УИД 61OS0000-01-2020-000087-51
дело № 3а-182/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 марта 2020 года г. Ростов-на-Дону
Ростовский областной суд в составе судьи Рудневой О.А.,
при ведении протокола помощником судьи Рудневой О.А.,
с участием прокурора Шматовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда административное дело по административному иску Федерального агентства лесного хозяйства о признании не действующим в части решения Собрания депутатов Матвеево-Курганского района Ростовской области от 25 апреля 2012 года № 154 «Об утверждении генерального плана Малокирсановского сельского поселения Матвеево-Курганского района»,
у с т а н о в и л :
Решением Собрания депутатов Матвеево-Курганского района Ростовской области от 25 апреля 2012 года № 154 утвержден генеральный план Малокирсановского сельского поселения Матвеево-Курганского района.
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанного нормативного правового акта в части.
После уточнения требований в порядке, предусмотренном статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Рослесхоз просит признать не действующим со дня принятия решение Собрания депутатов Матвеево-Курганского района Ростовской области от 25 апреля 2012 года № 154 «Об утверждении генерального плана Малокирсановского сельского поселения Матвеево-Курганского района» в части включения в генеральном плане сельского поселения в границы населенного пункта – села Малокирсановка Малокирсановского сельского поселения, земель лесного фонда Матвеево-Курганского участкового лесничества Шолоховского лесничества Ростовской области - квартал 30, части выделов 3, 34 - общей площадью 8 093 кв.м. В обоснование административного иска указано на несоблюдение установленного законодательством порядка согласования проекта генерального плана с Рослесхозом.
В ходе судебного разбирательства представитель административного истца ФИО2 поддержал требования.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области ФИО3 просил удовлетворить административный иск.
Представители административного ответчика Собрания депутатов Матвеево-Курганского района Ростовской области (далее – Собрание депутатов) и заинтересованного лица администрации Малокирсановского сельского поселения Матвеево-Курганского района в судебное заседание не явились.
Собрание депутатов представило заявление о признании административного иска в полном объеме, просило о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика.
Администрация Малокирсановского сельского поселения отзывы, ходатайства в суд не представила.
Суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, учитывая наличие в деле доказательств их надлежащего извещения о времени и месте судебного разбирательства и отсутствие оснований для отложения судебного заседания.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные отзывы, письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, участвующего в деле, Шматовой Н.А., полагавшей необходимым признать оспариваемое решение недействующим в соответствующей в части со дня вступления решения суда в законную силу, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 17 статьи 18 Областного закона Ростовской области от 14 января 2008 года № 853-ЗС «О градостроительной деятельности в Ростовской области» (здесь и далее нормы законодательства указаны в редакциях, действовавших на дату принятия оспариваемого акта) утверждение генерального плана поселения, который является документом территориального планирования муниципального образования, относится к вопросам местного значения поселения. Генеральный план поселения, по общему правилу, утверждался муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 4 статьи 12 Областного закона Ростовской области от 28 декабря 2005 года № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Возможность передачи органами местного самоуправления Малокирсановского сельского поселения части своих полномочий органам местного самоуправления Матвеево-Курганского района путем заключения соответствующих соглашений предусмотрена пунктом 2 статьи 2 Устава муниципального образования «Малокирсановское сельское поселение», утвержденного решением Собрания депутатов этого поселения от 24 декабря 2010 года № 84, пунктом 2 статьи 3 Устава муниципального образования «Матвеево-Курганский район», утвержденного решением Собрания депутатов от 28 декабря 2010 года № 67.
30 декабря 2011 года администрациями Малокирсановского сельского поселения и Матвеево-Курганского района заключено соглашение о передаче полномочий в области градостроительной деятельности, действующего по 31 декабря 2012 года, в силу пункта 2.1.7 которого органам местного самоуправления муниципального района переданы полномочия по подготовке и утверждению генерального плана сельского поселения.
Таким образом, решение от 25 апреля 2012 года № 154 принято представительным органом местного самоуправления муниципального района – Собранием депутатов в пределах компетенции, имевшейся в соответствующий период.
Названный акт принят после проведения предварительных слушаний, в надлежащей форме – в форме решения, на заседании Собрания депутатов, правомочным составом депутатов, что предметом оспаривания не являлось.
Решение от 25 апреля 2012 года № 154 и приложение к нему с соблюдением положений, закрепленных в статье 47 Федерального закона № 131-ФЗ, статье 56 Устава муниципального образования «Матвеево-Курганский район», Порядка опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов муниципального образования «Матвеево-Курганский район», утвержденного решением Собрания депутатов от 8 июня 2007 года № 131, официально опубликовано (обнародовано) в приложении (информационном бюллетене) к газете «Родник» за 6 июля 2012 года № 27. Генеральный план поселения размещен на официальных сайтах Матвеево-Курганского района и Малокирсанвского сельского поселения (https://matveevkurgan.ru/, http://malokirsanovka.ru/).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (пункт 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации). Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения и особенности его согласования предусмотрены статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Проект генерального плана подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения земельных участков из земель лесного фонда (пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования (часть 7 статьи 25 ГрК РФ).
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736, является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), которое осуществляет рассмотрение проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 установлено, что Федеральное агентство лесного хозяйства до 1 января 2015 года согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов.
В период подготовки проекта генерального плана Малокирсановского сельского поселения действовало Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178, которое до 13 марта 2012 года применялось и в отношении проектов генеральных планов поселений.
В силу пунктов 2, 5-7, 10 названного Положения организацию согласования проекта документа территориального планирования должен был обеспечивать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, являющийся заказчиком разработки проекта документа территориального планирования. В случаях, указанных части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации на заказчика возлагалась обязанность направить проект на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства. Уполномоченный орган в сфере градостроительства в течение 3 рабочих дней с даты получения проекта документа территориального планирования направлял его копии в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности, для рассмотрения и представления заключений в части вопросов, входящих в компетенцию этих уполномоченных отраслевых органов. Уполномоченный отраслевой орган по результатам рассмотрения проекта документа территориального планирования готовил заключение в течение 30 дней с даты получения проекта от уполномоченного органа в сфере градостроительства. Уполномоченный орган в сфере градостроительства осуществлял подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений уполномоченных отраслевых органов.
Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России) от 27 февраля 2012 года № 69, на нарушение которого сослался в административном исковом заявлении Рослесхоз, вступил в силу 29 апреля 2012 года, то есть после принятия Собранием депутатов оспариваемого решения.
На основании пунктов 2.1, 2.2 упомянутого Порядка орган местного самоуправления, уполномоченный на подготовку документа территориального планирования, обязан был направлять уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Минрегион России в случаях, указанных в части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Порядок предусматривал направление уведомления в электронной форме и (или) посредством почтового отправления в трехдневный срок со дня обеспечения такого доступа. Минрегион России в трехдневный срок с момента получения уведомления уведомлял федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности, о размещении проекта документа территориального планирования в информационной системе и осуществлял подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений соответствующих федеральных органов.
Как установлено судом на основании представленных доказательств, генеральным планом Малокирсановского сельского поселения, утвержденным решением Собрания депутатов поселения от 25 апреля 2012 года № 154, в границы с. Малокирсановка Малокирсановского сельского поселения включены лесные участки, расположенные на землях лесного фонда Матвеево-Курганского участкового лесничества Шолоховского лесничества (квартал 30 части выделов 3, 34), общая площадь пересечения составила 8 093 кв.м.
Данное обстоятельство подтверждено материалами лесоустройства, заключением ФГБУ «Рослесинфорг» о наложении границ земель населенного пункта на земли лесного фонда, находящиеся в собственности Российской Федерации, а также показаниями допрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО1. – главного специалиста отдела лесного реестра и использования лесов управления развития лесного хозяйства Минприроды Ростовской области.
Информацией Рослесхоза, другими материалами дела, пояснениями представителя административного ответчика в предварительном судебном заседании подтверждается, что проект генерального плана на согласование в уполномоченные федеральные органы не направлялся, как не направлялось и уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе.
Тем самым допущено нарушение порядка согласования и принятия решения об утверждении генерального плана, предусмотренного статьями 24 и 25 ГрК РФ и указанными выше подзаконными актами.
Согласование проекта с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации не подменяет необходимость согласования проекта документа территориального планирования по основаниям, предусмотренным законом, с уполномоченными федеральными органами.
На основании пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает его не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Сведений о том, что в оспариваемой части акт применялся для регулирования правоотношений в соответствующей сфере и на его основе были реализованы права и обязанности граждан и организаций, не имеется, в связи с чем суд считает возможным признать этот акт не действующим в части со дня его принятия.
Во исполнение пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ на административного ответчика возлагается обязанность по опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщения о данном решении в официальном периодическом печатном издании газете «Родник».
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административные исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.
Признать решение Собрания депутатов Матвеево-Курганского района Ростовской области от 25 апреля 2012 года № 154 «Об утверждении генерального плана Малокирсановского сельского поселения Матвеево-Курганского района» не действующим со дня его принятия в той мере, в которой в генеральном плане в границы населенного пункта с. Малокирсановка включены участки, расположенные на землях лесного фонда Матвеево-Курганского участкового лесничества Шолоховского лесничества общей площадью 8 093 кв.м: квартал 30, части выделов 3, 34.
Обязать Собрание депутатов Матвеево-Курганского района Ростовской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение об этом решении в печатном издании – газете «Родник».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.А.Руднева
Решение в окончательной форме принято 27 марта 2020 года
Судья О.А.Руднева