Дело № 3а-173/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 03 сентября 2019 г.
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ночевника С.Г.,
при секретаре Епифанцевой Н.В.
с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «К1» о признании недействующим постановление Правительства Ленинградской области от 28 декабря 2018 года № 523 «Об утверждении изменений в Генеральный план муниципального образования «Колтушское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области»,
установил:
28.12.2018 постановлением Правительства Ленинградской области № 523 «Об утверждении изменений в Генеральный план муниципального образования «Колтушское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» (далее – Постановление № 523) утверждены изменения в Генеральный план муниципального образования «Колтушское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее – генеральынй план МО «Колтушское СП») согласно приложению к настоящему постановлению.
Согласно ч.3 приложения к Постановлению №523 генеральный план МО «Колтушское СП» дополнен картами, в том числе, картой функциональных зон поселения (Приложение 1) и картой границ д.Хязельки (Приложение 25).
18.01.2019 Постановление № 523 опубликовано на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.
ООО «К-1» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании Постановления № 523 недействующим с момента принятия указав, что оспариваемым нормативным правовым актом исключены из границ населенного пункта д.Хязельки принадлежащие ООО «К-1» на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами № и №. Постановление № 523 противоречит генеральному плану д.Хязельки, утвержденному решением совета депутатов МО «Колтушское СП» от 20.11.2008 № 36 и согласно ФГИС ТП имеющим статус «действующий», а также, проекту изменений в генеральный план МО «Колтушское СП», размещенному в ФГИС ТП 27.06.2016, Правилам землепользования и застройки МО «Колтушское СП», утвержденным решением советом депутатов МО «Колтушское СП» от 26.06.2013 № 36, Проекту планировки и межевания западной части д.Хязельки, утвержденному решением комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 29.01.2016 № 10, сведениям публичной кадастровой карты. При принятии оспариваемого нормативного акта нарушена процедура, поскольку отказ в согласовании проекта внесения изменений в генеральный план направлен за пределами установленного срока. Кроме того, по проекту внесения изменений в генеральный план были повторно проведены публичные слушания. В нарушении ст.7 Земельного кодекса РФ земельным участкам не определена категория земель. Земельные участки исключены из границ населенного пункта в связи с отнесением к землям двойного учета (земли населенных пунктов и земли лесного фонда). Однако, в соответствии с картой функциональных зон поселения (Приложение 1) земельные участки отнесены к зоне С1 «зона сельскохозяйственных угодий», что подтверждает отсутствие на земельных участках каких-либо земель лесного фонда. Поскольку земельные участки административного истца являются смежными с земельными участками расположенными в границах д.Хязельки, то в соответствии с п.19 ст.24 Градостроительного кодекса РФ они подлежали включению в границы д.Хязельки.
В письменных возражениях административного ответчика Правительства Ленинградской области указано, что заявленные административным истцом требования не подлежат удовлетворению. Действующее законодательство не содержит запрета на проведение повторных публичных слушаний. В ходе подготовки проекта генерального плана было установлено, что в отношении земельных участков ООО «К1» имеется наложение на земли лесного фонда (квартал 48 Всеволожского участкового лесничества Всеволожского лесничества). Указанное наложение подтверждается информацией из государственного лесного реестра и свидетельством о государственной регистрации права собственности РФ. Спорные земельные участки отнесены к лесным участкам из категории земель лесного фонда, принадлежность этой территории РФ до настоящего времени не изменена, сведения в отношении данных участков из лесного реестра не исключены. Имеет место двойной учет земельного и лесного участка. Разрешение вопроса о правах на земельные участки выходит за пределы компетенции как органа местного самоуправления, разработавшего проект генерального плана, так и органа власти субъекта РФ, утвердившего генеральный план. Утверждение проекта изменений в генеральный план с учетом включения спорных территорий в границы населенного пункта нарушает права РФ и при отсутствии согласования Рослесхоза является безусловным основанием для отмены правового акта.
В письменном отзыве заинтересованного лица Рослесхоза указано, что в 2016 году Рослесхозом был рассмотрен и не согласован проект внесения изменений в генеральный план МО «Колтушское СП». Из проекта следовало, что в существующих границах населенных пунктов есть земли, имеющие двойной учет, и в проектируемые границы населенных пунктов входят земельные участки, имеющие двойной учет. Включение земельных участков двойного учета в границы поселений без исследования всех обстоятельств и без согласования с уполномоченным органом государственной власти является нарушением федерального законодательства и нарушает права РФ. До разрешения спора о праве на земельные участки, не имеется оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта не действующим. Спор о праве на земельные участки не может быть разрешение в рамках настоящего дела. В удовлетворении заявленных ООО «К1» требованиях следует отказать.
В письменных объяснениях заинтересованного лица комитета по природным ресурсам Ленинградской области указано, что земельные участки с кадастровыми номерами № и № имеют пересечения с землями лесного фонда (квартал № Всеволожского сельского участкового лесничества Всеволожского лесничества). Это свидетельствует о двойном учете земельного и лесного участка. Поскольку в ЕГРН внесены сведения о государственной регистрации, как права собственности истца на спорные земельные участки, так и права собственности Российской Федерации на лесной участок, то указанное противоречие в сведениях ЕГРН не может быть устранено с применением положений Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ. Спор о праве на земельные участки не может быть разрешен в рамках настоящего спора. Представленные административным истцом материалы не содержат документов о переводе лесных участков в земли иных категорий или документов, подтверждающих законное прекращение права собственности Российской Федерации на лесные участки.
В письменном отзыве заинтересованного лица комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области указано, что действие оспариваемого нормативного правового акта не направлено на нарушение прав ООО «К1». Правительство Ленинградской области отказало в согласовании проекта внесения изменений в генеральный план после истечения установленного срока. Наличие отрицательного заключения на проект генерального плана не является основанием для признания его согласованным и влечет инициирование процедуры создания согласительной комиссии. По результатам работы согласительной комиссии проект изменений в генеральный план был откорректирован. Из него исключены земельные участки, в отношении которых выявлено несоответствие между материалами государственного кадастра недвижимости и государственного лесного реестра до решения вопроса о принадлежности таких земельных участков. Рассмотрение проекта изменений в генеральный план на публичных слушаниях, после корректировки проекта изменений в генеральный план по результатам согласований, не ущемляет права и законные интересы юридических лиц и граждан. Факт нахождения земельных участков административного истца на землях двойного учета не является основанием для признания генерального плана недействительным.
Заинтересованное лицо администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (далее – МО «Всеволожский район») в письменном отзыве указало, что возражает против удовлетворения заявленных требований. Утвержденный решением совета депутатов МО «Колтушское СП» от 20.11.2008 № 36 генеральный план д.Хязельки по составу и содержанию не соответствует ст.23 ГрК РФ и не был согласован в соответствии с требованиями статей 24, 25 ГрК РФ. Указанный документ не является документом территориального планирования и не имеет юридической силы для установления границы населенного пункта и функционального зонирования д.Хязельки. Генеральным планом МО «Колтушское СП» признан генеральный план Разметелевского сельского поселения. Согласно генеральному плану МО «Колтушское СП» границы д.Хязельки не установлены, в связи с чем отсутствуют основания для изменения категории земель земельных участков с кадастровыми номерами № и №. На дату принятия решения о подготовке проекта изменений в генеральный план сведения о границах д.Хязельки в ЕГРН не были внесены, земельный участок с кадастровым номером № имел категорию земель земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Повторные публичные слушания назначены в связи с внесением значительных изменений в проект изменений в генеральный план. В связи с принятием решения об исключении из проекта изменений в генеральный план материалов по несогласованным вопросам, прежде всего по землям двойного учета, земельные участки ООО «К1» исключены из проекта изменений в генеральный план. В настоящее время в отношении указанных земельных участков генеральный план не утвержден. В рамках утверждения изменений в генеральный план МО «Колтушское СП» не принималось решений об исключении спорных земельных участков из границ населенного пункта д.Хязельки. Генеральный план не препятствует ООО «К1» использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
В письменном отзыве заинтересованного лица Благотворительного фонда «Под Покровом Царицы Небесной» указано, что требования административного истца подлежат удовлетворению, так как никаких правовых актов по отмене генерального плана МО «Колтушское СП» применительно к д.Хязельки не принималось. С учетом указанного генерального плана был подготовлен проект планировки западной части д.Хязельки. В Ленинградском областном суде в судебном заседании по административному делу № 3а-53/2018 комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области представил данный генеральный план в качестве действующего документа. Тем самым комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области и Ленинградский областной суд подтвердили действие генерального плана МО «Колтушское СП» применительно к д.Хязельки. Принимая во внимание, что отрицательных заключений на проект изменений в генеральный план до 01.10.2016 не поступило, то генеральный план должен был быть направлен на утверждение в Правительство Ленинградской области в редакции, размещенной в ФГИС ТП. Создание вместо этого согласительной комиссии незаконно. Наложение земельного участка с кадастровым номером № на земельные участки административного истца отсутствует как на данный момент, так и не может быть в будущем.
В судебном заседании представитель административного истца и заинтересованного лица Благотворительного фонда «Под Покровом Царицы Небесной» ФИО1 настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании просила в удовлетворении административного искового заявления отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Указала, что оспариваемым нормативным правовым актом впервые установлены границы д.Хязельки. Генеральный план д.Хязельки 2008 года принят с нарушением требований Градостроительного кодекса РФ.
Представитель заинтересованного лица комитета по природным ресурсам Ленинградской области ФИО3 возражала против удовлетворения административного искового заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица МО «Всеволожский район» ФИО4 указала об отсутствие оснований для удовлетворения административных требований.
Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованных лиц, заслушав заключение прокурора Чигаркиной Е.Н. о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных административным истцом требований, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.15 ст.25 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
Судом установлено, что 05.10.2007 за ООО «К1» зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровый номером № по адресу: <адрес>. Категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Решением совета депутатов МО «Колтушское СП» от 20.11.2008 № 36 «Об утверждении генерального плана д.Хязельки муниципального образования «Колтушское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» утвержден генеральный план д.Хязельки в границах территории площадью 187,9 гектар согласно Приложениями 1 и 2 к решению.
Согласно Приложениям 1 «Генеральный план» и 2 «Схема землепользования», земельный участок с кадастровым номером № вошел в проектируемые границы д.Хязельки и отнесен к территории жилых зон: застройки односемейными индивидуальными отдельно стоящими блокированными (таунхаузы) и малоэтажными многоквартирными жилыми домами.
Решением совета депутатов МО «Колтушское СП» от 30.04.2013 № 29 внесены изменения в решение от 20.11.2008 № 36 и п.1 решения изложен в следующей редакции: «Утвердить генеральный план МО «Колтушское сельское поселение» применительно к д.Хязельки в границах территории площадью 187,9 гектар согласно Приложениям №№ 1,2 к настоящему решению».
В кадастровом паспорте от 22.09.2009 на земельный участок с кадастровым номером № указано, что весь земельный участок отнесен к категории земель – земли населенных пунктов с видом разрешенного использования – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Распоряжением комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 29.01.2016 № 10 утвержден проект планировки и проект межевания, градостроительные планы земельных участков в составе проекта межевания территории площадью 56,3 га западной части д.Хязельки МО «Колтушское СП».
Согласно проектам планировки и межевания территория, для которой разработан проект планировки, расположена в западной части д.Хязельки и сформирована, в том числе, земельными участками с кадастровыми номерами № и №.
В результате раздела земельного участка с кадастровым номером № образован, в том числе, земельный участок с кадастровым номером №.
23.12.2016 принадлежащему ООО «К1» на праве собственности земельному участку площадью 46221 кв.м. по адресу: <адрес> присвоен кадастровый №. Категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Следовательно, до принятия оспариваемого нормативного акта земельные участки с кадастровыми номерами № и № входили в границы д.Хязельки и относились к категории земель – земли населенных пунктов.
Из приложения 25 «Карта границ д.Хязельки» к Постановлению № 523 следует, что вышеуказанные земельные участки находятся за границами населенного пункта д.Хязельки.
Поскольку в результате принятия Постановления № 523 земельные участки административного истца исключены из границ населенного пункта, что свидетельствует о нарушении прав административного истца на использование земельных участков с ранее установленной категорий земель и ранее определенной функциональной зоной, то административным истцом доказан факт нарушения своих прав оспариваемым нормативным правовым актом только в отношении исключения указанным актом из границ населенного пункта д.Хязельки земельных участков с кадастровыми номерами № и №.
Проверяя полномочия административного ответчика на принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из того, что областным законом Ленинградской области от 07.07.2014 N 45-оз «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области» с 01.01.2015 к полномочиям Правительства Ленинградской области отнесено утверждение генеральных планов поселений и внесение в них изменений.
Порядок рассмотрения в Администрации Ленинградской области проектов документов территориального планирования муниципальных образований Ленинградской области, проектов изменений в документы территориального планирования муниципальных образований Ленинградской области, представляемых на утверждение в Правительство Ленинградской области, утвержден постановлением Правительства Ленинградской области от 16.03.2015 N 68 (далее – Порядок рассмотрения).
Согласно п.4.2 Порядка рассмотрения, изменения в документ территориального планирования муниципального образования утверждаются постановлением Правительства Ленинградской области.
Следовательно, оспариваемый нормативный акт принят административным ответчиком в пределах своих полномочий и в установленной форме, что административным истцом не оспаривается.
Согласно ч.17 ст.24 ГрК РФ внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса.
Исходя из положений ст.24 ГрК РФ решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа. Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц. При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса.
В ч.2 ст. 25 ГрК РФ перечислены случаи, когда проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ.
Частью 7 статьи 25 ГрК РФ определено, что согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением или городским округом, органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения), осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.
После истечения срока, установленного частью 7 настоящей статьи для согласования проекта генерального плана, подготовка заключений на данный проект не осуществляется, он считается согласованным с органами, указанными в части 7 настоящей статьи (ч.8 ст.25 ГрК РФ).
Согласно частей 9,10 ст.25 ГрК РФ заключения на проект генерального плана могут содержать положения о согласии с таким проектом или несогласии с таким проектом с обоснованием причин такого решения. В случае поступления от одного или нескольких указанных в части 7 настоящей статьи органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, глава местной администрации поселения, глава местной администрации городского округа в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования проекта генерального плана принимают решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать три месяца.
Судом установлено, что решением совета депутатов МО «Колтушское СП» от 20.11.2008 № 36 «Об утверждении генерального плана д.Хязельки муниципального образования «Колтушское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» утвержден генеральный план д.Хязельки.
Областным законом Ленинградской области от 06.06.2013 N 32-оз «Об объединении муниципальных образований Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области и Разметелевское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» объединены Колтушское и Разметелевское сельские поселения и вновь образованное муниципальное образование наделено статусом сельского поселения - Колтушское сельское поселение.
Решением совета депутатов МО «Колтушское СП» от 04.08.2014 № 67 «О Генеральном плане муниципального образования Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» генеральный план муниципального образования Разметелевское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области, утвержденный решением совета депутатов муниципального образования Разметелевское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области № 29 от 11.07.2013 признан генеральным планом МО «Колтушское СП».
11.08.2014 администрацией МО «Колтушское СП» издано постановление № 252 «О подготовке предложений по внесению изменений в «Генеральный план муниципального образования Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области», в том числе применительно к д.Хязельки.
22.09.2014 постановлением главы МО «Колтушское СП» № 7 «О назначении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный муниципального образования Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» установлены дата, время и место проведения публичных слушаний.
11.10.2014 составлен протокол № публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план МО «Колтушское СП», проведенных в д.Хязельки.
В ходе публичных слушаний от ООО «К1», как собственника земельных участков с кадастровыми номерами №, №, поступило предложение внести исправления в схему планируемых границ функциональных зон в отношении указанных земельных участков путем изменения зоны Ж3 на Ж4 или путем введения дополнительной зоны Ж3.1 (до 5 этажей включительно)
18.09.2014 администрация МО «Колтушское СП» направила председателю Правительства Ленинградской области уведомление об обеспечении доступа к проекту изменений в Генеральный план МО «Колтушское СП».
06.11.2014 главой администрации МО «Колтушское СП» утверждено заключение о результатах проведения публичных слушаний по обсуждению проекта внесения изменений в генеральный план. В отношении предложения ООО «К1» указано, что в зоне малоэтажной жилой застройке допускается размещение среднеэтажных жилых дома, что отражается не в генеральном плане, а в Правилах землепользования и застройки.
Губернатором Ленинградской области подписано сводное заключение об отказе в согласовании проекта внесения изменений в генеральный план МО «Колтушское СП».
В заключение об отказе в согласовании от 31.10.2014 комитета по природным ресурсам Ленинградской области указано на необходимость корректировки на картографических материалах границы земель лесного фонда, в частности, земельных участков, имеющих двойной учет.
14.01.2015 распоряжением администрации МО «Колтушское СП» № 01 создана согласительная комиссия по урегулированию замечаний, послуживших основанием для подготовки заключения об отказе в согласовании проекта внесения изменений в генеральный план МО «Колтушское СП».
31.12.2015 постановлением администрации МО «Колтушское СП» № 1209 постановлено доработать материалы проекта внесения изменений в генеральный план МО «Колтушское СП» с учетом результатов работы согласительной комиссии по урегулированию замечаний, послуживших основанием для подготовки заключения об отказе в согласовании проекта внесения изменений в генеральный план МО «Колтушское СП».
В справке об изменениях и дополнениях материалов проекта внесения изменений в генеральный план МО «Колтушское СП», на заключение комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 31.10.2014, указано, что замечание относительно необходимости корректировки на картографических материалах границы земель лесного фонда, в частности, земельных участков, имеющих двойной учет, учтено и в проект будут внесены изменения.
29.06.2016 администрация МО «Колтушское СП» уведомила Губернатора Ленинградской области об обеспечении доступа к проекту внесения изменений в генеральный план МО «Колтушское СП» и материалам по его обоснованию в ФГИС ТП с 27.06.2019.
Уведомление об обеспечении доступа к проекту внесения изменений в генеральный план МО «Колтушское СП» поступило в Правительство Ленинградской области 01.07.2016.
17.10.2016 Губернатором Ленинградской области в администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» направлено сводное заключение об отказе в согласовании проекта «Внесение изменений в генеральный план МО «Колтушское СП».
17.11.2016 постановлением администрации МО «Всеволожский район» № 2876 создана согласительная комиссия по урегулированию замечаний, послуживших основанием для подготовки заключения об отказе в согласовании проекта внесения изменений в генеральный план МО «Колтушское СП».
В справке об изменениях и дополнениях, внесенных в материалы проекта изменений генерального плана МО «Колтушское СП» по замечаниям органов исполнительной власти Ленинградской области, отражено заключение комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 04.08.2016 о необходимости отображения в проекте участков, занятых сельскими лесами, как земель лесного фонда, и указано, что данные участки отмечены как земли двойного подчинения.
07.06.2018 главой МО «Всеволожский район» издано распоряжение № 41-04 о проведении публичных слушаний по проекту изменений в генеральный план МО «Колтушское СП».
29.06.2018 проведены публичные слушания в д.Хязельки на которых разработчиком проекта внесения изменений в генеральный план до граждан доведена информация о том, что земельные участки со статусом земель - земли населенных пунктов, на которые накладываются границы земель лесного фонда, исключены из проекта.
24.07.2018 составлено заключение о результатах публичных слушаний в котором отражено замечание ООО «К1» об обеспечении нахождения земельных участков с кадастровыми номерами № и № в границах д.Хязельки и указано, что данный вопрос подлежит согласованию в порядке, определенном п.20 ст.24 ГрК РФ, после чего возможно внесение соответствующих изменений в генеральный план.
В справке об изменениях, внесенных в проект изменений в генеральный план МО «Колтушское СП» по итогам публичных слушаний, отражены замечания граждан и юридических лиц в отношении территорий, исключенных из проекта изменений в генеральный план в связи с отнесением их к землям двойного учета, и указано, что изменения будут внесены в порядке определенном п.20 ст.24 ГрК РФ.
12.10.2018 проект изменений в генеральный план МО «Колтушское СП» направлен администрацией МО «Всеволожский район» Губернатору Ленинградской области для согласования.
25.12.2018 главе администрации МО «Всеволожский район» направлено сводное заключение о согласовании проекта изменений в генеральный план МО «Колтушское СП».
25.12.2018 администрация МО «Всеволожский район» направила председателю комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области на утверждение проект изменений в генеральный план МО «Колтушское СП».
Следовательно, процедура принятия оспариваемого нормативного правого акта административным ответчиком соблюдена.
Довод административного истца о не направлении в установленный ч.7 ст.25 ГрК РФ срок сводного заключения, что свидетельствует о согласовании проекта изменений в генеральный план МО «Колтушское СП», судом оценивается критически, поскольку отрицательные заключения органов исполнительной власти Ленинградской области на проект изменений в генеральный план МО «Колтушское СП» подготовлены в установленный срок.
Задержка направления сводного заключения об отказе в согласовании проекта изменений в генеральный план МО «Колтушское СП», при наличии отрицательных заключений органов исполнительной власти Ленинградской области, не свидетельствует о нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Поскольку по результатам работы согласительной комиссии проект изменений в генеральный план подвергся корректировки, то администрация МО «Всеволожский район» обоснованно приняла решение о необходимости проведения публичных слушаний по откорректированному проекту изменений в генеральный план.
Вопросы, связанные с официальным опубликованием и вступлением в силу правовых актов Ленинградской области урегулированы областным законом Ленинградской области от 11.12.2007 N 174-оз «О правовых актах Ленинградской области»,
Согласно ст.8 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 N 174-оз «О правовых актах Ленинградской области» правовой акт Ленинградской области считается официально опубликованным, если он был размещен (опубликован) в полном объеме на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") (www.lenobl.ru).
Принятое 28.12.2018 Постановление № 523 опубликовано на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru 18.01.2019.
Следовательно, порядок опубликования оспариваемого нормативного правового акта административным ответчиком соблюден, что административным истцом не оспаривается.
Проверяя соответствие содержания Постановления № 523 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из того, что перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном данным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (ст.8 Земельного кодекса РФ).
Согласно п.1 ч.1 ст.84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Содержание генерального плана поселения установлено статьей 23 ГрК РФ.
В соответствии с ч.5.1 ст.23 ГрК РФ обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов.
Согласно п.7 ч.7 ст.23 ГрК РФ составной частью материалов по обоснованию проекта генерального плана является перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.
Судом установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами № и № изначально входили в составе земельного участка с кадастровым номером № с категорией земель – земли сельскохозяйственного использования и видом разрешенного использования – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Утвержденным в 2008 году генеральным планом д.Хязельки, вышеуказанные земельные участки включены в границы населенного пункта д.Хязельки. Сведения о категории земель данных участков – земли населенных пунктов, внесены в ЕГРН.
Довод административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что решение совета депутатов МО «Колтушское СП» от 20.11.2008 № 36 «Об утверждении генерального плана д.Хязельки муниципального образования «Колтушское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» принято с нарушением требований ГрК РФ и является недействующим, судом отклоняется, поскольку в установленном процессуальным законом порядке указанное решение с момента его принятия ни административным ответчиком, ни заинтересованными лицами не оспаривалось.
Напротив, Правительство Ленинградской области руководствовалось генеральным планом д.Хязельки при принятии решений о включении земельных участков в границы населенного пункта деревня Хязельки (распоряжение Правительства Ленинградской области от 14.01.2009 N 1-р).
Следовательно, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта земельные участки с кадастровыми номерами № и № входили в границы населенного пункта д.Хязельки и относились к категории земель – земли населенных пунктов.
Судом установлено, что 25.02.2005 в ЕГРН внесена запись о регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок Кировского лесничества, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь 2285014700 кв.м., адрес объекта: <адрес>, в том числе, <адрес>. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно картам-схемам расположения и границ лесных участков границы земельного участка с кадастровым номером № имеют пересечение с границами выделов 3,5,22 квартала № Всеволожского сельского участкового лесничества Всеволожского лесничества, а границы земельного участка с кадастровым номером № пересекают границы выдела 2 квартала № Всеволожского сельского участкового лесничества Всеволожского лесничества.
На карте ГП-4 «Карта существующего использования территории с отображением границ земель различных категорий» материалов по обоснованию изменений в генеральный план земельные участки с кадастровыми номерами № и № отображены в границах д.Хязельки, но частично отнесены к категории земель – «земли населенных пунктов» и частично отмечены как «земли, имеющие двойной учет» - по свидетельству о праве собственности РФ на лесные участки – земли лесного фонда, по данным ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов.
На карте ГП-5 «Карта планируемого использования территории с отображением границ земель различных категорий» материалов по обоснованию изменений в генеральный план земельные участки с кадастровыми номерами № и № отображены за пределами границы д.Хязельки и частично отнесены к категории земель – «земли населенных пунктов», а частично отмечены как «земли, имеющие двойной учет»
Согласно примечаниям на картах ГП-4 и ГП-5, изменение целевого назначения (функционального использования) земель, имеющих двойной учет, возможно только при наличии судебного решения об отнесении участков к определенной категории земель.
Утвержденная Постановлением № 523 карта ГП-2 «Карта функциональных зон поселения» содержит примечание о том, что функциональное зонирование территории на земельных участках, имеющих двойной учет, не отображено. Земельные участки, имеющие двойной учет, - это те участки, на которые с одной стороны имеется свидетельство о праве собственности Российской Федерации на земли лесного фонда, а с другой стороны имеются свидетельства о собственности как на земли населенных пунктов, земли промышленности, так и на земли сельскохозяйственного назначения. Применение функционального зонирования на данных участках возможно только после решения суда об отнесение участков к той или иной категории земель.
Согласно утвержденной оспариваемым нормативным актом карте ГП-47 «Схема границ д.Хязельки» земельные участки административного истца находятся за пределами границы д.Хязельки.
Таким образом, земельные участки административного истца исключены из состава земель населенного пункта, без присвоения какой-либо категории земель. При этом, в текстовой части Постановления № 523 не указано об изменении границ населенного пункта д.Хязельки.
Поскольку из текстовой части генерального плана не исключены земельные участки из состава населенного пункта д.Хязельки и отображены в графической части изменений генерального плана без указания категории земель, к которым они относится, то нормативный акт в оспариваемой части признается судом не соответствующим требованиям статьи 23 ГрК РФ, как не отвечающий критерию правовой определенности и допускающий его неоднозначное толкование.
Между тем, закрепленный в статье 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства всех перед законом и судом, может быть обеспечен лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения и к злоупотреблениям правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями, а значит - к нарушению названного принципа.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь ст.215 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п.38 Постановления от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», приходит к выводу о признании недействующими Постановления № 523 со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «К1» удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Ленинградской области от 28 декабря 2018 года № 523 «Об утверждении изменений в Генеральный план муниципального образования «Колтушское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области», в той мере, в которой земельные участки с кадастровыми номерами № и № исключены из границ населенного пункта д.Хязельки без установления категории земель.
В удовлетворении остальной части заявленных обществом с ограниченной ответственностью «К1» административных требований отказать.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья С.Г. Ночевник
Решение в окончательной форме изготовлено 09 сентября 2019 года.