27OS0000-01-2021-000191-23
Дело 3а-177/2021
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 ноября 2021 года город Хабаровск
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Е.А.Бузыновской,
при секретаре С.Е.Джиба,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора об оспаривании в части приказа управления лесами Правительства Хабаровского края от 13.12.2018 года № 1139П «Об утверждении лесохозяйственного регламента Амгуньского лесничества»,
у с т а н о в и л :
Заместитель Амурского бассейнового природоохранного прокурора обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным иском, в котором просит признать не действующим в части со дня принятия лесохозяйственный регламента Амгуньского лесничества, утвержденный приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 13.12.2018 года № 1139П. А именно:
-отнесение расположенных в границах государственного природного заказника «Баджальский» лесов к категории эксплуатационных в <...>, 26-37, 55,58-60, 62-72, 74-80, 123-125, 127-155, 170-192, 197-198, 223-1249, 256-166, 280-300, 318-332, 338-442, 525-530, 532-546, 584-586, 840-888 Баджальского участкового лесничества, в кварталах 366, 373-374, 379, 380, 381ч, 382, 386ч, 388-390 Амгуньского участкового лесничества (таблица № 3 п. 1.1.6 Регламента);
-указание местоположения памятника природы «Заросли лимонника Китайского» в квартале 3 Дукинского участкового лесничества (таблица № 5 пункт 1.1.8 Регламента);
-установление для лесов, расположенных в границах государственного природного заказника «Баджальский» и памятника природы «Заросли лимонника китайского» (таблица № 7 п. 1.2 Регламента) таких видов использования лесов, как: выполнение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых (квартал 63 Средне-Амгуньского участкового лесничества; <...>, 23, 25-37, 54, 55, 57-80, 122-155, 159-165, 169-192, 197, 198, 211, 222-249, 256-266, 278-300, 318-332, 338-442, 525-530, 532-546, 584-586, 840-888 Баджальского участкового лесничества, кварталы 318ч, 319ч, 340, 341, 366, 372-374, 379, 380, 381ч, 382, 386ч, 388-390 Амгуньского участкового лесничества); заготовка древесины (квартал 63 Средне-Амгуньского участкового лесничества, часть кварталов 318ч, 319ч, 381ч, 386ч Амгуньского участкового лесничества); переработка древесины и иных лесных ресурсов (<...>, 61, 62ч, 63-65, 66ч, 67ч, 68-73, 75-79, 265ч, 381ч-283ч, 292ч-294ч, 298ч, 328ч-332ч, 525ч-528ч, 536ч, 537ч, 854ч-856ч, 866ч, 867ч Баджальского участкового лесничества).
Обосновывая свои требований прокурор ссылается на то, что в оспариваемой части нормативный правовой акт не соответствует положениям статьям 1, 2, 27 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», статьям 6, 10, 12, 21, 25, 111, 112 Лесного кодекса РФ, приказу Минприроды России от 16.07.2007 года № 181. Государственными органами созданы государственный природный заказник федерального значения «Баджальский» (далее по тексту ГПЗ «Баджальский») и памятник природы краевого значения «Заросли лимонника китайского», которые относятся к особо охраняемым природным территориям. На этих территориях запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Леса, расположенные на территории памятников природы, заказников отнесены к защитным, и в них запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждения, если это не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий. Отнесение лесов, находящихся на территории памятника природы и заказника к эксплуатационным не соответствуют целям их создания и противоречит положениям лесного законодательства Российской Федерации. Разрешение на территории этих охранных зон выполнение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, заготовки и переработки древесины и иных лесных ресурсов влечет уничтожение памятника природы и природного заказника. Собственником лесного фонда является Российская Федерация, поэтому указанные нарушения затрагивают её права и нарушают права неопределенного круга лиц на сохранение благоприятной окружающей среды.
Определением судьи от 17.08.2021 года произведена замена административного ответчика управления лесами Правительства Хабаровского края на его правопреемника Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено КГКУ «Амгуньское лесничество».
Определением судьи от 20.09.2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен орган государственной власти Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, - Федеральное агентство лесного хозяйства.
В судебном заседании представитель Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры, - ФИО1, заявленные требования поддержал, и сослался в их обоснование на те же обстоятельства, что приведены в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика, - ФИО2, возражала против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что разграничение лесов по видам, установление и изменение их границ, проектирования защитных лесов отнесено к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства. Приказом агентства от 18.12.2009 года № 517 распределены леса на территории Амгуньского лесничества по целевому назначению и категориям. Сведения в Регламент лесничества о категории лесов внесены в соответствии с этим приказом Рослесхоза. Самостоятельно изменить категорию лесных участков административный ответчик не может, для этого необходимо издание соответствующего приказа Рослесхозом. Также просил учесть, что сплошная вырубка лесов на особо охраняемых природных территориях не ведется.
Административное дело рассмотрено в отсутствие представителей заинтересованных лиц Федерального агентства лесного хозяйства и КГКУ «Амгуньское лесничество», которые о времени и месте судебного заседания были уведомлены заблаговременно.
Заслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы административного дела, суд пришел к выводу, что требования прокурора нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и подлежат удовлетворению.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 17.01.2011 года № 5-пр «О создании краевых государственных казенных учреждений, подведомственных управлению лесами Правительства Хабаровского края» создано Краевое государственное казенное учреждение «Амгуньское лесничество».
Приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 13.12.2018 года № 1139П утвержден лесохозяйственный регламент Амгуньского лесничества. Приказ опубликован в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края https://les.khabkrai.ru в разделе «лесохозяйственные регламенты лесничеств», официальном портале нормативных правовых актов Хабаровского края https://laws.khv.gov.ru в разделе «Нормативные правовые акты органов исполнительной власти Хабаровского края» за 2018 год.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.04.2020 года № 162-пр (действует с 22.04.2020 года) утверждено Положение о комитете лесного хозяйства Правительства Хабаровского края. Комитет является правопреемником управления лесами Правительства Хабаровского края.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет, в числе прочего, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу обстоятельства (части 7, 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ).
В статье 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» указано, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 1). Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации (часть 2). Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями (часть 3).
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится земельное, лесное законодательство, законодательство об охране окружающей среды. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (пункт «к» части 1 и часть 2 статьи 72, части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ).
Лесное законодательство состоит из Лесного кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения (части 1, 4, 5 статьи 2 Лесного кодекса РФ)
Перечень полномочий в области лесных отношений, осуществление которых Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, указаны в статье 83 Лесного Кодекса РФ. В частности, органам государственной власти субъектов Российской Федерации передано право на разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 87 настоящего Кодекса (пункт 1 части 1 статьи 83, часть 2 статьи 87 в редакции, действовавшей до 01.01.2019 года. Аналогичные положения содержат пункт 9 части 1 статьи 83, часть 2 статьи 87, в действующей с 01.07.2019 года редакции)
В соответствии с частью 3 статья 87 Лесного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2019 года и действующей с 01.07.2019 года) лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 года № 1219).
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности: положения о государственных природных заповедниках, национальных парках, государственных природных заказниках федерального значения, государственных природных биосферных заповедниках, дендрологических парках и ботанических садах федерального значения, памятниках природы федерального значения; акты, устанавливающие особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях; порядок разработки лесохозяйственных регламентов, их состав, сроки действия и порядок внесения в них изменений; утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, а также государственную экспертизу проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий (пункты 5.2, 5.2.102, 5.2.128, 5.19 Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 01.01.2019 года).
Лесохозяйственный регламент является основой использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков. Порядок разработки лесохозяйственных регламентов, порядок внесения в них изменений, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих разработку лесохозяйственных регламентов и внесение в них изменений установлены приказом Минприроды России от 27.02.2017 года №72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений». Лесохозяйственные регламенты разрабатываются для лесничеств (лесопарков). Разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (пункты 9, 10).
С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).
Постановлением администрации Хабаровского края от 12.01.19977 года «Об особо охраняемых природных территориях Хабаровского края» в перечень памятников природы краевого значения в Солнечном районе включен памятник природы «Заросли лимонника китайского», который объявлен особо охраняемой природной территорией.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 06.10.2014 года № 361-пр «Об утверждении границ памятников природы краевого значения в Амурском, Бикинском, Вяземском, имени Лазо, Нанайском, Солнечном муниципальных районах и о внесении изменений в постановление администрации Хабаровского края от 20.01.1997 года « 7» утверждено описание границ памятника природы краевого значения «Заросли лимонника китайского».
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 года № 2055-р утвержден перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, в который включен государственный природный заказник «Баджальский» на территории Хабаровского края и утверждено описание его границ.
На основании исследованных в ходе рассмотрения дела письменных доказательств и объяснений лиц, участвующих в деле, суд установил, что особо охраняемые природные территории, - государственный природный заказник «Баджальский» и памятник природы «Заросли лимонника китайского», находятся на территории Амгуньского лесничества.
Управление лесами Правительства Хабаровского края, как указано в Положении, утвержденном постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 года № 185-пр (с последующими изменениями), является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим в пределах установленной компетенции полномочия края и переданные краю полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.04.2020 года № 162-пр (действует с 22.04.2020 года) утверждено Положение о комитете лесного хозяйства Правительства Хабаровского края. Комитет является органом исполнительной власти края, осуществляющим в пределах установленной компетенции полномочия края и переданные краю полномочия Российской Федерации в области лесных отношений. Комитет является правопреемником управления лесами Правительства Хабаровского края.
На основании установленных по делу обстоятельств, и, исходя из приведенных положений федеральных законов и нормативных правовых актов, в действующей на момент принятия приказа управления лесами Правительства Хабаровского края от 13.12.2018 года № 1139П редакции, суд считает, что регламент Амгуньского лесничества, которое располагается на особо охраняемых природных территориях, утвержден Управлением лесами Правительства Хабаровского края за пределами своих полномочий. Право утверждать (принимать) такого рода нормативные правовые акты по состоянию на 12.12.2018 года (как и на день рассмотрения настоящего дела) законом отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти. Как разъяснил Пленум Верховный Суд РФ в постановлении от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими (пункт 28).
Управление лесами Правительства Хабаровского края, являющееся исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждая лесохозяйственный регламент Амгуньского лесничества, отдельные лесные участки которого расположены на землях особо охраняемых природных территориях, вышло за пределы предоставленных ему полномочий, что является основанием для признания приказа управления лесами Правительства Хабаровского края от 13.12.2018 года № 1139П, в оспариваемой части, недействующим.
Проверив оспариваемые положения лесохозяйственного регламента Амгуньского лесничества, утвержденного приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 13.12.2018 года № 1139П, на предмет их соответствия федеральным законам и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к такому заключению.
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (части 1 статьи 10 Лесного кодекса РФ).
В частях 1 и 6 статьи 111, части 1 статьи 112 Лесного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.07.2019 года – это пункт 1 части 2, часть 5 статьи 102, часть 1 статьи 103) указано, что в одну из категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях. К лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 112 Лесного кодекса РФ В лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, запрещается проведение рубок лесных насаждений на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы. На иных лесных участках, если это не противоречит правовому режиму особой охраны территорий государственных природных заповедников, допускается проведение выборочных рубок лесных насаждений в целях обеспечения функционирования государственных природных заповедников и жизнедеятельности проживающих в их пределах граждан. В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Лесной кодекс РФ (части 3, 6 статьи 103, в редакции, действовавшей до 01.07.2019 года, - на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта), предусматривал, что в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (части 1 и 2 статьи 24). Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы (часть 1 статьи 25, часть 1 статьи 27).
В описании границ памятника природы краевого значения «Заросли лимонника китайского» (утверждено постановлением Правительства Хабаровского края от 06.10.2014 года № 361-пр) указано, что памятник природы находится в границах квартала 63 Средне-Амгуньского участкового лесничества Амгуньского лесничества.
В соответствии с Положением о памятниках природы краевого значения в Хабаровском крае, утвержденном постановлением Правительства РФ от 26.05.2011 года № 154-пр, на территориях и акваториях, занимаемых памятниками природы краевого значения, запрещается любая хозяйственная деятельность, влекущая нарушение сохранности памятника природы (пункт 2.2.).
Представленные сторонами письменные доказательства и объяснения сторон подтверждают, что Государственный природный заказник «Баджальский» находится на территории Баджальского участкового лесничества Амгуньского лесничества (<...>, 23, 25-37, 54, 27-72, 74-80, 122-155, 159-165, 169-192, 197, 198, 211, 222-249, 256-266, 278-300, 3018-332, 338-442, 525-530, 532-546, 584-586, 840-888.
Лесохозяйственный регламент Амгуньского лесничества, утвержденный приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 13.12.2018 года № 1139П, содержит в таблице 5 «Характеристики имеющихся на территории лесничества ООПТ и объектов») сведения о том, что памятник природы краевого значения «Заросли лимонника китайского» находится на территории 3 квартала Дукинского участкового лесничества. Государственный природный заказник «Баджальский» находится на территории: Баджальского участкового лесничества, - <...>, 23, 25-37, 54, 55, 57-80, 122-155, 159-165, 169-192, 197, 198, 211, 222-249, 156-266, 278-300, 318-332, 338-442, 525-530, 532-546, 584-586, 840-888; Амгуньского участкового лесничества, - кварталы 318ч, 319ч, 340, 341, 366, 372-374, 379, 380, 381ч, 382, 386ч, 388-390.
Лесохозяйственный регламент Амгуньского лесничества содержит в таблице 3 сведения о распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам и их частям. На территории Средне-Амгуньского участкового лесничества Амгуньского лесничества (занимает <...>) имеются защитные леса – кварталы 5, 6 9, 39, 41-44, 61-63, 65, 81, 85-91, 108-110, 124-126, 133-135, 137, 139, 140, 144, части кварталов 10, 23, 24, 31-35, 51, 52, 65, 75-77, 82, 102, 108). Остальная территория участкового лесничества отнесена к ценным или эксплуатационным лесам.
На территории Баджальского участкового лесничества Амгуньского лесничества (занимает <...>, 525-546, 584-586, 840-893) имеются защитные леса – 15, 22-25, 53, 54, 56, 57, 61, 73, 91, 93, 102-105, 120, 121, 122, 126, 157-165, 168, 169, 210, 211, 220, 221, 275-279, 317, части кварталов 62, 66, 67, 265, 266, 281-283, 292-294, 298, 315-316, 325, 328-332, 351, 352, 359, 366, 368-370, 379, 380, 396, 397, 413, 430, 437, 440, 525-528, 536, 537, 841, 854-856, 866, 867. Остальная территория участкового лесничества отнесена к ценным или эксплуатационным лесам.
В таблице 7 «Виды разрешенного использования лесов» лесохозяйственного регламента Амгуньского лесничества указано, что на территории Средне-Амгуньского участкового лесничества (<...>) и Баджальского участкового лесничества (<...>, 24, 38-53, 56, 73, 81-121, 156-158, 166-168, 193-196, 199-210, 212-221, 250-255, 267-277, 301-317, 333-337, 531, 889-893) Амгуньского лесничества разрешена заготовка древесины.
На территории Средне-Амгуньского участкового лесничества (<...>) и Баджальского участкового лесничества (<...>, 525-546, 584-586, 840-893) Амгуньского лесничества разрешено выполнение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых.
На территории Средне-Амгуньского участкового лесничества (<...>, 7, 8, 11-22, 25-30, 36-38, 40, 45-50, 53-59, 64, 66-74, 78-80, 83, 84, 92-101, 103-107, 111-123, 127-132, 136, 138, 141-143, 145) и Баджальского участкового лесничества (кварталы 4-14,16-21, 26-36, 38-52, 58-61, 63-65, 68-73, 75-79, 81-90, 92, 94-101, 106-119, 166, 167, 193-196, 199-209, 212-219, 250-255, 267-277, 301-314, 333-337) Амгуньского лесничества разрешена
переработка древесины и иных лесных ресурсов.
Как указано в части 4 статьи 12 Лесного кодекса РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Эксплуатационные леса имеют цели освоения, направленные на устойчивое, максимально эффективное получение высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 Лесного кодекса РФ).
Поскольку, в силу положений Лесного кодекса РФ (части 5 статьи 102) и Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» (статья 2, часть 1 статьи 27) в защитных лесах, к которым относятся и особо охраняемые природные территорий, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, в том числе всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы, то леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, не могут быть отнесены к эксплуатационным лесам, поскольку эта категория лесов имеет иные цели освоения, нежели защитные леса.
Поэтому, отнесение оспариваемым лесохозяйственным регламентом лесных участков, на которых находятся памятник природы «»Заросли лимонника китайского» и государственный природный заказник «Баджальский» к эксплуатационным лесам в границах названных особо охраняемых природных территорий и установление для них таких видов разрешенного использования, как, - выполнение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, переработка древесины и иных лесных ресурсов, заготовка древесины, не соответствует положениям федерального законодательства. Использование лесов в соответствии с теми видами, которые установлены лесохозяйственным регламентом Амгуньского лесничества, фактически допускает их сплошную рубку для целей заготовки древесины, размещение лесоперерабатывающей инфраструктуры, может повлечь иное их использование без соблюдения ограничений, определенных лесным законодательством для особо охраняемых природных территорий, а это противоречит целям создания памятников природы.
Довод административного ответчика, что оспариваемый лесохозяйственный регламент принят во исполнение приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 18.12.2009 года № 517 «Об отнесении лесов на территории Хабаровского края к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлении их границ», суд не принимает во внимание.
Как установлено Указом Президента РФ от 23.05.1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» (пункты 8, 9 в редакции от 28.06.2005 года, действовавшем на день принятия приказа Управления лесами Правительства Хабаровского края от 13.12.2018 года № 1139П) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров (пункт 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 года № 763).
Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 18.12.2009 года № 517 «Об отнесении лесов на территории Хабаровского края к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлении их границ», согласно имеющимся на сайте информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://www.consultant.ru, не был опубликован в порядке, установленном Указом Президента РФ от 23.05.1996 года № 763. Этот факт не оспаривался и лицами, участвующими в деле. Следовательно, этот приказ не вступил в силу, не является действующим нормативным правовым актом и не влечет правовых последствий.
Довод административного ответчика, что лесные участки на особо охраняемых природных территориях фактически не предоставляются для заготовки древесины и их использование соответствует положениям об этих территориях, выводы суда о незаконности Регламента не опровергают и правового значения для разрешения административного дела не имеют.
Согласно положениям пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его не действующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты.
В ходе судебного разбирательства установлено, что оспариваемые административным истцом положения лесохозяйственного регламента Амугньского лесничества противоречат федеральным законам, регулирующим те же правоотношения и имеющим большую юридическую силу, то, согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, в этой части нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим.
Лица, участвующие в деле подтвердили, что оспариваемый нормативный правовой акт неоднократно применялся. Поэтому суд полагает возможным признать его не действующим в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ сообщение о принятии настоящего решения должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175, 178, 179, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора об оспаривании нормативного правового акта удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу лесохозяйственный регламент Амгуньского лесничества, утвержденный приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 13.12.2018 года № 1139П, в части:
- отнесения лесов в <...>, 26-37, 55,58-60, 62-72, 74-80, 123-125, 127-155, 170-192, 197-198, 223-1249, 256-166, 280-300, 318-332, 338-442, 525-530, 532-546, 584-586, 840-888 Баджальского участкового лесничества, в кварталах 366, 373-374, 379, 380, 381ч, 382, 386ч, 388-390 Амгуньского участкового лесничества, на которых располагается государственный природный заказник «Баджальский», к категории эксплуатационных (таблица № 3 п. 1.1.6 Регламента);
-указания местоположения памятника природы «Заросли лимонника Китайского» - квартал 3 Дукинского участкового лесничества (таблица № 5 пункт 1.1.8 Регламента);
-установления видов использования лесов, расположенных в границах государственного природного заказника «Баджальский» и памятника природы «Заросли лимонника китайского», указанных в таблице № 7 п. 1.2 Регламента: выполнение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых (квартал 63 Средне-Амгуньского участкового лесничества; <...>, 23, 25-37, 54, 55, 57-80, 122-155, 159-165, 169-192, 197, 198, 211, 222-249, 256-266, 278-300, 318-332, 338-442, 525-530, 532-546, 584-586, 840-888 Баджальского участкового лесничества, кварталы 318ч, 319ч, 340, 341, 366, 372-374, 379, 380, 381ч, 382, 386ч, 388-390 Амгуньского участкового лесничества); заготовка древесины (квартал 63 Средне-Амгуньского участкового лесничества, часть кварталов 318ч, 319ч, 381ч, 386ч Амгуньского участкового лесничества); переработка древесины и иных лесных ресурсов (<...>, 61, 62ч, 63-65, 66ч, 67ч, 68-73, 75-79, 265ч, 381ч-283ч, 292ч-294ч, 298ч, 328ч-332ч, 525ч-528ч, 536ч, 537ч, 854ч-856ч, 866ч, 867ч Баджальского участкового лесничества).
Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края https:laws.khv.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Хабаровский краевой суд.
Решение в окончательной форме принято 19 ноября 2021 года.
Судья краевого суда Е.А.Бузыновская