловой О.А. по доверенности Федорец И.В.,

представителя Думы городского округа Самары Плотникова А.Ю.,

у с т а н о в и л :

Михайлова О.А. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план г.о. Самара, утверждённый решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539 в редакции решения Думы г.о. Самары от 7 февраля 2012 года № 181 в части установления на схеме № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером . Также просила признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утверждённые постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к двум территориальным зонам: зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и зоне предприятий и складов V-IV классов вредности ( санитарно-защитные зоны- до 100метров) ПК-1.

Требования мотивированы тем, что оспариваемые нормативные правовые акты противоречат требованиям пункту 2 части 2, части 4 статьи 30, подпунктам «а» пункта 1 части 3 статьи 42, пункту 2 части 6, пункту 2 части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушают права и законные интересы административного истца. По сведениям Департамента градостроительства г.о. Самары принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером расположен в двух территориальных зонах: зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и зоне предприятий и складов V-IV классов вредности ((санитарно-защитные зоны- до 100метров) ПК-1. Небольшая часть земельного участка принадлежит территории общего пользования, на которую действие градостроительного регламента не распространяется. В связи с нахождением земельного участка в двух территориальных зонах и обозначенной на земельном участке красной линии у административного истца возникли препятствия в реализации права на приведение документации в соответствие с планируемым использованием земельного участка в части изменения вида разрешенного использования земельного участка на один из основных видов, установленных для зоны ПК-1 «Магазины».

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Федорец И.В. поддержала требование о признании недействующими Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утверждённых постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к двум территориальным зонам. От заявленных требований в части признания недействующим Генерального плана, утвержденного решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539, отказалась.

Отказ от части заявленных требований принят судом, производство по делу в этой части прекращено.

Представитель Думы г.о. Самары по доверенности Плотников А.Ю. просил отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что на момент принятия Правил застройки и землепользования в городе Самаре спорный земельный участок не был сформирован и сведений о его границах не существовало, соответственно, требование о принадлежности земельного участка только к одной территориальной зоне к оспариваемому решению не применимо. Кроме того, ранее действовавший Земельный кодекс РСФСР не содержал требование о принадлежности земельного участка только к одной территориальной зоне. Административный истец не лишен возможности решить вопрос о смене зонирования и объединения земельных участков в административном порядке.

Относительно заявленных требований Дума г.о. Самары представила письменные возражения.

Заинтересованные лица: Глава городского округа Самары, Департамент градостроительства г.о. Самары не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что требование административного истца подлежит удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что требование Михайловой О.А. о признании недействующими Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утверждённых постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к двум территориальным зонам, подлежит удовлетворению.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ, пунктом 1 части 3 статьи 8, частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальное образование город Самара является городским округом с внутригородским делением (статья 1 Закона Самарской области от 30 марта 2015 года № 23-ГД «Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области»).

Установлено, что постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61 утверждены Правила застройки и землепользования в городе Самаре.

Указанный нормативный правовой акт был опубликован в издании "Самарская неделя", N 24, 16 июня 2001 года.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах своей компетенции и по процедуре принятия не оспаривается.

Правила землепользования и застройки являются документов градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений ( пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Из материалов дела следует, что Михайловой О.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 340 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>.

Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 28 января 2015 года и имеет вид разрешенного использования: занимаемый индивидуальным жилым домом.

Ранее на указанном земельном участке располагался жилой дом, который согласно пояснениям представителя административного истца снесен, на его месте строится склад-магазин.

Согласно сведениям из информационной системы градостроительной деятельности городского округа Самары земельный участок с кадастровым номером по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре располагаются в двух территориальных зонах: часть земельного участка располагается в зоне застройки индивидуальными жилыми домами ( Ж-1), часть – в зоне предприятий и складов V-IV классов вредности ( санитарно-защитные зоны – до 100м) (ПК-1).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации ( далее - ЗК РФ) в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; ) иным территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Согласно части 2 статьи 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

В соответствии с частью 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

Расположение земельного участка с кадастровым номером по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре в двух территориальных зонах: зоне застройки индивидуальными жилыми домами ( Ж-1) и зоне предприятий и складов V-IV классов вредности ( санитарно-защитные зоны – до 100м) (ПК-1) противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы административного истца на приведение документации в соответствие с планируемым использованием земельного участка в части изменения вида разрешенного использования, а также приводит к правовой неопределенности режима этого земельного участка.

В связи с этим следует признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда Правила застройки и землепользования в городе Самаре в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к двум территориальным зонам: зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и зоне предприятий и складов V-IV классов вредности ( санитарно-защитные зоны- до 100 м) ПК-1.

Доводы административного ответчика о том, что территориальное зонирование было установлено ранее, чем был сформирован и постановлен на кадастровый учет земельный участок, не могут быть приняты во внимание.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей.

В соответствии со статьей 271 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользоваться предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования ( пункт 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ).

Как следует из представленных в материалы дела документов, на земельном участке с кадастровым номером располагался жилой дом, который существовал задолго до принятия оспариваемых Правил застройки и землепользования.

В силу приведенных выше норм закона и поскольку возможность формирования под единым зданием нескольких земельных участков исключается. Правилами застройки и землепользования в его границах на местности не могут быть установлены разные территориальные зоны. При этом дата постановки спорного земельного участка и здания на его кадастровый учет не может служить основанием для иных выводов.

Доводы административного истца о том, что административный истец не лишен возможности решить вопрос о смене зонирования и объединения земельных участков в административном порядке, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку по делам об оспаривании нормативных правовых актов досудебный порядок разрешения спора не предусмотрен, право на оспаривание нормативного правового акта в судебном порядке предоставлен законом.

На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении требования административного истца о признании недействующими Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утверждённых постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к двум территориальным зонам: зоне застройки индивидуальными жилыми домами ( Ж-1) и зоне предприятий и складов V-IV классов вредности ( санитарно-защитные зоны – до 100 м (ПК-1), со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Требование Михайловой О.А. удовлетворить.

Признать недействующими Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утверждённые постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к двум территориальным зонам: зоне застройки индивидуальными жилыми домами ( Ж-1) и зоне предприятий и складов V-IV классов вредности ( санитарно-защитные зоны – до 100 м (ПК-1), со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 10 октября 2019 года.