ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-175/2017 от 28.03.2017 Московского областного суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ракуновой Л.И.

при секретаре Медведевой С.Л.

с участием помощника Московского областного прокурора Ганцевой С,В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а- 175/17 по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 Тат... к Совету депутатов Одинцовского муниципального района Московской области о признании незаконными и недействующими со дня принятия решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 22.09.2016г. №1/18 «Об отмене Решения Совета депутатов сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области от 15.12.2011 г. № 1/21 «Об утверждении генерального плана сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области» в части утверждения генерального плана в отношении сельского поселения Горское, применительно к территории села Лайково и решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 22.09.2016г. №3/18 «О внесении изменений в «Правила землепользования и застройки сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области» применительно к части территории населенного пункта село Лайково сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области, взыскании судебных расходов

установил:

Советом депутатов Одинцовского муниципального района Московской области принято решение от 22.09.2016 г. №1/18 «Об отмене Решения Совета депутатов сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области от 15.12.2011 г. № 1/21 «Об утверждении генерального плана сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области» в части утверждения генерального плана в отношении сельского поселения Горское, применительно к территории села Лайково, а также решение от 22.09.2016 г. №3/18 «О внесении изменений в «Правила землепользования и застройки сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области» применительно к части территории населенного пункта село Лайково сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области (л.д. 151-198 т.3).

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7... (далее-административные истцы) обратились в Московский областной суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов Одинцовского муниципального района Московской области о признании незаконным и недействительным со дня принятия Решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 22.09.2016г. №3/18 «О внесении изменений в «Правила землепользования и застройки сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области» применительно к части территории населенного пункта село Лайково сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области», обязании Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области устранить допущенное нарушение законов, взыскании судебные расходы (л.д. 5-13 т.1, л.д. 84-85, 97-98 т.2).

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 (далее-административные истцы) обратились в Московский областной суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов Одинцовского муниципального района Московской области о признании незаконным и недействительным со дня принятия Решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 22.09.2016г. №1/18 «Об отмене Решения Совета депутатов сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области от 15.12.2011 г. № 1/21 «Об утверждении генерального плана сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области» в части утверждения генерального плана в отношении сельского поселения Горское, применительно к территории села Лайково», обязании Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области устранить допущенное нарушение законов, взыскании судебных расходов (л.д. 7-16 т.2).

Определением Московского областного суда от 9 февраля 2017 г. административные иски объединены в одно административное дело № 3а-175/17 (л.д. 252-253 т.3).

В судебном заседании 28 марта 2017 г. административными истцами представлен уточненный административный иск, в котором они просят о признании незаконными и недействующими со дня принятия решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 22.09.2016г. №1/18 «Об отмене Решения Совета депутатов сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области от 15.12.2011 г. № 1/21 «Об утверждении генерального плана сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области» в части утверждения генерального плана в отношении сельского поселения Горское, применительно к территории села Лайково и решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 22.09.2016г. №3/18 «О внесении изменений в «Правила землепользования и застройки сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области» применительно к части территории населенного пункта село Лайково сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области, взыскании судебных расходов (л.д. 101-118 т.4).

В обоснование заявленных требований административные истцы указали на то, что являются собственниками жилых домов и земельных участков, расположенных в селе Лайково сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области. Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, установив достоверно и бесспорно факт наложения части территории сельского поселения Горское в части села Лайково на земли лесного фонда, вправе была инициировать процедуру внесения изменений в генеральный план. Совет депутатов Одинцовского муниципального района Московской области посредством принятия решения не вправе был отменять решение Совета депутатов сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области от 15.12.2011 г. № 1/21 «Об утверждении генерального плана сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области» в части утверждения генерального плана в отношении сельского поселения Горское применительно к территории села Лайково.

Указывают, что изменения в правила землепользования и застройки подготовлены с существенными нарушениями законодательства Российской Федерации, без учета достоверной информации относительно основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах. Изменения будут способствовать развитию процесса неоправданной урбанизации села Лайково, повлекут изменение естественного развития экосистемы прилегающих к селу Лайково лесопарковых зон. Изменения в правила землепользования и застройки предусматривают наличие в селе многоэтажной застройки. Указанные обстоятельства приводят к нарушению права административных истцов на возможность проживания в сельском населенном пункте, то есть в более благоприятных и комфортных условиях по сравнению с городским поселением.

В судебном заседании административные истцы ФИО6, ФИО7, представитель административных истцов ФИО8, действующий на основании доверенностей и ордера адвоката, уточненный административный иск поддержали. Представлены письменные объяснения (л.д. 106-116 т.1, 129-136 т.4).

Представитель Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области (далее-административный ответчик) и администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее-заинтересованное лицо) административный иск не признала, указав, что оспариваемые Решения Совета депутатов были приняты уполномоченным органом с соблюдением всех процедур, предписанных законом. Представлены письменные объяснения (л.д. 166-176 т.2).

Представитель заинтересованного лица Министерства строительного комплекса Московской области административный иск не признал по основаниям, изложенным в письменных объяснениях. Полагает, что оспариваемые Решения Совета депутатов приняты в полном соответствии с градостроительным законодательством (л.д.110-114 т.2).

Представитель заинтересованного лица Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области просила в удовлетворении административного иска отказать по основаниям, изложенными в письменных объяснения, указав, что градостроительное развитие территории с. Лайково путем внесения изменения в правила землепользования и застройки сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района применительно к части территории села Лайко направлено в том числе, на реализацию Соглашения об основных условиях сделки между Министерством строительного комплекса Московской области, ЗАО «СУ-155» и ООО «Ивастрой», согласно которому ООО «Ивастрой» приняло на себя обязательство по достройке социальных объектов АО «СУ-155» и обязательства по обеспечению жильем дольщиков АО «СУ-155» (л.д. 115- 120 т. 2).

Выслушав объяснения административных истцов и их представителя, представителя административного ответчика, представителей заинтересованных лиц, заслушав заключение прокурора, полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Советом депутатов Одинцовского муниципального района Московской области принято решение от 22.09.2016 г. №1/18 «Об отмене Решения Совета депутатов сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области от 15.12.2011 г. № 1/21 «Об утверждении генерального плана сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области» в части утверждения генерального плана в отношении сельского поселения Горское, применительно к территории села Лайково, а также решение от 22.09.2016г. №3/18 «О внесении изменений в «Правила землепользования и застройки сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области» применительно к части территории населенного пункта село Лайково сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области ( л.д. 36-37 т.4, 151-198 т.3).

Оспариваемые решения были опубликованы на официальном сайте Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://odin.ru/news/?id=43289 и официальном печатном издании – газете «Одинцовская неделя» № 38/1 от 23 сентября 2016 г. в разделе официальной информации (л.д. 199-202 т.3).

Согласно пунктам «б» и «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита прав и свобод человека и гражданина, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Вопросы вступления в силу муниципальных правовых актов урегулированы статьей 47 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ. Согласно названной норме муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном Уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть 1). Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается Уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений.

Как следует из Устава Одинцовского муниципального района Московской области в состав муниципального района входит сельское поселение Горское, на территории которого находится село Лайково (пункт 4). В соответствии с пунктом 14а части 2 статьи 17 названного Устава к полномочиям Совета депутатов отнесено утверждение схем территориального планирования Одинцовского муниципального района.

Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области, опубликованы и вступили в силу в соответствии с Федеральным законодательством и статьей 54 Устава Одинцовского муниципального района Московской области (в редакции Устава, действующей на дату принятия оспариваемого решения).

Доводы административных истцов и их представителя относительно того, что Совет депутатов Одинцовского муниципального района не наделен правом на принятие оспариваемых нормативных правовых актов, основаны на неправильном толковании законов исходя из следующего.

Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ, вступившим в силу с 27 мая 2014 года, статья 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнена частями 3 и 4.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, утверждение генеральных планов и правил землепользования и застройки.

Частью 3 статьи 14 названного Федерального закона предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

Как следует из подпунктов 1-5 пункта 3 статьи 2 Закона Московской области от 24.07.2014 г. № 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемых Решений Совета депутатов Одинцовского муниципального района, полномочия органов местного самоуправления по подготовке и утверждению генеральных планов, правил землепользования и застройки отнесены к полномочиям органов государственной власти Московской области.

В соответствии со статьей 1 Закона Московской области от 24.07.2014 г. № 107/2014-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области» органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по организации и проведению публичных слушаний: по проектам генеральных планов городских поселений; по проектам правил землепользования и застройки городских поселений. Данные законы вступили в силу с 1 января 2015 года и подлежат применению на территории Московской области по предмету регулирования.

С учетом системного толкования приведенных норм законов, Совет депутатов Одинцовского муниципального района Московской области, отменяя решение Совета депутатов сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области от 15.12.2011 г. № 1/21 «Об утверждении генерального плана сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области» в части утверждения генерального плана в отношении сельского поселения Горское применительно к территории села Лайково и принимая решение «О внесении изменений в «Правила землепользования и застройки сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области» применительно к части территории населенного пункта село Лайково сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области вопреки доводам административных истцов реализовал свои законодательные полномочия.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как установлено судом при рассмотрении настоящего административного дела, административным истцам на праве собственности принадлежат объекты недвижимости- жилые дома, а также земельные участки, расположенные в селе Лайково, что подтверждено свидетельствами о регистрации права собственности на указанные объекты недвижимости (л.д.31-39 т.1, л.д. 88,101 т.2).

Обращаясь с заявлением о признании недействующими оспариваемых решений Совета депутатов Одинцовского муниципального района административные истцы указали, что в результате строительства многоэтажных домов неоправданно увеличится плотность населения в селе Лайково при неразвитой транспортной инфраструктуре, что нарушает их право на экологическую, санитарную безопасность и гарантированного им права на охрану здоровья. Также полагают, что при принятии оспариваемых Решений Советом депутатов был нарушен порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки применительно к территории села Лайково.

Решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 22.09.2016г. №1/18 отменено Решение Совета депутатов сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области от 15.12.2011 г. № 1/21 «Об утверждении генерального плана сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области» в части утверждения генерального плана в отношении сельского поселения Горское, применительно к территории села Лайково (далее- Решение Совета депутатов от 22.09.2016 г. № 1/18)..

Оспаривая названный нормативный правовой акт, административные истцы указывают, что при установлении факта включения в земли поселения Горское земель лесного фонда Российской Федерации имелись основания для внесения изменений в генеральный план поселения применительно к территории села Лайково, а не его отмены.

Не соглашаясь с доводами административных истцов в указанной части, суд исходит из следующего.

Как следует из положений части 1 статьи 7, пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, пункта 1 части 1 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), действовавших в редакциях на дату принятия муниципального правового акта - Решения Совета депутатов сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области от 15.12.2011 г. № 1/21 «Об утверждении генерального плана сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области» в части утверждения генерального плана в отношении сельского поселения Горское применительно к территории села Лайково, утверждение генерального плана сельского поселения относилось к вопросам местного значения поселения, по которым представительным органом местного самоуправления поселения принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, предусмотренном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (пункт 1 статьи 8 ЗК РФ). Нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 ЗК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон № 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона № 172-ФЗ перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.

Вместе с тем, если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).

Таким уполномоченным органом в период подготовки генерального плана сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области являлось согласно пункту 1 положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 г. № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» в редакции, действующей на дату утверждения генерального плана, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз). До 1 января 2015 г., в соответствии с пунктом 4 названного постановления Правительства Российской Федерации, к полномочиям Рослесхоза относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов. Кроме того, подпунктом 5.4.3 указанного положения в действующей редакции за Рослесхозом сохранены полномочия на рассмотрение проектов генеральных планов поселений и подготовку заключений в пределах своей компетенции.

Исходя из части 8 статьи 24, пункта 2 части 1, части 12 статьи 25 ГрК РФ, а также с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в определении от 03.02.2010 г. № 238-О-О об особом правовом режиме лесного фонда, отсутствие согласования Рослесхозом проекта генерального плана сельского поселения Горское, предусматривающего включение в границы поселения лесных участков, представляет собой существенное нарушение порядка принятия указанного документа территориального планирования.

В судебном заседании установлено, что в нарушение статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области не поступал на согласование в Рослесхоз в установленном порядке.

При согласовании материалов по подготовке проекта внесения изменений в генеральный план сельского поселения Горское применительно к части территории населенного пункта село Лайково Комитетом лесного хозяйства Московской области было выявлено включение участков земель лесного фонда (части земельных участков) общей площадью 18, 1476 га, в отношении которых выявлен двойной учет, а также включение земельных участков из состава земель лесного фонда, расположенные в кварталах 96, 98 Пионерского участкового лесничества Звенигородского лесничества и кварталах 18,19, 24, 29 Подушкинского участкового лесничества Звенигородского лесничества общей площадью 29,3699 га. Указанные участки были включены в границы населенного пункта села Лайково генеральным планом сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области, утвержденным решением Совета депутатов сельского поселения Горское 15.12.2011 г. № 1/21 ( л.д. 85-86 т.4).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что при принятии решения об утверждении генерального плана поселения Горское применительно к территории села Лайково не была соблюдена предусмотренная ГрК РФ процедура ввиду отсутствия согласования с Рослесхозом, в связи с чем был нарушен порядок перевода земель из одной категории в другую.

В связи с обращением Комитета лесного хозяйства указанный вопрос был рассмотрен на Градостроительном совете Московской области (протокол от 06.09.2016 г. № 32), принято решение рекомендовать Совету депутатов Одинцовского муниципального района Московской области принять решение об отмене генерального плана сельского поселения Горское в части населенного пункта села Лайково до принятия на федеральном уровне решения по урегулированию вопросов, связанных с указанным пересечением.

Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а также судом.

Исходя из содержания указанной правовой нормы орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону, если при этом не нарушаются законные права граждан и организаций.

Установив противоречие ранее принятого акта закону, Совет депутатов Одинцовского муниципального района Московской области правомерно принял решение от 22.09.2016 г. № 1/18 об отмене генерального плана, таким образом, восстановив имевшее место положение до его принятия.

Действия административного ответчика по реализации права органа местного самоуправления, предусмотренного статьей 48 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ, направлены, по мнению суда, исключительно на устранение нарушения законодательства путем отмены нормативного правового акта.

С учетом изложенного в настоящем решении, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска в части признания недействующим со дня принятия решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 22.09.2016 г. №1/18 «Об отмене Решения Совета депутатов сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области от 15.12.2011 г. № 1/21 «Об утверждении генерального плана сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области» в части утверждения генерального плана в отношении сельского поселения Горское, применительно к территории села Лайково.

Отказывая административным истцам в удовлетворении административного иска о признании недействующим со дня принятия решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 22.09.2016 г. № 3/18 «О внесении изменений в «Правила землепользования и застройки сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области» применительно к части территории населенного пункта село Лайково сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области (далее-Решение Совета депутатов от 22.09.2016 г. №3/18), суд исходит из следующего.

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ, которая включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ).

Обязательными приложениями к проектам правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 ГрК РФ и часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ). Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (часть 13 статьи 24 ГрК РФ, части 1 - 3 статьи 32 ГрК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном при подготовке, принятии и утверждении правил землепользования и застройки.

Как следует из установленных судом при рассмотрении настоящего административного дела обстоятельств, в различные периоды, начиная с 2005 года, к ранее существовавшей территории села Лайково, в которой проживают административные истцы, за счет перевода земель сельскохозяйственного назначения и земель лесного фонда в земли населенных пунктов было присоединено свыше 110 гектаров земли, на которых предполагалось строительство индивидуальных и малоэтажных жилых домов, объектов социально-культурного назначения и иной инфраструктуры. Застройку территории должно было производить АО «СУ-155», которому и принадлежало право собственности на земельные участки, предназначенные под застройку. В настоящее время в отношении данного хозяйствующего субъекта введена процедура банкротства. Право собственности на земельные участки перешло к ООО «Ивастрой».

Изменения в правила землепользования и застройки, утвержденные Решением Совета народных депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 22.09.2016 г. №3/18, были разработаны применительно к части территории населенного пункта село Лайково в отношении земельных участков. принадлежащих ООО «Ивастрой», категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства с кадастровыми номерами: 50:20:0040306:4 площадью - 165 000 кв.м.; 50:20:0040306:109 площадью - 325 000 кв., 50:20:0040306:110 площадью - 340 000 кв.м.; 50:20:0040306:111 площадью - 170 000 кв.м., 50:20:0040306:112 площадью - 165 000 кв.м. и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 50:20:0040306:232. площадью - 1247 кв.м.

Министерством строительного комплекса Московской области в соответствии со статьей 51 ГрК РФ 28.09. 2016 г. выданы разрешения на строительство объектов капитального строительства ООО «Ивастрой» (л.д. 40-43 т.2).

Порядок подготовки и утверждения проектов правил землепользования и застройки на территории Московской области на момент вынесения оспариваемого нормативного акта был определен Постановлением Правительства Московской области от 30.12.2014 г. № 1182/51 «Об утверждении порядка подготовки, согласования, направления проекта правил землепользования и застройки поселения, городского округа на утверждение в орган местного самоуправления муниципального района Московской области, орган местного самоуправления городского округа Московской области», согласно которому вопросы внесения изменений в утвержденные правила землепользования и застройки выносятся на рассмотрение Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки Московской области и далее подлежат рассмотрению Градостроительным советом Московской области.

Полномочия Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки в Московской области определены в Постановлении Правительства Московской области от 30.12.2014 г. №1193/51 «Об образовании комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки в Московской области».

Полномочия Градостроительного совета Московской области в части вопросов связанных с внесением изменений в правила землепользования и застройки определены в пункте 6.11 раздела III Положения о Градостроительном совете Московской области, утвержденном Постановлением Правительства Московской области от 18.03.2013 г. № 180/9 «О Градостроительном совете Московской области».

В материалы дела административным ответчиком представлен протокол № 18 от 28.10.2015 г. заседания «строительного часа» при Губернаторе Московской области, согласно которому с участием высшего должностного лица Московской области принято решение об одобрении градостроительного развития земельных участков, ранее принадлежащих АО «СУ-155», расположенных по адресу Московская область, Одинцовский муниципальный район, сельское поселение Горское, село Лайково с общей площадью квартир: 875 000, кв.м. Одним из оснований принятия данного решения, как это следует из пояснений представителей административного ответчика и заинтересованных лиц, явилась необходимость обеспечить жильем обманутых дольщиков АО «СУ-155». Согласно сведений, размещенных в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Министерства строительного комплекса Московской области, в реестре обманутых дольщиков зарегистрировано свыше 700 человек, обеспечение жилой площадью которых предполагается осуществить за счет строительства в селе Лайково (л.д. 59 т.3).

В соответствии с данным решением, и в рамках подписанного Соглашения об основных условиях сделки между Министерством строительного комплекса МО, ЗАО «СУ-155» и ООО «Ивастрой», согласно которому ООО «Ивастрой» принял на себя обязательства по достройке социальных объектов АО «СУ-155» и обязательства по обеспечению жильем дольщиков АО «СУ-155», учитывая социальную значимость проекта, Министерством строительного комплекса МО в адрес Главархитектуры МО было направлено обращение с предложением рассмотреть возможность внесения изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области в отношении части территории села Лайково, что прямо следует из Соглашение об основных условиях сделки (л.д. 85-97 т.3).

Данное обращение было рассмотрено Комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки (Протокол от 01.12.2015 №26), а также Градостроительным советом Московской области (Протокол от 01.12.2015г № 45). Принято решение о подготовке распорядительного акта о внесении изменений в правила землепользования и застройки сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района.

Распоряжением Главного управления Архитектуры и градостроительства Московской области от 11.12.2015 г. № 31РВ-181, с учетом решения Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки Московской области и решения Градостроительного совета Московской области принято решение о подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области. Распоряжение опубликовано на сайте Главархитектуры МО http://guag.mosreg.ru/dokumentv/. и в газете Ежедневные новости. Подмосковье сегодня.

Проект внесения изменений в правила землепользования и застройки был в установленном порядке разработан и вынесен на рассмотрение Градостроительного совета Московской области (протокол № 22 от 28.06.2016 г.). С учетом решения Градостроительного совета Московской области было принято постановление Главы Одинцовского муниципального района Московской области от 28.06.2016 г. № 123-ПГл «О назначении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки с.п. Горское Одинцовского района Московской области относительно части территории с. Лайково, с.п. Горское, Одинцовского района Московской области».

Указанное постановление со всеми материалами и приложениями было опубликовано на официальном сайте Администрации Одинцовского муниципального района http://odin.ru/news/?id=42073 01.07.2016г., а также в газете Одинцовская неделя №26 от 01.07.2016г (л.д. 139-141 т.3).

Как следует из пояснений сторон, экспозиция с материалами проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки была размещена в Комплексном молодежном центре «Дом молодежи» по адресу: Московская область, Одинцовский район, с.п. Горское, п. Горки-2, д.43. Административные истцы в судебном заседании пояснили, что до проведения публичных слушаний на собрании жителей села Лайково были протокольно оформлены возражения по внесению изменений в правила землепользования и застройки, указанные возражения представлялись в комиссию, а после даты слушаний несогласие жителей села Лайково с предстоящей застройкой было оформлено меморандумом ( л.д. 5-24 т.4).

По результатам проведения публичных слушаний был составлен протокол от 12 июля 2016 г., из которого следует, что публичные слушания проведены в день и время их назначения. Как это следует из итогового документа результатов проведения публичных слушаний публичные слушания признаны состоявшимися (л.д. 142-150 т.3).

С учетом приведенного анализа по организации и проведению публичных слушаний, по мнению суда, публичные слушания по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области были проведены в соответствии с требованиями Грк РФ, Устава сельское поселение Горское Одинцовского муниципального района, а также Положения о порядке организации публичных слушаний в Одинцовском муниципальном районе Московской области, утвержденного Решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 19.02.2014 г. № 34/36.

По итогам публичных слушаний по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки сельского поселения Горское и рассмотрения итогов публичных слушаний Градостроительным советом Московской области (п. 16 протокола №32 заседания Градостроительного совета Московской области от 06.09.2016г.) принято Решение Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 22.09.2016 г. №3/18.

Доводы административных истцом о том, что при принятии изменений в правила землепользования и застройки не было учтено нахождение на территории села Лайково объекта культурного наследия федерального значения - Казанской церкви, 1758-1767 г.г., опровергаются письменными доказательствами по делу, из которых следует, что указанный памятник культурного наследия в полной мере защищен от каких-либо вредоносных последствий при застройке новой территории.

Разработка и утверждение зон охраны объектов культурного наследия, в соответствии со ст. 9.2. 33 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. В соответствии с Распоряжением Министерства культуры Московской области от 09.10.2008 г. № 530-Р «Об утверждении границы территории и режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения - Казанской церкви, 1758-1767 гг., в селе Лайково сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области» утверждены границы и режимы использования территории.

При разработке документации по планировке территории в отношении которых были внесены изменения в правила землепользования и застройки, разрабатывалась проектная документация по охране объекта культурного наследия Казанской церкви, 1758-1767 гг. В отношении данной документации получено положительное заключение Историко- культурной экспертизы и получено согласование Главного управления культурного наследия Московской области. Письмом Министерства культуры застройщику ООО Ивастрой от 24.11.2015 г. сообщено, что на участках, принадлежащих обществу объекты культурного наследия отсутствуют (л.д. 108-124, 228-230 т.3).

Доводы административных истцов о том, что в результате принятых изменений в правила землепользования и застройки возможно нарушение санитарной зоны Московского водопровода и источников его водоснабжения, являются надуманными, не подтвержденными материалами дела исходя из следующего.

Постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23.05.1941 г. № 355 «О санитарной охране Московского водопровода и источников его водоснабжения» утверждено Положение о зонах санитарной охраны Рублевского водопровода г. Москвы и источников его питания.

Согласно части 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Статьей 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ) предусмотрено, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам; границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункты 3, 4, 5).

Во исполнение Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ утверждены Санитарные правила СП 2.1.4.2625-10, введенные в действие с 5 июля 2010 г., которыми определены гигиенические требования к организации и санитарному режиму территории и акватории зон санитарной охраны Московского водопровода.

Таким образом, вопреки доводам административных истцов, использование указанной территории возможно только в соответствии с порядком, определенным федеральным законодательством применительно к санитарным зонам. Данный порядок учитывается на всех стадиях принятия нормативных правовых актов по территориальному планированию, а также и при разработке проектной документации и фактическом производстве любых работ, в том числе строительных в санитарных зонах.

Доводы административных истцов о том, что внесенными изменениями в правила землепользования и застройки в нарушение действующего законодательства предусмотрено исключительно строительство сверплотной и высокоэтажной застройки, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Отнесение села Лайково к типу устойчивой системы расселения с функциональным назначением: рекреационно-городская (Приложение № 1 к Нормативам градостроительного проектирования Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 17.08.2015 г. № 713/30) определяет дисперсную сверхнизкоплотную малоэтажную застройку как преобладающий тип застройки, но не указывает, что данный тип застройки является единственно возможным.

Правилами землепользования и застройки применительно к селу Лайково предусматривается строительство домов переменной этажности, в т.ч. домов блокированной застройки малоэтажной застройки.

Для случаев, допускающих строительство с отклонением от установленной этажности, предусмотренных в пункте 1.12 подраздела 1 раздела I Нормативов (обеспечение жильем обманутых дольщиков, создание многофункциональных комплексов), возможно применять расширенный диапазон этажности, с увеличением коэффициента застройки и плотности.

При этом должны соблюдаться условия обеспечения всех минимально допустимых для данного населенного пункта расчетных показателей интенсивности использования территории, обеспеченности населения территориями объектов образования, объектов здравоохранения и социальной защиты населения, транспортной, включая места для хранения индивидуальных автомобилей, инженерной инфраструктур, озелененными территориями общего пользования, пешеходной или транспортной доступности в зависимости от вида объекта.

В таблице 2 нормативов определены лишь расчетные показатели интенсивности использования жилых территорий населенных пунктов, включающие в себя среднюю этажность (максимальную, как указано в иске,) а также показатели плотности и застройки для кварталов и районов, тогда как в Проекте внесения изменений в правила землепользования и застройки, показатели определены непосредственно исходя из площади территориальной зоны.

Как следует из карты градостроительного зонирования (картографического материала), на территории, приближенной к памятнику историко-культурного наследия Казанской церкви, 1758-1767 гг., водного объекта, расположенного в селе Лайково, предусмотрено строительство объектов образования, просвещения, спорта, блокированной жилой застройки ( л.д. 80-81 т.3).

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

С учетом изложенного в настоящем решении, исследовав материалы административного дела, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к суждению об их достаточности для вывода об отказе административным истцам в удовлетворении административного иска по всем заявленным требованиям.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает административным истцам в удовлетворении требования о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины и по участию в деле представителя.

Руководствуясь ст. 177, 178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 Тат... к Совету депутатов Одинцовского муниципального района Московской области о признании незаконными и недействующими со дня принятия решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 22.09.2016г. №1/18 «Об отмене Решения Совета депутатов сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области от 15.12.2011 г. № 1/21 «Об утверждении генерального плана сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области» в части утверждения генерального плана в отношении сельского поселения Горское, применительно к территории села Лайково и решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 22.09.2016г. №3/18 «О внесении изменений в «Правила землепользования и застройки сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области» применительно к части территории населенного пункта село Лайково сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области, взыскании судебных расходов оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме и принесено апелляционное представление прокурором в тот же срок.

Судья Л.И. Ракунова.

Мотивированное решение составлено 31 марта 2017 года.

.