Дело № 3а-175/2023
УИД 74OS0000-01-2023-000154-58
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 ноября 2023 года г. Челябинск
Челябинский областной суд в составе:
председательствующего Дашкевич Т.А.,
при секретаре судебного заседания Богословской А.А.
с участием прокурора Гиззатуллина Д.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Геософт» к Совету депутатов Кунашакского муниципального района Челябинской области об оспаривании нормативного правового акта,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Геософт» (далее – ООО Геософт») обратилось в суд с административным исковым заявлением к Собранию Депутатов Кунашакского муниципального района о признании недействительным решения Собрания Депутатов Кунашакского муниципального района от 25 апреля 2023 года № 24 «Об отмене решения «Об утверждении генерального плана Куяшского сельского поселения Кунашакского муниципального района от 07 октября 2020 года № 9 «Об утверждении генерального плана Куяшского сельского поселения Кунашакского муниципального района».
В обоснование требований указало, что решением Собрания депутатов Кунашакского муниципального района от 07 октября 2020 года № 9 «Об утверждении генерального слана Куяшского сельского поселения Кунашакского муниципального района» был утвержден генеральный план муниципального образования. Решением Собрания депутатов от 16 февраля 2021 года № 5 указанное решение было отменено. Мотивом для отмены решения было указано на нарушение требований ч. 3 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ в ходе принятия генерального плана. Решение Собрания депутатов Кунашакского муниципального района от 16 февраля 2021 года № 5 было отменено апелляционным определением судебной коллегией Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 09 августа 2022 года. 14 марта 2023 года ООО «Геософт» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением об оспаривании распоряжения Министерства имущества Челябинской области об отказе в переводе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли другой категории. В ходе судебного разбирательства ООО «Геософт» стало известно о том, что после вступления в законную силу указанного выше судебного акта Собранием депутатов Кунашакского муниципального района повторно принято решение об отмене решения № 9 от 07 октября 2020 года «Об утверждении генерального плана Куяшского сельского поселения Кунашакского муниципального района. Полагает, что Собрание депутатов Кунашакского муниципального района совершило действия, запрещенные ч. 3 ст. 216 КАС РФ, а именно – преодоление судебных актов судов общей юрисдикции о признании нормативного акта недействующим повторным принятием такого же акта.
Представитель ООО «Геософт» Спицин И.Н. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени извещен надлежащим образом, направил письменные пояснения, в которых, в том числе просил рассмотреть бело без его участия (л.д. 10-11 т. 2). Ранее в судебном заседании представитель административного истца настаивал на удовлетворении требований, по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Собрания депутатов Кунашакского муниципального района Мулярчик Г.В. возражал против удовлетворения заявленных требований, просил в иске отказать, представил письменный отзыв, в котором изложил свою позицию по делу (л.д. 224 т. 1).
Представитель заинтересованного лица Администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области Хусаинов В.Р. просил отказать в удовлетворении требований, подержав позицию административного ответчика.
Представитель заинтересованного лица Министерства сельского хозяйства Челябинской области, в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени извещен надлежащим образом просили дело рассмотреть без их участия (л.д. 17-18 т. 2).
Представитель заинтересованного лица Администрации Куяшского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени извещен надлежащим образом.
Дело в соответствии со ст. 150 КАС РФ рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных и не явившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц.
Заслушав пояснения представителей административного ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Часть 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод, непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок реализации данного права и не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру обращения в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с положениями ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме (часть 7).
Общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления установлены в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) (преамбула).
Частями 1 и 4 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования (ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
Положениями ч. 1 ст. 48 указанного Федерального закона предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положение ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в ст. 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. Конституционный Суд Российской Федерации также отмечал, что оспариваемое положение не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными (определения от 26 мая 2011 года № 739-О-О и от 22 марта 2012 года № 486-О-О).
Исходя из содержания приведенных норм и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им нормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Из материалов дела следует, что решением Собрания депутатов Кунашакского муниципального района Челябинской области от 7 октября 2020 года № 9 утвержден генеральный план Куяшского сельского поселения Кунашакского муниципального района.
11 января 2021 года на имя председателя Собрания депутатов Кунашакского муниципального района Челябинской области поступил протест от 30 декабря 2020 года № 12-54-2020, подписанный прокурором Кунашакского района, в котором содержалось требование об отмене вышеуказанного решения об утверждении генерального плана Куяшского сельского поселения Кунашакского муниципального района, со ссылкой на допущенное при его принятии нарушение ч. 3 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ, выразившееся в отсутствии согласования проекта генерального плана с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с Куяшским сельским поселением.
Решением совместной комиссии Собрания депутатов Кунашакского муниципального района Челябинской области от 9 февраля 2021 года вопрос о рассмотрении названного протеста прокуратуры вынесен на очередное заседание Собрания депутатов.
На заседании 16 февраля 2021 года Собрание депутатов Кунашакского муниципального района Челябинской области, признав протест прокуратуры законным и обоснованным, приняло решение № 5, которым отменило решение от 7 октября 2020 года N 9.
Указанные обстоятельства установлены апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 09 августа 2022 года (л.д. 190-194).
Этим же апелляционным определением решение Челябинского областного суда от 13 мая 2022 года отменено, решение Собрания депутатов Кунашакского муниципального района Челябинской области от 16 февраля 2021 года № 5 «Об отмене решения «Об утверждении генерального плана Куяшского сельского поселения Кунашакского муниципального района от 07 октября 2020 года № 9» признано недействующим со дня вынесения апелляционного определения.
24 марта 2023 года на имя председателя Собрания депутатов Кунашакского муниципального района Челябинской области повторно поступил протест прокурора Кунашакского района № 12-20-2023 об отмене решения Собрания депутатов Кунашакского муниципального района Челябинской области от 07 октября 2020 года № 9 «Об утверждении генерального плана Куяшского сельского поселения Кунашакского муниципального района». Основаниями к отмене указанного решения было указано на нарушение п. 3 ч. 6 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ, а именно в оповещении о назначении публичных слушаний по проекту «Внесение изменений в генеральный план Куяшского сельского поселения Кунашакского муниципального района» (постановление главы Кунашакского муниципального района от 04 октября 2019 года № 1332) отсутствует информация о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций. Также в нарушение п. 2 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ оповещение о начале публичных слушаний по проекту «Внесение изменений в генеральный план Куяшского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области» на информационных стендах администрации Куяшского сельского поселения, информационных стендах иных населенных пунктов указаного сельского поселения, в местах массового скопления граждан, а также в иных местах, расположенных на территории Куяшского сельского поселения не распространялось, в средствах массовой информации указанное оповещение не отражалось. В нарушение ст. 9 Градостроительного кодекса РФ экспозиции проекта «Внесение изменений в генеральный план Куяшского сельского поселения Кунашакского муниципального района» администрацией Кунашакского муниципального района, как организатором публичных слушаний, для населения Куяшского сельского поселения не проводилось. В нарушение положений п.п. 2, 3, 4 ч. 18 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ в протоколе публичных слушаний от 05 декабря 2019 года на тему «Внесение изменений в генеральный план Куяшского сельского поселения Кунашакского муниципального района» отсутствует информация об организаторе публичных слушаний, о дате и источнике опубликования оповещения о начале проведения публичных слушаний по проекту, о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников публичных слушаний, о территории, в пределах которой проводятся публичные слушания или общественные обсуждения. В нарушение положений ч. 19 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников публичных слушаний отсутствует. В нарушение положений п. 3 ч. 22 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ в заключении о результатах публичных слушаний по проекту «Внесение изменений в генеральный план Куяшского сельского поселения Кунашакского муниципального района» отсутствуют реквизиты протокола публичных слушаний, на основании которого подготовлено заключение о результатах. В нарушение ч. 3 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ заключение о результатах публичных слушаний по проекту «Внесение изменений в генеральный план Куяшского сельского поселения Кунашакского муниципального района» на официальном сайте администрации Кунашакского муниципального района не размещалось, в иных информационных системах не распространялось, в газете «знамя труда» не публиковалось. В нарушение ч. 2 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ, ч. 1 ст. 79 Земельного кодекса РФ, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» согласно генеральному плану Куяшского сельского поселения Кунашакского муниципального района на территории поселения два земельных участка с кадастровыми номерами 74:13:0201002:11 и 74:13:0201002:12 планируется к переводу из категории земли сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленности, при этом при утверждении генерального плана Куяшского сельского поселения информация о согласовании изменений категории земельных участков с Министерством сельского хозяйства отсутствует (л.д. 82-87).
Указанный протест был рассмотрен на заседании Собрания депутатов 25 апреля 2023 года, при этом в заседании принимали участие 15 депутата, которые проголосовали за принятие оспариваемого нормативного правового акта (л.д. 64-67).
Из материалов дела следует, что обжалуемое решение было принято уполномоченным органом в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия, включая проведение общественных обсуждений, и были официально опубликованы в официальном издании Кунашакского муниципального района. По указанным основаниям нормативный правовой акт административным истцом не оспаривается.
Отношения, связанные с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий, регулируются законодательством о градостроительной деятельности, что закреплено в ч. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ.
В п. 3 ч. 2 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что документы территориального планирования подразделяются, в том числе, на документы территориального планирования муниципальных образований.
Из п. 3 ч. 1 ст. 18 и п.п. 2 и 4 ч. 3 ст. ст. 23 Градостроительного кодекса РФ следует, что документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план городского округа, который содержит карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа, зоны с особыми условиями использования территорий.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 8, п. 2 ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ, ч. 1 ст. 7, п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (в редакциях, действовавших на дату принятия решения от 07 октября 2020 года № 9), утверждение генерального плана поселения, который является документом территориального планирования муниципального образования, относилось к вопросам местного значения поселения. Генеральный план поселения утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения.
Муниципальные правовые акты, принимаемые по вопросам градостроительной деятельности в силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, ч. 4 ст. 3 Градостроительного кодекса РФ, не должны противоречить Градостроительному кодексу РФ.
Подготовка генерального плана поселения предусматривает осуществление ряда последовательных процедур, к которым относятся: принятие решения главой местной администрации о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений; согласование проекта в соответствии со ст. 25 Градостроительного кодекса РФ; обязательное рассмотрение проекта на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в соответствии со ст. 28 Градостроительного кодекса РФ; принятие решения представительным органом местного самоуправления (ст. 24 Градостроительного кодекса РФ).
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (ч. 2 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с указанными нормами и.о. главы Кунашакского муниципального района Челябинской области было принято постановление от 24 января 2020 года № 77 «О подготовке Правил землепользования и застройки и генерального плана Куяшского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области», которое было опубликовано 24 января 2020 года на официальном сайте Администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области (л.д. 22 т. 2).
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, в случае, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Как следует из ответа Министерства сельского хозяйства Челябинской области проект Генерального плана Куяшского сельского поселения Кунашакского муниципального района был согласован с Министерством (л.д. 247-248 т. 1).
Статья 5.1 Градостроительного кодекса РФ устанавливает порядок проведения публичных слушаний по проекту генерального плана.
Так в соответствии с ч. 5 указанной статьи процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов:
1) оповещение о начале публичных слушаний;
2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;
3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях;
4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний;
5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний;
6) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
При этом оповещение о начале публичных слушаний должно содержать:
1) информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту;
2) информацию о порядке и сроках проведения публичных слушаний по проекту, подлежащему рассмотрению на публичных слушаниях;
3) информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций;
4) информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях (ч. 6 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 7 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ оповещение о начале публичных слушаний также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему, информацию о дате, времени и месте проведения собрания или собраний участников публичных слушаний.
04 октября 2019 года Администрацией Кунашакского муниципального района было принято постановление № 1332 «О назначении публичных слушаний по проекту «Внесение изменений в генеральный план Куяшского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области», которое было опубликовано не было (л.д. 225-228, 235-236 т. 1).
При этом в указанном постановлении не содержится перечень информационных материалов к проекту, подлежащему рассмотрению на публичных слушаниях; информация о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций. Также оповещение о начале публичных слушаний не содержит информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему.
Оповещение о начале публичных слушаний в нарушение ч. 8 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ не было размещено на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, не было опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации. Также указанное оповещение не было распространено на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в ч. 3 ст. 5.1 Градостроительного кодекса (далее – территория, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания), иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации.
Согласно п. 9 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ в течение всего периода размещения в соответствии с п. 2 ч. 4 и п. 2 ч. 5 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему проводятся экспозиция или экспозиции такого проекта. В ходе работы экспозиции должны быть организованы консультирование посетителей экспозиции, распространение информационных материалов о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях. Консультирование посетителей экспозиции осуществляется представителями уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления или созданного им коллегиального совещательного органа (далее – организатор общественных обсуждений или публичных слушаний) и (или) разработчика проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Однако, в нарушение указанных требований экспозиция или экспозиции проекта Генерального плана Куяшского сельского поселения Кунашакского муниципального района не проводилась, консультирование посетителей, соответственно не осуществлялось.
Поскольку оповещение о начале публичных слушаний опубликовано не было, экспозиция проекта Генерального плана не проводилась, то население было лишено права на внесение предложений и замечаний, касающихся такого проекта, в нарушение требований ч. 10 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ.
Положением ч. 3 ст. 28 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что публичные слушания по проектам генеральных планов поселений проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования.
При проведении публичных слушаний по принятию Генерального плана Куяшского сельского поселения Кунашакского муниципального района указанные требования также были нарушены.
Согласно уставу Кунашакского муниципального района в состав Куяшского сельского поселения входят следующие населенные пункты: с. Большой Куяш, дер. Голубинка, дер. Ибрагимова, дер. Кырмыскалы, дер. Малый Кунашак, дер. Малый Куяш, дер. Мусакаева, дер. Сарыкульмяк, дер. Суртаныш, с. Татарская Караболка (л.д. 171 т. 1).
Публичные слушания были проведены только в с. Большой Куяш, что подтверждается протоколом публичных слушаний от 05 декабря 2019 года (л.д. 130-134 т. 1). В иных населенных пунктах публичные слушания не проводились.
Часть 18 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ сдержит требования по оформлению протокола публичных слушаний.
В нарушение указанных требований протокол публичных слушаний от 05 декабря 2019 года не содержит указания на организатора публичных слушаний; информацию, содержащуюся в опубликованном оповещении о начале публичных слушаний, дате и источнике его опубликования; информацию о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников публичных слушаний, о территории, в пределах которой проводятся публичные слушания.
Кроме того к протоколу публичных слушаний не приложен перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников публичных слушаний, включающий в себя сведения об участниках общественных обсуждений или публичных слушаний (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц).
В соответствии с ч. 21 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ на основании протокола публичных слушаний организатор публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.
В представленном в материалы дела заключении о результатах публичных слушаний отсутствует указание на реквизиты протокола публичных слушаний, на основании которого подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний; содержание внесенных предложений и замечаний участников публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся публичные слушания, и предложения и замечания иных участников публичных слушаний; аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений или публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний, что является нарушением п.п. 3, 4, 5 ч. 22 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ (л.д. 132, 135 т. 1).
Также не представлено доказательств опубликования заключения о результатах публичных слушаний, в нарушение положений ч. 23 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ.
Частью 1 ст. 48 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц – органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Кроме того, ст. 18 Регламента Собрания депутатов Кунашакского муниципального района, утвержденного Решением Собрания депутатов Кунашакского муниципального района 25 апреля 2012 года № 38 (далее – Регламент Собрания депутатов), которой установлен порядок рассмотрения актов прокурорского реагирования, предусмотрено, что на заседании Собрания депутатов рассматриваются протест, требование или представление прокуратуры и подготовленный в установленном порядке проект о признании утратившим силу опротестованного решения или о вынесений изменений в него (л.д. 99 т. 1).
В силу ст. 51 Регламента Собрания депутатов решения Собрания депутатов могут быть отменены или их действие может быть приостановлено Собранием депутатов, а в случае прекращения полномочий либо изменения перечня полномочий Собрания депутатов – органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к полномочиям которого на момент отмены или приостановления действия решения Собрания депутатов отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации) (л.д. 115 т. 1).
В п. 4 ст. 9 Устава Кунашакского муниципального района указано, что Собрание депутатов осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области, настоящим Уставом, регламентом Собрания депутатов (л.д. 174 т. 1).
Исходя из содержания приведенных норм, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им нормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону. Также из смысла приведенной нормы следует, что право отмены муниципального правового акта отнесено к компетенции органа, наделенного полномочиями по его принятию.
Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят в порядке самоконтроля в пределах представленных административному ответчику полномочий.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положение части 1 статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. Конституционный Суд Российской Федерации также отмечал, что оспариваемое положение не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными (определения от 26 мая 2011 года № 739-О-О и от 22 марта 2012 года № 486-О-О).
Вопреки доводам ООО «Геософт», в данном случае порядок и процедура принятия решения об отмене муниципальных правовых актов в порядке самоконтроля не регламентируется нормами градостроительного законодательства, поскольку нормы Градостроительного кодекса РФ не предусматривают ни процедуру отмены генерального плана, ни нормативно правового акта, его утвердившего.
Как установлено судом, в ходе принятия генерального плана Куяшского сельского поселения была нарушена процедура проведения публичных слушаний, что было отражено в протесте прокурора и нашло подтверждение при рассмотрении настоящего спора.
Таким образом, указанные в протесте прокурора основания для отмены генерального плана Куяшского сельского поселения обоснованно явились достаточным основанием для вынесения обжалуемого решения.
Доводы административного истца о том, что решение об утверждении генерального плана может быть отменено только на основании судебного решения, основаны на неверном толковании указанных выше норм права.
С учетом изложенного, доводы административного истца о несоответствии оспариваемого решения положениям статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ отклоняются как несостоятельные, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований, следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований ООО «Геософт» к Совету депутатов Кунашакского муниципального района Челябинской области о признании недействующим решение Собрания депутатов Кунашакского муниципального района Челябинской области № 24 от 25 апреля 2023 года «Об отмене решения Собрания депутатов Кунашакского муниципального района от 07.10.2020 г. № 9 «Об утверждении генерального плана Куяшского сельского поселения Кунашакского муниципального района» отказать.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 07 ноября 2023 года.