ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-187/19 от 19.07.2019 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Дело № 3а-187/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

19 июля 2019 года г. Ижевск УР

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

судьи Бурова А.И.,

с участием: помощника прокурора Удмуртской Республики Борзенковой Т.А., представителя Федерального агентства лесного хозяйства ФИО1, представителя Правительства Удмуртской Республики ФИО2, представителя Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР ФИО3, представителей муниципального образования «Завьяловский район» ФИО4, ФИО5,

при секретаре Прозоровой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим в части решения Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» от 27 июня 2014 года года № 304 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Подшиваловское»,

у с т а н о в и л :

решением Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» от 27 июня 2014 года № 304 утверждён Генеральный план муниципального образования «Подшиваловское» (далее по тексту – оспариваемый в части нормативный правовой акт (решение), Генплан МО «Подшиваловское»).

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее по тексту – административный истец, Рослесхоз) обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия Генплан МО «Подшиваловское» в части включения в границы д.Подшивалово участков, расположенных на землях лесного фонда, после уточнения предмета иска – <адрес>.

В обоснование заявленных требований Рослесхоз ссылается на то, что по результатам картографического наложения материалов лесоустройства на границы МО «Подшиваловское», установлено совмещение земель лесного фонда с границами населённого пункта д.Подшивалово. При этом, в нарушение требований лесного, градостроительного законодательства, Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства представительный орган местного самоуправления – Совет депутатов МО «Завьяловский район» (далее по тексту – административный ответчик) не обеспечил согласование с Рослесхозом проекта территориального планирования МО «Подшиваловское» в части включения в границы населённого пункта вышеназванных лесного участка из состава земель лесного фонда, изменив целевое назначение и правовой режим указанных земель, что препятствует осуществлению собственником (Российской Федерацией) функций управления землями лесного фонда, выполнению мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, заслушав заключение прокурора, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению частично.

Согласно статье 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

В соответствии с частью 1 статьи 7, пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты. При этом согласно части 4 статьи 7 названного закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному выше федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который на момент его принятия утверждался представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГрК РФ), статья 12 Закона УР от 13 ноября 2007 года № 61-РЗ «О регулировании градостроительной деятельности» (действовал на момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта), Устав МО «Удугучинское» – в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого в части решения).

Оспариваемый в части нормативный правовой акт – Генеральный план МО «Подшиваловское» принят решением Совета депутатов МО «Завьяловский район» УР в пределах полномочий, предоставленных ему нормативными правовыми актами и соглашением о передаче полномочий муниципальному образованию «Завьяловский район» в части полномочий сельского поселения «Подшиваловское» (Т.2 л.д.4-11).

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 23 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на день принятия оспариваемого в части решения) генеральный план содержит... карту границ населённых пунктов (в том числе границ образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.

Часть 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) подразделяет земли Российской Федерации по целевому назначению, в том числе на категории: земли населённых пунктов (пункт 2) и земли лесного фонда (пункт 5).

В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЛК РФ), статьи 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», земли лесного фонда, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Таким образом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда распространяется в силу закона.

В соответствии с частью 3 статьи 6 ЛК РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно статье 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населённых пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населённых пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Особенности и порядок перевода земель из одной категории в другую регулируются нормами Федерального закона от 22 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее по тексту – Федеральный закон № 172-ФЗ).

В соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона № 172-ФЗ (в редакции от 20 марта 2011 года, действовавшей на день принятия оспариваемого в части решения), перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населённого пункта.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, определённый статьёй 24 ГрК РФ, предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьёй 25 ГрК РФ.

Частью 1 статьи 25 ГрК РФ, в редакции от 20 марта 2011 года, действовавшей при принятии оспариваемого в части нормативного правового акта, было предусмотрено согласование проекта генерального плана с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населённых пунктов (в том числе образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда (пункт 2).

В силу части 3 статьи 18 ГрК РФ, порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Данный порядок установлен действовавшим на день принятия оспариваемого в части решения постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178, которым утверждено Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов территориального планирования муниципальных образований (далее по тексту – Положение о согласовании). Пунктами 1, 2, подпунктом «а» пункта 5 Положения о согласовании предусматривалась организация согласования проекта генерального плана поселения органом местного самоуправления, являвшимся заказчиком разработки такого проекта, с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, в случае, указанном в части 1 статьи 25 ГрК РФ. Таким уполномоченным органом в названный период являлось Министерство регионального развития Российской Федерации (пункт 1 Положения о Минрегионразвития Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года № 40).

Согласно пунктам 4, 6, 10, 11 и 12 Положения о согласовании, Минрегион Российской Федерации был наделён организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений уполномоченных отраслевых органов.

Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736, действовавшим в период подготовки и принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, предусматривалось, что Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

В данном случае, при принятии оспариваемого в части решения, в нарушение правил статьи 25 ГрК РФ, проект Генерального плана не направлялся на утверждение в Минрегион России и утверждён без согласования с Рослесхозом, что подтверждается материалами дела и не оспаривалось лицами, участвующими в деле.

В настоящее время Генплан МО «Подшиваловское» действует.

Судом установлено, что спорный земельный участок, относящийся к землям лесного фонда, включен в границы д.Подшиваловское при утверждении Генплана МО «Подшиваловское».

По сообщению ФГБУ «Рослесинфорг», согласно Генплану МО «ПОдшиваловское» в границах муниципального образования имеются земли лесного фонда, в частности установлено включение в границы д. Подшивалово земель лесного фонда в выделе <адрес>.

Право собственности Российской Федерации на лесные участки, расположенные, в рассматриваемых границах подтверждено свидетельством о государственной регистрации права, выпиской из государственного лесного реестра.

Исходя из части 8 статьи 24, частей 1 и 12 статьи 25 ГрК РФ, а также с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, закреплённой в определении от 3 февраля 2010 года № 238-О-О, об особом правовом режиме лесного фонда, отсутствие согласования Рослесхозом проекта генерального плана населённого пункта, предусматривающего включение в его границы лесных участков, представляет собой существенное нарушение порядка принятия указанного документа территориального планирования.

Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, предполагает обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, и основывается на принципе приоритета публичных интересов.

Вследствие чего, суд приходит к выводу, что при подготовке проекта Генерального плана МО «Подшиваловское» нарушена предусмотренная вышеназванными нормами законодательства процедура согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также документально подтверждён факт наложения границ населённого пункта на земли лесного фонда, а потому имеют место основания для признания не действующим в оспариваемой части (с учетом установленных границ земельного участка по поворотным точкам).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта в части судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.

Суд не усматривает оснований для определения иной, чем дата принятия, даты признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 215, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия решение Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» Удмуртской Республики от 27 июня 2014 года № 304 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Подшиваловское», в части включения в границы деревни Подшивалово участков, расположенных на землях лесного фонда:

в <адрес>.

Возложить обязанность на Совет депутатов муниципального образования «Завьяловский район» Удмуртской Республики и Правительство Удмуртской Республики опубликовать резолютивную часть настоящего решения суда в официальном источнике опубликования муниципальных актов и актов органов власти Удмуртской Республики в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме, через Верховный Суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение составлено 24 июля 2019 года.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики А.И. Буров