ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-188/2021 от 18.10.2021 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

УИД 27OS0000-01-2020-000192-20

Дело № 3а-188/2021

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18 октября 2021 года город Хабаровск

Хабаровский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Е.А.Бузыновской,

при секретаре С.Е.Джиба,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шлапакова А.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, министерству имущественных отношений Хабаровского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю» об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства равной его рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

В административном исковом заявлении, предъявленном к министерству имущественных отношений Хабаровского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю», Шлапаков А.В. оспаривает кадастровую стоимость объекта недвижимости, кадастровый , находящегося по адресу: <адрес>. Обосновывая свои требования, административный истец указал, что ему принадлежит 1/4 доля в праве собственности этого объекта, он является плательщиком имущественного налога, базовая ставка которого определяется как кадастровая стоимость объекта налогообложения. По состоянию на 01.01.2019 года утверждена кадастровая стоимость этого объекта в размере 177 784 074,60 рублей, сведения об этом внесены в Единый государственный реестр недвижимости 11.02.2020 года. Рыночная стоимость этого объекта определена оценщиком в размере 45598018 рублей, что существенно ниже кадастровой стоимости. Просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Определением судьи от 20.08.2021 года к участию в деле привлечены заинтересованные лица администрация городского округа «Город Хабаровск», Шлапакова Т.Е., Владимиров Ю.М.

В судебном заседании представитель административного истца Метёлкина А.Д. поддержала заявленные требования, в обоснование которых сослалась на те же обстоятельства, какие изложены в административном исковом заявлении.

Административный истец Шлапаков А.В., представители административных ответчиков министерства имущественных отношений Хабаровского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю», заинтересованного лица администрации г. Хабаровска, заинтересованные лица Шлапакова Т.Е., Владимиров Ю.М., уведомленные о времени и месте проведения судебного заседания, путем направления определения о принятии административного иска к производству суда и возбуждении административного дела, судебного извещения о дате и месте проведения судебного заседания, а также путем размещения сведений о дате и времени судебного разбирательства на официальном сайте Хабаровского краевого суда, в судебное заседание не явились. Явка лиц, участвующих в деле, не признана обязательной, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела по существу, поэтому суд, исходя из положений частей 8, 9 статьи 96, статьи 150, части 6 статьи 226, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ, признал причину неявки неуважительной и провел судебное заседание в их отсутствие.

В письменных возражениях представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю» просит отказать в удовлетворении административного иска, ссылаясь на то, что учреждение является ненадлежащим административным ответчиком. Итоги проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в том числе объекта с кадастровым номером , проводимой в 2019 году на территории Хабаровского края, утверждены приказом министерства имущественных отношений Хабаровского края от 11.11.2019 года № 103. На основании этого нормативного акта Управлением Росреестра по Хабаровскому краю были сформированы и переданы в учреждение в порядке межведомственного информационного взаимодействия сведения о кадастровой стоимости, подлежащие внесению в Единый государственный реестр недвижимости. Самостоятельно кадастровую стоимость учреждение не утверждало, и сведения для внесения в ЕГРН не формировало.

Заслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, суд установил, что 28.06.2012 года на кадастровый учет поставлен объект недвижимости, кадастровый , назначение - нежилое, наименование – административно-складское, площадь 5860,3 кв.м., адрес (местоположение): <адрес>. Объектом владеют на праве собственности Владимиров Ю.М. ( ? доли), Шлапаков А.В. и Шлапакова Т.Е. (по 1/4 доли у каждого).

Налоговым кодексом РФ установлен налог на имущество физических лиц, который вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения. Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования имущество, в том числе: здания, строения, сооружения, помещения (часть 1 статьи 399, статья 400, часть 1 статьи 401 Налогового кодекса РФ).

Решением Хабаровской городской Думы от 23.11.2004 года № 571 «Об утверждении Положения о местных налогах на территории городского округа «Город Хабаровск» установлен и введен с 1 января 2005 года на территории городского округа «Город Хабаровск» налог на имущество физических лиц, определены налоговые ставки, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения к отдельным категориям налогоплательщиков. Налоговая база определяется в соответствии со статьей 403 Налогового кодекса РФ.

Согласно статьям 402, 403 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом. В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Приказом министерства имущественных отношений Хабаровского края от 11.11.2019 года № 103 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости по стоянию на 01.01.2019 года, полученные по итогам проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Хабаровского края, в том числе объекта с кадастровым номером в размере 177 7840074,6 рублей (таблица 78 порядковый номер 778155). Государственная кадастровая оценка произведена в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 11.02.2020 года, она подлежит применению с 01.01.2020 года.

В частях 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее по тексту Закон о государственной кадастровой оценке) указано, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость, физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности.

Шлапаков А.В., являясь плательщиком налога на имущество физических лиц, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта налогообложения, имеет самостоятельный правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости находящегося в его собственности нежилого помещения. С таким административным иском он обратился в суд с 27.07.2021 года.

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, независимо от вида определяемой стоимости, является отчет об оценке объекта недвижимости.

Отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки изложены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и в Федеральном стандарте оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года № 299.

По заказу Шлапакова А.В., Шлапаковой Т.Е., Владимирова Ю.М. оценщиком Демьяненко Ю.А., состоящим в трудовых отношениях с ООО «ОЦЕНКА-ПАРТНЕР», произведена оценка рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером (оценщик имеет квалификационный аттестат по направлению оценочной детальности «Оценка недвижимости», с 20.01.2015 года является членом Ассоциации «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет», регистрационный номер 1556), о чем 26.05.2021 года составлен отчет об оценке № 46/Н/2021.

Изучив содержание отчета об оценке, суд приходит к выводу, что он соответствует требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и ФСО № 3. Отчет пронумерован постранично, прошит, скреплен печатью, подписан оценщиком, который провел оценку, и руководителем юридического лица, с которым оценщик состоит в трудовых отношениях. Рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 27:23:0050604:125 определена по состоянию на 01.01.2019 года - на ту же дату определена и кадастровая стоимость этого объекта недвижимости, что соответствует требованиям статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке.

Итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчета стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке. Подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке (пункты 6, 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки. Подходы и требования к проведению оценки 1 (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года № 297).

Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (статья 14 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (пункт 11 ФСО № 1).

В отчете должно быть описано обоснование выбора используемых подходов к оценке и методов в рамках каждого из применяемых подходов, приведена последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведены соответствующие расчеты (подпункт «и» пункта 8 ФСО № 3).

В отчете об оценке от 26.05.2021 года № 46/Н/2021 указано, что для определения рыночной стоимости объекта капитального строительства с кадастровым номером оценщик применил затратный подход, в рамках которого использовал метод сравнительной единицы, считая его наиболее сбалансированным по трудозатратам и точности расчетов. Отказ от использования сравнительного и доходного подходов, и иных методов в рамках затратного подхода, в отчете подробно обоснован (страницы 72-79, 80-83 отчета).

Под затратным подходом понимается совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для приобретения, воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом износа и устареваний (пункты 18, 19, 20 ФСО №1).

В общем случае стоимость объекта недвижимости, определяемая с использованием затратного подхода, рассчитывается в следующей последовательности: - расчет затрат на создание (воспроизводство или замещение) объектов капитального строительства; - определение прибыли предпринимателя; - определение износа и устареваний; - определение стоимости объектов капитального строительства путем суммирования затрат на создание этих объектов и прибыли предпринимателя и вычитания их физического износа и устареваний (подпункт «г» пункта 24 ФСО №7).

Расчет затрат на создание объектов капитального строительства производится на основании: - данных о строительных контрактах (договорах) на возведение аналогичных объектов; - данных о затратах на строительство аналогичных объектов из специализированных справочников; - сметных расчетов; - информации о рыночных ценах на строительные материалы; - других данных (подпункт «е» пункта 24 ФСО №7).

Затраты на создание объектов капитального строительства определяются как сумма издержек, входящих в состав строительно-монтажных работ, непосредственно связанных с созданием этих объектов, и издержек, сопутствующих их созданию, но не включаемых в состав строительно-монтажных работ. Для целей оценки рыночной стоимости недвижимости величина прибыли предпринимателя определяется на основе рыночной информации методами экстракции, экспертных оценок или аналитических моделей с учетом прямых, косвенных и вмененных издержек, связанных с созданием объектов капитального строительства. Величина износа и устареваний определяется как потеря стоимости недвижимости в результате физического износа, функционального и внешнего (экономического) устареваний. При этом износ и устаревания относятся к объектам капитального строительства, относящимся к оцениваемой недвижимости (подпункты «ж», «з», «и» пункта 24 ФСО №7).

По сведениям, приведенным в техническом паспорте объекта и по результатам визуального осмотра, оценщик определил, что объект оценки - это административно-складское нежилое помещение, которое фактически используется как складской комплекс с административными и бытовыми помещениями. Объект имеет общую площадь 5860,3 кв.м., строительный объем 38 902 куб.м., и состоит из частей – Литер А (площадь 3238,7 кв.м., строительный объем 27205 куб.м.,), Литер А1 (площадь 853,1 кв.м., строительный объем 3455 куб.м.), Литер А2 (площадь 839,80 кв.м., строительный объем 3527 куб.м.), Литер А3 (площадь 662,2 кв.м., строительный объем 3683 куб.м.), Литер А4 (площадь 92,6 кв.м., строительный объем 389 куб.м.), Литер А5 (площадь 173,9кв.м., строительный объем 643 куб.м.). Объект построен в 1973 год, а его части Литер А4, Литер А5 – в 1993 году. Этажность (надземная) объекта переменная: Литер А – переменная 1-2 антресоль, Литер А1 – 1, Литер А2 – 2, Литер А3 – переменная 1-4, Литер А4 – 1, Литер А5 – 1. Класс конструктивной системы – КС-1 (кирпичные здания с железобетонными перекрытиями). Объект расположен в зоне П-3 (зона складирования и оптовой торговли), оценочной зоне 38п. Транспортная доступность к объекту средняя, возможен проезд автомобильным и общественным транспортом, расстояние от остановки общественного транспорта примерно 350 м. Удаление от центра города Хабаровска около 7,6 км.

Объект имеет основные конструктивные элементы: у Литеров А, А1, А2 - фундамент ленточный железобетонный, стены кирпичные, перегородки кирпичные, деревянные, металлические, перекрытия междуэтажные и перекрытия чердачные из железобетонных плит по железобетонным фермам, кровля металлическая, полы бетонные и керамическая плитка или дощатые, проемы оконные с пластиковыми стеклопакетами или деревянные, проемы дверные деревянные или металлические. Внутренняя отделка – штукатурка, побелка стен и потолка, плитка. Имеется централизованное отопление, холодное водоснабжение и водоотведение (канализация); горячее водоснабжение отсутствует, электроосвещение – скрытая проводка, вентиляция – естественная, слаботочные системы – телефон.

Основные конструктивные элементы Литер А3: фундамент – ленточный железобетонный; стены – кирпичные; перегородки – кирпичные; перекрытия междуэтажные и перекрытия чердачные – железобетонные плиты по железобетонным фермам; кровля – металлическая; полы – бетонные, керамическая плитка, дощатые; проемы оконные – пластиковые стеклопакеты, деревянные; проемы дверные – деревянные, металлические; внутренняя отделка – штукатурка, побелка стен и потолка, плитка. Отопление центральное. Холодное водоснабжение и канализация централизованные. Горячее водоснабжение не предусмотрено. Электроосвещение – скрытая проводка. Вентиляция – естественная. Слаботочные системы – телефон.

Основные конструктивные элементы Литер А4: фундамент – ленточный железобетонный; стены – кирпичные; перегородки – кирпичные; перекрытия чердачные – железобетонные плиты по железобетонным фермам; кровля – рулонная; полы – бетонные, керамическая плитка, линолеум; проемы оконные – деревянные, 2-е глухие; проемы дверные – деревянные, металлические; внутренняя отделка – штукатурка, побелка стен и потолка, плитка. Отопление центральное. Холодное водоснабжение и канализация централизованные. Горячее водоснабжение не предусмотрено. Электроосвещение – скрытая проводка. Вентиляция – естественная. Слаботочные системы – телефон.

Основные конструктивные элементы Литер А5: фундамент – ленточный железобетонный; стены – кирпичные; перекрытия чердачные – железобетонные плиты по железобетонным фермам; кровля – рулонная; полы – бетонные, керамическая плитка, линолеум; проемы оконные – не предусмотрены; проемы дверные –металлические; внутренняя отделка – штукатурка. Отопление центральное. Холодное/горячее водоснабжение и канализация, вентиляция, слаботочные системы, не предусмотрены. Электроосвещение – скрытая проводка.

Для подбора аналога с аналогичными с объектом оценки конструктивными решениями (класс конструктивной системы, общая этажность) оценщик использовал Сборник КО-ИНВЕСТ «Складские здания. Укрупненные показатели стоимости строительства. В уровне цен на 01.01.2019 года для условий строительства в Московской области», раздел «Пищевая и мукомольная промышленность», поскольку в восстановительную стоимость по сборнику включены все затраты сводного сметного расчета: прямые затраты, накладные расходы, плановые накопления, и общеплощадочные расходы по отводу и освоению строительного участка, стоимость проектно-изыскательных работ, затраты, связанные с производством работ в зимнее время, по сдельно-премиальной системе оплаты труда, убытки от ликвидации временных зданий и сооружений и т.п.. Поскольку в составе объекта оценки имеется несколько составных частей, аналоги оценщиком подбирались для каждой из составных частей.

Для части Литер А выбран аналог «Склады одноэтажные кирпичные для продовольственных товаров», строительный объем – 25 000 куб.м., высота этажа – 5,85м, количество этажей – 1. Конструктивные элементы: 4 наружные стены, фундамент – железобетонный, стены – кирпичные, перекрытия – железобетонные, инженерные коммуникации – отопление, вентиляция, водоснабжение, канализация, электроснабжение, слаботочные системы. Класс конструктивной системы здания – КС-1, класс качества «эконом» (объект С3.08.000.0071 «Склады одноэтажные кирпичные для продовольственных товаров»).

В качестве аналога для частей Литер А1, А2, А3, А4, А5 выбран объект «Склады одноэтажные кирпичные для продовольственных товаров», строительный объем – до 15 000 куб.м., высота этажа – 5,85м, количество этажей – 1. Конструктивные элементы: 4 наружные стены, фундамент – железобетонный, стены – кирпичные, перекрытия – железобетонные, инженерные коммуникации – отопление, вентиляция, водоснабжение, канализация, электроснабжение, слаботочные системы. Класс конструктивной системы здания – КС-1, класс качества «эконом» (объект С3.08.000.0070 «Склады одноэтажные кирпичные для продовольственных товаров»).

В связи с различием объекта оценки и объекта аналога по объемно-параметрическим характеристикам оценщик внес корректировки: на разницу в строительном объеме – в размере коэффициента 1,00 (Литер А), 1,22 (Литер А1, А2, А3, А4, А5); на разницу в высоте этажа – 452,23 руб./куб.м. (Литер А), 479,27 руб./куб.м. (Литер А1, А2), 605,76 руб./куб.м. (Литер А3), 441,13 руб./куб.м. (Литер А4), 837,96 руб./куб.м. (Литер А5); на наличие общей стены – -516,52 руб./куб.м. (Литер А1, А2 А4), -236,17 руб./куб.м. (Литер А3), -246,90 руб./куб.м..

Оценщиком внесены регионально-климатическая поправка в размере 1,133 и регионально-экономическая поправка размере 1,090, поскольку базовая стоимость объектов в Сборнике КО-ИНВЕСТ «Общественные здания. Укрупненные показатели стоимости строительства. В уровне цен на 01.01.2019 года для условий строительства в Московской области» определена для Московской области, а объект оценки находится в Хабаровском крае.

Используя данные Справочника оценщика недвижимости-2018 «Производственно-складская недвижимость и сходные типы объектов. Текущие и прогнозные характеристики рынка для доходного подхода», выполненного Приволжским центром методического формирования и информационного обеспечения оценки, Нижний Новгород 2018 год, оценщик определил величину прибыли предпринимателя. Значение прибыли предпринимателя принято в размере 17% на основании того, что значение прибыли предпринимателя при инвестициях в строительство объектов для пищевого производства (складской комплекс спроектирован для предприятия пищевой промышленности – хлебозавод, в настоящее время используется для размещения складов продуктов) для г.Хабаровска составляет при расширенном интервале от 13% до 21%, а в среднем значении 17%.

На основании данных о стоимости строительства объекта оценки, приведенных в сборнике КО-Инвест «Складские здания. В ценах 01.01.2017 года» «Общественные здания. В уровне цен на 01.01.2019 года», и, с учетом рассчитанных признанными необходимыми поправок и корректировок, оценщик определил размер затрат на строительство аналогичного объекту оценки здания в размере для: литер А – 143 298 701 рубля; литер А1 – 24 068 753 рублей; литер А2 – 24 570 329 рублей; литер А 3 – 27 998 261 рубля; литер А4 – 2 686 706 рублей; литер А5 – 5 111 225 рублей (таблицы 21-28, страницы 98-115). (таблицы 16-18, страницы 81-84).

Определяя величину физического износа, оценщик исходил из того, что на дату составления технического паспорта 02.12.2009 года объект имел физический износ: литеры А, А1, А2 и А3 – 41%; литер А 4 – 21 %, литр А5 – 14 %. Применяя «Методику определения физического износа гражданских зданий», утвержденную приказом по Министерству коммунального хозяйства РСФСР от 27.10.1970 года № 404, и метод интерполяции, оценщик определил, что величина физического износа объекта оценки на дату оценки составляет: литер А, А1, А2, А3 – 45,72%; литер А4 – 28,57%; литер А5 – 27,36%, что в стоимостном выражении для: литера А – 77 066 915 рублей; литера А1 – 13 144 738 рублей; литера А2 – 13 418 665 рублей; литера А3 – 15 290 772 рубля; литера А4 – 868 141 рубль; литера А5 – 1 582 947 рублей. - 653 919 рублей.

Признаки функционального устаревания здания оценщиком не установлены.

Экономическое устаревание - обесценивание собственности, обусловленное влиянием внешних факторов (а именно: изменение в оптимальном использовании, законодательные нововведения, изменение соотношения спроса и предложения, ухудшение качества сырья, квалификация рабочей силы и др.), оценщик определял методом соотнесения базовых ставок арендной платы за пользование земельными участками. Определяя экономическое устаревание объекта оценки оценщик, используя решение Хабаровской городской Думы от 28.03.2000 года № 413 «Об утверждении границ оценочных зон города Хабаровска и коэффициентов дифференциации к средней ставке земельного налога по этим зонам», постановление администрации г.Хабаровска от 24.11.2016 года № 4279 «Об утверждении базовых размеров арендной платы на 2017, 2018 и 2019 годы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности», определил, что наилучшее экономическое положение для объекта в городе Хабаровске является оценочная зона 28, а объект оценки находится в оценочной зоне 38. Экономическое устаревание, вызванное местоположением объекта, оценщик определил в размере 57,13%.

С учетом всех показателей износа (устаревание), величина совокупного износа (устаревания) объекта оценки определена оценщиком в размере, для: литеров А, А1, А2, А3 – 80,31%; литера А4 – 70,98%; литера А5 – 70,40%.

Используя полученные значения, оценщик определил итоговую рыночную стоимость объекта оценки: административно-складское, назначение – нежилое, площадь 5860,3 кв.м., адрес: <адрес>, кадастровый , в размере 45 598 018 рублей.

Содержание отчета об оценке от 26.05.2021 года № 46/Н/2021 позволяет сделать вывод, что он подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта оценки. Оценщиком проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости. Документ содержит обоснованное профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки, сформулированное на основе собранной информации и проведенных расчетов, с учетом допущений. В отчете изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки, имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Отчет об оценке выполнен в соответствии с заданием на оценку. Содержание отчета изложено четко и ясно, не допускает неоднозначного толкования полученных результатов и не вводит в заблуждение.

В силу статьей 2, 12 Федерального закона от 29.06.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Нарушений при составлении отчета, которые могут существенно повлиять на размер рыночной стоимости объекта капитального строительства – административно-складское с кадастровым номером , в судебном заседании не установлено, поэтому суд считает, что рыночная стоимость объекта оценки определена в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». При таком положении заявленные административным истцом требования суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд соглашается с позицией ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю», что оно не является надлежащим ответчиком по административному делу.

Под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд (часть 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (пункт 7 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (статья 3) Росреестр является федеральным органом в области государственной регистрации, который: координирует и контролирует деятельность органов по государственной регистрации; обеспечивает соблюдение Правил ведения ЕГРП, а также создание и функционирование системы ведения указанного реестра в электронном виде.

В Положении о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденном постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 года № 457 указано, что Росреестр осуществляет в установленном законодательством РФ порядке: государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (подп. 5.1.1); ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в нем (подп. 5.1.2); государственный кадастровый учет недвижимого имущества (подп. 5.1.3); формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (подп. 5.1.25); определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в указанный реестр соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (подп. 5.1.26);

Приказами Росреестра от 12.05.2015 года № П/210 и от 18.10.2016 года № П/0515 полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик наделено ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю». Учреждение также осуществляет ведение Единого государственного реестра недвижимости в части: 2) загрузки содержащихся в документах, поступивших для осуществления государственного кадастрового учета или для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, а также в порядке межведомственного информационного взаимодействия, основных и дополнительных сведений об объекте недвижимости в федеральную государственную информационную систему ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ФГИС ЕГРН).

Административный истец оспаривает кадастровую стоимость объекта недвижимости, утвержденную приказом государственного органа субъекта Российской Федерации. ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю» оспариваемую кадастровую стоимость объекта недвижимости не определяло.

Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Шлапакова А.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, министерству имущественных отношений Хабаровского края об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства равной его рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить утвержденную по состоянию на 01.01.2019 года кадастровую стоимость объекта недвижимости, кадастровый , наименование – административно-складское, назначение – нежилое, площадь 5860,3 кв.м., адрес (местоположение): <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 45 598 018 рублей.

Дата обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости – 27 июля 2021 года.

Шлапакову А.В. в удовлетворении требований об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства равной его рыночной стоимости к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю», отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Хабаровский краевой суд.

.

Судья краевого суда