ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1770/20 от 20.02.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД: 59OS0000-01-2020-001435-34

№ 3а-45/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 февраля 2021 г. г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Алексеева А.А.,

при ведении протокола помощником судьи Шумилиной А.Е.,

с участием прокурора Прокуратуры Пермского края Вохмяниной Ю.М.,

представителя административных истцов Лунева А.М.,

представителя административного ответчика Шипиловских Д.Б.,

представителя заинтересованного лица Ефимова А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному иску Жуланова Максима Ивановича, Хомутова Александра Алексеевича, Красноперовой Надежды Владимировны к Земскому собранию Пермского муниципального района о признании недействующим в части Генерального плана Лобановского сельского поселения, утвержденного решением Земского собрания Пермского муниципального района от 27.09.2018 № 336 (в редакции решения Земского собрания Пермского муниципального района от 27.02.2020 № 31),

установил:

решением Земского собрания Пермского муниципального района от 27.09.2018 № 336 утвержден Генеральный план муниципального образования «Лобановское сельское поселение» Пермского муниципального района Пермского края, в том числе Положение о территориальном планировании генерального плана муниципального образования «Лобановское сельское поселение» Пермского муниципального района Пермского края согласно приложению 1 к настоящему решению.

Решением Земского собрания Пермского муниципального района от 27.02.2020 № 31 в генеральный план муниципального образования «Лобановское сельское поселение» Пермского муниципального района Пермского края внесены изменения, в том числе том 1 «Положение о территориальном планировании» изложен в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему решению.

Решение опубликовано 28.02.2020 в официальном печатном издании – бюллетене муниципального образования «Пермский муниципальный район» № 4 (часть 3).

В соответствии с пунктом 2 Решения данный документ вступил в силу со дня его официального опубликования (то есть 28.02.2020).

Пунктом 5 подраздела 2.2 раздела 2 тома 1 «Положение о территориальном планировании» в редакции решения Земского собрания Пермского муниципального района от 27.02.2020 № 31 в числе мероприятий по развитию планировочной структуры предусмотрено размещение объекта специального назначения – кладбища в 1,2 км юго-восточнее д. Горбуново на земельном участке с кадастровым номером **.

Жуланов М.И., Хомутов А.А., Красноперова Н.В. обратились в Пермский краевой суд с административным иском к Земскому собранию Пермского муниципального района о признании недействующим Генерального плана Лобановского сельского поселения, утвержденного решением Земского собрания Пермского муниципального района от 27.09.2018 № 336 (в редакции решения Земского собрания Пермского муниципального района от 27.02.2020 № 31) в части размещения кладбища в 1,2 км юго-восточнее д. Горбуново на земельном участке с кадастровым номером **.

В обоснование заявленных требований административные истцы ссылаются на то, что являются собственниками земельных участков, расположенных на территории Лобановского сельского поселения в СНТ «Майский». Выбор земельного участка для размещения кладбища считают незаконным, поскольку санитарно-защитная зона кладбища площадью от 20 до 40 Га составляет более 500 м и распространяется на земельные участки административных истцов. Однако, пункт 5.1 СанПиН 2.2.1/2.11.1200-03 не допускает размещать территории садоводческих товариществ в санитарно-защитных зонах. Тем же СанПиН 2.2.1/2.11.1200-03 не допускается размещение кладбищ площадью более 40 Га, а земельный участок с кадастровым номером ** имеет площадь 41 Га. Пунктами 2.3, 2.4 СанПиН 2.1.2882-11 установлены критерии, которым должен соответствовать земельный участок, отводимый под кладбище. Оспариваемые положения нормативного правового акта предусматривают размещение кладбища на земельном участке, не соответствующем указанным требованиям: имеющем уклон в сторону д. Меркушево и р. Сыра, состоящем из тяжелосуглинистой почвы высокой влажности. В нарушение пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ и пункта 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах санитарно-защитной зоны кладбища находятся исток реки Безгуза и безымянный ручей, используемый для орошения в СНТ «Майский», которые будут формироваться за счет подземных вод санитарно-защитной зоны кладбища. Кроме того, материалы по обоснованию генерального плана (том 2) содержат показатели потребности в кладбище в размере 2,69 Га до 2020 года и 2,99 Га до 2035 года. Эти показатели соответствуют нормативу, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 03.07.1996 № 1063-р. Размещение кладбища размером 41 Га не обосновано Генеральным планом и существенно превышает федеральные нормативы по площади кладбища.

Представитель административных истцов Лунев А.М. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований и доводах административного искового заявления настаивал. Дополнительно пояснил, что имеется нарушение процедуры проведения публичных слушаний по проекту Генерального плана: слушания проведены только в трех из двадцати населенных пунктов Лобановского сельского поселения.

Представитель административного ответчика Шипиловских Д.Б. в судебном заседании административные исковые требования не признал. В письменных возражениях ссылается на то, что генеральный план принят уполномоченным органом. В результате проведения публичных слушаний возражений по вопросу размещения кладбища не поступило. Изменения, утверждённые решением Земского собрания Пермского муниципального района от 27.02.2020 № 31 не затрагивали вопроса размещения кладбища на земельном участке с кадастровым номером **. Размещение кладбища было предусмотрено решением Земского собрания Пермского муниципального района от 27.09.2018 № 336 и обосновано исчерпанием ранее отведенных площадей под захоронение в с. Лобаново, а также объединением трех муниципальных образований в Лобановское сельское поселение. Наложения границ санитарно-защитной зоны кладбища на территорию СНТ «Майский» не имеется. Проектом строительства кладбища площадью 38 Га предусмотрена 300-метровая санитарно-защитная зона. Генеральным планом земельный участок отнесен к функциональной зоне кладбищ. Согласно Правилам землепользования и застройки Лобановского сельского поселения земельный участок находится в границах территориальной зоны С-1 «Зона кладбищ». По сведениям ЕГРН земельный участок имеет категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» и вид разрешенного использования «Ритуальная деятельность» (л.д. 54). Публичные слушания требуют наличия помещений для проведения массовых мероприятий, которые отсутствуют в части населенных пунктов Лобановского сельского поселения. Населенные пункты д. Кочкино, д. Клестята, д. Малые Клестята, д. Большой Буртым являются сросшимися с с. Лобаново. Деревни Горбуново, Баландино, Малый Буртым, Грибаново являются сросшимися между собой. В связи с этим считает возможным проведение публичных слушаний в трех населенных пунктах: с. Лобаново, п. Мулянка, с. Кояново для жителей всех населенных пунктов (л.д. 233). Дополнительно пояснил, что санитарно-защитная зона в настоящее время не существует, поскольку утверждается через год после строительства кладбища.

Представитель заинтересованного лица МУ «Управление капитального строительства Пермского муниципального района» Ефимов А.И. считал административные исковые требования необоснованными. Требования СанПиН можно соблюсти при строительстве кладбища специальными мероприятиями. Проект кладбища находится на государственной экспертизе, где проверяется его соответствие всем требованиям. При проектировании установлено соответствие почвы нормативам.

Заинтересованные лица администрация Пермского муниципального района, администрация Лобановского сельского поселения, ФБУЗ «Центр Гигиены и эпидемиологии в Пермском крае», СНТ «Майский» представителей в судебное заседание не направили.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора отдела Пермской краевой прокуратуры, полагавшего, что административные исковые требования подлежат удовлетворению, суд установил следующие обстоятельства административного дела.

Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Согласно пункту 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений.

В силу статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности включает данный кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления.

Согласно статье 21 Устава муниципального образования «Пермский муниципальный район» Земское Собрание - постоянно действующий выборный представительный орган местного самоуправления муниципального района. Земское Собрание обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального района.

Следовательно, оспариваемое решение Земского Собрания Пермского муниципального района принято уполномоченным органом местного самоуправления.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования и содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа (статья 18, часть 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Подготовка генерального плана сельского поселения предусматривает осуществление ряда последовательных процедур, предусмотренных статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе принятие главой местной администрации поселения решение о подготовке проекта генерального плана (часть 2 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации), согласование проекта генерального плана до его утверждения с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации), проведение публичных слушаний (часть 11 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 17 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса.

Таким образом, процедура внесения изменений в генеральный план является идентичной процедуре принятия генерального плана.

В соответствии с частями 3, 8 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов (далее в настоящей статье - общественные обсуждения или публичные слушания), проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования, за исключением случаев, установленных частью 3.1 настоящей статьи. Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

Частью 4 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ дополнительно установлено, что порядок организации и проведения публичных слушаний должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Часть 5 статьи 14 Устава муниципального образования "Пермский муниципальный район" предусматривает необходимость проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, порядок организации и проведения которых определяется нормативным правовым актом Земского Собрания с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.

Положение о публичных слушаниях в Пермском муниципальном районе утверждено решением Земского Собрания Пермского муниципального района от 25.06.2014 № 470.

Пунктом 4.9 Положения предусмотрено, что назначение и проведение публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, в следующем порядке:

1) для принятия решения о назначении публичных слушаний комиссия по землепользованию и застройке направляет главе Пермского муниципального района проекты документов, подлежащих обсуждению на публичных слушаниях;

2) глава Пермского муниципального района принимает решение о проведении публичных слушаний в срок не позднее чем через десять дней со дня получения проекта документа, подлежащего обсуждению на публичных слушаниях.

Публичные слушания по вопросам градостроительной деятельности проводятся комиссией по землепользованию и застройке.

Срок, продолжительность проведения публичных слушаний или общественных обсуждений по проектам документов, подлежащих обсуждению на публичных слушаниях или общественных обсуждениях, по вопросам градостроительной деятельности составляет:

- по проекту генерального плана, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, - не менее одного месяца и не более трех месяцев с момента оповещения жителей об их проведении до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний или общественных обсуждений.

В силу пункта 8.3 Положения, заключение о результатах публичных слушаний не позднее двух месяцев со дня проведения публичных слушаний, если иные сроки его опубликования не установлены действующим законодательством, подлежит опубликованию в порядке, установленном Уставом Пермского муниципального района для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также размещается на официальных сайтах Земского Собрания и Пермского муниципального района.

Решение о подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план муниципального образования «Лобановское сельское поселение» Пермского муниципального района Пермского края принято постановлением исполняющего полномочия главы администрации Пермского муниципального района от 30.10.2019 № 744 (л.д. 172).

Постановлением главы Пермского муниципального района Пермского края от 31.10.2019 № 295 назначено проведение публичных слушаний по проекту изменений в генеральный план муниципального образования «Лобановское сельское поселение» на 04.12.2019 в с. Лобаново для жителей с.Лобаново (л.д. 196).

Постановлением главы Пермского муниципального района Пермского края от 15.11.2019 № 326 назначено проведение публичных слушаний по проекту изменений в генеральный план муниципального образования «Лобановское сельское поселение» на 04.12.2019 в с. Лобаново для жителей д. Баландино, д. Баские, д. Березники, д. Большой Буртым, д. Верх-Сыра, д. Горбуново, д. Грибаново, д. Касимово, д. Клестята, д. Ключи, д. Козыбаево, д. Кочкино, д. Малый Буртым, д. Малые Клестята, д. Меркушево, п. Мулянка, д. Усадьба МТС, с. Кольцово, с. Кояново.

Извещение о проведении публичных слушаний опубликовано в газете «Нива» от 07.11.2019 № 45 (л.д. 176) и от 21.11.2019 № 47 (л.д. 198) и на официальном сайте Пермского муниципального района в сети Интернет (л.д. 203).

Проект изменений в генеральный план муниципального образования «Лобановское сельское поселение» опубликован на официальном сайте Пермского муниципального района и официальном сайте Лобановского сельского поселения в сети Интернет (л.д. 193, 194).

Проведение публичных слушаний оформлено протоколами от 04.12.2019 (л.д. 178-185). Заключение о результатах публичных слушаний составлено 10.12.2019 (л.д. 188), публичные слушания признаны состоявшимися, заключение опубликовано в газете «Нива» от 26.12.2019 № 52 (л.д. 186) и на официальных сайтах Пермского муниципального района и Лобановского сельского поселения в сети Интернет (л.д. 191, 193).

Таким образом, публичные слушания фактически проведены 04.12.2019 в одном населенном пункте – с. Лобаново. Однако, согласно статье 2 Устава муниципального образования «Лобановское сельское поселение» Пермского муниципального района Пермского края, утверждённого решением Совета депутатов Лобановского сельского поселения от 26.05.2015 № 42, в состав поселения входят следующие населенные пункты: с. Лобаново, д. Баландино, д. Баские, д. Березники, д. Большой Буртым, д. Верх-Сыра, д. Горбуново, д. Грибаново, д. Касимово, д. Клестята, д. Ключи, д. Козыбаево, с. Кольцово, д. Кочкино, с. Кояново, д. Малый Буртым, д. Малые Клестята, д. Меркушево, п. Мулянка, д. Усадьба МТС.

Следовательно, в нарушение части 3 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации публичные слушания проведены не в каждом населенном пункте муниципального образования, а только в одном.

Возражения ответчика об отсутствии помещений для проведения массовых мероприятий в каждом населенном пункте, малочисленности населения отдельных деревень, близости населенных пунктов к с. Лобаново суд находит необоснованными, поскольку исключений из общего правила в связи с наличием указанных обстоятельств не предусмотрено ни статьей 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ни муниципальными правовыми актами - Уставом муниципального образования "Пермский муниципальный район" и Положением о публичных слушаниях в Пермском муниципальном районе.

Таким образом, нарушен установленный действующим законодательством порядок принятия оспариваемого акта.

В соответствии с частью 15 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

Жуланов М.И., Хомутов А.А., Красноперова Н.В. являются собственниками земельных участков, расположенных на территории Лобановского сельского поселения в СНТ «Майский» (копии выписки из ЕГРН и свидетельств о регистрации права л.д. 28-30).

Суд находит обоснованными доводы административных истцов о том, что размещение кладбища в 1,2 км юго-восточнее д. Горбуново на земельном участке с кадастровым номером ** противоречит пункту 5.1 СанПиН 2.2.1/2.11.1200-03 и пунктам 2.3, 2.4 СанПиН 2.1.2882-11.

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены в связи с особыми условиями использования земельных участков и режимом хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.

Статьей 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, должны соблюдаться санитарные правила.

В сфере градостроительства применяется постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".

В соответствии с пунктом 7.1.12 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га отнесены к II классу санитарной классификации объектов и для них определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны 500 м. Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20 га отнесены к III классу санитарной классификации объектов и для них определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны 300 м.

В соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

Согласно пунктам 4.2, 4.3 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации. Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию, принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности, принимают территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Судом установлено, что постановление об утверждении санитарно-защитной зоны для планируемого к размещению на земельном участке с кадастровым номером ** месту захоронения уполномоченным органом не принималось. В Генеральном плане Лобановского сельского поселения положения об установлении санитарно-защитной зоны кладбища отсутствуют. Однако в силу пункта 3.1 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, следовательно должно осуществляться и при разработке генерального плана поселения. Размер ориентировочной санитарно-защитной зоны кладбища площадью 38 Га, как объекта II класса опасности, составляет 500 м и в эту зону попадают земельные участки административных истцов, что следует из сопоставления заключения кадастрового инженера (л.д. 32) и проекта 300-метровой санитарно-защитной зоны кладбища (л.д. 159).

Административным ответчиком представлено экспертное заключение ФБУЗ «Центр Гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» от 13.11.2019 на проект санитарно-защитной зоны «Строительство кладбища в д. Горбуново Пермского района» (л.д. 148), в котором сделан вывод о соответствии санитарно-защитной зоны 300 м государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам, в том числе СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03.

Суд считает недопустимым ограничение санитарно-защитной зоны объекта II класса опасности в проекте расстоянием 300 м. Размер 500-метровой ориентировочной санитарно-защитной зоны кладбища площадью от 20 до 40 Га, как объекта II класса опасности, установлен СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03. Его утверждение, а также изменение возможно только постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

Каких-либо мероприятий, направленных на обеспечение безопасности владельцев земельных участков, находящихся в 500-метровой санитарно-защитной зоне кладбища, существующим проектом санитарно-защитной зоны в нарушение пункта 3.10 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 не предусмотрено.

Следовательно нахождение принадлежащих административным истцам земельных участков в ориентировочной санитарно-защитной зоне кладбища затрагивает их права и законные интересы. Отсутствие установленной на момент рассмотрения дела санитарно-защитной зоны кладбища не дает оснований для отклонения доводов административных истцов, поскольку создается угроза нарушения их прав при последующей реализации оспариваемого нормативного акта.

Кроме того, статья 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям.

Согласно статье 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

В силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 № 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", действовавшие на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Согласно пункту 2.4 СанПиН 2.1.2882-11 участок, отводимый под кладбище, должен удовлетворять следующим требованиям:

- иметь уклон в сторону, противоположную населенному пункту, открытых водоемов, а также при использовании населением грунтовых вод для хозяйственно-питьевых и бытовых целей;

- не затопляться при паводках;

- иметь уровень стояния грунтовых вод не менее чем в двух метрах от поверхности земли при максимальном стоянии грунтовых вод. При уровне выше двух метров от поверхности земли участок может быть использован лишь для размещения кладбища для погребения после кремации;

- иметь сухую, пористую почву (супесчаную, песчаную) на глубине 1,5 м и ниже с влажностью почвы в пределах 6 - 18%.

Впоследствии указанные требования к размещению кладбищ воспроизведены в пункте 51 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3.

Земельный участок с кадастровым номером ** имеет перепад высоты от 185 до 152 метров, уклон в северно-восточном направлении в сторону населенного пункта д. Меркушево и водного объекта – река Сыра, что следует из заключения кадастрового инженера (л.д. 32), заключения специалистов Естественнонаучного института ПГНИУ (л.д. 42) и объективно подтверждается приложенной схемой топографической съемки (л.д. 38). Наличие соответствующего перепада высоты подтверждается содержанием экспертного заключения ФБУЗ «Центр Гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» от 13.11.2019 (л.д. 154), однако оценено экспертом, как относительно ровный объект, а понижение необоснованно указано в южном, юго-восточном направлении.

Результатами лабораторных испытаний, проведенных Пермским федеральным исследовательским центром Уральского отделения Российской академии наук от 25.08.2020 установлено, что почва на территории земельного участка с кадастровым номером ** является дерново-подзолистой, тяжелосуглинистой, имеет влажность от 22,7% до 27,6% (л.д. 39-41). В проектной документации «Строительство кладбища в д. Горбуново Пермского района» (том 2. Отчет по инженерно-геологическим изысканиям), представленной заинтересованным лицом МУ «Управление капитального строительства Пермского муниципального района» также содержатся выводы о выявлении переувлажненных глинистых грунтов, инженерно-геологические условия средней сложности, при проектировании необходимо учесть присутствие специфических и пучинистых грунтов, гидрогеологические условия участка. По заключению специалиста Федерального научного центра медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения от 28.01.2021 по составу и влажности почвы земельный участок не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к участкам, отводимым под кладбища (л.д. 238).

Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что отведенный под кладбище земельный участок не соответствует требованиям пункта 2.4 СанПиН 2.1.2882-11, что противоречит статье 4 и пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ.

Возражения административного ответчика о том, что перечисленные санитарные требования необходимо соблюдать только на стадии строительства кладбища необоснованно, поскольку приведённые выше нормы Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ и СанПиН 2.1.2882-11 предъявляют указанные санитарные требования к земельному участку, отводимому под кладбище, а не только к самому объекту строительства.

Довод заинтересованного лица о возможности провести мероприятия по изменению состава почвы противоречит требованиям СанПиН 2.1.2882-11 к земельному участку, отводимому под кладбище.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ решение о создании мест погребения (кроме Федерального военного мемориального кладбища) принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются. По принадлежности места погребения могут быть государственные или муниципальные.

Федеральным законом от 6.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения.

Решение о создании места погребения на земельном участке с кадастровым номером ** принято не было. Возражения административного ответчика о том, что в качестве такого решения следует рассматривать решение Земского Собрания Пермского муниципального района от 28.04.2015 № 60 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Пермского муниципального района Пермского края на 2016-2030 годы" и Постановление администрации Пермского муниципального района от 29.10.2015 № 1378 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие дорожного хозяйства и благоустройство Пермского муниципального района на 2016-2020 годы» несостоятелен, поскольку указанные нормативные правовые акты по своему наименованию и содержанию решением о создании места погребения не являются.

Следовательно, правовые основания для включения в Положение о территориальном планировании Генерального плана Лобановского сельского поселения оспариваемого пункта, предусматривающего размещение кладбища в 1,2 км юго-восточнее д. Горбуново на земельном участке с кадастровым номером ** отсутствовали.

Довод административных истцов о недопустимости строительства кладбища площадью более 40 га основан на запрете, предусмотренном пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ, согласно которому размер земельного участка для кладбища не может превышать сорока гектаров. Но, поскольку решение о создании кладбища органом местного самоуправления не принято, размер земельного участка для кладбища не определен, довод административных истцов о недопустимости строительства кладбища площадью более 40 га заявлен преждевременно и не относится к оспариваемым положениям нормативного правового акта.

Довод административных истцов о наличии в границах санитарно-защитной зоны кладбища истока реки Безгуза и безымянного ручья, используемого для орошения в СНТ «Майский», которые будут формироваться за счет подземных вод санитарно-защитной зоны кладбища голословны и на оценку законности оспариваемого нормативного акта не влияют.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ не разрешается устройство кладбищ на территориях первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника водоснабжения, минерального источника, первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта.

Подпунктом 2 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещается размещение кладбищ.

Административные истцы необоснованно смешивают понятие санитарно-защитной зоны кладбища с понятиями водоохранной зоны и зоны санитарной охраны источника водоснабжения, раскрытыми в части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, статье 34 Водного кодекса Российской Федерации и Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02".

Оспариваемым пунктом определен земельный участок под последующее размещение кладбища. Решением о строительстве кладбища оспариваемый пункт не является. Оснований полагать, что само кладбище будет размещено в водоохранной зоне или зоне санитарной охраны источника водоснабжения в настоящий момент не имеется.

По этим же основаниям судом не принимаются доводы административных истцов о несоответствии площади земельного участка с кадастровым номером ** материалам по обоснованию генерального плана (том 2), содержащим показатели потребности в кладбище в размере 2,69 Га до 2020 года и 2,99 Га до 2035 года. Поскольку размер кладбища оспариваемым нормативным правовым актом не определялся, он не может быть сопоставлен с планируемыми показателями.

Учитывая изложенное, требования административных истцов о признании недействующим Генеральный план Лобановского сельского поселения, утвержденный решением Земского собрания Пермского муниципального района от 27.09.2018 № 336 (в редакции решения Земского собрания Пермского муниципального района от 27.02.2020 № 31), в части размещения объекта специального назначения – кладбища в 1,2 км юго-восточнее д. Горбуново на земельном участке с кадастровым номером ** (пункт 5 подраздела 2.2 раздела 2 тома 1 «Положение о территориальном планировании») суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Так как Генеральный план Лобановского сельского поселения до вынесения решения суда применялся и на основании этого нормативного правового акта реализовывались права граждан, суд, исходя из пункта 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", считает возможным признать нормативный правовой акт в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Исходя из пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сообщение о настоящем решении должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – бюллетене муниципального образования «Пермский муниципальный район» и на официальном сайте Пермского муниципального района Пермского края в сети Интернет.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Жуланова Максима Ивановича, Хомутова Александра Алексеевича, Красноперовой Надежды Владимировны к Земскому собранию Пермского муниципального района удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план Лобановского сельского поселения, утвержденный решением Земского собрания Пермского муниципального района от 27.09.2018 № 336 (в редакции решения Земского собрания Пермского муниципального района от 27.02.2020 № 31), в части размещения объекта специального назначения – кладбища в 1,2 км юго-восточнее д. Горбуново на земельном участке с кадастровым номером ** (пункт 5 подраздела 2.2 раздела 2 тома 1 «Положение о территориальном планировании»).

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в официальном печатном издании – бюллетене муниципального образования «Пермский муниципальный район» и на официальном сайте Пермского муниципального района Пермского края в сети Интернет.

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционной суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий- подпись

Подлинник решения суда находится в материалах административного дела № 3а-45/2021 Пермского краевого суда

Мотивированное решение суда изготовлено 4.03.2021.