ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-183/21 от 07.06.2021 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №3a-183/21

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 07 июня 2021 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Ефимовой Е.О.,

при секретаре судебного заседания Дубик М.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Правительству Нижегородской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости (нежилых зданий) равной их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Нижегородский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого (с учетом уточнений, принятых судом в ходе рассмотрения дела по существу) указал, что ему на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:

- нежилое здание (птичник промышленного стада № 4) с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу[адрес]

- нежилое здание (птичник промышленного стада № 8) с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес]

- нежилое здание (птичник промышленного стада № 9) с кадастровым [номер] расположенное по адресу: [адрес]

- нежилое отдельно стоящее здание (птичник промышленного стада № 12) «Литер А56» с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу[адрес]

- нежилое отдельно стоящее здание (птичник выращивания молодняка № 18 «Литер А63») с кадастровым номером [номер] расположенное по [адрес]

- нежилое здание (птичник выращивания молодняка № 24 «Литер А66») с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес]

- нежилое отдельно стоящее здание (птичник выращивания молодняка № 25 «Литер А31») с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес]

- нежилое здание (здание птичника промышленного стада) с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес]

- нежилое отдельно стоящее здание (птичник промышленного стада № 86 «Литер А44) с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес]

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость нежилого здания (птичник промышленного стада № 4) с кадастровым номером [номер] составляет 14 814 151 рублей 97 копеек;

- кадастровая стоимость нежилого здания (птичник промышленного стада № 8) с кадастровым номером [номер] составляет 8 652 389 рублей 33 копейки;

- кадастровая стоимость нежилого здания (птичник промышленного стада № 9) с кадастровым номером [номер] составляет 9 224 671 рублей 49 копеек;

- кадастровая стоимость нежилого отдельно стоящего здания (птичник промышленного стада № 12 «Литер А56») с кадастровым номером [номер] составляет 11 315 723 рублей 17 копеек;

- кадастровая стоимость нежилого отдельно стоящего здания (птичник выращивания молодняка № 18 «Литер А63») с кадастровым номером 52:17:0060319:111 составляет 11 875 026 рублей 97 копеек;

- кадастровая стоимость нежилого здания (птичник выращивания молодняка № 24 «Литер А66») с кадастровым номером [номер] составляет 12 724 720 рублей 5 копеек;

- кадастровая стоимость нежилого отдельно стоящего здания (птичник выращивания молодняка № 25 «Литер А31») с кадастровым номером [номер] составляет 13 101 487 рублей 93 копейки;

- кадастровая стоимость нежилого здания (здание птичника промышленного стада № 85) с кадастровым номером [номер] составляет 13 939 800 рублей 93 копейки;

- кадастровая стоимость нежилого отдельно стоящего здания (птичник промышленного стада № 86 «Литер А44») с кадастровым номером [номер] составляет 12 610 420 рублей 26 копеек, что превышает их рыночную стоимость, которая в соответствии с отчетом, выполненным ООО «Центр оценки «ВЫБОР» составляет:

- нежилого здания (птичник промышленного стада № 4) с кадастровым номером [номер] в размере 1 890 000 рублей;

- нежилого здания (птичник промышленного стада № 8) с кадастровым номером [номер] в размере 1 754 000 рублей;

- нежилого здания (птичник промышленного стада № 9) с кадастровым номером [номер] в размере 1 777 000 рублей;

- нежилого отдельно стоящего здания (птичник промышленного стада № 12 «Литер А56») с кадастровым номером [номер] в размере 1 713 000 рублей;

- нежилого отдельно стоящего здания (птичник выращивания молодняка № 18 «Литер А63») с кадастровым номером [номер] в размере 520 000 рублей;

- нежилого здания (птичник выращивания молодняка № 24 «Литер А66») с кадастровым [номер] в размере 2 033 000 рублей;

- нежилого отдельно стоящего здания (птичник выращивания молодняка № 25 «Литер А31») с кадастровым номером [номер] в размере 1 780 000 рублей;

- нежилого здания (здание птичника промышленного стада № 85) с кадастровым номером [номер] в размере 1 944 000 рублей;

- нежилого отдельно стоящего здания (птичник промышленного стада № 86 «Литер А44») с кадастровым номером [номер] в размере 1 852 000 рублей.

По мнению административного истца, несоответствие кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права собственника нежилых зданий и налогоплательщика, поскольку размер налогов на имущество физических лиц зависит от кадастровой стоимости объектов недвижимости, что послужило основанием обращения ФИО1 в суд с настоящим иском. Ссылаясь на положения НК РФ, Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ФИО1 просит установить кадастровую стоимость вышеуказанных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости по состоянию на 14.01.2014 года, на период с 14.01.2014 года по 31.12.2020 года; 21.02.2014 года, на период с 21.02.2014 года по 31.12.2020 года; 27.02.2014 года, на период с 27.02.2014 года по 31.12.2020 года; 15.01.2014 года, на период с 15.01.2014 года по 31.12.2020 года; 16.07.2014 года, на период с 16.07.2014 года по 31.12.2020 года; 12.12.2013 года, на период с 12.12.2013 года по 31.12.2020 года; 16.07.2014 года, на период с 16.07.2014 года по 31.12.2020 года.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО2, действующая в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, уточненные исковые требования ФИО1 поддержала по основаниям, изложенным в уточненном иске, ходатайствуя о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, пропущенного по уважительной причине.

Иные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, каких-либо ходатайств не заявили.

Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, учитывая положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Административный ответчик Правительство Нижегородской области представил в суд отзыв на административное исковое заявление ФИО1, в котором среди прочего, указано, что постановлением Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 года № 331 утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области по состоянию на 05.06.2011 года. Полномочия Правительства Нижегородской области по изданию постановления установлены Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», к ним относится только утверждение таких результатов. Кроме того, отчет об оценке, в котором отклонение от кадастровой стоимости объектов недвижимости: нежилое здание (птичник промышленного стада № 4) с кадастровым номером [номер] (88%), нежилое здание (птичник промышленного стада № 8) с кадастровым номером [номер] (80%), нежилое здание (птичник промышленного стада № 9) с кадастровым номером [номер] (81%), нежилое отдельно стоящее здание (птичник промышленного стада № 12 «Литер А56») с кадастровым номером [номер] (85%), нежилое отдельно стоящее здание (птичник выращивания молодняка № 18 «Литер А63») с кадастровым номером [номер] (96%), нежилое здание (птичник выращивания молодняка № 24 «Литер А66») с кадастровым номером [номер] (85%), нежилое отдельно стоящее здание (птичник выращивания молодняка № 25 «Литер А31») с кадастровым номером [номер] (87%), нежилое здание (здание птичника промышленного стада № 85) с кадастровым номером [номер] (87%), нежилое отдельно стоящее здание (птичник промышленного стада № 86 «Литер А44») с кадастровым номером [номер] (86%), не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, он не подтверждает достоверность заявленной величины рыночной стоимости объектов недвижимости.

Административным ответчиком ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Нижегородской области представлены в суд отзыв на административное исковое заявление ФИО1 и информация в отношении объектов недвижимости, принадлежащих истцу, согласно которых объект капитального строительства с кадастровым номером [номер] расположенный по адресу: [адрес], поставлен на государственный кадастровый учет в Едином государственном реестре недвижимости 14.01.2014 года.

Объект капитального строительства с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес], внесен в реестр объектов недвижимости как ранее учтенный 05.07.2011 года.

Объект капитального строительства с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес], внесен в реестр объектов недвижимости как ранее учтенный 05.07.2011 года.

Объект капитального строительства с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес], внесен в реестр объектов недвижимости как ранее учтенный 27.02.2014 года.

Объект капитального строительства с кадастровым номером [номер] расположенный по адресу: [адрес] поставлен на государственный кадастровый учет в ЕГРН 15.01.2014 года.

Объект капитального строительства с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес] внесен в реестр объектов недвижимости как ранее учтенный 27.02.2014 года.

Объект капитального строительства с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес] внесен в реестр объектов недвижимости как ранее учтенный 27.02.2014 года.

Объект капитального строительства с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес], поставлен на государственный кадастровый учет в ЕГРН 12.12.2013 года.

Объект капитального строительства с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес], внесен в реестр объектов недвижимости как ранее учтенный 27.02.2014 года.

Объекты капитального строительства с кадастровыми номерами [номер] вошли в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 05.06.2011 года. Кадастровая стоимость данных объектов утверждена Приложением 1 к Постановлению Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 года № 331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области» в размере 10 026 245.17 руб., 9 974 385.12 руб.

В Единый государственный реестр недвижимости, в соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в 2014 году внесены изменения в характеристики объектов капитального строительства с кадастровыми номерами 52:[номер], что повлекло изменение кадастровой стоимости согласно Приказа Минэкономразвития России от 18.03.2011 года № 113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлён государственный кадастровый учёт ранее не учтённых объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости», на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Постановлением от 07.06.2012 года № 331 в размере 8 652 389.33 руб., 9 224 671.49 руб.

Кадастровая стоимость объектов капитального строительства с кадастровыми номерами [номер] определена в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 года № 113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлён государственный кадастровый учёт ранее не учтённых объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости», на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Приложением 2 к Постановлению Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 года № 331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области» в размере 14 814 151.97 руб., 11 315 723.17 руб., 11 875 026.97 руб., 12 724 720.5 руб., 13 101 487.93 руб., 13 939 800.93 руб., 12 610 420.26 руб.

В соответствии с Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 05.03.2019 года №326-11-43479/19 на территории Нижегородской области ГБУ «Кадастровая оценка» по Нижегородской области в 2020 году проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости - зданий, помещений, единых недвижимых комплексов, машино-мест, предприятий как имущественных комплексов.

Объекты капитального строительства с кадастровыми номерами [номер] вошли в перечень объектов недвижимости, подлежащих ГКО на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 01.01.2020 года. Кадастровая стоимость данных объектов утверждена Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12.10.2020 №326-13-544129/20 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, единых недвижимых комплексов, машино-мест, предприятий как имущественных комплексов) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года" и внесена в сведения ЕГРН на основании Акта бюджетного учреждения, созданного субъектом Российской Федерации, об определении кадастровой стоимости, в соответствии с положениями Закона 237-ФЭ, в размере 6 328 653.41 руб., 5 992 616.83 руб., 6 224 134.91 руб., 5 758 540.13 руб., 3 796 896.12 руб., 6 475 574.96 руб., 6 667 310.86 руб., 12 851 433.36 руб., 6 417 407.89 руб.

Изучив материалы дела, оценив по правилам ст. 84 КАС РФ представленные доказательства, выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.

В силу требований ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости (реестр объектов недвижимости) вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 которого основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является вступившие в законную силу судебные акты.

Исходя из положений ч. 1 ст. 245 КАС РФ, ст. 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

На основании ч.ч. 4, 7 ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения такой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренным данным Федеральным законом, или в соответствии со ст. 15 данного Федерального закона. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

В ч. 4 ст. 18 Федерального закона № 237-ФЗ указано, что в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном ст. 22 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Положениями ч. 3 ст. 24 Федерального закона № 237-ФЗ установлено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 375, ст. 378.2 НК РФ установлено, сто налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке. Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 401 НК РФ здания, помещения, расположенные в пределах муниципального образования, являются объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежат объекты недвижимости – нежилое здание (птичник промышленного стада № 4) с кадастровым номером [номер] расположенное по адресу: Нижегородская область, Балахнинский район, р.п. Первое Мая; нежилое здание (птичник промышленного стада № 8) с кадастровым номером [номер] расположенное по адресу: [адрес] нежилое здание (птичник промышленного стада № 9) с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес] нежилое отдельно стоящее здание (птичник промышленного стада № 12) «Литер А56» с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес]; нежилое отдельно стоящее здание (птичник выращивания молодняка № 18 «Литер А63») с кадастровым номером [номер] расположенное по адресу: [адрес] нежилое здание (птичник выращивания молодняка № 24 «Литер А66») с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес]; нежилое отдельно стоящее здание (птичник выращивания молодняка № 25 «Литер А31») с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу[адрес]; нежилое здание (здание птичника промышленного стада) с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес] нежилое отдельно стоящее здание (птичник промышленного стада № 86 «Литер А44) с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес], что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 04.06.2021 года. При таких обстоятельствах ФИО1 является лицом, чьи права и законные интересы затрагивают результаты определения кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.

Учитывая обращение ФИО1 в суд с настоящим административным исковым заявлением, суд полагает возможным восстановить предусмотренный ч. 3 ст. 245 КАС РФ, ч. 10 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ срок для подачи административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, поскольку усматривает для этого наличие уважительных причин, обусловленных как введением на территории Нижегородской области нового порядка исчисления налоговой базы по налогу на имущество физических лиц (исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости) лишь с 1 января 2015 года, так и положениями ст. 409 НК РФ о сроках уплаты налога на имущество физических лиц (не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом). Суд принимает во внимание и то обстоятельство, что Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменена предусмотренная ст. 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» периодичность проведения государственной кадастровой оценки, а именно, исключены положения о том, что она подлежит проведению не реже чем один раз в течение пяти лет. Вместе с тем, как следует из разъяснений, содержащихся в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», указанный пятилетний срок обусловлен исключительно закрепленной законом периодичностью проведения государственной кадастровой оценки, в отношении которой с 15 июля 2016 года требования о ее проведении не реже чем один раз в течение пяти лет отсутствуют.

Из представленных в суд доказательств следует, что объект капитального строительства с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес], поставлен на государственный кадастровый учет в Едином государственном реестре недвижимости 14.01.2014 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В Единый государственный реестр недвижимости, в соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в 2014 году внесены изменения в характеристики объектов капитального строительства с кадастровыми номерами 52[номер], что повлекло изменение кадастровой стоимости согласно Приказа Минэкономразвития России от 18.03.2011 года № 113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлён государственный кадастровый учёт ранее не учтённых объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости», на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Постановлением от 07.06.2012 года № 331 в размере 8 652 389.33 руб., 9 224 671.49 руб.

Кадастровая стоимость объектов капитального строительства с кадастровыми номерами [номер] определена в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 года № 113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлён государственный кадастровый учёт ранее не учтённых объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости», на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Приложением 2 к Постановлению Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 года № 331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области» в размере 14 814 151.97 руб., 11 315 723.17 руб., 11 875 026.97 руб., 12 724 720.5 руб., 13 101 487.93 руб., 13 939 800.93 руб., 12 610 420.26 руб.

В соответствии с Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 05.03.2019 года №326-11-43479/19 на территории Нижегородской области ГБУ «Кадастровая оценка» по Нижегородской области в 2020 году проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости - зданий, помещений, единых недвижимых комплексов, машино-мест, предприятий как имущественных комплексов.

Объекты капитального строительства с кадастровыми номерами [номер] вошли в перечень объектов недвижимости, подлежащих ГКО на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 01.01.2020 года. Кадастровая стоимость данных объектов утверждена Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12.10.2020 №326-13-544129/20 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, единых недвижимых комплексов, машино-мест, предприятий как имущественных комплексов) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года" и внесена в сведения ЕГРН на основании Акта бюджетного учреждения, созданного субъектом Российской Федерации, об определении кадастровой стоимости, в соответствии с положениями Закона 237-ФЭ, в размере 6 328 653.41 руб., 5 992 616.83 руб., 6 224 134.91 руб., 5 758 540.13 руб., 3 796 896.12 руб., 6 475 574.96 руб., 6 667 310.86 руб., 12 851 433.36 руб., 6 417 407.89 руб.

<данные изъяты>

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Согласно ст. 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки. Отчет составляется в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер] административный истец представил в суд отчет об оценке № 413-3/11/20 от 24.12.2020 года, составленный оценщиком ООО «Центр оценки «ВЫБОР».

Согласно указанному отчету рыночная стоимость объектов недвижимости составляет:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Оценивая заключение эксперта, суд принимает во внимание, что рыночная стоимость объектов оценки определялась оценщиком с учетом требований Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности», положений Федерального стандарта оценки №1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №297; Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №298; Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №299; Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года №611.

Отчет об оценке, проверенный экспертом, содержит подробное описание объектов оценки, анализ рынка объектов оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость, описание процесса оценки объектов оценки в части применения подхода (подходов) к оценке, его выводы сделаны на основе метода аналогов в рамках затратного подхода, применение которого и аргументированное суждение об отказе при определении стоимости объектов оценки от сравнительного, доходного подходов, суд находит обоснованным, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемым объектам сегменту рынка и сопоставимы с ними по ценообразующим факторам, с применением корректирующих коэффициентов. По мнению суда, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов экспертом произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.

Оснований не доверять данному заключению, подготовленному экспертом, отвечающим установленным законодательством об оценочной деятельности требованиям, предъявляемым к оценщикам, а также предупрежденным об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, у суда не имеется. Лица, участвующие в деле, данное заключение эксперта не оспаривают.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В данном случае ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» является надлежащим ответчиком по делу.

Учитывая, что ФИО1 обратился в суд 30.12.2020 года, то датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер] в размере их рыночной стоимости необходимо считать 30.12.2020 года.

Исковые требования об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер] в отношении административных ответчиков Правительства Нижегородской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области удовлетворению не подлежат, учитывая, что оспариваемые кадастровые стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер] были определены по состоянию на 14.01.2014 года, 21.02.2014 года, 21.02.2014 года, 27.02.2014 года, 15.01.2014 года, 16.07.2014 года, 16.07.2014 года, 12.12.2013 года, 16.07.2014 года.

Согласно разъяснениям, данным в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» на основании ч. 4 ст. 38 КАС РФ административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:

- нежилого здания (птичник промышленного стада № 4) с кадастровым номером [номер] расположенного по адресу: [адрес], равной рыночной стоимости в размере 1 890 000 рублей по состоянию на 14.01.2014 года, на период до введения новой кадастровой стоимости на основании приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12.10.2020 года № 326-13-544129/20 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, единых недвижимых комплексов, машино-мест, предприятий как имущественных комплексов) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года";

- нежилого здания (птичник промышленного стада № 8) с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес] равной рыночной стоимости в размере 1 754 000 рублей по состоянию на 21.02. 2014 года, на период до введения новой кадастровой стоимости на основании приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12.10.2020 года № 326-13-544129/20 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, единых недвижимых комплексов, машино-мест, предприятий как имущественных комплексов) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года";

- нежилого здания (птичник промышленного стада № 9) с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес] равной рыночной стоимости в размере 1 777 000 рублей по состоянию на 21.02.2014 года, на период до введения новой кадастровой стоимости на основании приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12.10.2020 года № 326-13-544129/20 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, единых недвижимых комплексов, машино-мест, предприятий как имущественных комплексов) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года";

- нежилого отдельно стоящего здания (птичник промышленного стада № 12) «Литер А56» с кадастровым номером [номер] расположенного по адресу: [адрес], равной рыночной стоимости в размере 1 713 000 рублей по состоянию на 27.02.2014 года, на период до введения новой кадастровой стоимости на основании приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12.10.2020 года № 326-13-544129/20 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, единых недвижимых комплексов, машино-мест, предприятий как имущественных комплексов) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года";

- нежилого отдельно стоящего здания (птичник выращивания молодняка № 18 «Литер А63») с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес], равной рыночной стоимости в размере 520 000 рублей по состоянию на 15.01.2014 года, на период до введения новой кадастровой стоимости на основании приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12.10.2020 года № 326-13-544129/20 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, единых недвижимых комплексов, машино-мест, предприятий как имущественных комплексов) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года";

- нежилого здания (птичник выращивания молодняка № 24 «Литер А66») с кадастровым номером [номер] расположенного по адресу: [адрес] равной рыночной стоимости в размере 2 033 000 рублей по состоянию на 16.07.2014 года, на период до введения новой кадастровой стоимости на основании приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12.10.2020 года № 326-13-544129/20 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, единых недвижимых комплексов, машино-мест, предприятий как имущественных комплексов) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года";

- нежилого отдельно стоящего здания (птичник выращивания молодняка № 25 «Литер А31») с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес] равной рыночной стоимости в размере 1 780 000 рублей по состоянию на 16.07.2014 года, на период до введения новой кадастровой стоимости на основании приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12.10.2020 года № 326-13-544129/20 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, единых недвижимых комплексов, машино-мест, предприятий как имущественных комплексов) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года";

- нежилого здания (здание птичника промышленного стада) с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес] равной рыночной стоимости в размере 1 944 000 рублей по состоянию на 12.12.2013 года, на период до введения новой кадастровой стоимости на основании приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12.10.2020 года № 326-13-544129/20 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, единых недвижимых комплексов, машино-мест, предприятий как имущественных комплексов) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года";

- нежилого отдельно стоящего здания (птичник промышленного стада № 86 «Литер А44) с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес], равной рыночной стоимости в размере 1 852 000 рублей по состоянию на 16.07.2014 года, на период до введения новой кадастровой стоимости на основании приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12.10.2020 года № 326-13-544129/20 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, единых недвижимых комплексов, машино-мест, предприятий как имущественных комплексов) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года".

Датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер] в размере его рыночной стоимости считать 30.12.2020 года.

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Правительству Нижегородской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Нижегородский областной суд.

Судья Е.О. Ефимова

В окончательной форме решение суда составлено 21 июня 2021 года.

Судья Е.О. Ефимова