РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 мая 2016 года город Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Щербаковой Н.В.,
при секретаре Щепотине П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-170/2016 по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Торгово-складская база «Каравай» к Управлению Росреестра по Тульской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,
установил:
ООО «Торгово-складская база «Каравай» обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований на то, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 17763 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: <данные изъяты>, адрес объекта: <адрес>.
Полагает, что утвержденная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ является необоснованно завышенной, что затрагивает права и обязанности общества как налогоплательщика.
С целью определения рыночной стоимости земельного участка ООО «Торгово-складская база «Каравай» обратилось в ООО . В соответствии с отчетом об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным ООО , рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>.
Данный отчет получил положительное экспертное заключение Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», членом которой является оценщик З. ООО , № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.
Представитель административного истца ООО «Торгово-складская база «Каравай» по доверенности ФИО1 в судебном заседании административное исковое заявление поддержала по тем же основаниям, просила суд разрешить заявленные требования к ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его филиала по Тульской области.
Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном ранее суду возражении ссылался на то, что ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области не оспаривает заявленные административным истцом требования и просит вынести решение на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном ранее суду возражении ссылался на то, что Управление Росреестра по Тульской области не оспаривает заявленные административным истцом требования ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, в том числе размеру рыночной стоимости.
Исходя из положений части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей административных ответчиков.
Выслушав объяснения представителя административного истца ООО «Торгово-складская база «Каравай» по доверенности ФИО1, исследовав письменные доказательства по делу, допросив специалиста З., суд приходит к следующему.
На основании части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно части 5 статьи 4 указанного Закона сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 того же Закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости, в числе иных сведений, вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «Торгово-складская база «Каравай» является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 17763 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: <данные изъяты>, адрес объекта: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности № от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Исходя из положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец, как собственник вышеупомянутого земельного участка, относится к числу налогоплательщиков земельного налога.
В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения налоговая база по уплате земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая, в свою очередь, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением правительства Тульской области от 18.12.2012 года № 715 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы, определенные по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из сообщения ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, спорный земельный участок был впервые сформирован и поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем не вошел в сформированный постановлением правительства Тульской области от 18.12.2012 года № 715 перечень объектов недвижимости, подлежащих массовой государственной кадастровой оценке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Кадастровая стоимость данного земельного участка, составляющая <данные изъяты>., внесена в государственный кадастр недвижимости на основании акта определения кадастровой стоимости без номера от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного органом кадастрового учета в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 г. № 222, путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости – <данные изъяты>. за кв.м, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 18.12.2012 года № 715 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы», на площадь данного земельного участка.
Вышеуказанная кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и внесена в государственный кадастр недвижимости.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
С целью определения рыночной стоимости указанного земельного участка административный истец обратился в ООО .
В соответствии с отчетом об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным ООО , рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ№ заявление административного истца ООО «Торгово-складская база «Каравай» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости названного объекта недвижимости отклонено.
Давая оценку данному отчету оценщика от ДД.ММ.ГГГГ№ в соответствии с правилами ст. 84 КАС РФ, суд принимает во внимание следующее.
Указанный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Оценщик произвел осмотр объекта оценки для установления количественных и качественных характеристик объекта, изучения его фактического состояния, получения иной информации об объекте оценки. Оценщик произвел анализ отраслевых и локальных рынков земельных участков Тульской области, а также ценообразующих факторов, оказывающих влияние на стоимость объекта оценки. При проведении оценки земельного участка оценщиком использован сравнительный подход с применением метода сравнения продаж как наиболее полно учитывающего цель оценки и обеспеченного исходной информацией, при этом отказ от затратного и доходного подходов в отчете полностью обоснован.
Применяя сравнительный подход, оценщик выбрал пять аналогов - земельных участка, предложенных к продаже в достаточно приближенный период к дате оценки в городе Туле. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости. Выбор земельных участков, отличающихся от оцениваемого земельного участка по площади, на обоснованность отчета не влияет, поскольку оценщиком проведена корректировка по данным элементам сравнения, а также применены корректировки на местоположение, условия рынка, физические характеристики. Отказ от проведения корректировок по другим аспектам в отчете также аргументирован и сомнений не вызывает.
Соответствие отчета об оценке требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено представленным в суд положительным экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», членом которой является оценщик З. ООО , №. Выводы, сделанные оценщиком о величине рыночной стоимости объекта оценки, признаны обоснованными, Общероссийская общественная организация «Российское общество оценщиков» подтвердила стоимость объекта оценки, определенную оценщиком З.
При таких обстоятельствах суд признает достоверной величину рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> для установления кадастровой стоимости.
О несогласии с вышеупомянутыми доказательствами административным ответчиком в процессе судебного разбирательства не заявлялось. С ходатайством о назначении судебной экспертизы в целях проверки правильности определения рыночной стоимости спорного земельного участка указанное лицо не обращалось.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с положениями ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Как следует из акта определения кадастровой стоимости без номера от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного органом кадастрового учета, сведения о спорном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ
На ту же дату определена и рыночная стоимость указанного земельного участка в размере <данные изъяты> в отчете об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным ООО .
Иных доказательств, свидетельствующих о том, что на дату установления кадастровой стоимости земельного участка – ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость находящегося в собственности у административного истца земельного участка являлась иной, чем отражено в исследованном судом отчете, в процессе судебного разбирательства, как это требуется в соответствии с положениями статей 14, 59 КАС РФ, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного сомневаться в достоверности и правильности выводов, изложенных в отчете об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным ООО , у суда не имеется.
Анализ собранных по делу доказательств в их совокупности свидетельствует о том, что определенная в отчете об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным ООО , рыночная стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, значительно ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка в размере <данные изъяты>., что затрагивает права административного истца как налогоплательщика.
То обстоятельство, что установленная кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке, не свидетельствует о его недостоверности, поскольку в нормативных правовых актах не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимости.
При таких данных, исходя из приведенных выше норм материального права, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость указанного земельного участка может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчета об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным ООО , а заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
В силу части 4 статьи 38 КАС РФ по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов в размере рыночной административным ответчиком является государственный орган или орган местного самоуправления, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости, в связи с чем, заявленные ООО «Торгово-складская база «Каравай» требования подлежат удовлетворению к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования (снятием с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости. В п. 11 ч. 2 ст. 7 Закона № 221-ФЗ в качестве таких сведений указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Частью 4 ст. 16 Федерального Закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ установлено, что учет изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда.
С учетом изложенного и исходя из положений статьи 4, пункта 11 части 2 статьи 7, статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» настоящее решение является основанием для внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о вышеупомянутой рыночной стоимости спорного земельного участка в качестве его новой кадастровой стоимости.
Поскольку, исходя из положений глав 10, 25 КАС РФ, удовлетворение заявленных требований сводится к реализации в судебном порядке права последних на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается участвующими в деле административными ответчиками ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы, понесенные административным истцом при подаче административного искового заявления в суд, относятся на административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Торгово-складская база «Каравай» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 17763 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: <данные изъяты>, адрес объекта: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты>.
В целях налогообложения и внесения соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков в государственный кадастр недвижимости датой подачи ООО «Торгово-складская база «Каравай» административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка является день обращения указанного лица в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий