Дело №3а-184/2021
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 03 марта 2021 года
Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи областного суда Буруновой С.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шкариной Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости (земельного участка с кадастровым номером 52:19:0304003:2179 и нежилого здания с кадастровым номером 52:19:0304003:1837) в размере их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
административный истец ФИО1 обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, с учетом изменения требований в порядке ст. 46 КАС РФ просит суд установить кадастровую стоимость:
- земельного участка, кадастровый [номер], категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под объектами коммунального хозяйства, для иных видов жилой застройки, площадью 1788+/-15 кв.м., адрес объекта: [адрес], в размере его рыночной стоимости 1247600 рублей по состоянию на 18.03.2015 г.;
- нежилого здания, кадастровый [номер], общей площадью 993,6 кв.м., расположенного по адресу: [адрес] в размере его рыночной стоимости 13141000 руб., по состоянию на 10.02.2014 г.
В обоснование заявленных требований административный истец (с учетом изменения требований в порядке ст. 46 КАС РФ) указал следующее: является собственников земельного участка кадастровый [номер], категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под объектами коммунального хозяйства, для иных видов жилой застройки, площадью 1788+/-15 кв.м., адрес объекта: [адрес], кадастровая стоимость которого определена по состоянию на 18.03.2015 г. в размере 1917397,56 руб.; согласно отчета об оценке №293-20 от 10.11.2020 г. составленного оценщиком ООО «Лига-Эксперт НН» ФИО2, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] по состоянию на 18.03.2015 г. составляет 1247600 руб.; также является собственником нежилого здания, кадастровый [номер], общей площадью 993,6 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], кадастровая стоимость которого определена по состоянию на 11.02.2014 г. в размере 26001399,17 руб.; согласно отчета об оценке №302-20 от 10.11.2020 г. составленного оценщиком ООО «Лига-Эксперт НН» ФИО2, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 52:19:0304003:1837 по состоянию по состоянию на 10.02.2014 г. составляет 10673000 руб., согласно дополнительного отчета №031-21 от 10.02.2021 г. – 13141000 руб.
Установленная кадастровая стоимость принадлежащих ФИО1 объектов недвижимости существенно затрагивает его права и обязанности по уплате налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока для обращения с административным исковым заявлением.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ).
Административным ответчиком, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», представлен отзыв, в котором указано, что Учреждение не является заказчиком и исполнителем работ по проведению государственной кадастровой оценки, не утверждает результаты определения кадастровой стоимости и не уполномочено делать выводы о качестве проведенной оценки, правильности выбранной методики и обоснованности сделанных оценщиком выводов; с 20.06.2015 г. приказом Росреестра от 12.05.2015 №П/210 Учреждение наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик; приказом Росреестра от 18.10.2016 №П/0515 Учреждение наделено отдельными полномочиями органа регистрации прав; в случае предоставления в адрес Филиала вступившего в законную силу решения суда о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, Учреждение в рамках полномочий осуществит загрузку в ЕГРН сведений о новой кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Административным ответчиком, Правительством Нижегородской области представлен отзыв, в котором указано на то, что результаты кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Федеральным законом от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; рыночная оценка проводится для целей совершения сделок по Федеральным стандартам оценки, которыми допускается оценка факторов с точки зрения оценщика (т.е. присутствует субъективный характер), кадастровая – для целей налогообложения, по утвержденным методикам; поскольку у рыночной оценки и кадастровой оценки разные цели, и, соответственно, разные механизмы определения, считают недопустимым использовать при установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости для целей налогообложения подходы, основанные на субъективном факторе оценщиков; недопустимо ставить налогообложение (государственный институт) в зависимость от субъективной точки зрения оценщика (физического лица), от частного мнения частного лица; определение кадастровой стоимости равной рыночной стоимости для целей налогообложения должно проводиться по утвержденным государством методикам; указывают о допущенных оценщиком ООО «Лига-Эксперт НН» ФИО2 значительных нарушениях федеральных стандартов оценки при составлении отчетов №293-20 от 10.11.2020 г. и №302-20 от 10.11.2020 г., а также о пропуске административным истцом срока обращения в суд; просят отказать ФИО1 в удовлетворении административного иска в полном объеме.
Заинтересованные лицом, Администрацией городского округа город Бор Нижегородской области представлена письменная позиция по делу, согласно которой считают, что кадастровая стоимость спорных земельных участком установлена в соответствии с действующим законодательством и уполномоченным на то органом; поскольку у рыночной оценки и кадастровой оценки разные цели, и, соответственно, разные механизмы определения (кадастровая – основана на рыночных критериях для целей налогообложения, рыночная – наиболее вероятная цена продажи в условиях конкуренции), считают недопустимым использовать при установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости для целей налогообложения подходы, основанные на субъективном факторе оценщиков; недопустимо ставить налогообложение (государственный институт) в зависимость от частного мнения; определение кадастровой стоимости равной рыночной стоимости для целей налогообложения должно проводиться единообразно, с учетом утвержденных государством методик (принципов и подходов); уменьшение кадастровой стоимости земельного участка приведет к уменьшению налоговых доходов, поступающих в местный бюджет городского округа г. Бор; просят отказать ФИО1 в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве и не может быть признано преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Изучив материалы настоящего административного дела, обсудив доводы и требования административного искового заявления и отзывов на него, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 3 КАС РФ защите в суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы. Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу требований статьи 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с пунктом 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу с 01.01.2017г., в кадастр недвижимости (реестр объектов недвижимости) вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
На основании п. 5 ч. 2 ст. 14 указанного выше Федерального закона основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является вступившие в законную силу судебные акты.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации определен порядок исчисления налоговой базы каккадастровой стоимостиземельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии состатьей 389настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 1, 2, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу положений статьи 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации определен порядок исчисления налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, в соответствии с частью 1 которой налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Как установлено статьей 1 Закона Нижегородской области от 5 ноября 2014 года № 140-З «О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
В соответствии со ст.24.11 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
В силу ст.24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Согласно ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
На основании статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В соответствии с частями третьей и пятой статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года (Приложение 1), утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года, необходимые для определения кадастровой стоимости ранее не учтенных земельных участков, выявляемых ранее учтенных земельных участков, а также в случае внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик земельных участков (Приложение 2), утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по муниципальным районам (городским округам) в разрезе населенных пунктов, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года (Приложение 3), утверждены обобщенные (минимальные, средние, максимальные) показатели результатов расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года (Приложение 4), установлено, что расчет кадастровой стоимости земель населенных пунктов Нижегородской области по земельным участкам, кадастровым кварталам, населенным пунктам и муниципальным районам (городским округам) осуществляется по группам в соответствии с видом разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области (Приложение 5), установлено, что кадастровая стоимость земельных участков улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков, земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережных устанавливается равной одному рублю за земельный участок.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 года № 331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), вошедших в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 05 июня 2011 года, согласно приложению 1 к настоящему постановлению.
Постановление Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 13 Правил №316 предусмотрено, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 Правил № 316 приказом Минэкономразвития РФ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 года №222 утверждены методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее – Методические указания №222).
Согласно пункту 1.2 Методических указаний № 222, они применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях: образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
Приказом Минэкономразвития РФ от 18.03.2011 N 113 утвержден порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, который определяет правила определения кадастровой стоимости зданий, помещений в случаях (п.1.1):
- осуществления кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости;
- при включении сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном объекте недвижимости;
- осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик объекта недвижимости или сведений об объекте недвижимости, определенных Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», влекущих изменение его кадастровой стоимости (изменение учетных характеристик).
Согласно пункту 1.2 указанного Порядка, кадастровая стоимость здания, помещения в случаях, перечисленных в пункте 1.1 настоящего Порядка, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями.
Порядок определения кадастровой стоимости зданий, помещений закреплен в разделе II Порядка, утв. приказом Минэкономразвития РФ от 18.03.2011 N 113, в том числе пунктом 2.1 предусмотрено, что кадастровая стоимость здания в случаях, указанных в пункте 1.1 настоящего Порядка, определяется путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения по кадастровому кварталу, в котором расположено здание, на его площадь.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» было разъяснено, что для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости (далее - объекты недвижимости) на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 указанного Закона, либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (статья 3 этого Закона).
Согласно ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из разъяснений, данных в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» следует, что: «Согласно абз. 1 статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании, а выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, ч. 5 ст. 180 КАС РФ должны содержаться в решении суда».
Из представленных в суд выписок из Единого государственного реестра недвижимости, ФИО1 является собственником объектов недвижимости:
- земельного участка, кадастровый [номер], категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под объектами коммунального хозяйства, для иных видов жилой застройки, площадью 1788+/-15 кв.м., адрес объекта: [адрес]
- нежилого здания, кадастровый [номер], общей площадью 993,6 кв.м., расположенного по адресу: [адрес] размере его рыночной стоимости 13141000 руб., по состоянию на 10.02.2014 г.
Согласно информации, представленной по определению об истребовании доказательств филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области:
- земельный участок с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес], внесен в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) 19.06.2014; его кадастровая стоимость была определена в соответствии с п.2.4 Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 №222 «Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» на основании результатов государственной кадастровой оценки, утв. Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области», в соответствии с Приложением №5 Постановления от 10.12.2014 №863, в размере 1917397,56 руб. (согласно выписке из ЕГРН по состоянию на 18.05.2014 г.);
- объект капитального строительства с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес], внесен в ЕГРН как ранее учтенный 10.02.2014; кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером [номер] определена в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011г. №113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлён государственный кадастровый учёт ранее не учтённых объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости», на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Приложением 2 к Постановлению Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 № 331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области» в размере в размере 26001399,17 руб. (Акт определения кадастровой стоимости объектов недвижимости [номер] от 10.02.2014).
Следовательно, ФИО1, права и обязанности которого как собственника земельного участка и нежилого здания и, соответственно, плательщика земельного налога и налога на имущество физических лиц, затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, на основании которой определяется налоговая база по налогу на спорные объекты недвижимости, является в силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения его кадастровой стоимости.
Суд приходит к выводу о наличии правовых основания для рассмотрения административного искового заявления ФИО3 по существу и для восстановления предусмотренного ч. 3 ст. 245 КАС РФ, ч. 10 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» срока для подачи административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, поскольку усматривает для этого наличие уважительных причин, обусловленных как введением на территории Нижегородской области нового порядка исчисления налоговой базы по налогу на имущество физических лиц (исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости) лишь с 1 января 2015 года, так и положениями Налогового кодекса Российской Федерации о сроках уплаты налога на имущество физических лиц и земельного налога (не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом).
Суд принимает во внимание и то обстоятельство, что Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменена предусмотренная статьей 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» периодичность проведения государственной кадастровой оценки, а именно, исключены положения о том, что она подлежит проведению не реже чем один раз в течение пяти лет. Вместе с тем, как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», указанный пятилетний срок обусловлен исключительно закрепленной законом периодичностью проведения государственной кадастровой оценки, в отношении которой с 15июля 2016 года требования о ее проведении не реже чем один раз в течение пяти лет отсутствуют.
В рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, земельный участок с кадастровым номером [номер] и нежилое здание с кадастровым номером [номер] вошли в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 01.01.2020 г.
Вместе с тем ФИО3 обратился с административным исковым заявлением в Нижегородский областной суд 29.12.2020 г., до внесения сведений о результатах очередной государственной кадастровой оценки в Единый государственный реестр недвижимости.
Таким образом, имеются основания для применения в рамках настоящего дела положений ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки. Отчет составляется в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер] и нежилого здания с кадастровым номером [номер], административный истец представил в суд отчеты об оценке №293-20 от 10.11.2020 г. и №302-20 от 10.11.2020 г., составленные оценщиком ООО «Лига-Эксперт НН» ФИО2
В ходе рассмотрения дела административным истцом изменены административные исковые требования в порядке ст. 46 КАС РФ, с учетом замечаний административного ответчика Правительство Нижегородской области представлен отчет об оценке №031-21 от 10.02.2021 г., составленный оценщиком ООО «Лига-Эксперт НН» ФИО2, а также дополнения к отчету №031-21 от 10.02.2021 г.
Согласно отчету №293-20 от 10.11.2020 г., составленному оценщиком ООО «Лига-Эксперт НН» ФИО2, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] составляет 1247600 руб. по состоянию на 18.03.2015 г.
Согласно отчету №031-21 от 10.02.2021 г., составленному оценщиком ООО «Лига-Эксперт НН» ФИО2, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером [номер] составляет 13141000 руб. по состоянию на 10.02.2014 г.
На основании части 1 статьи 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Согласно положений статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1), никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2), суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).
Судом установлено, что представленный отчет об оценке №293-20 от 10.11.2020 г., составленный оценщиком ООО «Лига-Эксперт НН» ФИО2, и отчет №031-21 от 10.02.2021 г., составленный оценщиком ООО «Лига-Эксперт НН» ФИО2 (с учетом замечаний административного ответчика, а также дополнений к отчету №031-21 от 10.02.2021 г.), соответствуют требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №297, Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 298, Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299, Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611, содержат подробное описание объектов оценки, анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость, описание процесса оценки объектов оценки в части применения подходов и методов оценки. Выводы оценщика, отвечающего требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам, являющегося членом саморегулируемой организации оценщиков, имеющего соответствующие дипломы, свидетельства и квалификационный аттестат по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости», необходимый стаж работы в оценочной деятельности, застраховавшего гражданскую ответственность, сделаны в рамках сравнительного подхода (об оценке стоимости земельного участка), сравнительного и доходного подходов (об оценке стоимости нежилого здания) к оценке, применение которых, а также согласование результатов, полученных в рамках каждого из подходов, и определение итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки суд находит обоснованным.
Сведений о том, что оценщик ФИО2 является лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, а также сведений об иных обстоятельствах, перечисленных в статье 16 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ограничивающих возможность проведения оценки, в отношении оценщика ФИО2 у суда не имеется.
При таких обстоятельствах оснований не доверять отчетам об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, составленным оценщиком ООО «Лига-Эксперт НН» ФИО2, у суда не имеется.
На основании части 1 статьи 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Доказательств, опровергающих достоверность определенной оценщиком итоговой величины рыночной стоимости земельного участка, лицами, участвующими в деле, не заявлявшими ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы в порядке статей 62, 63, 247 КАС РФ, не представлено и в материалах дела не имеется.
Оценив представленные доказательства, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные по настоящему делу требования административного истца (с учетом их изменения в порядке ст. 46 КАС РФ) об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Суд полагает, что не может повлечь отказ в удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости доводы административных ответчиков и заинтересованного лица. В данном случае основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости – земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (статья 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), при определении которой кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной этой рыночной стоимости.
В соответствии с абзацем пятым пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации») в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
При этом положения пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции указанного Федерального закона), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года (часть 6 статьи 3 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).
В силу приведенных норм федерального законодательства сведения об установленной настоящим решением суда кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на имущество физических лиц начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являвшейся предметом оспаривания.
Также суд полагает необходимым отметить, что в соответствии с ч.1.1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
При этом положения ч.1.1 2 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции указанного Федерального закона), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года (часть 6 статьи 3 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).
В силу приведенных норм федерального законодательства сведения об установленной настоящим решением суда кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на имущество физических лиц начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являвшейся предметом оспаривания.
ФИО1 по настоящему административному делу оспаривает кадастровую стоимость земельного участка, определенную по состоянию на 18.03.2014 г., и нежилого здания - по состоянию на 10.02.2014 г.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21.10.2020 [номер] «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020года» утверждена новая кадастровая стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером [номер] в размере 2393434,68 руб.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12.10.2020 года [номер] «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, единых недвижимых комплексов, машино-мест, предприятий как имущественных комплексов) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года» утверждена новая кадастровая стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером [номер] в размере 1317662,64 руб.
В таком случае оспариваемая кадастровая стоимость объектов недвижимости, определенная по состоянию, соответственно, на 18.03.2015 г. и 10.02.2014 г., является архивной.
Пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» установлено, что в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения). Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Поскольку новая кадастровая стоимость объектов недвижимости применяется с 01января 2021 года, то оспариваемая ФИО1 архивная кадастровая стоимость затрагивает права административного истца, связанные с налогообложением за прошедшие периоды, и у административного истца сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Таким образом, установленная настоящим решением кадастровая стоимость объектов недвижимости, ставшая архивной, подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты начала применения кадастровой стоимости по 31 декабря 2020 года включительно.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Так как обращение ФИО3 в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер] и нежилого здания с кадастровым номером [номер] в размере их рыночной стоимости имело место 29 декабря 2020 года, то датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости необходимо считать 29 декабря 2020 года.
По настоящему административному делу административным истцом в административном исковом заявлении в качестве административных ответчиков указаны Правительство Нижегородской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
Вместе с тем, Правительство Нижегородской области не является надлежащим административным ответчиком.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В таком случае надлежащими административным ответчиком по настоящему делу является ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
По настоящему административному делу оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость земельного участка Правительством Нижегородской области не определялась. Поэтому в части удовлетворения заявленного искового требования в отношении административного ответчика Правительство Нижегородской области суд отказывает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249, 293-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО1 по настоящему административному делу удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под объектами коммунального хозяйства, для иных видов жилой застройки, площадью 1788+/-15 кв.м., адрес объекта: [адрес] в размере его рыночной стоимости 1247600 (один миллион двести сорок семь тысяч шестьсот) рублей по состоянию на 18 марта 2015 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания, кадастровый [номер], общей площадью 993,6 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], в размере его рыночной стоимости 13141000 (тринадцать миллионов сто сорок одна тысяча) рублей, по состоянию на 10 февраля 2014 года.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер], установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на период с даты начала применения кадастровой стоимости по 31.12.2020 года.
Сведения о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером [номер] установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на период с даты начала применения кадастровой стоимости по 31.12.2020 года.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер] нежилого здания с кадастровым номером [номер] считать 29 декабря 2020 года.
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 по настоящему административному делу в отношении административного ответчика Правительство Нижегородской области - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через суд первой инстанции.
Судья областного суда С.В. Бурунова
Решение в окончательной форме принято 16 марта 2021 года.
Судья областного суда С.В. Бурунова