Дело № 3а-17/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 января 2017 г. г.Красногорск
Московской области
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.
при секретаре Клевцовой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконными действий (бездействия) органов кадастрового учета,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения органа кадастрового отчета филиала «ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии « по Московской области и обязании исправления технической ошибки в сведения ГКН о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он являлся собственником земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:120483, расположенного в Раменском районе Московской области. 10 ноября 2015 года он обратился в орган кадастрового учета за разъяснениями сведений содержащихся в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости объекта. Филиалом ФГБУ в его адрес направлено решение №МО15/РКФ-453144 от 17 декабря 2015 года, обнаруженная согласно которого исправлена техническая ошибка в сведениях с 13 августа 2015 года. С указанной датой он не согласился, поскольку земельный участок был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050309:2. Сведения о вновь образованных участках, были внесены в ГКН 07 июня 2013 года. Однако, органы кадастрового учета, опираясь на пункт 222 «Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории, вида разрешенного использования, уточнения площади, перевода из одной категории в другую» внесли данные по определению кадастровой стоимости в соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования МО №564-РМ лишь 13 августа 2015 года. Датой определения кадастровой стоимости, является дата внесения сведений о таком участке, при этом, по мнению административного ответчика при исправлении технической ошибки в значении кадастровой стоимости дата внесения, дата определения и дата утверждения кадастровой стоимости не должны изменяться и должны совпадать с датой внесения, рассчитанной на основании ошибочно внесенных сведений. 15 февраля 2016 года, он еще раз обратился в органы кадастрового учета с требованием об исправлении технической ошибки в сведениях ГКН с 07 июня 2013 года. Письмом от 17 марта 2016 года ему было отказано. Уточняя требования, просит признать незаконными бездействие органов кадастрового учета выразившиеся в несвоевременном внесении сведений о кадастровой стоимости, утвержденных распоряжением Минэкологии МО №564-РМ в отношении земельного участка и обязании внести кадастровую стоимость в ГКН с 01 января 2014 года.
В судебное заседание, административный истец и его представитель ФИО2 не явились, извещены в установленном порядке.
Представитель филиала «ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области по доверенности ФИО3, возражала против требований, указав, что при определении кадастровой стоимости земельного участка административного истца Управление действовало в соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний №222 в которых не содержится специальных норм, уточняющих дату внесения кадастровой стоимости земельных участков. Спорный участок поставлен на кадастровый учет 07 июня 2013 года, кадастровая стоимость участка приведена в соответствие с распоряжением №564 13 августа 2015 года, стоимость определена по состоянию на 07 июня 2013 года, применяется стоимость для налогообложения 01 января 2016 года. Решение органов кадастрового учета исправлена техническая ошибка в сведениях ГКН путем внесения в реестр сведений, о стоимости исходя из удельного показателя 966.95 рублей с даты, ее совершения, то есть с 13 августа 2015 года. Учитывая, что законодательством срок проведения актуализации результатов кадастровой стоимости не установлен, бездействий у филиала не усматривается. По данным ГКН земельный участок имеет статус архивный 04 марта 2016 года и не является объектом права. Право собственности у административного истца на участок прекращено 16 октября 2015 года. Также обратила внимание на истечение срока предъявления административным истцом данных требований, поскольку о нарушении своего права административному истцу стало известно в декабре 2015 года, в суд он обратился лишь 10 июня 2016 года.
В соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, проверив и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к следующему.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» кадастровая стоимость может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (статья 3 Закона об оценочной деятельности). При этом под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости (п. 1 Постановления).
С административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абз. 1 и абз. 2 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ) (п. 6 Постановления).
Из статьи 24.18, статьи 24.19 Федерального закона №135-ФЗ следует, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
К недостоверным сведениям относится искажение данных об объекте оценки, в том числе неправильное указание среднего удельного показателя при расчете кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно ч. 1 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» технической ошибкой признается описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
С учетом данного в ст. 28 Федерального закона №221-ФЗ определения бездействие органа кадастрового учета, приведшее к несоответствию сведений о кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу земельного участка, содержащихся в ГКН с 01 января 2014 года по 13 августа 2015 года, сведениям, утвержденным Распоряжением №564-РМ, нельзя отнести к технической ошибке.
Вместе с тем, одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1 и ч. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
В силу положений ч. 3 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Кадастровая стоимость устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи.
Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 8 ФСО №4).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года №316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4).
Согласно п. 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Положениями статьи 24.12 Федерального закона №135-ФЗ предусмотрено, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чес один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
В соответствии с Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 08 февраля 2013 года №34-РМ «О проведении государственной кадастровой оценки земель Московской области в 2013 году» на территории Московской области проведена очередная государственная кадастровая оценка земель, в том числе земель садоводческих, огороднических и дачных объединений.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 года №564-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области» (далее – Распоряжение №564-РМ) утверждены – по состоянию на 01 января 2013 года - результаты государственной кадастровой оценки земельных участков и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель данной категории по кадастровым кварталам, по муниципальным районам, городским округам Московской области.
Пунктом 2 Распоряжения №564-РМ признано утратившим силу ранее действовавшее Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 23 декабря 2009 года №121-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области».
В пункте 4 Распоряжения №564-РМ указано, что оно вступает в силу с момента опубликования его полного текста на интернет-портале Правительства Московской области; в той части, в какой оно во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождает правовые последствия для налогоплательщиков, вступает в силу через 30 дней после его официального опубликования, но не ранее 01 января 2014 года.
Таким образом, Распоряжение №564-РМ порождает правовые последствия для налогоплательщиков с начала налогового периода – с 01 января 2014 года - в виде изменения налоговой базы, определяемой как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Следовательно, как для земельных участков, вошедших в сформированный перечень объектов недвижимости в целях проведения кадастровой оценки земельных участков в 2013 году, так и для земельных участков, поставленных на кадастровый учет после формирования перечня, но до утверждения результатов кадастровой оценки, Распоряжение №564-РМ порождает правовые последствия с 01 января 2014 года. Указанное влечет необходимость внесения на 01 января 2014 года в ГКН сведений о кадастровой стоимости, утвержденной Распоряжением №564-РМ для всех земельных участков, состоящих на кадастровом учете на эту дату.
Сведения о земельном участке административного истца с кадастровым номером 50:23:0000000:120483 внесены в государственный кадастр недвижимости 07 июня 2013 года, то есть до принятия Распоряжения №564-РМ, но после формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, поэтому сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка в Распоряжении №564-РМ отсутствуют.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года №222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее – Методические указания).
В силу пункта 2.4 Методических указаний в случае, когда образование нового земельного участка происходит (произошло) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Из указанных правовых актов следует, что по состоянию на начало нового налогового периода – с 01 января 2014 года налоговая база объектов налогообложения - земельных участков земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области – должна быть установлена в соответствии с Распоряжением №564-РМ, в том числе для земельных участков, образованных после формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, - с применением утвержденных данным Распоряжением №564-РМ средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель данной категории.
Согласно Приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 26 декабря 2011 года №П/531 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик» с 01 марта 2012 года федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик. На руководителей территориальных органов Росреестра возложена обязанность по обеспечению контроля исполнения федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочий по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что административный истец являлся собственником земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:120483, расположенного в Раменском районе Московской области. Данный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050309:2.
10 ноября 2015 года административный истец обратился в органы кадастрового учета за разъяснениями сведений содержащихся в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной в размере 102 545 542.02 рублей.
Филиалом ФГБУ в адрес административного истца направлено решение №МО15/РКФ-453144 от 17 декабря 2015 года, согласно которого органами кадастрового учета обнаружена техническая ошибка в сведениях о кадастровой стоимости участка, данная ошибка исправлена с даты, ее совершения, то есть с 13 августа 2015 года.
Согласно ответа от 22 декабря 2015 года административному истцу органом кадастрового учета разъяснено, что при определении кадастровой стоимости земельного участка ошибочно применен удельный показатель утвержденный Распоряжением №564-РМ в размере 1025.46 рублей, при том, как для расчета стоимости следовало с учетом значения удельного показателя в размере 966.95 рублей. Данным ответом административному истцу также разъяснено, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в реестр объектов недвижимости 13 августа 2015 года.
Таким образом, если земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет, либо внесен в ГКН как ранее учтенный в период проведения государственной кадастровой оценки, при пересчете кадастровой стоимости в рамках Полномочий Учреждения в соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний, датой определения будет являться дата внесения сведений о таком земельном участке в ГКН.
При этом Методические указания не содержат специальных норм, уточняющих дату определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях, приведенных в пункте 2.4 Методических указаний, не вошедших в сформированный перечень.
Из анализа приведенного выше следует, что филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по МО 07 июня 2013 года внесены в ГКН сведения о земельном участке истца. На момент внесения сведений филиалом в рамках предусмотренного законом порядка произведен расчет кадастровой стоимости вновь образованного объекта недвижимости исходя из удельного показателя кадастровой стоимости для земельных участков, предназначенных для дачного строительства утвержденной распоряжением №121-РМ.
В последующем 13 августа 2015 года филиалом произведен пересчет кадастровой стоимости земельного участка с применением результатов удельного показателя кадастровой стоимости утвержденного Распоряжением №564-РМ. Действующая на момент рассмотрения дела кадастровая стоимость земельного участка в размере 96 695 000 рублей рассчитана филиалом по состоянию на 07 июня 2013 года, то есть на момент внесения сведений о вновь образованном земельном участке.
Учитывая, что действующим законодательством не определен срок для осуществления действий органом кадастрового учета по актуализации результатов кадастровой оценки земель Московской области суд не усматривает со стороны филиала незаконного бездействия.
Как установлено судом, земельный участок административного истца с кадастровым номером 50:23:0000000:120483 снят с кадастрового учета 04 марта 2016 года, право собственности на участок у истца прекращено 10 октября 2015 года.
В соответствии с пунктом 53 приказа Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости” сведения государственного кадастра недвижимости о вышеуказанном земельном участке присвоен статус «архивный».
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ предоставляют гражданам право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании действий (бездействия) должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Исходя из частей 1, 5 и 8 статьи 219 названного Кодекса административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как следует из материалов дела, административному истцу стало известно о нарушении его права в декабре 2015 года, однако, с административным иском ФИО1 обратился в Московский областной суд 10 июня 2016 года, то есть за пределами срока предусмотренного законодательством срока обращения в порядке Главы 22 КАС РФ. Уважительности причин пропуска срока административным истцом не представлено, ходатайств о его восстановлении не заявлено. Исходя из материалов административного дела суд, не усматривает объективных оснований для восстановления пропущенного срока.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 227-228,249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
административные исковые заявление ФИО1 о признании незаконными действий (бездействия) органов кадастрового учета и возложения обязанности по совершению действий по внесению с ведений в государственный кадастр объектов недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен 16 января 2017 года.
Судья М.Ю. Елизарова