Дело № 3А-173/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 августа 2016 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Дорошковой М.В.,
с участием представителя Совета депутатов Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края ФИО1, прокурора Моргуна О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-173/2016 по административному иску Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим в части Решение Совета депутатов Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 21 декабря 2011 года № 23-79р «Об утверждении генерального плана Мининского сельсовета Емельяновского района»,
У С Т А Н О В И Л:
Решением Совета депутатов Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 21 декабря 2011 года № 23-79р (далее - Решение Совета депутатов Мининского сельсовета от 21 декабря 2011 года № 23-79р) утвержден генеральный план Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края (далее - Генеральный план).
Указанное решение опубликовано в периодическом печатном издании «Мининский вестник» от 29 декабря 2011 года № 52.
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось с административным иском о признании недействующим в части Решение Совета депутатов Мининского сельсовета от 21 декабря 2011 года № 23-79р, мотивируя тем, что по результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенного пункта, определенных основным чертежом Генерального плана, установлено включение в границы Мининского сельсовета Емельяновского района, лесных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных на землях лесного фонда: Красноярский край, Емельяновский район, Емельяновского и Мининского лесничеств.
Указанные лесные участки являются ранее учтенными объектами недвижимости с границами определенными материалами лесоустройства.
При издании оспариваемого решения, согласование проекта соответствующего документа территориального планирования муниципального образования в части включения в границы населенного пункта лесных участков из состава земель лесного фонда с Рослесхозом не обеспечено. Письмом от 02 апреля 2013 года Рослесхоз проинформировал Минрегион России и Минприроды России о несогласовании проекта схемы территориального планирования Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края.
В этой связи, по мнению административного истца, оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации».
Несоблюдение установленной процедуры согласования с собственником земель лесного фонда - Российской Федерации в лице Рослесхоза перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов при установлении либо изменении границ населенных пунктов влечет признание таких нормативных правовых актов не соответствующими требованиям федерального законодательства и недействующими.
Принятие решения представительным органом местного самоуправления, предусматривающего включение в границы Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края лесных участков из состава земель лесного фонда и, соответственно, устанавливающего иное целевое назначение и иной правовой режим указанных земель, препятствует осуществлению собственником Российской Федерацией функций управления землями лесного фонда, выполнению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, а также передачи указанных земельных участков в пользование в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации, чем нарушаются права собственника Российской Федерации и лиц, использующих леса.
Просит признать недействующим со дня принятия Решение Совета депутатов Мининского сельсовета от 21 декабря 2011 года № 23-79р в части включения в границы Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Красноярский край, Емельяновский район, Емельяновского и Мининского лесничеств, а именно:
п. Минино - Емельяновское лесничество:
- <данные изъяты>;
- <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Внести изменения в государственный кадастр недвижимости и указать границы населенных пунктов п. Минино, п. Каменный Яр, п. Снежница Мининского сельсовета Емельяновского района по границам соприкосновения с границами вышеуказанных лесных участков Мининского, Емельяновского (Совхоз «Элита») участковых лесничеств Емельяновского лесничества, Крутокачинского и Мининского участковых лесничеств Мининского лесничества Красноярского края.
Определением Красноярского краевого суда от 09 августа 2016 года прекращено производство по делу в части требований о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости и об указании границы населенных пунктов п. Минино, п. Каменный Яр, п. Снежница Мининского сельсовета Емельяновского района по границам соприкосновения с границами лесных участков Мининского, Емельяновского (Совхоз «Элита») участковых лесничеств Емельяновского лесничества, Крутокачинского и Мининского участковых лесничеств Мининского лесничества Красноярского края.
Административный истец Рослесхоз, а также заинтересованные лица -Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг» (далее – ФГБУ «Рослесинфорг»), извещенные о времени и месте рассмотрения дела путем направления судебных извещений заказными письмами с уведомлением, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.
Представители заинтересованных - Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края ФИО2, действующая на основании доверенности, а также Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (далее – ТУ Росимущества в Красноярском крае) ФИО3, действующая на основании доверенности, представили письменные пояснения, в которых указали на обоснованность требований административного истца и просили рассмотреть дело в отсутствие представителей данных органов.
Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей Рослесхоза, Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра», ФГБУ «Рослесинфорг», Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, ТУ Росимущества в Красноярском крае, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, против чего представитель Совета депутатов Мининского сельсовета Емельяновского района ФИО1, действующая на основании доверенности, и прокурор Могун О.В. не возражали.
Представитель Совета депутатов Мининского сельсовета Емельяновского района ФИО1 просила оставить административный иск без рассмотрения по тем мотивам, что в производстве Емельяновского районного суда Красноярского края находится дело по административному иску прокурора Емельяновского района, одним из требований которого является оспаривание Решения Совета депутатов Мининского сельсовета Емельяновского района от 21 декабря 2011 года № 23-79р. Также указала на необоснованность требований Рослесхоза, ссылаясь на то, что оспариваемое решение не является нормативным правовым актом, поскольку данным решением был утвержден не генеральный план Мининского сельсовета, а проект указанного генерального плана.
Прокурор Моргун О.В. в своем заключении полагал административный иск подлежащим удовлетворению.
Оценив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 20 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, на земли населенных пунктов (подпункт 2), земли лесного фонда (подпункт 5).
Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1).
В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (часть 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
Порядок установления или изменения границ населенных пунктов определен статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации.
Установлением или изменением границ населенных пунктов в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации является утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (пункт 1).
Нарушение установленного данным Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3).
На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Таким образом, утверждение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границу населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением границ населенных пунктов, что в свою очередь является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 данного Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и, нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 (далее - Положение), является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
В соответствии с указанным Положением, Рослесхоз осуществляет рассмотрение проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции; до 1 января 2015 года согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда.
На момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований был регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований».
Таким образом, действующим законодательством установлена возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной собственности, исключительно по согласованию собственника - Российской Федерации в лице Рослесхоза, а, следовательно, решение об утверждении генерального плана населенного пункта, принятое без предусмотренного действующим законодательством согласования с Рослесхозом о включении в земли населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, ведет к нарушению норм действующего законодательства, в связи с чем должно признаваться недействующим.
Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Оспариваемое Решение Совета депутатов Мининского сельсовета от 21 декабря 2011 года № 23-79р было принято на внеочередной двадцать третьей сессии Мининского сельского Совета депутатов путем открытого голосования единогласно восемью присутствующими депутатами из десяти избранных депутатов, о чем указано в протоколе внеочередной двадцать третьей сессии Мининского сельского Совета депутатов от 21 декабря 2011 года, что соответствует Уставу Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края, принятому решением Мининского сельского Совета депутатов от 15 сентября 2003 года № 48-2Р (далее - Устав), и Регламенту Мининского сельского Совета депутатов, утвержденному решением Мининского сельского Совета депутатов от 27 декабря 2005 года № 24.
Решение Совета депутатов Мининского сельсовета от 21 декабря 2011 года № 23-79р было подписано Главой Мининского сельсовета, опубликовано 29 декабря 2011 года в периодическом печатном издании «Мининский вестник» от 29 декабря 2011 года № 52, являющемся в соответствии с Уставом источником официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления Мининского сельсовета, и в соответствии с пунктом 3 данного Решения вступило в силу со дня его официального опубликования –29 декабря 2011 года.
В соответствии с Уставом в состав территории муниципального образования Мининский сельсовет входят земли населенных пунктов – п. Минино, п. Снежница, п. Каменный Яр (статья 9).
До принятия оспариваемого решения, в газете «Емельяновские Веси» от 01 июля 2009 года № 26 был опубликован проект Генерального плана МО Мининский сельсовет, а также в поселках Минино, Снежница и Каменный Яр проведены публичные слушания по указанному проекту, о проведении которых были размещены объявления в выпусках газеты «Емельяновские Веси».
По результатам публичных слушаний приняты решения об утверждении проектов генеральных планов вышеуказанных поселков и проекта Генерального плана МО Мининский сельсовет, что оформлено протоколом от 15 июля 2009 года (п. Минино) и двумя протоколами от 10 августа 2009 года (п. Снежница и п. Каменный Яр).
Между тем, в судебном заседании установлено, что по результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенных пунктов п. Минино, п. Снежница и п. Каменный Яр, определенных основным чертежом Генерального плана, установлено включение в границы Мининского сельсовета Емельяновского района, лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Красноярский край, Емельяновский район, Емельяновского и Мининского лесничеств, а именно:
п. Минино - Емельяновское лесничество:
- <данные изъяты>
- <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Вышеприведенные обстоятельства подтверждаются выполненными ФГБУ «Рослесинфорг» схемами совмещения рабочих материалов лесоустройства с границами п. Минино, п. Снежница, п. Каменный Яр, реестром (перечнем) лесных участков Мининского и Емельяновского лесничеств, расположенных в границах Мининского сельсовета Емельяновского района (п. Минино, п. Снежница, п. Каменный Яр) с указанием номеров кварталов и площади наложения на земли лесного фонда.
Также указанные обстоятельства не оспаривались Советом депутатов Мининского сельсовета.
Лесные участки, включенные оспариваемым решением в границы Мининского сельсовета Емельяновского района, являются ранее учтенными объектами недвижимости с границами определенными материалами лесоустройства, относятся к категории земель лесного фонда и в силу закона (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации) являются федеральной собственностью, что также подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права на участки лесного фонда от <дата> площадь <данные изъяты>, от <дата> площадь <данные изъяты>.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось Советом депутатов Мининского сельсовета, при принятии оспариваемого решения проект Генерального плана Мининского сельсовета Емельяновского района в части включения в границы населенных пунктов (п. Минино, п. Снежница, п. Каменный Яр) вышеуказанных лесных участков из состава земель лесного фонда с Рослесхозом не согласовывался.
Письмом от 02 апреля 2013 года Рослесхоз проинформировал Минрегион России и Минприроды России о несогласовании проекта схемы территориального планирования Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края.
При изложенных обстоятельствах, оспариваемое решение об утверждении Генерального плана в части включения в границы Мининского сельсовета Емельяновского района лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, противоречит вышеприведенным положениям действующего законодательства, поскольку оно принято без предусмотренного законодательством согласования с Рослесхозом, в связи с чем данное решение в указанной части подлежит признанию недействующим с момента его принятия.
Также суд полагает обязать Совет депутатов Мининского сельсовета опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
Доводы представителя Совета депутатов Мининского сельсовета о том, что оспариваемое не является нормативным правовым актом, мотивированные ссылкой на то, что данным решением был утвержден не генеральный план Мининского сельсовета, а проект указанного генерального плана, не могут быть приняты во внимание.
Решение Совета депутатов Мининского сельсовета от 21 декабря 2011 года № 23-79р было принято по предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, а также Уставом Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края и Регламентом Мининского сельского Совета депутатов процедуре принятия представительным органом местного самоуправления нормативного правового акта, которым утверждается генеральный план (за исключением процедуры согласования с Рослесхозом), а именно: принятие решения о проведении публичных слушаний по проекту генерального плана; опубликование данного решения вместе с проектом генерального плана, проведение публичных слушаний и т.д., включая опубликование оспариваемого решения, которое именуется «Об утверждении генерального плана Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края».
Оспариваемое решение исполнялось путем внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах Мининского сельсовета Емельяновского района, которые были определены вышеуказанным Генеральным планом и которые использовались ФГБУ «Рослесинфорг» при картографическом наложении материалов лесоустройства на данные границы.
На момент рассмотрения дела оспариваемое решение размещено в разделе «Действующие нормативные правовые акты» на официальном сайте Администрации Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края и Мининского сельского Совета депутатов (mininoadmin.ru).
Кроме того, Градостроительный кодекс Российской Федерации не предусматривает такой стадии утверждения генерального плана, как предварительное утверждение органом местного самоуправления проекта данного генерального плана.
В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации представительный орган местного самоуправления с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимает решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.
Таким образом, согласованный представительным органом местного самоуправления проект генерального плана является утвержденным генеральным планом, что имело место в рассматриваемой ситуации.
Судом также отклоняются доводы представителя Совета депутатов Мининского сельсовета о наличии оснований для оставления административного иска без рассмотрения, мотивированные ссылкой на то, что в производстве Емельяновского районного суда Красноярского края находится дело по административному иску прокурора Емельяновского района, одним из требований которого является оспаривание Решения Совета депутатов Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 21 декабря 2011 года № 23-79р, поскольку настоящий административный иск об оспаривании нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления принят к производству Красноярского краевого суда с соблюдением правил подсудности, установленных в пункте 2 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административный иск Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим в части Решения Совета депутатов Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 21 декабря 2011 года № 23-79р «Об утверждении генерального плана Мининского сельсовета Емельяновского района» - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Решение Совета депутатов Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 21 декабря 2011 года № 23-79р «Об утверждении генерального плана Мининского сельсовета Емельяновского района» в части включения в границы Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Красноярский край, Емельяновский район, Емельяновского и Мининского лесничеств, а именно:
п. Минино - Емельяновское лесничество:
- <данные изъяты>
- <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Обязать Совет депутатов Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин
Решение в окончательной форме принято 15 августа 2016 года