ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-175/17 от 20.11.2017 Иркутского областного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Иркутский областной суд в составе: председательствующего судьи Кравченко Е.Г., при секретаре Тарарухиной И.Л.,

с участием представителей административного истца Федерального агентства лесного хозяйства Ивановой Ю.Б., Берёзиной О.Р.,

представителя административного ответчика Думы Ангарского городского округа Харьковской К.Г.,

представителей административного ответчика Думы Ангарского городского округа и заинтересованного лица администрации Ангарского городского округа Клыковой Н.Л., Культиковой Е.Н.,

представителей мэра Ангарского городского округа Комисаровой Н.А., Мартыновой О.В.,

представителя заинтересованного лица Министерства лесного комплекса Иркутской области Кармановой А.А.,

представителей межрегионального территориального управления Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае Шаткус И.Н., Тарнуевой В.В., Иванцовой А.П.,

прокурора Шебетниковой Ж.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-175/2017 по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим в части решения Думы Ангарского городского округа от 23 марта 2016 года № 159-14/01рД «Об утверждении генерального плана Ангарского городского округа»,

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее Рослесхоз) обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о признании недействующим в части решения Думы Ангарского городского округа от 23 марта 2016 года № 159-14/01рД «Об утверждении генерального плана Ангарского городского округа» в части включения в границы населенных пунктов г.Ангарск, с.Одинск, з.Якимовка, з.Ивановка, п. Мегет, п.Стеклянка, п.Ключевая, п.Зверево, с.Савватеевка, п.Новоодинск, п.Звездочка Ангарского городского округа лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Иркутская область, Ангарский район, Усольское и Иркутское лесничество, а именно:

село Одинск: <...> участковое лесничество, <...> дача в квартале (выдел , , ); Технический участок (ЗАО <...>) в квартале (выделы , , , , , ).

город Ангарск: <...> участковое лесничество: Технический участок совхоз <...> в квартале (выдел , , ), в квартале (выделы , , , 18), в квартале (выделы , , ), в квартале (выделы , ), в квартале (выдел ), в квартале (выделы , ), в квартале (выдел ). <...> участковое лесничество, <...> дача, квартал (выделы , ), квартал (выделы , ), квартал (выделы -). <...> участковое лесничество, Технический участок (ЗАО , в квартале (выдел ), в квартале (выдел ).

заимка Якимовка: <...> участковое лесничество, <...> дача в квартале (выделы , -, ); Технический участок (ЗАО <...>) в квартале (выдел ), в квартале (выдел ).

заимка Ивановка: <...> участковое лесничество, Технический участок (ЗАО <...>) в квартале (выделы -, , ), в квартале (выдел ), в квартале (выдел ).

поселок Мегет: <...> участковое лесничество, Технический участок (ФГО <...>) в квартале (выдел , ). <...> участковое лесничество, <...> дача в квартале (выделы , ), в квартале (выделы -, ), в кварталах , , (выделы -).

поселок Стеклянка: <...> участковое лесничество, <...> дача в квартале (выделы , ), в квартале (выдел ), в квартале (выделы , -), в квартале (выделы , , -, -), в квартале (выделы -, -, -, -), в квартале (выделы -, ), в квартале (выдел , ).

поселок Ключевая: <...> участковое лесничество, <...> дача в квартале (выдел ), в квартале (выдел ).

поселок Зверево: <...> участковое лесничество, <...> дача в квартале (выдел ), в квартале (выделы , , ).

село Савватеевка: <...> участковое лесничество, <...> дача в квартале (выдел -), в квартале (выдел -, , ), в квартале (выдел ); Технический участок (ЗАО <...>) в квартале (выдел -, ).

поселок Новоодинск: <...> участковое лесничество, <...> дача в квартале (выдел ), в квартале (выделы , ), в квартале (выдел ).

поселок Звездочка: <...> участковое лесничество, Технический участок (ЗАО <...>) в квартале (выдел ).

Административные исковые требования мотивированы не обеспечением согласования проекта документа территориального планирования муниципального образования с Рослесхозом в нарушение требований Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации» и приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований».

Принятие решения представительным органом местного самоуправления, предусматривающего включение в границы населенных пунктов Ангарского городского округа лесных участков из состава земель лесного фонда и устанавливающего иное целевое назначение и иной правовой режим указанных земель, препятствует осуществлению собственником Российской Федерацией функций управления землями лесного фонда, выполнению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, а также передаче указанных земельных участков в пользование в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации, чем нарушаются права собственника Российской Федерации и неопределенного круга лиц, использующих леса, в связи с чем и заявлен данный административный иск.

В судебном заседании представители административного истца Федерального агентства лесного хозяйства Иванова Ю.Б., Берёзина О.Р. административные исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика Думы Ангарского городского округа Харьковская К.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признала, пояснила, что решение Думы Ангарского городского округа от 23 марта 2016 года №159-14/01рД принято с соблюдением Конституции Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Устава Ангарского городского округа, Регламента работы Думы Ангарского городского округа, утвержденного решением Думы Ангарского городского муниципального образования от 30.04.2015 №01-01/01рД. Поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях относительно соблюдения Думой Ангарского городского округа процедуры принятия решения по утверждению генерального плана Ангарского городского округа. По вопросу соответствия генерального плана требованиям законодательства Российской Федерации указала, что генеральный план разработан в соответствии с Законом Иркутской области от 23.07.2008 №59-оз «О градостроительной деятельности в Иркутской области». Требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального, регионального, местного значения утверждены приказом Министерства регионального развития РФ от 30.01.2012 №19. Условные обозначения, указанные в генеральном плане, соответствуют требованиям п.39.3 приказа, населенные пункты планируемые – пунктирной красной линией (планируемые границы населенного пункта), сплошной красной чертой – существующие. В соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 27.02.2012 №69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований», статьей 25 Градостроительного кодекса РФ проект генерального плана согласован с Правительством Иркутской области, в связи с чем соответствует требованиям законодательства. Проект генерального плана не предусматривал включение в границы населенных пунктов, входящих в состав городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, в связи с чем, иных согласований не требовалось.

Представители административного ответчика Думы Ангарского городского округа и заинтересованного лица администрации Ангарского городского округа Культикова Е.Н., Клыкова Н.Л., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласились, указав на соблюдение порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта и соответствие его требованиям федерального законодательства. Представитель Клыкова Н.Л пояснила, что решением Иркутского областного суда от 25 октября 2016 года по административному делу по иску Ж. к Думе Ангарского городского округа о признании недействующим решения Думы Ангарского городского округа от 23 марта 2016 года №159-14/01рД «Об утверждении генерального плана Ангарского городского округа», вступившим в законную силу, установлено, что оспариваемое решение Думы принято уполномоченным органом с соблюдением процедур, предусмотренных статьями 24-25 Градостроительного кодекса РФ, в установленной форме (пункт 29 части 1 статьи 11, пункт 27 части 1 статьи 28, пункт 2 части 1 статьи 37, пункт 1 части 1 и часть 5 статьи 51 Устава Ангарского городского округа), подписано главой муниципального образования, размещено на сайте администрации Ангарского городского округа и 28 марта 2016 года в «Ангарских ведомостях» №24 (947). Полагает, что в силу статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом настоящего административного дела. Проект генерального плана согласован Правительством Иркутской области, что подтверждается сводным заключением , оснований для инициирования проведения согласительных процедур, предусмотренных статьей 25 Градостроительного кодекса РФ, не было, что также установлено решением Иркутского областного суда от 25 октября 2016 года.

В судебное заседание представитель административного ответчика Думы Ангарского городского округа и администрации Ангарского городского округа Клыкова Н.Л. представила письменные возражения на иск (л.д.14-52 том 14), которые поддержала в судебном заседании совместно с представителем Думы Ангарского городского округа и администрации Ангарского городского округа Культиковой Е.Н. Пояснили, что на основании статьи 1 Закона Иркутской области от 10 декабря 2014 года №149-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований Ангарского района Иркутской области» муниципальные образования - город Ангарск, Мегетское муниципальное образование, Одинское муниципальное образование и Савватеевское муниципальное образование были преобразованы путем их объединения с созданием вновь образованного муниципального образования – Ангарское городское муниципальное образование.

При разработке генерального плана Ангарского городского округа границы населенных пунктов, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости сохранялись, частично изменялись. Относительно населенных пунктов, входящих в состав Ангарского городского округа указали, что границы города Ангарска приняты согласно имеющимся сведениям в государственном кадастре, оспариваемым генеральным планом не устанавливались, в границы не включались земельные участки лесного фонда. Граница города Ангарска была установлена и словесно описана в Постановлении Совета Министров РСФСР №609 от 30 ноября 1982 года, при этом имелось согласование Министерства лесного хозяйства РСФСР, в городскую черту земли лесного фонда включены не были. В дальнейшем границы города не изменялись, определены в координатах, отражены в техническом отчете НПЦ <...> 1994 года. В определенные техническим отчетом и вынесенные в натуру границы населенного пункта г.Ангарск земельные участки лесного фонда не включались. Генеральным планом муниципального образования город Ангарск, утвержденным решением Думы города Ангарска №391-35гД от 28 декабря 2009 года, изменений по включению в границы населенного пункта город Ангарск участков из земель лесного фонда, заявленных в иске, не предусматривалось. Вносимые в генеральный план, утвержденный решением Думы города Ангарска №391-35гД от 28 декабря 2009 года, изменения не затрагивали земельные участки лесного фонда. Границы села Одинск приняты согласно имеющимся сведениям в государственном кадастре недвижимости, оспариваемым генеральным планом не устанавливались, в границы не включались земельные участки лесного фонда. Согласно п.12 «Временного положения о порядке решения вопросов административно-территориального устройства, объединения и разделения органов местного самоуправления в Иркутской области», утвержденного решением Иркутского областного Совета народных депутатов от 25 февраля 1993 года №16/34-мс и учитывая согласование <...> лесхозом, черта с.Одинск была установлена, словесно и координатно (в системе координат Ангарского промышленного района) описана решением Думы Ангарского муниципального образования №279-45Д(4) от 24 августа 2008 года. В границы села Одинск земли или участки лесного фонда не входили, что подтверждается положительным заключением <...> лесхоза Главного Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Иркутской области от 30 июня 2004 года №156. Впоследствии эта же граница населенного пункта с.Одинск была утверждена решением Думы Ангарского муниципального образования №368-56 д(4) от 11 марта 2005 года, в котором говорится о прохождении границ села Одинск вдоль границ <...> лесхоза, не захватывая лесные земли. Генеральным планом Одинского муниципального образования, утвержденным решением Думы Одинского муниципального образования от 28 мая 2008 года №14Д «Об утверждении генерального плана Одинского муниципального образования», изменений поселковой черты населенных пунктов села Одинск, заимок Ивановка и Якимовка, включение в границы земель лесного фонда не предусматривалось. В государственный кадастр недвижимости в системе координат МСК 38 в 2012 году были внесены сведения о границах села Одинск, не затрагивающие земли лесного фонда. В последующих решениях Думы Одинского муниципального образования изменения в границы села Одинск не вносились. Границы населенного пункта з.Якимовка генеральным планом Ангарского городского округа не устанавливались, изменение границ касалось северо-восточной части населенного пункта по отношению к имеющимся сведениям в государственном кадастре недвижимости, в границы включены земли сельскохозяйственного назначения. Согласно Закону №105-оз земли существующего на момент принятия Закона населенного пункта з.Якимовка входили в состав территории Одинского муниципального образования и уже были определены в границах, ранее установленных различными документами. В генеральном плане Одинского муниципального образования, утвержденном решением Думы Одинского муниципального образования от 28 мая 2008 года №14Д граница населенного пункта з. Якимовка отражена как ранее установленная, без включения в границы земельных участков лесного фонда. В 2012 году после выполнения землеустройства границ, сведения о границах з. Якимовка, не затрагивающие земли лесного фонда, включены в государственный кадастр недвижимости. Границы населенного пункта з.Ивановка при утверждении генерального плана приняты в соответствии с имеющимися сведениями в государственном кадастре недвижимости о границах з.Ивановка и не включают земли лесного фонда. Ранее, согласно Закону №105-оз з.Ивановка входила в состав территории Одинского муниципального образования. В генеральном плане Одинского муниципального образования, утвержденном решением Думы Одинского муниципального образования от 28 мая 2008 года №14Д граница населенного пункта з.Ивановка отражена как ранее установленная без включения в границы земель лесного фонда. В 2012 году после выполнения землеустройства границ, сведения о границах з. Ивановка, не затрагивающие земли лесного фонда, включены в государственный кадастр недвижимости. Границы населенного пункта с.Савватеевка, в соответствии с оспариваемым генеральным планом, изменяются по отношению к имеющимся сведениям в государственном кадастре недвижимости о границах села, в связи с исключением из границ населенного пункта лесных участков с учетом существующего землепользования. Пояснили, что исключение земель лесного фонда планировалось, поскольку имелось решение Ангарского городского суда Иркутской области от 1 июня 2015 года по делу №2-2017/2015, которым удовлетворено заявление Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим решения Думы Савватеевского муниципального образования от 15 ноября 2010 года №36 «Об утверждении проекта «Генеральный план Савватеевского муниципального образования» в части включения в границы населенных пунктов лесных участков. Указанным решением Ангарского городского суда признано недействующим решение Думы Савватеевского муниципального образования от 15 ноября 2010 года №36 и в части включения земель лесного фонда в границы п. Новоодинск, п. Звездочка, в связи с чем, оспариваемым генеральным планом планировалось изменение границ указанных поселков с исключением из границ населенных пунктов лесных участков с учетом существующего землепользования. Кроме того, решением Ангарского городского суда Иркутской области от 1 июня 2015 года по делу №2-2022/2015 признано недействующим решение Думы Мегетского муниципального образования от 3 февраля 2012 года №326 в части включения лесных участков в границы п. Зверево, п. Ключевая, п. Стеклянка, п.Мегет, в связи с чем, при утверждении генерального плана оспариваемым решением, планировалось установление границ поселков Зверево, Ключевая (отсутствовали сведения о границах в государственном кадастре недвижимости) с исключением из границ населенных пунктов лесных участков с учетом существующего землепользования, а также изменение границ населенных пунктов п.Стеклянка, п.Мегет в связи с исключением из границ лесных участков с учетом существующего землепользования. Кроме того, указали, что представленное Федеральным агентством лесного хозяйства свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок общей площадью <...> га по адресу: Иркутская область, Усольское районное муниципальное образование, Ангарское муниципальное образование не является правоустанавливающим документом и не доказывает право Российской Федерации на земельные участки, указанные в иске. Считают недостоверными доказательства административного истца, поскольку невозможно достоверное сопоставление имеющихся «оцифрованных» со значительным искажением карт (материалы лесоустройства) различных годов и координатного описания границ населенных пунктов. Полагают, что не были представлены материалы по установлению и описанию границ земель лесного фонда и границ земель иных категорий, на которых располагаются леса, определенные в соответствии с земельным законодательством, в отношении Ангарского городского округа. Границы земельных участков из земель лесного фонда, заявленных в административном иске, не определены в соответствии с земельным, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности, следовательно, у истца отсутствуют доказательства. Использованы искаженные «оцифрованные» карты (материалы лесоустройства) 1980-2000 годов масштаба <...> земельных участков лесного фонда без описания их границ, в том числе координатного описания узловых и поворотных точек в системе координат МСК 38 и без привязки земельных участков лесного фонда к каким-либо пунктам опорной межевой сети, в связи с чем, невозможно определить какие лесные участки включены в границы населенных пунктов.

Представитель мэра Ангарского городского округа Комисарова Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала относительно административных требований. Пояснила, что процедура принятия генерального плана Ангарского городского округа, предусмотренная действующим законодательством РФ, соблюдена. Рослесхозом не доказан факт включения в границы населенных пунктов Ангарского городского округа участков лесного фонда, а следовательно, у муниципального образования отсутствовала обязанность, предусмотренная статьей 25 Градостроительного кодекса РФ, согласовывать проект с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Представитель заинтересованного лица Министерства лесного комплекса Иркутской области Карманова А.А., представители заинтересованного лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае Шаткус И.Н., Тарнуева В.В., Иванцова А.П. в судебном заседании поддержали административные исковые требования Рослесхоза.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном отзыве на административный иск представитель Управления Росреестра по Иркутской области Полодухина О.Е., действующая на основании доверенности, указала на отсутствие заинтересованности в данном деле, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя. Сослалась на наличие записи в Едином государственном реестре недвижимости о праве собственности Российской Федерации на лесной участок с местоположением: Иркутская область, Усольское районное муниципальное образование, Ангарское муниципальное образование, кадастровый номер (ранее условный ), которая была внесена <...> на основании ч.1 статьи 8 Лесного кодекса РФ и приказа Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 22 января 2010 года №36-апр.

Представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменных отзыве на административный иск (л.д. 234- 242 том 1) представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области Буяльская О.Г., действующая на основании доверенности, указала, что сведения о населенном пункте - село Одинск были внесены в государственный кадастр недвижимости <...> на основании поступившего решения Думы Одинского муниципального образования «Об утверждении генерального плана Одинского муниципального образования» от 28.05.2008 №14Д; сведения о населенном пункте – город Ангарск внесены в государственный кадастр недвижимости <...> на основании решения Думы города Ангарска «Об утверждении генерального плана города Ангарска» от 28.12.2009 №391-35гД; сведения о населенном пункте – поселок Мегет внесены в государственный кадастр недвижимости <...> на основании решения Думы Мегетского муниципального образования «Об утверждении генерального плана Мегетского муниципального образования» от 03.02.2012 №326, карты границы населенного пункта от <...>; сведения о населенном пункте – поселок Новоодинск внесены в государственный кадастр недвижимости <...> на основании решения Думы Савватеевского муниципального образования «Об утверждении проекта «Генеральный план Савватеевского муниципального образования» от 15.11.2010 №36, перечня координат характерных точек границ населенного пункта; сведения о населенном пункте – поселок Звездочка внесены в государственный кадастр недвижимости <...> на основании решения Думы Савватеевского муниципального образования «Об утверждении проекта «Генеральный план Савватеевского муниципального образования» от 15.11.2010 №36, перечня координат характерных точек границ населенного пункта; сведения о населенном пункте - заимка Якимовка были внесены в государственный кадастр недвижимости <...> на основании решения Думы Одинского муниципального образования «Об утверждении генерального плана Одинского муниципального образования» от 28.05.2008 №14Д, карты (плана) границ населенного пункта; сведения о населенном пункте - поселок Стеклянка были внесены в государственный кадастр недвижимости <...> на основании решения Думы Мегетского муниципального образования «Об утверждении генерального плана Мегетского муниципального образования» от 03.02.2012 №326, карты границ п. Стеклянка; сведения о населенном пункте - заимка Ивановка были внесены в государственный кадастр недвижимости <...> на основании решения Думы Одинского муниципального образования «Об утверждении генерального плана Одинского муниципального образования» от 28.05.2008 №14Д, карты границ з.Ивановка; сведения о населенном пункте - село Савватеевка были внесены в государственный кадастр недвижимости <...> на основании решения Думы Савватеевского муниципального образования «Об утверждении проекта «Генеральный план Савватеевского муниципального образования» от 15.11.2010 №36, перечня координат характерных точек границ с.Савватеевка. Сведения о населенных пунктах поселок Ключевая, поселок Зверево, а также сведения о границах муниципального образования Ангарский городской округ не поступали, в государственный кадастр недвижимости не внесены.

Представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, что подтверждается почтовым уведомлением, просил рассмотреть административное дело в его отсутствие, направив пояснения по заявленным требованиям, информацию (заключение) о наложении лесных участков, указав, что поддерживает административные исковые требования.

В соответствии с положениями статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает административное дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, не представивших доказательств уважительности причин отсутствия и не просивших об отложении разбирательства дела.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Шебетниковой Ж.В., полагавшей необходимым удовлетворить административные исковые требования, оценив оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам, имеющим большую юридическую силу, Иркутский областной суд приходит к следующим выводам.

Как следует из пункта 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), части 4 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления муниципального района.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 20 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

По вопросам местного значения принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральным Конституционным законам, указанному выше федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативно-правовым актам Российской Федерации, а также законам, иным нормативно-правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ).

В соответствии с Законом Иркутской области от 10.12.2014 № 149-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований Ангарского района Иркутской области» (далее - Закон № 149-ОЗ) преобразованы муниципальное образование «город Ангарск», Мегетское муниципальное образование, Одинское муниципальное образование и Савватеевское муниципальное образование путем их объединения без изменения границ иных муниципальных образований с созданием вновь образованного муниципального образования - Ангарское городское муниципальное образование, которое наделено статусом городского округа (статья 1 Закона).

В состав территории Ангарского городского муниципального образования в соответствии с Законом № 149-ОЗ (Приложение к закону) входят земли следующих населенных пунктов: 1) город Ангарск; 2) поселок Звездочка; 3) поселок Зверево; 4) деревня Зуй; 5) заимка Ивановка; 6) поселок Ключевая; 7) поселок Мегет; 8) поселок Новоодинск; 9) село Одинск; 10) село Савватеевка; 11) поселок Стеклянка; 12) поселок Ударник; 13) деревня Чебогоры; 14) заимка Якимовка.

В соответствии с положениями статей 34 и 35 Закона № 131-ФЗ, статьи 27 Устава Ангарского городского округа представительным органом Ангарского городского округа является Дума Ангарского городского округа.

К компетенции Думы Ангарского городского округа отнесено утверждение генерального плана Ангарского городского округа, утверждение правил землепользования и застройки Ангарского городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования Ангарского городского округа (пункт 27 части 2 статьи 28 Устава).

В судебном заседании установлено, что в целях обеспечения устойчивого развития территорий Ангарского городского округа, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений решением Думы Ангарского городского округа №159-14/01 рД утвержден генеральный план Ангарского городского округа (Приложение №1 к решению Думы).

Указанный нормативный правовой акт опубликован в газете «Ангарские ведомости» от 28 марта 2016 года №24 (947), которая определена в качестве источника официального опубликования муниципальных правовых актов Ангарского городского муниципального образования, размещен на сайте администрации Ангарского городского округа.

Административный истец полагает, что оспариваемым нормативно-правовым актом в границы населенных пунктов Ангарского городского округа включены лесные участки лесного фонда в отсутствие согласования проекта генерального плана с Рослесхозом.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, является Российская Федерация, как собственник земель лесного фонда, которые включены в границы населенных пунктов муниципального образования, от имени которой выступают в суде соответствующие органы.

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) все земли по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.

В силу части 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (часть 1 статьи 8 ЗК РФ). Нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (часть 3 статьи 8 ЗК РФ).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон № 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа и особенности его согласования регламентированы статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым проект генерального плана подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

В период подготовки генерального плана Ангарского городского округа действовал Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Минрегиона России от 27 февраля 2012 года № 69 (далее - Порядок согласования).

Пунктом 2.1 названного порядка с учетом положений указа Президента Российской Федерации «Об упразднении Министерства регионального развития Российской Федерации» от 8 сентября 2014 года № 612 и пункта 5.3.48 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 437, предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Минэкономразвития России в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 ГрК РФ. В свою очередь, Минэкономразвития России обладало организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736, в редакции, действовавшей на момент подготовки проекта генерального плана, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) осуществляет рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий; согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земельного фонда; осуществляет рассмотрение проектов генеральных планов поселений и подготовку заключений в пределах своей компетенции (подпункты 5.4.2 и 5.4.3).

Следовательно, на дату утверждения оспариваемого акта Рослесхоз был специально уполномочен осуществлять рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий и проектов генеральных планов поселений, которое оформляется путем подготовки заключений, поэтому с административным исковым заявлением в суд обратился надлежащий орган государственной власти от имени Российской Федерации.

Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство. Данная позиция закреплена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 года № 238-О-О.

Таким образом, отсутствие согласования проекта генерального плана поселения, городского округа уполномоченным органом представляет собой существенное нарушение порядка принятия указанного документа территориального планирования.

Судом установлено, что генеральный план Ангарского городского округа является действующим нормативным правовым актом, административное исковое заявление подано в период действия данного акта, поэтому административное дело подлежит рассмотрению по существу.

В решение Думы от 23 марта 2016 года № 159-14/01рД внесены изменения решением Думы Ангарского городского округа от 23 ноября 2016 года №248-25/01рД, не касающиеся оспариваемой части генерального плана Ангарского городского округа.

Как усматривается из материалов дела, мэром Ангарского городского округа принято постановление от 30 июня 2015 года №351-па о подготовке проекта генерального плана городского округа (опубликовано в газете «Ангарские ведомости» от 3 июля 2015 года №54 (871).

На основании муниципального контракта от <...>, заключенного между Управлением архитектуры и градостроительства администрации Ангарского городского муниципального образования и акционерным обществом <...> территориальный проектный институт гражданского строительства, планировки и застройки городов Иркутской области, был разработан проект генерального плана Ангарского городского округа. Данный проект опубликован в газете «Ангарские ведомости» от 4 декабря 2015 года №99 (916), размещен на официальном сайте Ангарского городского округа.

Постановлением мэра Ангарского городского округа от 25 ноября 2015 года № 35 назначены публичные слушания по вопросу рассмотрения проекта генерального плана Ангарского городского округа (опубликовано в газете «Ангарские ведомости» от 27 ноября 2015 года №97 (914).

Публичные слушания проведены во всех населенных пунктах Ангарского городского округа. Заключение о результатах публичных слушаний по проекту генерального плана Ангарского городского округа опубликовано в газете «Ангарские ведомости» от 15 января 2016 года №2 (925). Проведение публичных слушаний подтверждается протоколами.

Проект решения Думы Ангарского городского округа внесен в Думу Ангарского городского округа мэром Ангарского городского округа. По инициативе председателя Думы Ангарского городского округа созвано и проведено очередное заседание Думы Ангарского городского округа 22 марта 2016 года (постановление председателя Думы Ангарского городского округа от 16 марта 2016 года №44-П, опубликовано в газете «Ангарские ведомости» от 21 марта 2016 года №22 (945). В силу статьи 27 Устава Дума состоит из 25 депутатов, избираемых на муниципальных выборах. По итогам обсуждения проекта решения Думы Ангарского городского округа депутаты приняли решение Думы Ангарского городского округа «Об утверждении генерального плана Ангарского городского округа», проголосовав за - 18, против - 2 (протокол очередного заседания Думы <...>).

Указанные обстоятельства установлены также решением Иркутского областного суда от 25 октября 2016 года по административному делу №3а-122/2016 по административному исковому заявлению Ж. к Думе Ангарского городского округа о признании недействующим решения Думы Ангарского городского округа от 23 марта 2016 года №159-14/01рД, вступившим в законную силу (л.д.235-242 том 11).

Как усматривается из материалов дела, решение от 23 марта 2016 года № 159-14/01рД принято уполномоченным органом в установленной форме, подписано главой муниципального образования, официально опубликовано и по этим основаниям не оспаривается.

Вместе с тем судом установлено, что в нарушение правил статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана Ангарского городского округа не согласовывался ни с Минэкономразвития России, ни с Рослесхозом. В деле отсутствуют доказательства того, что органами местного самоуправления Ангарского городского округа направлялось в Минэкономразвития России уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в соответствии с требованиями пункта 2.1 Порядка согласования.

Как следует из материалов дела, земельный участок из земель лесного фонда с разрешенным использованием для ведения лесного хозяйства, общей площадью <...> кв. м, расположенный в Иркутской области, Усольском районном муниципальном образовании и Ангарском муниципальном образовании, в состав которого входят указанные административным истцом лесные участки, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <...> сделана запись регистрации (свидетельство о государственной регистрации права от <...> (л.д. 40 том 1).

Согласно абзацу 3 пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации также установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Таким образом, лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).

Как усматривается из имеющихся в материалах дела доказательств: карт Ангарского городского округа, подлинники которых обозревались в судебном заседании, которые являются приложениями к утвержденному генеральному плану Ангарского городского округа: карта границ населенных пунктов, входящих в состав Ангарского городского округа; карта функциональных зон Ангарского городского округа; карта планируемого размещения объектов местного значения Ангарского городского округа в области физической культуры и массового спорта, образования, здравоохранения и иных областях в связи с решением вопросов местного значения городского округа; карта планируемого размещения объектов местного значения Ангарского городского округа в области автомобильных дорог, электроснабжения и связи; карта планируемого размещения объектов местного значения Ангарского городского округа в области водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и теплоснабжения, указанные Рослесхозом лесные участки включены в границы населенных пунктов городского округа.

При сопоставлении содержания лесоустроительной документации: материалов лесоустройства в виде лесоустроительных планшетов <...> лесничества 1984, 1985, 1999, 2000, 2003 гг., <...> лесничества 2013 г., выписок и схем из Государственного лесного реестра, который ведет на территории Иркутской области Министерство лесного комплекса Иркутской области в соответствии с требованиями статей 83 и 91 Лесного кодекса Российской Федерации с границами населенных пунктов: город Ангарск, село Одинск, заимка Якимовка, заимка Ивановка, поселок Мегет, поселок Стеклянка, поселок Ключевая, поселок Зверево, село Савватеевка, поселок Новоодинск, поселок Звездочка, установлено:

- границы населенного пункта г.Ангарск частично накладываются на земли лесного фонда: <...> участковое лесничество: Технический участок совхоз <...> в квартале (выдел , , ), в квартале (выделы , , , ), в квартале (выделы , , ), в квартале (выделы , ), в квартале (выдел ), в квартале (выделы , ), в квартале (выдел ), площадь наложения на земли лесного фонда составляет <...> га., ширина наложения на земли лесного фонда до <...> м; <...> участковое лесничество, <...> дача, квартал (выделы , ), квартал (выделы , ), квартал (выделы -) площадь наложения на земли лесного фонда составляет <...> га., ширина наложения на земли лесного фонда до <...> м; <...> участковое лесничество, Технический участок (ЗАО <...>, в квартале (выдел ), в квартале (выдел ), площадь наложения на земли лесного фонда составляет <...> га., ширина наложения на земли лесного фонда до <...> м;

- границы населенного пункта село Одинск частично накладываются на земли лесного фонда: <...> участковое лесничество, <...> дача в квартале (выдел , , ), площадь наложения на земли лесного фонда составляет <...> га., ширина наложения на земли лесного фонда до <...> м; Технический участок (ЗАО <...>) в квартале (выделы , , , , , ), площадь наложения на земли лесного фонда составляет <...> га., ширина наложения на земли лесного фонда до <...> м;

- границы населенного пункта заимка Якимовка частично накладываются на земли лесного фонда: <...> участковое лесничество, <...> дача в квартале (выделы , -, ), площадь наложения на земли лесного фонда составляет <...> га., ширина наложения на земли лесного фонда до <...> м; Технический участок (ЗАО <...>) в квартале (выдел ), в квартале (выдел ), площадь наложения на земли лесного фонда составляет <...> га., ширина наложения на земли лесного фонда до <...> м;

- границы населенного пункта заимка Ивановка частично накладываются на земли лесного фонда: <...> участковое лесничество, Технический участок (ЗАО <...>) в квартале (выделы -, , ), в квартале (выдел ), в квартале (выдел ), площадь наложения на земли лесного фонда составляет <...> га., ширина наложения на земли лесного фонда до <...> м;

- границы населенного пункта поселок Мегет частично накладываются на земли лесного фонда: <...> участковое лесничество, Технический участок (ФГО <...>) в квартале (выдел , ), площадь наложения на земли лесного фонда составляет <...> га., ширина наложения на земли лесного фонда до <...> м. <...> участковое лесничество, <...> дача в квартале (выделы , ), в квартале (выделы -, ), в кварталах , , (выделы -), площадь наложения на земли лесного фонда составляет <...> га., ширина наложения на земли лесного фонда до <...> м;

- границы населенного пункта поселок Стеклянка частично накладываются на земли лесного фонда: <...> участковое лесничество, <...> дача в квартале (выделы , ), в квартале (выдел ), в квартале (выделы , -), в квартале (выделы , , -, -), в квартале (выделы -, -, -, -), в квартале (выделы -, ), в квартале (выдел , ), площадь наложения на земли лесного фонда составляет <...> га., ширина наложения на земли лесного фонда до <...> м;

- границы населенного пункта поселок Ключевая частично накладываются на земли лесного фонда: <...> участковое лесничество, <...> дача в квартале (выдел ), в квартале (выдел ), площадь наложения на земли лесного фонда составляет <...> га., ширина наложения на земли лесного фонда до <...> м;

- границы населенного пункта поселок Зверево частично накладываются на земли лесного фонда: <...> участковое лесничество, <...> дача в квартале (выдел ), в квартале (выделы , , ), площадь наложения на земли лесного фонда составляет <...> га., ширина наложения на земли лесного фонда до <...> м;

- границы населенного пункта село Савватеевка частично накладываются на земли лесного фонда: <...> участковое лесничество, <...> дача в квартале (выдел -), в квартале (выдел -, , ), в квартале (выдел ), площадь наложения на земли лесного фонда составляет <...> га., ширина наложения на земли лесного фонда до <...> м; Технический участок (ЗАО <...>) в квартале (выдел -, ), площадь наложения на земли лесного фонда составляет <...> га., ширина наложения на земли лесного фонда до <...> м;

- границы населенного пункта поселок Новоодинск частично накладываются на земли лесного фонда: <...> участковое лесничество, <...> дача в квартале (выдел в квартале (выделы , ), в квартале (выдел ), площадь наложения на земли лесного фонда составляет <...> га., ширина наложения на земли лесного фонда до <...> м;

- границы населенного пункта поселок Звездочка частично накладываются на земли лесного фонда: <...> участковое лесничество, Технический участок (ЗАО <...>) в квартале (выдел ), площадь наложения на земли лесного фонда составляет <...> га., ширина наложения на земли лесного фонда до <...> м.

Факт наложения границ земель лесного фонда на земли населенных пунктов, входящих в состав Ангарского городского округа, подтверждается заключением (информацией) филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» (л.д. 20-39 том 1; с учетом исправления технической описки л.д. 249 – 268 том 13), не доверять которому оснований не имеется, поскольку ФГБУ «Рослесинфорг» является государственным бюджетным учреждением, осуществляет в соответствии с Уставом государственную инвентаризацию лесов, обобщение документированной информации, содержащейся в Государственном лесном реестре, проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, определение границ лесных участков в составе лесничеств и лесопарков.

Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями специалистов ФГБУ «Рослесинфорг» Федорова В.С. и выполнившими вышеуказанное картографическое совмещение Кулинченко Ю.А., Ладченко Ю.А., а также имеющимися в деле выписками из государственного лесного реестра (л.д.75-101 т.11), согласно которым перечисленные выше лесные участки относятся к землям лесного фонда, информацией, содержащейся в таксационных описаниях, картах-схемах, лесоустроительных планшетах. Информацией, содержащейся в Лесохозяйственном регламенте <...> лесничества агентства лесного хозяйства Иркутской области 2011 года с прилагаемой картой-схемой пространственного размещения лесных районов (л.д. 102- 107 том 11). В Лесохозяйственном регламенте <...> лесничества распределение территории лесничества и участковых лесничеств по целевому назначению и категориям защитных лесов по состоянию на <...>, а также юридические основания для этого распределения приведены в таблице 1.1.4.1, а территориальное расположение показано на прилагаемой карте-схеме.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в результате принятия оспариваемого нормативного правового акта – генерального плана Ангарского городского округа в границы населенных пунктов городского округа включены лесные участки, расположенные на землях лесного фонда.

В нарушение положений статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик не представил доказательств законности включения в границы Ангарского городского округа земель лесного фонда.

Согласно части 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Установив, что при подготовке проекта генерального плана Ангарского городского округа не соблюдена предусмотренная ГрК РФ процедура согласования с Минэкономразвития России и Рослесхозом, а также имеется документальное подтверждение наложения границ населенных пунктов, входящих в состав Ангарского городского округа, и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания решения Думы от 23 марта 2016 года № 159-14/01рД недействующим в оспариваемой части.

Довод представителей административного ответчика Думы Ангарского городского округа и заинтересованного лица администрации Ангарского городского округа о том, что поскольку границы земельного участка из состава земель лесного фонда на момент принятия оспариваемого акта не были установлены в соответствии с лесным законодательством и информация о них не содержится в государственном кадастре недвижимости, постольку Рослесхозом не доказан факт включения в границы населенных пунктов участков лесного фонда, а, следовательно, у муниципального образования отсутствовала обязанность по согласованию генерального плана с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, является несостоятельным в силу следующего.

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади (часть 2 статьи 69 ЛК РФ утратила силу с 1.10.2015). Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов (ч.3 статьи 70.1 введена в ЛК РФ 29.06.2015).

Согласно статье 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ).

Частью 6 статьи 47 Закона № 221-ФЗ предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

В соответствии со статьей 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в котором содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах.

Как усматривается из материалов дела, местоположение границ земельных участков из состава земель лесного фонда <...> лесничества, <...> лесничества определено специализированной организацией ФГБУ «Рослесинфорг» и органом государственной власти субъекта Российской Федерации – Министерством лесного комплекса Иркутской области на основе имеющихся в материалах дела выписок из государственного лесного реестра, который является сводом документированной информации о ранее учтенных лесных участках в составе земель лесного фонда, а также информации, содержащейся в таксационных описаниях, картах-схемах и лесоустроительных планшетах лесничества.

При этом внесение ранее сведений о границах населенных пунктов: г.Ангарск, с.Одинск, з.Ивановка в государственный кадастр недвижимости и утверждение границ населенных пунктов в границах, согласно имеющихся сведений в государственном кадастре недвижимости, на что ссылаются представители представительного органа местного самоуправления и администрации городского округа, не свидетельствует об отсутствии факта наложения границ населенных пунктов и участков лесного фонда, поскольку постановка на кадастровый учет границ населенного пункта осуществляется на основании документов, полученных уполномоченным органом в порядке информационного взаимодействия, воспроизводящих сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утвержден или изменен генеральный план, включая сведения об установлении или изменении границ населенных пунктов (пункты 5(1) и 20 Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требования к формату таких документов в электронной форме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года № 71). Доводы о том, что не предусматривается включение в состав указанных населенных пунктов земель лесного фонда, опровергаются графической частью генерального плана при совмещении с материалами лесоустройства, представленными в качестве доказательств административным истцом и заинтересованными лицами.

Не может быть принят во внимание и довод представителей административного ответчика о том, что населенные пункты, входящие в состав Ангарского городского округа, ранее входили в тех же границах в состав муниципальных образований «город Ангарск», Мегетское муниципальное образование, Одинское муниципальное образование и Савватеевское муниципальное образование, которые были преобразованы путем их объединения с созданием вновь образованного Ангарского городского муниципального образования, границы населенных пунктов ранее были утверждены решениями представительных органов муниципальных образований, в состав земель населенных пунктов не входили земли лесного фонда, поскольку проверке на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу подлежит генеральный план, утвержденный решением Думы Ангарского городского округа от 23 марта 2016 года № 159-14/01рД, а не иные нормативные правовые акты.

Кроме того, решения Думы Мегетского муниципального образования от 3 февраля 2012 года №326 «Об утверждении генерального плана Мегетского муниципального образования» признано недействующим в части включения в границы п.Мегет, п.Ключевая, п. Стеклянка лесных участков, расположенных на землях лесного фонда решением Ангарского городского суда Иркутской области от 1 июня 2015 года по делу №2-2022/2015, вступившим в законную силу (л.д. 229-237 том 13). Решение Думы Савватеевского муниципального образования «Об утверждении проекта «Генеральный план Савватеевского муниципального образования» от 15 ноября 2010 года №36 признан недействующим в части включения в границы п.Звездочка, п.Новоодинск, п.Савватеевка лесных участков, расположенных на землях лесного фонда решением Ангарского городского суда Иркутской области от 1 июня 2015 года по делу №2-2017/2015, вступившим в законную силу (л.д. 238 – 246 том 13).

Рослесхозом оспаривались решение Думы города Ангарска от 28 декабря 2009 года №391-35гД «Об утверждении генерального плана города Ангарска» в части включения в границы города Ангарска земель лесного фонда (административное дело №3а-10/2017 л.д. 226-229 том 11) и решение Думы Одинского муниципального образования от 28 мая 2008 года №14Д «Об утверждении генерального плана Одинского муниципального образования» в части включения в границы с.Одинск, з.Якимовка, з.Ивановка земель лесного фонда (административное дело №3а-9/2017 л.д. 230-232 том 11). Производство по указанным делам прекращено 19 и 18 января 2017 года в связи с принятием оспариваемого решения Думы Ангарского городского округа от 23 марта 2016 года №159-14/01рД.

Не могут быть приняты во внимание и доводы представителей административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что спорные лесные участки были включены в границы населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования, на основании нормативных правовых актов, изданных до утверждения оспариваемого генерального плана, в том числе довод административного ответчика о том, что границы г.Ангарска не изменялись, были утверждены постановлением Совета Министров РСФСР от 30 ноября 1982 года №609, черта с.Одинск была установлена учитывая согласование с <...> лесхозом, поскольку проверке в порядке абстрактного нормоконтроля по настоящему делу подлежит генеральный план, утвержденный решением Думы Ангарского городского округа от 23 марта 2016 года № 159-14/01рД, а не иные нормативные правовые акты.

Также не могут быть положены в основу отказа в удовлетворении административного иска и доводы представителей административного ответчика Думы Ангарского городского округа и заинтересованного лица администрации Ангарского городского округа о согласовании проекта генерального плана исполнительными органами государственной власти Иркутской области, в том числе Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области (сводное заключение л.д. 3-39 том 13), поскольку согласование документов территориального планирования с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, законодательством не предусмотрено.

Ссылка представителей административного ответчика и заинтересованных лиц на нарушение прав конкретных граждан, имеющих на спорных территориях жилые дома и хозяйственные постройки, доводы о недостоверности сопоставления имеющихся «оцифрованных» с искажением карт (материалы лесоустройства) различных годов и координатного описания границ населенных пунктов, также не свидетельствуют о необоснованности административного иска, поскольку вопросы об установлении границ конкретных земельных участков лесного фонда, их точного совпадения с границами населенных пунктов, уточнения их местоположения на местности не являются обстоятельствами, подлежащими проверке и исследованию в рамках дела об оспаривании генерального плана муниципального образования. Указанные вопросы являются предметом согласования проекта генерального плана с уполномоченным на то органом и подлежат урегулированию в ходе работы согласительной комиссии, которая создается в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года № 460 «Об утверждении Порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, составу и порядку работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования» (ранее приказ Минрегиона России от 27 февраля 2012 года № 69).

Суд не принимает в качестве основания для отказа в иске доводы административного ответчика о том, что при утверждении генерального плана изменены границы населенных пунктов п.Мегет, п.Звездочка, п.Стеклянка, с.Савватеевка, п.Новоодинск и лесные участки исключены из границ населенных пунктов, в отношении которых состоялись судебные решения, по следующим основаниям.

Доводы представителей административного ответчика Думы Ангарского городского округа об исключении из границ населенных пунктов п.Мегет, п.Звездочка, п.Стеклянка, с.Савватеевка, п.Новоодинск земель лесного фонда не соответствуют обстоятельствам административного дела.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 84 ЗК РФ утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.

Как уже указывалось судом, установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов (ч.1 ст. 11 Закона № 172-ФЗ).

Следовательно, включение либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является изменением их правового режима и требует соответствующего обоснования.

Согласно части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит: положение о территориальном планировании, карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, карту функциональных зон поселения.

В соответствии с частью 6 статьи 23 ГрК РФ к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат в том числе перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования (пункт 7 части 7 статьи 23 ГрК РФ).

Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают в том числе границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа (пункт 2 части 7 статьи 23 ГрК РФ).

Как усматривается из материалов дела, границы указанных населенных пунктов в части совпадения с границей указанных административным истцом земель лесного фонда нанесены на карту границ населенных пунктов, являющейся приложением к оспариваемому нормативному правовому акту, красной пунктирной линией, которая согласно условным обозначениям данной карты обозначает планируемые границы населенных пунктов, а не существующие, обозначенные сплошной красной линией.

В существующие границы населенных пунктов п.Мегет, п.Звездочка, п.Стеклянка, с.Савватеевка, п.Новоодинск, указанные административным истцом земельные участки лесного фонда включены, что не оспорено ответчиком, достоверно установлено в судебном заседании представленными истцом доказательствами.

Отображение предполагаемых (планируемых) границ населенных пунктов в материалах по обоснованию генерального плана Ангарского городского округа в виде карт противоречит положениям приведенных выше правовых норм и вводит в заблуждение относительно местоположения земельных участков лесного фонда в существующих границах населенных пунктов либо за их пределами.

Указанные лесные участки отсутствуют в текстовых материалах по обоснованию генерального плана Ангарского городского округа, а именно в перечне земельных участков, которые исключаются из границ населенных пунктов, входящих в состав городского округа с обозначением местоположения, границ и площади лесных участков, определенных с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов. С Рослесхозом не согласовано исключение конкретных земель населенного пункта с отнесением к землям лесного фонда.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 25 апреля 1995 г. N 3-П, от 15 июля 1999 г. N 11-П, от 11 ноября 2003 г. N 16-П и от 21 января 2010 г. N 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.

Как усматривается из карт границ населенных пунктов, являющихся приложением к оспариваемому решению Думы Ангарского городского округа, утверждены границы населенных пунктов как существующие, так и планируемые, аналогичные пояснения дали в судебном заседании представители административного ответчика, что дает возможность административному ответчику использовать данный факт в обоснование своих доводов об исключении земель лесного фонда из границ населенных пунктов, тогда как в судебном заседании с достоверностью подтверждено нахождение указанных истцом лесных участков, собственником которых является Российская Федерация, в существующих границах населенных пунктов и отсутствие перечня конкретных лесных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.

Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения и к злоупотреблениям правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом. А Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (часть 2 статьи 1), Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (подпункты "а", "ж" пункта 3), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, прямо относят к коррупциогенным факторам нормы, устанавливающие для правоприменителя необоснованную широту дискреционных полномочий, в том числе отсутствие или неопределенность условий или оснований для принятия решения, выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), отсутствие или неполноту административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка, а также юридико-лингвистическую неопределенность.

Учитывая то обстоятельство, что проект генерального плана Ангарского городского округа не согласован с уполномоченным собственником Российской Федерации органом государственной власти Российской Федерации, Иркутский областной суд приходит к выводу о несоблюдении процедуры согласования перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов.

Принимая во внимание, что административный ответчик и заинтересованные лица не представили доказательств, свидетельствующих о согласовании с Федеральным агентством лесного хозяйства проекта генерального плана Ангарского городского округа, а сам факт отсутствия согласования свидетельствует о нарушении федерального законодательства, регламентирующего порядок принятия документа территориального планирования, Иркутский областной суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме о признании не действующим решения Думы Ангарского городского округа от 23 марта 2016 года № 159-14/01рД «Об утверждении генерального плана Ангарского городского округа» в части включения в границы населенных пунктов Ангарского городского округа указанных Рослесхозом лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Иркутская область, Ангарский район, <...> и <...> лесничества.

В соответствии с положениями части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться: указание на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или иной определенной судом даты, указание на официальное опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспариваемый нормативный правовой акт.

Поскольку генеральный план Ангарского городского округа применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования подлежит признанию недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.

Сообщение о принятом Иркутским областным судом решении подлежит публикации в периодическом печатном издании «Ангарские ведомости», в котором и был опубликован оспариваемый генеральный план в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Иркутский областной суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства об оспаривании отдельных положений генерального плана Ангарского городского округа удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда решение Думы Ангарского городского округа от 23 марта 2016 года № 159-14/01рД «Об утверждении генерального плана Ангарского городского округа» в части включения в границы Ангарского городского округа следующих лесных участков, расположенных на землях лесного фонда:

Иркутская область, Ангарский район, Усольское и Иркутское лесничества, а именно:

- в границы с. Одинск: <...> участковое лесничество, <...> дача в квартале (выдел , , ); Технический участок (ЗАО <...>) в квартале (выделы , , , , , );

- в границы г.Ангарска: <...> участковое лесничество: Технический участок совхоз <...> в квартале (выдел , , ), в квартале (выделы , , , ), в квартале (выделы , , ), в квартале (выделы , ), в квартале (выдел ), в квартале (выделы , ), в квартале (выдел ). <...> участковое лесничество, <...> дача, квартал (выделы , ), квартал (выделы , ), квартал (выделы -). <...> участковое лесничество, Технический участок (ЗАО <...>), в квартале (выдел ), в квартале (выдел );

- в границы з. Якимовка: <...> участковое лесничество, <...> дача в квартале (выделы , -, ); Технический участок (ЗАО <...>) в квартале (выдел ), в квартале (выдел );

- в границы з.Ивановка: <...> участковое лесничество, Технический участок (ЗАО <...>) в квартале (выделы -, , ), в квартале (выдел ), в квартале (выдел );

- в границы п. Мегет: <...> участковое лесничество, Технический участок (ФГО <...>) в квартале (выдел , ). <...> участковое лесничество, <...> дача в квартале (выделы , ), в квартале (выделы -, ), в кварталах , , (выделы -);

- в границы п.Стеклянка: <...> участковое лесничество, <...> дача в квартале (выделы , ), в квартале (выдел ), в квартале (выделы , -), в квартале (выделы , , -, -), в квартале (выделы -, -, -, -), в квартале (выделы -, ), в квартале (выдел , );

- в границы п.Ключевая: <...> участковое лесничество, <...> дача в квартале (выдел ), в квартале (выдел );

- в границы п.Зверево: <...> участковое лесничество, <...> дача в квартале (выдел ), в квартале (выделы , , );

- в границы с.Савватеевка: <...> участковое лесничество, <...> дача в квартале (выдел -), в квартале (выдел -, , ), в квартале (выдел ); Технический участок (ЗАО <...>) в квартале (выдел -, );

- в границы п.Новоодинск: <...> участковое лесничество, <...> дача в квартале (выдел ), в квартале (выделы , ), в квартале (выдел );

- в границы п.Звездочка: <...> участковое лесничество, Технический участок (ЗАО <...>) в квартале (выдел ).

Резолютивная часть решения подлежит публикации в газете «Ангарские ведомости» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.Г. Кравченко

Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2017 года.