ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-182/2017 от 24.01.2018 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 3а-2/2018 ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Хабаровск 24 января 2018 года

Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Мороз И.Г., при секретаре Диановой О.С., с участием представителя административного истца прокурора Хабаровского края Титовой Н.В., представителя административного ответчика Правительства Хабаровского края Пак Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Хабаровского края к Правительству Хабаровского края о признании недействующими абзаца один пункта 12, подпунктов 12.1 – 12.7 пункта 12, абзаца два пункта 16 Положения, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 07 сентября 2017г. № 364-пр «Об утверждении Положения о порядке и об условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Хабаровского края и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Хабаровского края», Приложения к Положению в части слов «размер платы за размещение объекта на землях и (или) земельном участке», «Приложение: расчет размера платы за размещение объекта»,

УСТАНОВИЛ:

07 сентября 2017 года Правительством Хабаровского края принято постановление №364-пр «Об утверждении Положения о порядке и об условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Хабаровского края и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Хабаровского края» (далее – Постановление № 364-пр), пунктом 1 которого утверждено Положение о порядке и об условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Хабаровского края (далее – Положение).

Нормативный акт опубликован на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru 07 сентября 2017 г., вступил в законную силу 08 сентября 2017 г.

Согласно абзацу 1 пункта 12 Положения размещение объекта осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных пунктом 13 Положения.

Подпунктами 12.1 - 12.7 Положения определены размер платы за размещение объекта; порядок изменения размера платы за размещение объекта; сроки внесения платы за размещение объекта лицом, получившим разрешение на размещение объекта; сроки направления расчета платы уполномоченным органом лицу, получившему разрешение на размещение объекта.

В соответствии с абзацем 2 пункта 16 Положения, в случае невнесения платы за размещение объекта в срок, установленный подпунктом 12.7 пункта 12 Положения, уполномоченный орган принимает решение о досрочном прекращении использования земель или земельных участков.

Приложением к Положению является Примерная форма разрешения уполномоченного органа на размещение объектов, которая предусматривает указание размера платы за размещение объекта на землях и (или) земельном участке, с приложением расчета размера платы за размещение объекта.

Прокурор Хабаровского края обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими абзаца 1 пункта 12, подпунктов 12.1 – 12.7 пункта 12, абзаца 2 пункта 16 Положения, Приложения к Положению в части слов «размер платы за размещение объекта на землях и (или) земельном участке», «Приложение: расчет размера платы за размещение объекта», как противоречащих действующему федеральному законодательству. В обоснование заявленного требования указал следующее.

Предусмотренная оспариваемыми нормами плата за размещение объекта фактически является платой за использование земли или земельного участка. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В силу положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платежей возникает при использовании земельных участков на каком-либо праве. Разрешение на размещение объекта не является правоустанавливающим документом на землю или земельный участок, не порождает вещного права, подлежащего государственной регистрации, разрешая лишь ограниченное пользование и владение земельным участком без принятия со стороны органов государственной власти края или органов местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка. Кроме того, абзац 3 подпункта 12.7 пункта 12 Положения содержит нормы, не отвечающие требованиям ясности, непротиворечивости правовой нормы, предъявляемым федеральным законодателем к ее содержанию, а также коррупциогенный фактор, поскольку при направлении уполномоченным органом расчета платы за второй и последующий годы за 30 дней до окончания очередного года использования земель или земельного участка, невозможно внести плату за второй и последующий годы в срок, не превышающий 30 дней со дня получения разрешения.

В судебном заседании представитель административного истца Титова Н.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации виды платы за землю определены исчерпывающим образом, при этом федеральный законодатель не наделяет органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом по установлению иных форм и видов платы за использование земли, кроме тех, которые определены Земельным кодексом Российской Федерации. В связи с принятием Правительством Хабаровского края постановления от 17 января 2018 года № 6-пр, пунктом 6 которого абзац три подпункта 12.7 пункта 12 Положения изложен в новой редакции, исключающей неясность в его применении, в указанной части доводы административного искового заявления не поддерживает.

Представитель административного ответчика Пак Ю.В. заявленные требования не признала по тем основаниям, что оспариваемые нормы приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, нормам федерального законодательства не противоречат. В силу пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ порядок и условия размещения объектов на землях в соответствии с правилами, установленными главой V.6 Земельного кодекса РФ, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Введение платы за размещение объекта на земельном участке без его предоставления, соответствует вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям к использованию земли и соотносится с одним из основных принципов земельного законодательства - принципом платности, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Оспариваемое в части Постановление № 364-пр, регламентирующее порядок и условия размещения указанных объектов, принято во исполнение полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ.

На основании подпункта 6 пункта 5.1 статьи 16 Закона Хабаровского края от 27.11.2001г. № 349 «О Правительстве Хабаровского края» Правительство хабаровского края в соответствии с действующим законодательством реализует свои полномочия в области земельных правоотношений.

Таким образом, Постановление № 364-пр принято Правительством Хабаровского края в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка принятия, введения в действие нормативного акта, в том числе, правил опубликования, которые прокурором не оспариваются.

Оспариваемыми нормами предусмотрено введение платности размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Хабаровского края.

Доводы административного истца о несоответствии оспариваемых норм положениям федерального законодательства, суд считает не обоснованными.

Федеральный законодатель не регулирует вопросы порядка и условий размещения объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка, определив, что указанный порядок и условия устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основывается названный Кодекс и иные изданные в соответствии с ним акты земельного законодательства, является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Из приведенных положений федерального законодательства следует, что использование земли в любой форме и для любых целей является платным, если иное не предусмотрено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Доводы административного истца, о том, что в силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ взимание платы за землю возможно только при наличии права собственности или права аренды на земельный участок, суд считает не обоснованными.

Положения подпункта 7 пункта 1 статьи 1 и пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации носят общий характер и не содержат каких-либо предписаний, касающихся обязательств землепользователей в конкретных правоотношениях (Определение Конституционного Суда РФ от 05 марта 2013 года № 436-О).

Пунктом 6 статьи 23 Земельного кодекса РФ предусмотрено взимание платы за ограниченное пользование чужим земельным участком (сервитут). В силу приведенной нормы взимание платы производится при отсутствии имущественных прав на земельный участок, на которые ссылается прокурор.

Использование земли за размещение объектов без предоставления земельного участка не может иметь в вопросе платы иное правовое регулирование, чем это предусмотрено статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации. Иное ставило бы в неравное положение участников данных правоотношений.

Размещение объектов без предоставления земельного участка, являясь одним из способов использования земель, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено ни федеральным законом, ни законом субъекта Российской Федерации.

По своей конституционно-правовой природе платежи за использование земли являются необходимой экономической основой существования и деятельности государства, условием реализации его публичных задач.

17 января 2018 года Правительства Хабаровского края принято постановление № 6-пр, пунктом 6 которого абзац три подпункта 12.7 пункта 12 Положения изложен в новой редакции, исключающей неясность в его применении.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Постановление № 364-пр принято Правительством Хабаровского края в пределах его компетенции и полномочий субъекта Российской Федерации, с соблюдением процедуры принятия и опубликования, нормам федерального законодательства не противоречит, что в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ сообщение о принятии настоящего решения должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ,

РЕШИЛ:

Прокурору Хабаровского края в удовлетворении требования о признании недействующими абзаца один пункта 12, подпунктов 12.1 – 12.7 пункта 12, абзаца два пункта 16 Положения, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 07 сентября 2017г. № 364-пр «Об утверждении Положения о порядке и об условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Хабаровского края и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Хабаровского края», Приложения к Положению в части слов «размер платы за размещение объекта на землях и (или) земельном участке», «Приложение: расчет размера платы за размещение объекта», отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Хабаровский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 26 января 2018 года

Судья Хабаровского краевого суда И.Г. Мороз