ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-189/19 от 29.04.2019 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Дело № 3а-189\2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 апреля 2019 года г. Ханты-Мансийск

Суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Бажа И.М., при секретаре Михаленко М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по ХМАО-Югре о приостановлении деятельности Регионального отделения Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в ХМАО-Югре,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре обратилось в суд с административным исковым заявлением о приостановлении деятельности Регионального отделения Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в ХМАО-Югре на срок до трех месяцев. Требования административного истца мотивированы тем, что в результате проведенной 12.11.2018 г. в отношении административного ответчика плановой документарной проверки были выявлены нарушения подп. «в» п. 1 ст. 27 Федерального закона от 11.07.2001г. № 95-ФЗ «О политических партиях». О результатах проверки в адрес ответчика 14.11.2018 г. был направлен акт, а также предупреждение о нарушении законодательства со сроком устранения нарушений до 21.01.2019 г., которые вернулись в Управление не врученными адресату. Таким образом, выявленные в результате проверки нарушения до настоящего времени не устранены.

Представители административного истца и ответчика о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимали, о причинах неявки не сообщили, явка указанных лиц не является обязательной и не признана таковой судом.

Изучив материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что 20.06.2013 года принято решение о государственной регистрации Регионального отделения Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации от 02.07.2013 г.).

28.06.2013 года Управлением Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре внесены сведения о государственной регистрации указанного Регионального отделения в Единый государственный реестр юридических лиц (свидетельство серии 86 № 002379412).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц юридический адрес Регионального отделения Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, (адрес), ОГРН (номер); председатель Регионального отделения Аббасов А.О..

12.11.2018 года на основании распоряжения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 31.07.2018 г. № 666-р в отношении Регионального отделения Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре была проведена плановая, документарная проверка, в ходе которой было выявлено, что:

1) в нарушение п. 9.4 ст. 9 Устава финансовые (бухгалтерские) отчеты, отражающие результаты хозяйственной деятельности Регионального отделения за проверяемый период 2015-2018 годы, в документах, представленных к проверке, отсутствуют; в нарушение п. 28.5 ст. 28 Устава Очередные собрания Правлением Регионального отделения не созываются; Собранием Регионального отделения не принимаются решения, относящиеся к его компетенции, предусмотренные п. 28.11 ст. 28 Устава; Собранием Регионального отделения контроль за деятельностью Правления, Ревизора и Председателя Регионального отделения надлежащим образом не осуществляется; в нарушение п. 29.2 ст. 29 Устава члены Правления (Аббасов А.О., Майстренко В.И., Латыпов Р.Р.), избранные Собранием Регионального отделения (протокол № 01 от 06.03.2013 г.) сроком на два года, за истечением срока полномочий не переизбраны, т.е. осуществляют свои полномочия неправомерно; в нарушение п. 29.4 ст.29 Устава заседания Правления Председателем не созываются; Правлением Регионального отделения не принимаются решения, относящиеся к его компетенции, предусмотренные п. 29.6 ст. 29 Устава, т.е. свои полномочия Правление Регионального отделения не исполняет надлежащим образом; в нарушение п. 30.1 ст. 30 Устава срок полномочий председателя правления Регионального отделения Аббасова А.О. протоколом № 02 от 06.03.2015 г. продлен сроком на 5 лет и из этого протокола невозможно установить, каким органом управления принималось решение о продлении срока полномочий Председателя Правления; в нарушение п. 31.1 ст. 31 Устава Ревизор Регионального отделения Довган О.М., избранная Собранием Регионального отделения (протокол № 01 от 06.03.2013 г.) сроком на два года, за истечением срока полномочий не переизбрана; в нарушение п. 31.5 ст. 31 Устава контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Регионального отделения путем проведения ежегодных ревизий не осуществляется, и результаты ревизий Правлению и Собранию Регионального отделения не представляются;

2) в нарушение п. 15.2 ст. 15 Устава документы (письменные заявления о вступлении в члены политической партии), подтверждающие число членов политической партии, состоящих на учете в Региональном отделении, в документах, представленных к проверке, отсутствуют;

3) в нарушение п. 14.6 ст. 14 Устава учет членов партии не осуществляется, в настоящее время информация о численности членов Регионального отделения отсутствует;

4) в нарушение п. 12.4 ст. 12 Устава утвержденные положения учетной и налоговой политики Партии, распространяющиеся на ее Региональные отделения, к проверке не представлены;

5) в нарушение п.п. 8.3, 8.4 ст. 8 Устава и п.п. 2,4 ст.27 Федерального закона от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» в установленный законом срок (до 28.06.2017 г.) не представлена информация о продолжении деятельности партии с указанием численности партии в региональном отделении, сведения о количестве выдвинутых региональным отделением зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты;

6) в нарушение п. 12.1 ст. 12 Устава, пп.1 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не представлена статистическая отчетность за 2016, 2017 годы в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по ХМАО-Югре;

7) в нарушение п.п. 3, 4 ст. 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в представленном к проверке протоколе № 02 от 06.03.2015 г. отсутствуют подписи председательствующего на собрании и секретаря собрания; отсутствует информация о времени проведения заседания, сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

8) в нарушение п. 4 ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ на бланке Регионального отделения используется официальное наименование «Российская Федерация»;

9) в нарушение абзаца 7 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Региональное отделение не представило на проверку документы, запрошенные в соответствии с уведомлением о проведении проверки от 31.07.2018 (номер) за период с 15.10.2015 г. по 14.10.2018 г., а именно: документы, подтверждающие местонахождение Регионального отделения и его соответствие фактическому адресу (копии правоустанавливающих документов на помещение); решения высшего органа управления Регионального отделения (протоколы, положения, справки и другие); решения постоянно действующего руководящего органа, распорядительные документы постоянно действующего руководящего и других органов управления, в том числе по утверждению добровольных, вступительных и иных взносов; по утверждению численного состава работников, размеров оплаты их труда, по использованию имущества (2015-2018 годы); по использованию безвозмездного труда граждан; решения контрольно-ревизионной комиссии (протоколы заседаний, акты проверок и др.); внутренние положения с решениями утвердивших их органов; сведения о мероприятиях (периодичность, форма проведения, проведение и тому подобное), проводимых Региональным отделением; документы по учету членов Регионального отделения, фактической деятельности по выполнению уставных целей и задач; бухгалтерско-финансовые документы (сведения об источниках формирования денежных средств и иного имущества Региональным отделением, порядка расходования денежных средств); копии плана счетов бухгалтерского учета, копии учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения; иные документы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности Регионального отделения.

По результатам проверки 12.11.2018 года составлен Акт проверки и в отношении Регионального отделения Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре вынесено предупреждение о нарушении законодательства Российской Федерации с установленным сроком их устранения – до 21.01.2019 года, которое 14.11.2018 г. направлялось Региональному отделению политической партии, но не было получено адресатом и возвращено отправителю с отметкой отделения почтовой связи об истечении срока хранения.

В настоящее время Региональным отделением нарушения, выявленные в результате проведенной проверки, не устранены.

В силу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), доставленных по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Из разъяснений, содержащихся в абзаце третьем пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" следует, что предупреждения (представления) считаются доставленными объединению граждан, когда по обстоятельствам, зависящим от него, предупреждение (представление) не было ему вручено или объединение не ознакомилось с предупреждением (представлением) (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункты "в", "в.1" пункта 1 статьи 5, подпункт "и" пункта 7 статьи 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях").

При изложенных обстоятельствах, предупреждение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округ - Югре, направленное Региональному отделению Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре по адресу, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц, считается доставленным адресату.

Предупреждение Региональным отделением политической партии в суд не обжаловано.

В силу п. «а» ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 11.07.2001г. № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии.

Согласно абзацу 2 ч.1 ст.29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Федерального закона от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» в случае нарушения региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, соответствующий территориальный орган выносит региональному отделению или иному структурному подразделению политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее одного месяца. В случае если региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение территориального органа не было обжаловано в суд, деятельность регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа на основании заявления соответствующего территориального органа.

Таким образом, не устранение Региональным отделением Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре нарушений законодательства Российской Федерации в срок, установленный Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, является основанием для приостановления его деятельности.

Согласно ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В силу подп.19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации Управление министерства юстиции Российской Федерации по ХМАО-Югре освобождено от уплаты государственной пошлины. В связи с чем, в соответствии со ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с административного ответчика.

Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 263, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Приостановить деятельность Регионального отделения Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на срок три месяца, в течение которого административным ответчиком должны быть устранены нарушения, послужившие основанием для приостановления деятельности.

Взыскать с Регионального отделения Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра в течение месяца со дня принятия.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа-Югры И.М. Бажа