ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-17/2024 от 01.02.2024 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-17/2024

УИД: 39ОS0000-01-2023-000316-59

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

1 февраля 2024 года г. Калининград

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Шубина Д.В.

при секретаре Макаревской А.В.,

с участием прокурора Маркеловой Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2 об оспаривании нормативного акта Приказа Министерства градостроительной политики Калининградской области от 15 июня 2023 года №258,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2 обратились с административным иском в суд, указав, что владеют на праве общей долевой собственности земельным участком , площадью 345 кв.м., вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенным по адресу: <адрес> (по 1/2 доли в праве). На указанном земельном участке находится принадлежащий им индивидуальный жилой дом . 15 июня 2023 г. Приказом Министерства градостроительной политики Калининградской области № 258 «Об утверждении проекта межевания территории в границах ул. Куйбышева — внутриквартального проезда - южной границы земельного участка с кадастровым номером 39:15:131931:77 по ул. Еловая Аллея - переулка Куйбышева Ленинградского района города Калининграда» утверждён проект межевания территории, согласно которому образован земельный участок усл. общего пользования (проезд), площадью 522 кв. м., в конце которого предусмотрена разворотная площадка, а также предлагается к установлению публичный сервитут для обеспечения нормативных размеров разворотной площадки тупикового проезда общей площадью 31 кв.м. с перечнем координат характерных точек проектных границ публичного сервитута. При этом часть площади данного публичного сервитута расположена на принадлежащем административным истцам земельном участке . Данный приказ противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, в части образования земельного участка усл. общего пользования (проезд), площадью 522 кв. м., с разворотной площадкой и установления публичного сервитута для обеспечения нормативных размеров разворотной площадки тупикового проезда, общей площадью 31 кв. м. с перечнем координат характерных точек проектных границ публичного сервитута, нарушает их права, как собственников земельного участка и жилого дома. Установление публичного сервитута обосновано необходимостью соблюдения п. 8.1.11 СП 4.13130.2013, а именно организацией разворотной площадки в тупиковом проезде площадью не менее 15x15 метров. В таком случае собственники будут ограничены в использовании частью своего земельного участка площадью 23 кв.м., не смогут установить забор, посадить деревья, фактически разворотной площадкой будет пользоваться неограниченное количество лиц, так как эта часть земельного участка будет использоваться совместно с землями общего пользования. Кроме того, не будет соблюден другой пункт этого же свода правил — п. 8.1.6 СП 4.13130.2013 - расстояние от внутреннего края подъезда до наружных стен здания составит 2,41 м вместо положенных 5-8 м. Просит признать Приказ Министерства градостроительной политики Калининградской области №258 от 15 июня 2023 г. «Об утверждении проекта межевания территории в границах ул. Куйбышева - внутриквартального проезда - южной границы земельного участка с кадастровым номером 39:15:131931:77 по ул. Еловая Аллея -переулка Куйбышева Ленинградского района города Калининграда» недействующим в части образования земельного участка усл. №26 общего пользования (проезд), площадью 522 кв.м., с разворотной площадкой и указанием на предложение к установлению публичного сервитута для обеспечения нормативных размеров разворотной площадки тупикового проезда, общей площадью 31 кв. м. с перечнем координат характерных точек проектных границ публичного сервитута.

Представитель административного истца ФИО1 ФИО3 заявленные административные исковые требования поддержала по изложенным выше основаниям, указав на то, что межевание земельного участка под публичный сервитут, согласно оспариваемому нормативному акту, направлено на образование разворотной площадки для пожарной техники. Однако, и в случае установления сервитута нормативный размер разворотной площадки 15х15 м обеспечен не будет; кроме того, будут нарушены СП 4.13130.2013 в части обеспечения дистанции площадки от фасада зданий. Указанными строительными правилами предусмотрена возможность обеспечить противопожарную безопасность альтернативным способом, без образования разворотной площадки. Земельный кодекс РФ не предусматривает возможность установления публичного сервитута для обеспечения требований пожарной безопасности. Установления сервитута существенно нарушит права административных истцов, поскольку часть их земельного участка превратится фактически в территорию общего пользования, они будут лишены возможности установить ограждение по его границам, устроить газон.

Представитель административного ответчика Министерства градостроительной политики Калининградской области ФИО4 против заявленных административных исковых требований возражала. Согласно данным ей пояснениям и письменному отзыву, распоряжением Правительства Калининградской области от 18.10.2017 № 253-рп было утверждено задание на разработку проекта межевания территории. Заказчиком по подготовке Проекта определен ФИО5, разработчиком Проекта являлось МП «Городской центр геодезии». Распоряжение от 18.10.2017 № 253-рп опубликовано в газете «Калининградская правда» от 21.10.2017 №196 (19307) и размещено на официальном сайте Правительства Калининградской области. Письмом Агентства от 26.10.2017 №10061 копия Распоряжения от 18.10.2017 № 253-рп была направлена в адрес администрации городского округа «Город Калининград» для опубликования решения о разработке документации по планировке территории в средствах массовой информации и на официальном сайте Администрации в сети Интернет. 15 ноября 2017 года Распоряжение от 18 октября 2017 года №253-рп размещено на официальном сайте Администрации. Агентством было подготовлено Заключение от 07.03.2018 №2319 о соответствии проектной документации «Проект межевания территории в границах ул. Куйбышева - внутриквартального проезда - южной границы земельного участка с кадастровым номером 39:15:131931:77 по улице Еловая аллея — переулка Куйбышева Ленинградского района города Калининграда» (далее — Проект) требованиям, установленным частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ, а также требованиям задания на разработку проекта межевания территории. Проект был направлен Агентством в Администрацию для организации и проведения публичных слушаний. Оповещение о проведении публичных слушаний было опубликовано в газете «Гражданин» №5 (2066) от 31.01.2019, на официальном сайте Администрации http://www.klgd.ru/. Публичные слушания по разработанному проекту межевания проведены 14 февраля 2019 года. По результатам публичных слушаний составлен протокол публичных слушаний от 14 февраля 2019 года и подготовлено заключение о результатах публичных слушаний от 26 февраля 2019 года №и-КМИ-09/3720. Заключение № и-КМИ-09/3720 от 26.02.2019 о результатах публичных слушаний от 14.02.2019 опубликовано в газете «Гражданин» №13 (2074) от 07.03.2019. По результатам проведенных мероприятий Агентством был подготовлен проект приказа «Об утверждении проекта межевания территории в границах ул. Куйбышева - внутриквартального проезда - южной границы земельного участка с кадастровым номером 39:15:131931:77 по улице Еловая аллея - переулка Куйбышева Ленинградского района города Калининграда» (далее - Проект приказа). 11 апреля 2019 года Проект приказа был направлен в Прокуратуру Калининградской области для проведения антикоррупционной экспертизы (исх. № 3841) и размещен на официальном сайте Правительства Калининградской области для публичного обсуждения и независимой экспертизы. По результатам проведенного публичного обсуждения Проекта приказа комментарии, замечания, возражения в Агентство не поступали. В адрес Агентства поступило письмо Прокуратуры Калининградской области от 23.04.2019 № письмо-22-06/774-2019/1550/ с замечаниями по Проекту приказа. Указанные замечания были направлены в адрес разработчика в целях их устранения, после устранения замечаний МП «Городской центр геодезии» (письмом от 16.05.2022 исх. №353) на рассмотрение в Министерство был направлен Проект. Министерством был проведен анализ представленной документации по планировке территории с условным номером 21 ПМ, по результатам которого было подготовлено заключение от 27.05.2022 №1834-МГП о соответствии проекта межевания территории требованиям, установленным частью 10 статьи 45 ГрК РФ, и заданием на его подготовку. Министерство в соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона Калининградской области от 30.11.2017 №19, статьями 5.1 и 46 Градостроительного кодекса РФ, положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 03.03.2022 №107, согласно положению «О порядке организации и проведения публичных слушаний по документации по планировке территории (проектам планировки территории, проектам межевания территории) городского округа «Город Калининград», проектам, предусматривающим внесение изменений в такую документацию», утвержденному решением городского Совета депутатов Калининграда от 21.04.2021 №69, направлено в адрес Администрации заключение от 27.05.2022 №1834-МГП для организации и проведения публичных слушаний. Публичные слушания по Проекту были назначены Постановлением Администрации от 30.08.2022 №764, информация об этом была размещена в газете «Гражданин» №52 (2346) от 01 сентября 2022 года. Срок проведения публичных слушаний установлен со дня официального опубликования оповещения о проведении публичных слушаний до дня официального опубликования заключения о результатах публичных слушаний определен с 01 сентября 2022 года по 29 сентября 2022 года. По результатам публичных слушаний был составлен протокол от 15 сентября 2022 года, в котором были отражены предложения, поступившие от административных истцов. Заключение о результатах публичных слушаний от 15 сентября 2022 года (исх. № и-КГРиЦ-10445 от 27.09.2022) было опубликовано в газете «Гражданин» № 57 (2351) от 29 сентября 2022 года. С учетом протокола публичных слушаний от 15 сентября 2022 года и заключения комитета городского развития и цифровизации Администрации от 27 сентября 2022 года №и-КГРиЦ-10445 о результатах публичных слушаний Министерством принято решение об отклонении проекта межевания территории в границах улицы Куйбышева — внутриквартального проезда - южной границы земельного участка КН39:15:131931:77 по улице Еловая аллея - переулка Куйбышева Ленинградского района города Калининграда и направлении его на доработку в соответствии с рекомендациями, изложенными организатором публичных слушаний в заключении. Доработанный МК «Городецкой центр геодезии» Проект, согласованный с Администрацией, поступил в Министерство 03 мая 2023 года. Министерством составлено положительное заключение о соответствии доработанного с учетом прокола и заключения о результатах публичных слушаний проекта межевания территории требованиям, указанным в части 10 статьи 45 ГрК РФ (исх. № 3521-МГП от 25.05.2023), на основании него подготовлен проект приказа об утверждении проекта межевания территории, который направлен на публичное обсуждение и независимую экспертизу. Письмом от 05.06.2023 №3704-МГП проект приказа направлен в прокуратуру Калининградской области для проведения антикоррупционной экспертизы. В связи с отсутствием замечаний прокуратуры Калининградской области Министерством издан приказ от 15.06.2023 №258 «Об утверждении проекта межевания территории в границах ул. Куйбышева - внутриквартального проезда - южной границы земельного участка с кадастровым номером 39:15:131931:77 по улице Еловая аллея - переулка Куйбышева Ленинградского района города Калининграда» (далее - Приказ от 15.06.2023 № 258). Приказ от 15.06.2023 № 258 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 20 июня 2023 года за номером 3901202306200001. Таким образом, оспариваемый Приказ от 15 июня 2023 года №258 издан Министерством в рамках установленных полномочий с соблюдением установленного ГрК РФ порядка принятия, утверждения и вступления в силу нормативных правовых актов. В протоколе публичных слушаний от 15 сентября 2022 года отражены замечания ФИО1, ФИО2, выразивших несогласие с установлением границ территории общего пользования (проектный ЗУ ) по следующим причинам: затруднение возможности проезда к жилому дому <адрес> в результате уменьшения ширины улично-дорожной сети; нарушение требований СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утв. приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194 в части организации разворотных площадок пожарной техники; затруднение возможности проезда транспорта специального обслуживания (машины скорой помощи, МЧС, транспорта для перевозки ТКО); отсутствие пешеходных путей вследствие недостаточной ширины улично-дорожной сети; несоблюдение минимального расстояния от улично-дорожной сети до жилыхзданий; несоблюдение ширины красных линий (минимум 15 м). В ходе проведения собрания участников публичных слушаний ФИО1 также представил предложение об отмене проектных решений в связи с невозможностью организовать парковочное место в границах земельных участков под жилыми домами. Протокол общественных обсуждений от 15 сентября 2022 года содержит рекомендации и выводы организатора публичных слушаний администрации ГО «Город Калининград», которые выразились в следующем. Проектом предполагалось образование земельного участка с видом разрешенного использования «земельные участки (территории) общего пользования», предназначенного для обеспечения проезда к индивидуальных жилым домам (в т.ч. блокированного типа) , , , , , , , т.е. он предполагается в качестве внутриквартального проезда. Генеральным планом городского округа «Город Калининград» указанная территория не отнесена к категории улиц местного значения или магистралей. Нормативные требования к внутриквартальному проезду установлены отдельными требованиями п. 11.7 СП 42.13330.2016. «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», в соответствии с которым допускается однополосное движение, тупиковые проезды должны заканчиваться разворотными площадками с размерами не менее чем 15x15 метров, обеспечивающими возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных автомобилей. Минимальный отступ зданий от красной линии проезда - 3 м для зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-4) - установлен Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Калининград». Нормативное благоустройство, в т.ч. организация парковочных мест для собственных нужд, должно быть выполнено в границах земельного участка, предоставленного под индивидуальный жилой дом. В этой связи Администрация посчитала целесообразным учесть возражения собственников жилых домов, земельных участков в части отсутствия нормативной разворотной площадки тупикового проезда, которые предложила организовать путем наложения сервитутов (шириной около 1 м) на смежные земельные участки. Остальные замечания сочтены необоснованными. Таким образом, оспариваемым приказом Министерства от 15.06.2023 № 258 «Об утверждении проекта межевания территории в границах ул. Куйбышева — внутриквартального проезда — южной границы земельного участка с кадастровым номером 39:15:131931:77 по улице Еловая аллея - переулка Куйбышева Ленинградского района города Калининграда» была учтена необходимость формирования разворотной площадки в тупиковых проездах с соблюдением требований законодательства в области пожарной безопасности. В настоящее время сведений об установлении публичного сервитута на земельном участке не имеется, в этой связи такой предмет судебной проверки отсутствует.

Представитель заинтересованного лица администрации ГО «Город Калининград» ФИО6 против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала, указав на то, что в настоящее время сервитут не установлен, выразила согласие с позицией Министерства градостроительной политики Калининградской области.

Заслушав участвующих в деле лиц, прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать, суд приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 ГрК РФ).

В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», п. 4 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение документации по планировке территории относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительных орган муниципального образования принимает муниципальные правовые акты.

Статьей 8.2 ГрК РФ установлена возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».

С 1 января 2017 года в соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года №19 полномочия по принятию решений о подготовке документации по планировке территории применительно к территории муниципальных образований Калининградской области, обеспечении подготовки по планировке территории, принятию решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 4, 4.1 и 5 - 5.2 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовленной в том числе лицами, указанными в пунктах 3 и 4 части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, о внесении изменений в такую документацию, об отмене такой документации или ее отдельных частей, о признании отдельных частей такой документации не подлежащими применению переданы Правительству Калининградской области.

В силу ч. 2 ст. 41 Устава Калининградской области, утв. Законом Калининградской области от 18.01.1996 №30, Министерство Калининградской области - исполнительный орган государственной власти Калининградской области, осуществляющий функции по проведению государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

В соответствии с пп. 7, 8 п. 11 Положения о Министерстве градостроительной политики Калининградской области, утв. Постановлением Правительства Калининградской области от 03.03.2022 №107, данное региональное ведомство принимает решения о подготовке документации по планировке территории, обеспечивает подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 статьи 45 ГрК РФ, ее проверку на соответствие требованиям градостроительного законодательства и обеспечивает согласование документации по планировке территории в установленном ГрК РФ; принимает решения об утверждении документации по планировке территории в случаях, предусмотренных ГрК РФ, внесении изменений в такую документацию, об отмене документации по планировке территории или ее отдельных частей, признании отдельных частей документации по планировке территории не подлежащими применению в соответствии с ГрК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. В силу ч. 4 этой же статьи видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории, а согласно ч. 6 проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа.

В соответствии со ст. 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

Согласно ст. 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры. В силу ч. 2 этой статьи подготовка проекта межевания территории осуществляется, в том числе, для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.

Таким образом, местоположение границ образуемых и изменяемых земельных участков является неотъемлемой частью проекта межевания.

Установлено, что Распоряжением Правительства Калининградской области от 18 октября 2017 года № 253-рп было утверждено задание на разработку проекта межевания территории. Заказчиком по подготовке Проекта определен ФИО5, разработчиком Проекта являлось МП «Городской центр геодезии». Указанное распоряжение опубликовано в газете «Калининградская правда» от 21.10.2017 № 196 (19307) и размещено на официальном сайте Правительства Калининградской области.

Письмом Агентства от 26.10.2017 №10061 копия Распоряжения от 18.10.2017 № 253-рп была направлена в адрес администрации городского округа «Город Калининград» для опубликования решения о разработке документации по планировке территории в средствах массовой информации и на официальном сайте Администрации в сети Интернет.

15 ноября 2017 года Распоряжение от 18 октября 2017 года №253-рп размещено на официальном сайте Администрации.

Агентством было подготовлено Заключение от 07.03.2018 №2319 о соответствии проектной документации «Проект межевания территории в границах ул. Куйбышева - внутриквартального проезда - южной границы земельного участка с кадастровым номером 39:15:131931:77 по улице Еловая аллея — переулка Куйбышева Ленинградского района города Калининграда» (далее — Проект) требованиям, установленным частью 10 статьи 45 ГрК РФ, а также требованиям задания на разработку проекта межевания территории.

Проект был направлен Агентством в Администрацию для организации и проведения публичных слушаний. Оповещение о проведении публичных слушаний было опубликовано в газете «Гражданин» №5 (2066) от 31.01.2019, на официальном сайте Администрации http://www.klgd.ru/.

Публичные слушания по проекту межевания проведены 14 февраля 2019 года.

По результатам публичных слушаний составлен протокол публичных слушаний от 14 февраля 2019 года и подготовлено заключение о результатах публичных слушаний от 26 февраля 2019 года №и-КМИ-09/3720. Заключение № и-КМИ-09/3720 от 26.02.2019 о результатах публичных слушаний от 14.02.2019 опубликовано в газете «Гражданин» №13 (2074) от 07.03.2019; Агентством подготовлен проект приказа «Об утверждении проекта межевания территории в границах ул. Куйбышева - внутриквартального проезда - южной границы земельного участка с кадастровым номером 39:15:131931:77 по улице Еловая аллея - переулка Куйбышева Ленинградского района города Калининграда» (далее - Проект приказа).

11 апреля 2019 года Проект приказа был направлен в Прокуратуру Калининградской области для проведения антикоррупционной экспертизы (исх. № 3841) и размещен на официальном сайте Правительства Калининградской области для публичного обсуждения и независимой экспертизы.

По результатам проведенного публичного обсуждения Проекта приказа комментарии, замечания, возражения в Агентство не поступали. В адрес Агентства поступило письмо Прокуратуры Калининградской области от 23.04.2019 № письмо-22-06/774-2019/1550/ с замечаниями по Проекту приказа. Указанные замечания были направлены в адрес разработчика в целях их устранения, после устранения замечаний МП «Городской центр геодезии» (письмом от 16.05.2022 исх. №353) на рассмотрение в Министерство был направлен Проект.

Министерством градостроительной политики Калининградской области был проведен анализ представленной документации по планировке территории с условным номером 21 ПМ, по результатам которого было подготовлено заключение от 27.05.2022 №1834-МГП о соответствии проекта межевания территории требованиям, установленным частью 10 статьи 45 ГрК РФ, и заданием на его подготовку.

Министерством направлено в адрес Администрации заключение от 27 мая 2022 года №1834-МГП для организации и проведения публичных слушаний. Публичные слушания по Проекту были назначены Постановлением Администрации от 30.08.2022 №764, информация об этом была размещена в газете «Гражданин» №52 (2346) от 01 сентября 2022 года. Срок проведения публичных слушаний установлен со дня официального опубликования оповещения о проведении публичных слушаний до дня официального опубликования заключения о результатах публичных слушаний определен с 01 сентября 2022 года по 29 сентября 2022 года.

По результатам публичных слушаний был составлен протокол от 15 сентября 2022 года, в котором были отражены предложения, поступившие от административных истцов. Заключение о результатах публичных слушаний от 15 сентября 2022 года (исх. № и-КГРиЦ-10445 от 27.09.2022) было опубликовано в газете «Гражданин» № 57 (2351) от 29 сентября 2022 года.

С учетом протокола публичных слушаний от 15 сентября 2022 года и заключения комитета городского развития и цифровизации Администрации от 27 сентября 2022 года №и-КГРиЦ-10445 о результатах публичных слушаний Министерством принято решение об отклонении проекта межевания территории в границах улицы Куйбышева — внутриквартального проезда - южной границы земельного участка КН39:15:131931:77 по улице Еловая аллея - переулка Куйбышева Ленинградского района города Калининграда и направлении его на доработку в соответствии с рекомендациями, изложенными организатором публичных слушаний в заключении.

Доработанный МК «Городецкой центр геодезии» Проект, согласованный с Администрацией ГО «Город Калининград», поступил в Министерство градостроительной политики Калининградской области 03 мая 2023 года. Министерством составлено положительное заключение о соответствии доработанного с учетом прокола и заключения о результатах публичных слушаний проекта межевания территории требованиям, указанным в части 10 статьи 45 ГрК РФ (исх. № 3521-МГП от 25.05.2023), на основании него подготовлен проект приказа об утверждении проекта межевания территории, который направлен на публичное обсуждение и независимую экспертизу.

Письмом от 05.06.2023 №3704-МГП проект приказа направлен в прокуратуру Калининградской области для проведения антикоррупционной экспертизы.

15 июня 2023 года Министерством градостроительной политики Калининградской области издан приказ №258 «Об утверждении проекта межевания территории в границах ул. Куйбышева - внутриквартального проезда - южной границы земельного участка с кадастровым номером 39:15:131931:77 по улице Еловая аллея - переулка Куйбышева Ленинградского района города Калининграда», который опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 20 июня 2023 года за номером 3901202306200001.

Таким образом, оспариваемый Приказ от 15 июня 2023 года №258 издан органом региональной власти в рамках установленных полномочий с соблюдением установленного порядка принятия, утверждения и вступления в силу нормативных правовых актов.

ФИО1, ФИО2 владеют на праве общей долевой собственности земельным участком , площадью 345 кв.м., вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенным по адресу: <адрес> (по 1/2 доли в праве). На указанном земельном участке находится принадлежащий им индивидуальный жилой дом , площадью 255,7 кв.м. Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН.

Приказом Министерства градостроительной политики от 15 июня 2023 года №258 «Об утверждении проекта межевания территории в границах ул. Куйбышева - внутриквартального проезда - южной границы земельного участка с кадастровым номером 39:15:131931:77 по улице Еловая аллея - переулка Куйбышева Ленинградского района города Калининграда» предусмотрено образование земельного участка с условным номером , площадью 522 кв.м., из государственных земель, в координатах характерных точек: н1-Х356284.43, Y1191894.30, н2-Х356284.59, Y1191886.80, н3-Х356271.64, Y1191886,19, н4-Х356271.67, Y1191885.70, н5-Х356251.68, Y1191885.51, н6-Х356251.47, Y1191887.01, н7-Х356228.62, Y1191885.74.76, н8-Х356228.36, Y1191899.04, н9-Х356239.47, Y1191899.27 в качестве территорий общего пользования (проезда). При этом предполагается к установлению публичный сервитут с координатами характерных точек: н1-Х356243.31.43, Y1191901.39, н2-Х356243.31, Y1191899.33, н3-Х356228.31, Y1191899,04, н4-Х356228.31, Y1191901.10, н5-Х356243.31, Y1191901.39 для обеспечения нормативных размеров разворотной площадки тупикового проезда общей площадью 31 кв.м., частично на земельном участке .

Согласно пп. «б» п. 8.1.1 СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утв. Приказом МЧС России от 24.04.2013 №288, подъезд пожарных автомобилей к жилым и общественным зданиям, сооружениям должен быть обеспечен по всей длине с одной продольной стороны - к одноэтажным зданиям при соблюдении ряда условий.

В соответствии с п. 8.1.11 СП 4.13130.2013 тупиковые проезды (подъезды) должны заканчиваться площадками для разворота пожарных автомобилей размером не менее чем 15 x 15 м. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 м.

Как указано в п. 8.1.3 СП 4.13130.2013, при невозможности выполнения требований нормативных документов в части устройства пожарных проездов, подъездов и обеспечения доступа подразделений пожарной охраны для тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ возможность обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны на объекте защиты должна подтверждаться в документах предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, разрабатываемых в установленном порядке.

Согласно заключению кадастрового инженера ФИО7 №б/н от 28 августа 2023 года, при установлении публичного сервитута размер предполагаемой разворотной площадки тупикового проезда составляет 15,35 м (от границ земельного участка КН39:15:131931:81 до крайней границы предполагаемого публичного сервитута). При установлении предполагаемого публичного сервитута собственник земельного участка будет ограничен в пользовании части земельного участка площадью 23 кв.м.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО7 подтвердил выводы своего заключения и пояснил, что расстояние от границы предполагаемого сервитута до фасада дома административных истцов составляет 2,41 м. Наложение границ земельного участка с условным на границы смежных земельных участков, в том числе , отсутствует.

Согласно пояснениям специалиста ФИО8, границы образуемого земельного участка с условным не пересекаются с границами иных земельных участков.

Таким образом, установлено, что границы образуемого земельного участка с условным не имеют пересечений с границами смежных земельных участков. Учитывая, что земельный участок с условным будет относиться к землям общего пользования, необходим для обеспечения проезда, его образования прав и законных интересов административных истцов не нарушает.

Необходимость предусмотреть сервитут в границах вышеуказанных поворотных точек административный ответчик мотивирует необходимостью соблюдения п. 8.1.11 СП 4.13130.2013, то есть формирования разворотной площадки размером 15х15 м.

В п. 4 ст. 23, ст. 39.37 ЗК РФ перечислены цели и основания для установления публичного сервитута.

По смыслу указанных норм установление публичного сервитута возможно для обеспечения проезда через земельный участок с целью эксплуатации линейных объектов.

В силу п. 3.37 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр, улично-дорожная сеть - это система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций, границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.

Согласно пункту 10.1 статьи 1 ГрК РФ автомобильные дороги относятся к категории линейных объектов.

Проектирование улиц и дорог населенных пунктов регламентировано СП 396.1325800.2018. Свод правил. Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования (утв. Приказом Минстроя России от 01.08.2018 N 474/пр).

Согласно карте планируемого размещения автомобильных дорог местного значения городского округа, включая создание и обеспечение функциональных парковок (парковочных мест), являющейся частью Генерального плана ГО «Город Калининград» (в актуальной редакции), территория, на которой планируется образование земельного участка усл. 326 и сервитута, относится к улично-дорожной сети, то есть является линейным объектом.

Как видно из приведенных выше правовых норм, для обеспечения надлежащего функционирования линейного объекта, в том числе обеспечения требований пожарной безопасности, допускается установление публичного сервитута.

Следовательно, отображение границ предполагаемого публичного сервитута площадью 31 кв.м. для обеспечения нормативных размеров разворотной площадки тупикового проезда не противоречит приведенным выше положениям действующего законодательства.

Оценивая довод стороны административного истца о том, что в случае невозможности соблюдения нормативных документов в части устройства пожарных проездов, подъездов предусмотрен альтернативный порядок обеспечения требований пожарной безопасности, суд учитывает, что п. 8.1.3 СП 4.13130.2013 предполагает разработку документов предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ в случае невозможности обеспечить проезды, подъезды к конкретным объектам. В данном случае образование разворотной площадки необходимо в силу п. 8.1.11 этих же Правил, не связывающего его с необходимостью обеспечения доступа к определенному объекту.

Обеспечение оспариваемым правовым актом возможности устройства территории для использования в качестве разворотной площадки для противопожарной техники отвечает публичным интересам, и не противоречит принципу соблюдения баланса между ними и частными интересами собственников земельных участков, в том числе .

Приказ Министерства градостроительной политики Калининградской области от 15 июня 2023 года №258 положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, не противоречит.

Таким образом, оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1, ФИО2 отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1, ФИО2 – отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 8 февраля 2024 года.

Судья Д.В. Шубин