ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1822/2021 от 15.12.2021 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Дело № 3а-1822/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Краснодарский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Цехомской Е.В.,

при секретаре судебного заседания Гончарове В.Д.,

с участием прокурора Стукова Д.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бесленей Ахмеда Шамилевича к Городской Думе Краснодара о признании нормативных правовых актов недействующими в части,

УСТАНОВИЛ:

Бесленей А.Ш. обратился в суд с административным иском к Городской Думе Краснодара о признании недействующими:

- части 5,6,7 статьи 35 Устава муниципального образования город Краснодар (далее по тексту – Устав);

- решения Городской Думы Краснодара от 17 июня 2015 года № 81 п. 2 «Об утверждении Порядка по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования город Краснодар» (в редакции решения Городской Думы Краснодара от 23 сентября 2021 года № 20 п.3 «О внесении изменений в решение Городской Думы Краснодара от 17 июня 2015 года № 81 п. 2 «Об утверждении Порядка по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования город Краснодар»);

- решения Городской Думы Краснодара от 23 сентября 2021 года № 20 п.2 «Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования город Краснодар» с обязанностью Городскую думу Краснодара принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что части 5,6,7 статьи 35 Устава муниципального образования город Краснодар в редакциях от 28.04.2015 года и 17.12.2015 года, не соответствуют положениям статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», так как устанавливают порядок избрания Главы муниципального образования город Краснодар городской Думой Краснодара из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, по результатам конкурса, сроком на пять лет. Решение об избрании Главы принимается не жителями муниципального образования, а на заседании Городской Думы большинством голосов при тайном голосовании.

В судебном заседании административный истец Бесленей А.Ш., заявленные административные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении. Пояснил, что положения частей 5,6,7 статьи 35 Устава муниципального образования г. Краснодар не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации, закрепляющим порядок избрания главы муниципального образования непосредственно гражданами Российской Федерации, проживающими на территории муниципального образования.

Представитель административного истца Донсков В.В., требования, заявленные административным истцом, поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика городской Думы Краснодара Перцев К.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении административного иска. Указал на то, что Устав муниципального образования город Краснодар, решение Городской Думы Краснодара от 17 июня 2015 года № 81 п. 2 «Об утверждении Порядка по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования город Краснодар» (в редакции решения Городской Думы Краснодара от 23 сентября 2021 года № 20 п.3 «О внесении изменений в решение Городской Думы Краснодара от 17 июня 2015 года № 81 п. 2 «Об утверждении Порядка по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования город Краснодар»), а также решение Городской Думы Краснодара от 23 сентября 2021 года № 20 п.2 «Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования город Краснодар» приняты в строгом соответствии с действующим законодательством и не противоречат иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Кроме того, считал доводы административного истца несостоятельными, поскольку избрание главы муниципального образования осуществляется представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, по результатам конкурса, что, в свою очередь является одной из форм формирования органов местного самоуправления, предусмотренных законодательством.

Представитель администрации муниципального образования город Краснодар Скиба Н.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, поскольку оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат действующему законодательству и не нарушают права административного истца.

Прокурор Стуков Д.Г. в заключении указал, что административный иск не подлежит удовлетворению, поскольку нарушений процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов не установлено, противоречий действующему законодательству не имеется.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска, возражений на него, исследовав доказательства, представленные в материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме.

Проверяя полномочия Городской Думы Краснодара на принятие оспариваемого нормативного правового акта (административным истцом данные полномочия не оспариваются), суд исходит из следующего.

Согласно части 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Специальным законом, устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяющим государственные гарантии его осуществления, является Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с частью 2 статьи 7 ФЗ-131 по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 43 данного Федерального закона устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.

В силу части 3 указанной статьи представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание иных муниципальных правовых актов относится к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 Устава муниципального образования город Краснодар, городская Дума Краснодара является представительным органом муниципального образования, к исключительным полномочиям которой относится, в том числе, принятие Устава муниципального образования город Краснодар и внесение в него изменений и дополнений.

Согласно части 1 статьи 64 Устава, Городская Дума Краснодара по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Краснодарского края, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования город Краснодар, решение об удалении главы муниципального образования город Краснодар в отставку, а также решения, регулирующие вопросы порядка организации деятельности городской Думы Краснодара и решения по иным вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Краснодарского края, настоящим Уставом.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административный ответчик по делу городская Дума Краснодара является уполномоченным представительным органом местного самоуправления, имеющим полномочия по принятию оспариваемых нормативных правовых актов и внесению в них изменений.

Разрешая вопрос о соблюдении порядка принятия оспариваемых нормативных правовых актов, судом установлены следующие обстоятельства.

Виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов согласно пункту 6 части 1 статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ определяются уставом муниципального образования.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного суда РФ от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» в случае оспаривания положений нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в положения другого нормативного правового акта (далее - основные нормативные положения), суд вправе предложить административному истцу, заявителю уточнить заявленные требования. Если после такого уточнения станет ясным, что административный истец, заявитель оспаривает положения нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в основные нормативные положения, но не оспаривает сами основные нормативные положения, суд проверяет законность положений, вносящих изменения в основные нормативные положения (часть 7 статьи 213 КАС РФ, части 4, 5 статьи 194 АПК РФ).

Решение городской Думы Краснодара № 11 п.6 «О принятии Устава муниципального образования город Краснодар» принято 21 апреля 2011 года и опубликовано в периодическом печатном издании «Краснодарские известия» № 89 от 09 июня 2011 года.

Вместе с тем, исходя из текста административного искового заявления, и установленных в судебном заседании обстоятельств, административным истцом Бесленей А.Ш. положения ст. 35 Устава муниципального образования г. Краснодар оспариваются с учетом последующих изменений.

28 апреля 2015 года в решение городской Думы № 11 п.6 «О принятии Устава муниципального образования город Краснодар» решением городской Думы № 78 п.3 от 28 апреля 2015 года «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Краснодар» были внесены изменения, касающиеся порядка избрания главы муниципального образования город Краснодар.

Решением городской Думы № 7 п.10 от 17 декабря 2015 года «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Краснодар» часть 5 статьи 35 Устава дополнена абзацем, регулирующим порядок принятия решения об избрании главы муниципального образования г. Краснодар.

Порядок внесения таких изменений установлен ст. 62 Устава, согласно которой проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования город Краснодар не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о его принятии подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного городской Думой Краснодара порядка учета предложений по проекту Устава, проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования город Краснодар, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Устав муниципального образования город Краснодар, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования город Краснодар считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от установленной численности депутатов городской Думы Краснодара. Устав муниципального образования город Краснодар, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования город Краснодар подлежат официальному опубликованию после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования.

В соответствии со статьями 28 и 44 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 19 Устава муниципального образования город Краснодар, Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 22 марта 2007 года № 21 п.1, решением городской Думы Краснодара от 29 октября 2015 № 4 п.9 «Об опубликовании проекта решения городской Думы Краснодара «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Краснодар» назначены публичные слушания (Постановление администрации МО город Краснодар от 27.03.2015 № 2781 «О проведении публичных слушаний по проекту решения городской Думы Краснодара «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Краснодар»). Данное постановление в соответствии со статьей 73 Устава опубликовано 27 марта 2015 года в официальном сетевом издании администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара - www.krd.ru.

Комиссией по подготовке и проведению публичных слушаний подготовлено заключение о результатах публичных слушаний, в котором отражены, в том числе, предложения и замечания относительно внесения изменений в части 5,6,7 статьи 35 Устава, касающихся порядка избрания главы муниципального образования городской Думой Краснодара из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Данное заключение опубликовано в печатном издании «Краснодарские известия» 18 апреля 2015 года и размещено в официальном сетевом издании (www.krd.ru).

Учитывая изложенные обстоятельства в их совокупности, суд считает, что жители муниципального образования город Краснодар были заблаговременно оповещены о времени и месте проведения публичных слушаний, им предоставлена возможность ознакомления с проектом изменений, а также возможность направить свои предложения и замечания.

Согласно выписке из протокола заседания Городской Думы Краснодара от 28 апреля 2015 года, решение городской Думы № 78 п.3 от 28 апреля 2015 года «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Краснодар» принято с соблюдением установленной законодательством процедуры и при наличии кворума.

Постановлением администрации МО город Краснодар от 02.11.2015 № 7354 «О проведении публичных слушаний по проекту решения городской Думы Краснодара «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Краснодар» назначены публичные слушания. Данное постановление в соответствии со статьей 73 Устава опубликовано 02 ноября 2015 года в официальном сетевом издании администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара - www.krd.ru.

Комиссией по подготовке и проведению публичных слушаний подготовлено заключение о результатах публичных слушаний, в котором отражены, в том числе, предложения и замечания относительно внесения изменений в часть 5 статьи 35 Устава. Данное заключение опубликовано в печатном издании «Краснодарские известия» 28 ноября 2015 года и размещено в официальном сетевом издании (www.krd.ru).

Вследствие чего суд установил, что жители муниципального образования город Краснодар были заблаговременно оповещены о времени и месте проведения публичных слушаний, им предоставлена возможность ознакомления с проектом изменений, а также возможность направить свои предложения и замечания.

Согласно выписке из протокола заседания Городской Думы Краснодара от 17 декабря 2015 года, решение городской Думы № 7 п.10 от 17 декабря 2015 года «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Краснодар» принято с соблюдением установленной законодательством процедуры и при наличии кворума.

Принимая во внимание вышеприведенные нормы права в их системном единстве, а также установленные по административному делу обстоятельства, судом не выявлено каких-либо процессуальных нарушений порядка принятия внесения изменений в Устав муниципального образования город Краснодар. Кроме того, в судебном заседании административный истец Бесленей А.Ш. подтвердил тот факт, что процедура принятия нормативного правового акта им не оспаривается.

Рассматривая вопрос соблюдения порядка опубликования оспариваемых нормативных правовых актов, что так же не оспаривается административным истцом, суд исходит из следующего.

Согласно части 3 статьи 73 Устава, официальным опубликованием муниципальных правовых актов признается первая публикация их полного текста в газете «Краснодарские известия» или «Вестнике органов местного самоуправления муниципального образования город Краснодар». При официальном опубликовании муниципального правового акта указывается, что данное опубликование является официальным.

Решение городской Думы № 78 п.3 от 28 апреля 2015 года «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Краснодар» опубликовано в печатном издании «Краснодарские известия» от 26 мая 2015 года № 78 (5484).

Решение городской Думы № 7 п.10 от 17 декабря 2015 года «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Краснодар» опубликовано в печатном издании «Краснодарские известия» от 30 января 2016 года № 13.

С учетом вышеизложенного, суд считает, что порядок публикации оспариваемых нормативных правовых актов не нарушен.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемые решения городской Думы Краснодара являются нормативными правовыми актами, изданным уполномоченным органом муниципальной власти, принятыми в надлежащей форме и в соответствии с требуемой процедурой, опубликованы надлежащим образом.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии частей 5,6,7 статьи 35 Устава муниципального образования, принятого решением городской Думы Краснодара от 21 апреля 2011 года № 11 п. 6 «О принятии Устава муниципального образования город Краснодар» (в ред. 28 апреля 2015 года и 17 декабря 2015 года) в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении его прав, суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно статье 3 указанного закона граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 131-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом.

Частью 3 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.

Согласно части 2.1 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Кандидатом на должность главы муниципального образования может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления.

Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.

Согласно частью 2 статьи 29 Закона Краснодарского края от 7 июня 2004 года № 717-КЗ «О местном самоуправлении в Краснодарском крае» (далее - Закон Краснодарского края № 717-КЗ) глава муниципального района, муниципального округа, городского округа, поселения, являющегося административным центром муниципального района, избирается тайным голосованием представительным органом соответствующего муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Решение об избрании главы муниципального образования принимается на заседании представительного органа большинством голосов от установленного числа депутатов.

Согласно части 2.1. Закона Краснодарского края № 717-КЗ порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.

В соответствии с частью 5 статьи 35 Устава муниципального образования город Краснодар, утверждённого решением городской Думы Краснодара от 21.04.2011 № 11 п. 6 «О принятии Устава муниципального образования город Краснодар» глава муниципального образования город Краснодар избирается городской Думой Краснодара из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, по результатам конкурса, сроком на пять лет.

Решение об избрании главы муниципального образования город Краснодар принимается на заседании городской Думы Краснодара большинством голосов от установленной численности депутатов городской Думы Краснодара при тайном голосовании.

В силу части 6 статьи 35 Устава порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования город Краснодар устанавливается городской Думой Краснодара. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Согласно части 7 Устава общее число членов конкурсной комиссии устанавливается городской Думой Краснодара, половина из которых назначается городской Думой Краснодара, а другая половина - главой администрации (губернатором) Краснодарского края.

Аналогичные положения содержатся в Порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования город Краснодар, принятом решением городской Думы Краснодара от 17 июня 2015 года № 81 п.2 (в ред. решения Городской Думы Краснодара от 23 сентября 2021 года № 20 п.3 «О внесении изменений в решение Городской Думы Краснодара от 17 июня 2015 года № 81 п. 2 «Об утверждении Порядка по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования город Краснодар») в пределах полномочий, с соблюдением порядка принятия и опубликованном в издании «Краснодарские известия» № 92 от 20 июня 2015 года.

Решение городской Думы Краснодара от 23 сентября 2021 года № 20 п.3 «О внесении изменения в решение городской Думы Краснодара от 17 июня 2015 года № 81 п.2 «Об утверждении Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования город Краснодар» так же опубликовано в печатном издании «Краснодарские известия» № 109 от 25 сентября 2021 года и на официальном интернет-портале администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара http://www.krd.ru, 23 сентября 2021 года.

Согласно Порядку проведения конкурса, конкурс организуется и проводится конкурсной комиссией по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования город Краснодар (далее - конкурсная комиссия), общее число членов которой устанавливается в количестве 8 человек. Половина членов конкурсной комиссии назначается городской Думой Краснодара, а другая половина - главой администрации (губернатором) Краснодарского края.

Решением городской Думы Краснодара от 23 сентября 2021 № 20 п.2 «Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования город Краснодар» принятом в пределах полномочий, с соблюдением процедуры принятия, опубликованном на официальном интернет-портале администрации муниципального образования г. Краснодар и городской Думы Краснодара(http://www.krd.ru) 23 сентября 2021 года, а также в печатном издании «Краснодарские известия» № 109 от 25 сентября 2021 года, объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования город Краснодар, в котором определены, в том числе, условия проведения конкурса, дата, время, место его проведения, а также дата, время и место приёма документов.

В силу п. 16 раздела III Порядка, участник конкурса может быть выдвинут: главой администрации (губернатором) Краснодарского края; общественным объединением; собранием граждан по месту работы или жительства либо путём самовыдвижения.

Гражданин имеет право участвовать в конкурсе, если им представлены документы согласно перечню и в сроки, установленные настоящим Порядком.

Таким образом, административный истец не был лишен права на участие в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования город Краснодар на общих основаниях и претендовать на замещение указанной должности.

Доводы административного истца о несоответствии оспариваемых положений требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд находит несостоятельными и неподлежащими удовлетворении ввиду следующего.

В статье 2 Закона № 67-ФЗ указано, что выборное должностное лицо - Президент Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также избираемый непосредственно гражданами Российской Федерации, проживающими на территории муниципального образования, глава муниципального образования.

Вместе с тем в пункте 1 указанной статьи определено, что закрепленные в статье 2 понятия и термины применяются только для целей данного федерального закона.

Таким образом, сферой правового регулирования Закона № 67-ФЗ являются вопросы избрания главы муниципального образования непосредственно гражданами Российской Федерации путем проведения выборов или референдума, не затрагивая иные способы формирования органов местного самоуправления, которые регулируются специализированными федеральными законами.

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Противоречий оспариваемых положений Устава муниципального образования город Краснодар Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству или законодательству субъекта судом не установлено.

Исходя из положений части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации бремя доказывания законности оспариваемого нормативного правового акта возлагается на орган, принявший такой нормативный акт.

Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что административными ответчиками представлены суду достаточные и допустимые доказательства, опровергающие доводы административного иска и свидетельствующие о законности оспариваемых нормативных правовых актов.

Основанием для признания нормативного правового акта недействующим является его несоответствие иному нормативному правовому акту. Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отмена части нормативного правового акта возможна лишь в случае несоответствия иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Исходя из части 2 указанной статьи основанием для признания нормативного правового акта является не факт нарушения интересов административного истца (поскольку утверждение любых нормативных актов сопряжено с обязанием, запрещением, установлением определенных рамок в правовом статусе субъекта регулируемых правоотношений), а именно не соответствие акта вышестоящему правовому акту, что в данном случае не установлено.

Таким образом, оснований для признания недействующими части 5, 6, 7 статьи 35 Устава муниципального образования город Краснодар не имеется.

В силу части 2 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части не могут применяться также нормативные правовые акты, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативного правового акта, признанного не действующим полностью или в части, либо на нем основаны и из него вытекают.

Учитывая, что положения Устава муниципального образования город Краснодар признаны не противоречащими федеральному законодательству и законодательству субъекта, суд считает не подлежащими удовлетворению требования административного истца о признании недействующими решения Городской Думы Краснодара от 17 июня 2015 года № 81 п. 2 «Об утверждении Порядка по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования город Краснодар» (в редакции решения Городской Думы Краснодара от 23 сентября 2021 года № 20 п.3 «О внесении изменений в решение Городской Думы Краснодара от 17 июня 2015 года № 81 п. 2 «Об утверждении Порядка по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования город Краснодар»), решения Городской Думы Краснодара от 23 сентября 2021 года № 20 п.2 «Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования город Краснодар».

При таких обстоятельствах, административный иск Бесленей А.Ш. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Бесленей Ахмеда Шамилевича к Городской Думе Краснодара о признании нормативных правовых актов недействующими в части – отказать.

Решение может быть обжаловано через Краснодарский краевой суд в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 28 декабря 2021 года.

Председательствующий: