ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-17/2021 от 08.07.2021 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

дело № 3а-17/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Элиста 8 июля 2021 г.

Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Кутлановой Л.М.,

с участием прокурора Лиджиевой В.П.,

при секретаре Манжиковой А.Э.,

с участием представителя административных истцов Киселевой Л.П., Романенко О.А. - Бережного С.Г., представителей Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия Абушаевой К.Б., Правительства Республики Калмыкия Хулхачиевой В.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Киселевой Л.П., Романенко О.А. к Народному Хуралу (Парламенту) Республики Калмыкия, Правительству Республики Калмыкия о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими частей 1, 2, 4 статьи 14.1 Закона Республики Калмыкия от 24 сентября 2014 г. № 72-V-З «О некоторых вопросах в сфере охраны здоровья граждан в Республике Калмыкия»,

у с т а н о в и л:

Киселева Л.П., Романенко О.А. обратились в Верховный Суд Республики Калмыкия с административным исковым заявлением к Народному Хуралу (Парламенту) Республики Калмыкия, Правительству Республики Калмыкия о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими части 1, 2, 4 статьи 14.1 Закона Республики Калмыкия от 29.12.2020 № 149-VI-З «О внесении изменения в Закон Республики Калмыкия «О некоторых вопросах в сфере охраны здоровья граждан в Республике Калмыкия» в части фразы «ежемесячная денежная выплата». В обоснование требований указали, что Киселева Л.П. - врач, работавшая и проживающая в сельском населенном пункте, в настоящее время пенсионер, Романенко О.А. - медицинская сестра, работающая в <Данные изъяты>, в соответствии с ранее действовавшим федеральным законодательством до 1 января 2005 г. пользовались правом на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. С 1 января 2015 г. по 31 декабря 2020 г. медицинские и фармацевтические работники, работающие в государственных учреждениях Республики Калмыкия и проживающие на селе, а также перешедшие на пенсию медицинские и фармацевтические работники и проживающие с ними члены их семей, проработавшие на селе 10 и более лет и проживающие на селе, получали компенсацию на оплату жилого помещения с отоплением и освещением по фактическим затратам по судебным искам. 25 декабря 2020 г. Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия был принят Закон Республики Калмыкия № 149-VI-З «О внесении изменения в Закон Республики Калмыкия «О некоторых вопросах в сфере охраны здоровья граждан в Республике Калмыкия», опубликованный в газете «Хальмг унн», № 219-220 от 30 декабря 2020г., которым Закон Республики Калмыкия от 24 сентября 2014 г. № 72-V-З дополнен статьей 14.1 следующего содержания: «Меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам», согласно части 1 которой медицинские и фармацевтические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятые на должностях в государственных учреждениях здравоохранения Республики Калмыкия, имеют право на ежемесячную денежную выплату по оплате жилых помещений, отопления и освещения. Согласно части 2 - получателями мер социальной поддержки по предоставлению ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения являются: 1) медицинские и фармацевтические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятые на должностях в государственных учреждениях здравоохранения Республики Калмыкия; 2) медицинские и фармацевтические работники, проживающие в сельских населенных пунктах, вышедшие на пенсию, если общий стаж работы в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Республики Калмыкия в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) составляет не менее 10 лет. Размер и порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты устанавливаются Правительством Республики Калмыкия и обеспечиваются за счет средств республиканского бюджета (часть 4). Формулировка «ежемесячная денежная выплата» подразумевает фиксированную выплату, одинаковую для одиноко проживающего работника и для работника, у которого семья состоит из 5 человек, что не соответствует части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., в которой было предусмотрено, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. В целях реализации статьи 14.1 Закона Республики Калмыкия от 24 сентября 2014 г. № 72-V-З «О некоторых вопросах в сфере охраны здоровья граждан в Республике Калмыкия» Правительство Республики Калмыкия постановлением № 78 от 19 марта 2021 г. утвердило Порядок назначения ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в государственных учреждениях здравоохранения Республики Калмыкия, пункт 2 которого гласит: Меры социальной поддержки предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1400 рублей. Считают необходимым привести части 1, 2, 4 статьи 14.1 Закона Республики Калмыкия от 24 сентября 2014 г. № 72-V-З в соответствие федеральному законодательству, а именно в части 1 слова «имеют право на ежемесячную денежную выплату по оплате жилых помещений, отопления и освещения», в части 2 слова «по предоставлению ежемесячной денежной выплаты», в части 4 слова «предоставления ежемесячной денежной выплаты» заменить словами: «имеют право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения», по предоставлению «компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения» и порядок предоставления «компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения». Доказательством нарушения прав Киселевой Л.П. и Романенко О.А. и противоречия федеральному законодательству оспариваемых норм является пояснительная записка к проекту Закона Республики Калмыкия от 29 декабря 2020 г. № 149-VI-З, в которой предусматривается медицинским и фармацевтическим работниками право на предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в пределах 100 % нормативов потребления указанных жилищно-коммунальных услуг, установленных в Республике Калмыкия, только на носителя льготы без учета членов семьи. Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 11 августа 2014 г. исключение проживающих с медицинскими работниками членов их семей, которые ранее имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, уменьшает объем мер социальной поддержки, следовательно, ухудшает права данной категории лиц и противоречит статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ. Просят признать противоречащими части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и не недействующими части 1, 2, 4 статьи 14.1 Закона Республики Калмыкия от 29.12.2020 № 149-VI-З «О внесении изменения в Закон Республики Калмыкия «О некоторых вопросах в сфере охраны здоровья граждан в Республике Калмыкия» в части фразы «ежемесячная денежная выплата».

В возражении на административное исковое заявление представитель Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия Абушаева К.Б. указывает на несогласие с заявленными административными требованиями, так как Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия действовал в пределах предоставленных полномочий, установленный размер денежных выплаты рассчитан исходя из фактических затрат на оплату жилья и коммунальных услуг в полном объеме. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель Правительства Республики Калмыкия Хулхачиева В.С. в возражении на административное исковое заявление ссылается на то, что Закон Республики Калмыкия от 29.12.2020 № 149-VI-З «О внесении изменения в Закон Республики Калмыкия «О некоторых вопросах в сфере охраны здоровья граждан в Республике Калмыкия» принят в рамках полномочий, определенных действующим законодательством, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

В судебном заседании представитель административных истцов Бережной С.Г. уточнил исковые требования, просил признать противоречащими части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и недействующими части 1, 2, 4 статьи 14.1 Закона Республики Калмыкия от 24 сентября 2014 года № 72-V-З «О некоторых вопросах в сфере охраны здоровья граждан в Республике Калмыкия».

Представитель Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия Абушаева К.Б., представитель Правительства Республики Калмыкия Хулхачиева В.С. возражали против заявленных требований, просили в удовлетворении исковых требований Кисилевой Л.П. и Романенко О.А. отказать.

Прокурор Лиджиева В.П. в заключении полагала, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.

Административные истцы Киселева Л.П., Романенко О.А. в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. Учитывая надлежащее извещение административных истцов о месте, дате и времени рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска, поскольку оспариваемые административными истцами части 1, 2, 4 статьи 14.1 Закона Республики Калмыкия от 24 сентября 2014 года № 72-V-З «О некоторых вопросах в сфере охраны здоровья граждан в Республике Калмыкия» соответствует положениям федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу.

Закон Республики Калмыкия от 24 сентября 2014 года № 72-V-З «О некоторых вопросах в сфере охраны здоровья граждан в Республике Калмыкия», первоначальный текст которого был опубликован в издании «Хальмг унн», № 171, 27.09.2014,Законом Республики Калмыкия от 29 декабря 2020 года № 149-VI-З дополнен статьей 14.1 «Меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам». Согласно части 1 указанной статьи медицинские и фармацевтические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятые на должностях в государственных учреждениях здравоохранения Республики Калмыкия, имеют право на ежемесячную денежную выплату по оплате жилых помещений, отопления и освещения. Часть 2 данной статьи предусматривает, что получателями мер социальной поддержки по предоставлению ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения являются: 1) медицинские и фармацевтические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятые на должностях в государственных учреждениях здравоохранения Республики Калмыкия; 2) медицинские и фармацевтические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, вышедшие на пенсию, если общий стаж работы в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Республики Калмыкия в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) составляет не менее 10 лет. В части 4 указанной статьи закреплено, что размер и порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты устанавливаются Правительством Республики Калмыкия и обеспечиваются за счет средств республиканского бюджета.

В соответствии со статьей 33 «Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия» Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия является высшим законодательным (представительным) органом государственной власти Республики, состоящим из 27 депутатов полномочия Хурала.

К ведению Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия, в числе прочего, относится принятие Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия и поправок к нему, а также принятие законов Республики Калмыкия и постановлений, внесение в них изменений (п. 1 ст. 34 Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия).

Пункт 2 статьи 6 Закона Республики Калмыкия «О народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия» предусматривает, что к ведению Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия относится осуществление законодательного регулирования по предметам ведения Республики Калмыкия и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий Республики Калмыкия.

Судом установлено, что Закон Республики Калмыкия «О внесении изменения в Закон Республики Калмыкия «О некоторых вопросах в сфере охраны здоровья граждан в Республике Калмыкия» от 29 декабря 2020 года № 149-VI-З, опубликованный на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 29.12.2020, статьей 1 которого Закон Республики Калмыкия от 24 сентября 2014 года № 72-V-З «О некоторых вопросах в сфере охраны здоровья граждан в Республике Калмыкия» дополнен статьей 14.1 «Меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам», принят компетентным и правомочным законодательным органом Республики Калмыкия, с соблюдением процедур его принятия и обнародования, установленных статьей 35 «Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия», Законом Республики Калмыкия «О порядке опубликования и вступления в силу законом Республики Калмыкия и постановлений Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия» от 25 апреля 2003 года № 320-II-З.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия, следует признать, что Правительство Республики Калмыкия является ненадлежащим ответчиком по заявленным административными истцами требованиям.

Согласно подпункту «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу с. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Ранее, в соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487 в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан были внесены изменения. В частности, часть вторая данной статьи, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу. Одновременно, в статью введены части четвертая, пятая, шестая, согласно которым, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников должны устанавливаться в зависимости от принадлежности организаций здравоохранения Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

С 22 ноября 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», которым признаны утратившими силу Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487 и статья 35 Федерального закона № 122-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанным законом с 1 января 2012 года Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет средств соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (ч. 2 ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

Такое правовое регулирование согласуется с положениями части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

До вступления 1 января 2005 года в силу Федерального закона № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» федеральное законодательство предусматривало предоставление отдельным категориям граждан льгот и выплат в натуральной форме.

Федеральный законодатель, изменяя с 1 января 2005 года правовое регулирование вопросов предоставления мер социальной поддержки с предоставления льгот в натуральной форме на выплату денежной компенсации, в части 2 статьи 153 названного закона указал, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием данного закона нормативных правовых актов должно быть выполнено условие, согласно которому при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления – ухудшены.

Между тем оспариваемые нормы приняты во исполнение Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которым признаны утратившими силу Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 и статья 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, и не связаны с изменением формы предоставления мер социальной поддержки (вместо натуральной – денежные выплаты).

Поскольку Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 признаны утратившими силу, доводы административных истцов о том, что оспариваемая ими норма противоречит положениям статьи 63 названного закона, являются несостоятельными.

Также следует признать необоснованными доводы административных истцов о противоречии оспариваемых норм, в том числе в части формулировки «ежемесячная денежная выплата», статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ.

Содержание оспариваемых норм, устанавливающих формы предоставления мер социальной поддержки в виде денежной выплаты без определения размера такой выплаты, не предполагает уменьшение совокупного объема финансирования указанных выплат или ухудшение условий предоставления соответствующей льготы.

Во исполнение оспариваемых норм постановлением Правительства Республики Калмыкия от 19 марта 2021 года № 78 утвержден Порядок назначения ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в государственных учреждениях здравоохранения Республики Калмыкия.

Пунктом 2 указанного Порядка медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в государственных учреждениях здравоохранения Республики Калмыкия, а также медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим в сельских населенных пунктах, вышедшим на пенсию, если общий стаж работы в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Республики Калмыкия в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), составляет не менее 10 лет, установлена мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1400 рублей.

Между тем, нормы постановления Правительства Республики Калмыкия от 19 марта 2021 года № 78 и утвержденного данным постановлением Порядка не являются предметом проверки по настоящему административному делу.

Доводы административных истцов об ухудшении условий предоставления льгот медицинским работникам ввиду не включения в состав лиц, имеющих право на эту льготу, членов семьи медицинских работников, являются несостоятельными, поскольку федеральный законодатель не возлагает на субъект РФ обязанности по предоставлению мер социальной поддержки членам семьи специалистов, работающих и проживающих в сельской местности.

Кроме того, распространение льготы на членов семьи медицинских работников нельзя признать условием предоставления льготы медицинским работникам, в смысле, указанном в статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ. Круг же лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату по оплате жилых помещений, отопления и освещения, субъект Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ, вправе определять самостоятельно.

Несогласие административных истцов с размером ежемесячной денежной выплаты, не компенсирующей фактические затраты на оплату жилых помещений, отопления и освещения, не свидетельствует о несоответствии оспариваемых региональных норм федеральному законодательству, поскольку указанный размер выплаты установлен постановлением Правительства Республики Калмыкия от 19 марта 2021 года № 78, нормы которого не являются предметом проверки по настоящему административному делу.

Поскольку оспариваемые положения Закона Республики Калмыкия от 24 сентября 2014 года № 72-V-З «О некоторых вопросах в сфере охраны здоровья граждан в Республике Калмыкия» не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

в удовлетворении административного искового заявления Киселевой Л.П., Романенко О.А. к Народному Хуралу (Парламенту) Республики Калмыкия, Правительству Республики Калмыкия о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими частей 1, 2, 4 статьи 14.1 Закона Республики Калмыкия от 24 сентября 2014 г. № 72-V-З «О некоторых вопросах в сфере охраны здоровья граждан в Республике Калмыкия» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Л.М.Кутланова

Решение в окончательной форме изготовлено 19 июля 2021 года.