Дело № 3а-179/17Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
город Владивосток 28 августа 2017 года
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Зайцевой О.А.
при секретаре Петровой Е.В.,
с участием прокурора Нишоновой Ф.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дорошенко Андрея Викторовича к Думе города Владивостока, заинтересованное лицо департамент градостроительства Приморского края о признании Генерального плана Владивостокского городского округа, утверждённого решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 не действующим в части,
установил:
решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 утверждён Генеральный план Владивостокского городского округа, который опубликован без приложений 19 сентября 2008 года в сборнике «Вестник Думы города Владивостока» N 9, 16 сентября 2008 года в газетах «Приморская газета» N 68 (238) и «Владивосток» N 136 (4110).
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании решения Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 «Об утверждении генерального плана Владивостокского городского округа» в части установления красной линии автомобильной дороги в границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1808 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с разрешённым использованием: индивидуальные жилые дома, не соответствующим требованиям Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ. В обоснование своих требований указал, что он является собственником вышеуказанного земельного участка. Оспариваемый нормативный правовой акт в части установления красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером № не соответствует частям 4, 5 статьи 23, частям 3, 5 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ, пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ. Расположение спорного земельного участка в красных линиях влечёт для него (административного истца) последствия, связанные с их правовым режимом, в части перевода части земельного участка в территории общего пользования, в том числе с невозможностью его застройки.
В судебном заседании ФИО1 и его представитель ФИО7 уточнили заявленные требования, указав, что административным истцом оспаривается именно Генеральный план Владивостокского городского округа, а не решение Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119, которым он утверждён. По существу поддержали основания и доводы, изложенные в административном иске.
Представитель департамента градостроительства Приморского края ФИО8 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, представил письменный отзыв на иск. По существу указал, что Генеральным планом Владивостокского городского округа, утверждённым решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119, красные линии не утверждались, в связи с чем, данный нормативный правовой акт в данной части не может быть признан незаконным.
Представитель Думы города Владивостока в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставил, ранее предоставил письменный отзыв на иск.
Выслушав объяснения ФИО1 и его представителя ФИО7, возражения представителя департамента градостроительства Приморского края ФИО8, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Нишоновой Ф.А., полагавшей, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.
В силу частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
На основании пункта 26 части 1 статьи 16 вышеназванного Федерального закона утверждение генеральных планов городского округа отнесено к вопросам местного значения и оформляется путем принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ).
В соответствии со статьёй 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такой план, утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа.
Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 5 Устава города Владивостока, принятого решением Думы города Владивостока от 3 марта 2005 года N 49, к вопросам местного значения города Владивостока относится утверждение генеральных планов города Владивостока.
При указанных обстоятельствах, а также учитывая, что вступившим в законную силу решением Приморского краевого суда от 15 декабря 2015 года по делу N 3а-170/2015, проверка решения Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 на предмет соблюдения при его принятии требований нормативных правовых актов, перечисленных в подпунктах «а», «б», «в», «г» пункта 2 части 8 статьи 213 КАС РФ, проведена, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого решения Думой города Владивостока соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия представительного органа на принятие нормативного правового акта, его форму, процедуру принятия, введение в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу. Решение Думы города Владивостока в данной части не оспаривалось.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 на основании договора купли-продажи от 26 декабря 2015 года является собственником земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: индивидуальные жилые дома, площадь 1808 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморского края 13 января 2016 года.
Из кадастрового паспорта земельного участка, выданного Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю 20 октября 2015 года следует, что земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учёт 20 октября 2015 года, отнесён к землям населённых пунктов с определением вида разрешённого использования «индивидуальные жилые дома».
В силу пункта 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципальных образований.
Под территориальным планированием в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ следует понимать планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В силу части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно пункту 11 статьи 1 и пункту 2 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы как территорий общего пользования, так и земельных участков, на которых, в частности, расположены автомобильные дороги, и устанавливаются в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 3 статьи 42, пункта 1 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ красные линии отображаются на чертеже основной части проекта планировки территории и в проекте межевания территории, относящихся к документации по планировке территорий.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса РФ проект планировки территории и проект межевания территории подготавливаются в целях реализации положений документов территориального планирования, а именно: обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1 статьи 41 Кодекса).
Согласно части 5 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения регламентируется Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утверждённой постановлением Госстроя РФ от 29 октября 2002 года N 150, и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введённой в действие постановлением Госстроя РФ от 6 апреля 1998 года N 18-30 «РДС 30-201-98», которые применяются в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ.
В пункте 4.4 Инструкции от 6 апреля 1998 года N 18-30 «РДС 30-201-98» указано, что при разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов городских округов и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.
Согласно статьям 45, 46 Градостроительного кодекса РФ установление красных линий в документации по планировке территории отнесено к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, главы местной администрации муниципального района, главы местной администрации поселений или главы местной администрации городского округа.
Как следует из системного толкования приведённых положений Градостроительного кодекса РФ и названных Инструкций, документация по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории), в составе которой осуществляется проектирование и установление красных линий (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий), является самостоятельной градостроительной документацией, и разрабатывается на основе градостроительной документации другого уровня - документов территориального планирования, в том числе генеральных планов городских округов, и документов градостроительного зонирования - правил землепользования и застройки.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 25 февраля 2016 года N 242-О, недопустимо произвольное установление красных линий уполномоченными органами и необходима разработка специального проекта на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.
В судебном заседании установлено, что на схемах, входящих в состав Генерального плана Владивостокского городского округа, красные линии не обозначены ни графически, ни при помощи поясняющих подписей.
Из имеющихся в материалах дела кадастрового паспорта земельного участка, выданного Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю 20 октября 2015 года, а также выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, выданной Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Приморскому краю 13 марта 2017 года, следует, что на земельном участке с кадастровым номером № отсутствуют ограничения (обременения) в виде красных линий.
При указанных обстоятельствах, а также учитывая, что апелляционными определениями Верховного Суда РФ от 27 октября 2016 года по делу N 56-АПГ16-21 и от 16 февраля 2017 года по делу N 56-АПГ16-33, при проверки Генерального плана Владивостокского городского округа, установлено, что в составе указанного Генерального плана отдельный план красных линий и разбивочный чертеж красных линий не утверждался, а из карт (схем), утверждённых в составе Генерального плана Владивостокского городского округа, не усматривается наличие красных линий, в связи с чем, Генеральный план Владивостокского городского округа не содержит оспариваемых положений в части обозначения красных линий и сам по себе не является документом, которым утверждается расположение красных линий, требования ФИО1 о признании недействующим Генерального плана Владивостокского городского округа, утверждённого решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119, в части установления красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером №, суд находит не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства РФ, Приморский краевой суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Думе города Владивостока, заинтересованное лицо департамент градостроительства Приморского края о признании Генерального плана Владивостокского городского округа, утверждённого решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 не действующим в части – отказать.
Сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании представительного органа местного самоуправления.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Приморского краевого суда О.А.Зайцева