Дело № 3а-18/18
Омский областной суд
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Ершовой Л.А.
при секретаре Каревой Е.А.
с участием прокурора Урадовской С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 января 2018 г. в городе Омске административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Совету Лагушинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области о признании недействующим в части решения Совета Лагушинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области от 28 ноября 2014 г. № 38 «Об утверждении Генерального плана Лагушинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области»,
у с т а н о в и л:
решением Совета Лагушинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области от 28 ноября 2014 г. № 38 утвержден Генеральный план Лагушинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области (л.д. <...>). Указанное решение опубликовано в периодическом печатном издании «Лагушинский муниципальный вестник» от 1 декабря 2014 г., №12 (л.д.<...>).
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании данного решения в части. В обоснование требований административный истец указал, что оспариваемым нормативным правовым актом в границы населенных пунктов Лагушинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области включены лесные участки лесного фонда:
- в границы населенного пункта село Лагушино - лесные участки лесного фонда Калачинского сельского участкового лесничества урочища «Лагушинское сельское поселение» Калачинского лесничества Омской области в квартале 261 выдел 3 (часть),
- в границы населенного пункта деревня Сергеевка - лесные участки лесного фонда Калачинского сельского участкового лесничества урочища «Лагушинское сельское поселение» Калачинского лесничества Омской области в квартале 256 выдел 6.
Согласование проекта Генерального плана в части включения в границы населенных пунктов вышеуказанных лесных участков из состава земель лесного фонда с Рослесхозом не обеспечено, что является нарушением требований статей 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Ссылаясь на нарушение приведенных норм, а также положений Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации», Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований», административный истец просил признать оспариваемое решение недействующим в части включения в границы Лагушинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области перечисленных лесных участков лесного фонда Калачинского сельского участкового лесничества урочища «Лагушинское сельское поселение» Калачинского лесничества Омской области (л.д.<...>).
В судебном заседании представитель административного истца Сухих А.С. заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика - Совета Лагушинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области Жиленко Н.Д. (глава поселения) в судебном заседании не отрицала, что проект генерального плана в части включения в границы населенных пунктов спорных лесных участков не согласовывался с Министерством регионального развития Российской Федерации и Рослесхозом, поскольку поселение не обладало сведениями о включении в границы населенных пунктов спорных лесных участков (письменный отзыв – л.д.<...>).
Представитель Главного управления лесного хозяйства Омской области Федоров Е.А. требования административного истца поддержал (письменный отзыв – л.д. <...>).
Представитель Управления Росреестра по Омской области Терехова Е.В. в судебном заседании не участвовала, полагала требования подлежащими разрешению на усмотрение суда в зависимости от установленных юридически значимых обстоятельств (письменный отзыв – л.д. <...>).
Заинтересованное лицо – общество с ограниченной ответственностью «Институт Территориального Планирования «Град» представило отзыв, в котором со ссылкой на муниципальный контракт проинформировало об отсутствии у разработчика Генерального плана обязанности осуществлять согласование проекта Генерального плана (л.д.<...>).
Представители Территориального управления Федерального агентства по У. государственным имуществом в Омской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» в лице Омского филиала, Федерального государственного бюджетного учреждения «ФКП Россрестра» по Омской области в судебном заседании участия не принимали.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Урадовской С.А., полагавшей требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим в части подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 20 части 1 статьи 14, частью 3 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено утверждение генеральных планов поселения.
Муниципальное образование – Лагушинское сельское поселение Калачинского муниципального района Омской области имеет правовой статус сельского поселения, представительным органом местного самоуправления является Совет Лагушинского сельского поселения (статьи 1, 16 Устава Лагушинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области).
В соответствии с положениями части 1 статьи 18, части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения является документом территориального планирования и содержит, в частности, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что все земли по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных, категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В силу статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ) установлено, что проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
На момент принятия оспариваемого решения такой порядок был утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований» (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе направляется органом, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, в Министерство регионального развития Российской Федерации в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1.2 Порядка срок для согласования проекта документа территориального планирования исчисляется со дня поступления в органы, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее - информационная система) и составляет 3 месяца в соответствии со статьями 21 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Результаты согласования проекта документа территориального планирования органами, указанными в пункте 2.1 настоящего Порядка, оформляются в виде заключения. Заключение содержит положения о согласии с представленным проектом документа территориального планирования или несогласии с таким проектом с обоснованием принятых решений (далее - заключение).
По правилам пункта 2.2 Порядка Министерство регионального развития Российской Федерации в трехдневный срок с момента получения уведомления уведомляет федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности (далее - федеральные органы), о размещении проекта документа территориального планирования в информационной системе.
Министерство регионального развития Российской Федерации осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов.
При поступлении в Министерство регионального развития Российской Федерации хотя бы от одного федерального органа заключения о несогласии с проектом документа территориального планирования Министерство проводит согласительное совещание с представителями федеральных органов в целях выработки единой позиции по проекту документа территориального планирования (пункт 2.3 Порядка).
В случае если вопросы, содержащиеся в заключении о несогласии с проектом документа территориального планирования, не были урегулированы на согласительном совещании, Министерство регионального развития Российской Федерации готовит сводное заключение о несогласии с проектом документа территориального планирования.
Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений. На указанный орган возлагалось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земель лесного фонда (пункты 1, 4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 736).
Под лесным участком понимается земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса; лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (статья 7, часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, при включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта следовало обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Оспариваемым генеральным планом в границы Лагушинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области (населенные пункты село Лагушино, деревня Сергеевка) включены перечисленные административным истцом земельные участки Калачинского сельского участкового лесничества урочище «Лагушинское сельское поселение».
Данное обстоятельство подтверждено заключением Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» от 14 ноября 2017 г., основанным на результатах картографического наложения материалов лесоустройства на карту (схему) границ населенных пунктов, входящих в состав поселения (л.д.<...>).
Право собственности Российской Федерации на спорные лесные участки подтверждено представленным свидетельством о государственной регистрации права и выпиской из государственного лесного реестра (л.д. <...>).
Анализируя вышеназванные доказательства в совокупности, суд находит установленным факт включения лесных участков земель лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация, в границы населенных пунктов Лагушинского сельского поселения.
Министерство экономического развития Российской Федерации сообщило об отсутствии информации о поступлении в Минрегион России на согласование проекта генерального плана Лагушинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области (л.д. <...>).
Минстрой России проинформировал суд о непоступлении в период осуществления указанным министерством функций по согласованию проектов генеральных планов поселений (с 7 октября 2014 г. по 17 июня 2015 г.) обращения Лагушинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области с просьбой о согласовании генерального плана (л.д. <...>
Факт отсутствия согласования подтвержден и письмом Рослесхоза от 6 октября 2017 г. №4В—03-46/14182 (л.д.<...>).
Приведенные обстоятельства административным ответчиком не оспариваются, несоблюдение процедуры согласования перевода спорных земельных участков признается.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Несоблюдение установленной процедуры согласования перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов при установлении либо изменении границ населенных пунктов влечет признание таких нормативных правовых актов не соответствующими требованиям федерального законодательства и недействующими.
В соответствии с абзацем 3 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку на основании генерального плана Лагушинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области права граждан и организаций реализованы не были, что подтверждается пояснениями административного ответчика, а также представленными в материалы дела актами осмотра спорных лесных участков №№ 19/04, 19/05 от 12 января 2018 г., оспариваемое решение подлежит признанию недействующим со дня его принятия.
С учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, пункта 3 статьи 33 Устава поселения решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в официальном печатном издании «Лагушинский муниципальный вестник» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
признать недействующим со дня принятия решение Совета Лагушинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области от 28 ноября 2014 г. № 38 «Об утверждении Генерального плана Лагушинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области» в части включения в границы населенных пунктов Лагушинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области лесных участков лесного фонда:
- в границы населенного пункта село Лагушино - лесных участков лесного фонда Калачинского сельского участкового лесничества урочища «Лагушинское сельское поселение» Калачинского лесничества Омской области в квартале 261 выдел 3 (часть),
- в границы населенного пункта деревня Сергеевка - лесных участков лесного фонда Калачинского сельского участкового лесничества урочища «Лагушинское сельское поселение» Калачинского лесничества Омской области в квартале 256 выдел 6.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ершова Л.А.