ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-18/2018 от 30.05.2018 Смоленского областного суда (Смоленская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 мая 2018 года

Смоленский областной суд в составе:

председательствующего (судьи) Волынчук Н.В.,

при секретаре Потапченко С.И.,

с участием прокурора Юрченковой Л.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Смоленска, Смоленскому городскому Совету о признании недействующим решения Смоленского городского Совета от (дата) «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением сессии Смоленского городского Совета созыва от (дата) » в части,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Смоленска о признании недействующим решения Смоленского городского Совета от (дата) «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением сессии Смоленского городского Совета созыва от (дата) » в части включения земельного участка с кадастровым номером , нежилого помещения с кадастровым номером , а также испрашиваемого (в соответствии с границами, указанными в заявлении) к формированию земельного участка в границы территорий, в отношении которых действие градостроительных регламентов не распространяется.

В обоснование требований указано, что действующими Правилами землепользования и застройки города Смоленска в отношении части нежилого помещения с кадастровым номером , находящегося в собственности административного истца, и части арендованного им земельного участка с кадастровым номером по адресу: ..., установлен градостроительный регламент территориальной зоны Ж4, а в отношении остальной (большей) части – действие градостроительного регламента не распространяется, по границе территориальных зон установлена красная линия – граница планируемой к размещению автодороги. Таким образом, частично объекты недвижимого имущества расположены в пределах территории с нерегулируемым назначением. Кроме того, при обращении к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка по вышеуказанному адресу для целей реконструкции нежилого помещения, ему было отказано в связи с невозможностью формирования земельного участка в испрашиваемых границах по причине его нахождения в нерегламентируемой зоне, предназначенной для проектирования и строительства автомобильной дороги. Административный истец, считая, что названный нормативный акт в оспариваемой части противоречит действующему законодательству (ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 34, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации), и нарушает его права, как собственника объектов недвижимого имущества, в том числе на использование данных объектов по целевому назначению и планируемую в дальнейшем реконструкцию недвижимого помещения, обратился в суд с настоящим административным иском.

Определением Смоленского областного суда от (дата) к участию в деле в качестве соответчика привлечен Смоленский городской Совет.

ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, обеспечил явку представителя ФИО2, который в суде административный иск поддержал, просил удовлетворить его в полном объеме, дополнительно пояснив, что земельный участок с кадастровым номером и часть нежилого помещения, находящаяся на данном участке, расположены в границах территории, на которую не распространяется градостроительный регламент, что нарушает права административного истца как собственника объектов недвижимости, препятствует дальнейшей реконструкции нежилых помещений и получение в аренду дополнительного земельного участка для этих целей. Смежные земельные участки с кадастровым номером (под многоквартирным домом) и с кадастровым номером ранее являлись единым объектом – земельным участком с кадастровым номером , расположенным под многоквартирным домом по ..., принадлежали на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме. Поскольку право общей долевой собственности не прекращалось на земельный участок под домом (с кадастровым номером ), следовательно, такое право со всеми вытекающими правовыми последствиями сохраняется, и в том числе у административного истца, на земельный участок с кадастровым номером .

Представитель Смоленского городского Совета ФИО3, не признавая предъявленные требования, сослался на то, что оспариваемые решения Смоленского городского Совета приняты в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления города Смоленска и в соответствии с действующим законодательством, не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца, в том числе по использованию принадлежащих ему объектов недвижимости, так как реконструированные недвижимые помещения введены в эксплуатацию в установленном порядке, право собственности на них зарегистрировано, препятствий в пользовании не имеется. Земельный участок с кадастровым номером передан в аренду административному истцу с (дата) , т.е. гораздо позднее принятия оспариваемого решения Смоленского городского Совета, и для целей, не связанных со строительством, для благоустройства территории, никаких препятствий в пользовании данным участком согласно его целевому назначению не имеется, реконструкция объектов капитального строительства на данном участке не предусмотрена.

Представитель Администрации г. Смоленска ФИО4 также указала на безосновательность заявленного административного иска, поскольку установление границ территории, на которую не распространяются градостроительные регламенты, не нарушает прав административного истца по использованию объектов недвижимости по целевому назначению, никаких препятствий в реализации прав собственника у административного истца не имеется.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, указавшего на отсутствие правовых оснований для признания нормативных правовых актов недействующими, суд находит заявление подлежащим оставлению без удовлетворения.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генерального плана поселения и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Закону № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ).

Документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план поселения, утверждаемый представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.

Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и осуществление его подготовки в соответствии с требованиями статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта, официальную публикацию сообщения о принятии такого решения, проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования, направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку, проведение Комиссией публичных слушаний по проекту, внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации, который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

Необходимыми приложениями к проектам генерального плана и правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний.

Генеральный план и правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения.

В соответствии с Уставом города Смоленска структуру органов местного самоуправления города Смоленска составляют Смоленский городской Совет, Глава города Смоленска, Администрация города Смоленска, Контрольно-счетная палата города Смоленска.

Смоленский городской Совет является представительным органом муниципального образования «город Смоленск».

В соответствии с пунктами 8 и 12 части 2 статьи 25 Устава города Смоленска к полномочиям Смоленского городского Совета относится, в том числе, утверждение правил землепользования и застройки территории города Смоленска и утверждение генерального плана города Смоленска.

Судом установлено и не оспаривается, что решением Смоленского городского Совета от (дата) утвержден генеральный план города Смоленска.

Решением сессии Смоленского городского Совета созыва от (дата) утверждены Правила землепользования и застройки города Смоленска, которые опубликованы в официальном издании Смоленского городского Совета - газете «С.» от (дата) за .

Решением Смоленского городского Совета от (дата) в генеральный план города Смоленска, утвержденный решением сессии Смоленского городского Совета созыва от (дата) в соответствии с проектом по внесению изменений в генеральный план города Смоленска, разработанным ОАО «Н.» (...), внесены изменения. Момент вступления решения в силу определен днем его официального опубликования.

Указанное выше решение опубликовано в официальном издании Смоленского городского Совета, Главы города Смоленска, Администрации города Смоленска - газете «С.», от (дата) с указанием о размещении приложений на официальном сайте Администрации г. Смоленска.

Решением Смоленского городского Совета от (дата) «О внесении изменений в правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением сессии Смоленского городского совета третьего созыва от (дата) » в названные Правила внесены изменения.

Указанное решение и приложение к нему опубликованы в официальном издании Смоленского городского Совета, Главы города Смоленска, Администрации города Смоленска - газете «С. от (дата) .

Кроме того, решением ... районного суда г. Смоленска от (дата) признано частично недействующим со дня принятия решение Смоленского городского Совета от (дата) «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от (дата) » (извлечение опубликовано в газете "С.", (дата) , ).

В рамках указанного дела судом общей юрисдикции проверялись порядок принятия оспариваемого нормативного акта и компетенция принявшего его органа и было установлено, что постановлением Главы города Смоленска от (дата) , опубликованным в газете «Р.» от (дата) за , принято решение о проведении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования в застройки города Смоленска; организация публичных слушаний возложена на комиссию по землепользованию и застройке города Смоленска (постановление Главы города Смоленска от (дата) ). В газете «Р.» от (дата) опубликован проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, схема границ территориальных зон, а также приведена ссылка на размещение полного текста проекта и состава графических материалов на официальном Интернет-сайте Администрации г. Смоленска. Всем физическим и юридическим лицам было предложено в срок до (дата) направить свои предложения по границам и функциональному назначению территориальных зон, градостроительным регламентам Правил землепользования и застройки. Для голосования была предложена рекомендация «О согласии с проектом по внесению изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска с учетом доработки полученных предложений». По данным комиссии за согласие с проектом по внесению изменений в Правила землепользования и застройки проголосовало <данные изъяты>, против - <данные изъяты>, воздержалось - <данные изъяты>. Остальные участники публичных слушаний не приняли участия в голосовании. (дата) в газете Р.» опубликованы сведения о принятии названной рекомендации.

По результатам публичных слушаний от (дата) с учетом предложений физических и юридических лиц комиссией (дата) составлены рекомендации, которые направлены Главе Администрации г. Смоленска для принятия решения о направлении проекта по внесению изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска в Смоленский городской Совет для утверждения.

(дата) проект решения «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением сессии Смоленского городского Совета III созыва от (дата) » внесен на рассмотрение очередной сессии Смоленского городского Совета созыва.

Решением Смоленского городского Совета от (дата) внесены изменения в Правила землепользования и застройки, Правила изложены в новой редакции. Момент вступления решения в силу определен днем его официального опубликования.

Названное выше решение и приложение к нему (дата) опубликовано в официальном издании Смоленского городского Совета, Главы города Смоленска, Администрации г. Смоленска - газете «С.», от (дата) .

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом решения приняты компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов.

Разрешая заявленные требования административного истца об оспаривании нормативного правового акта в части установления границ территориальной зоны, градостроительные регламенты на которые не распространяются, и красных линий по месту нахождения нежилого помещения с кадастровым номером , земельного участка с кадастровым номером , испрашиваемого земельного участка (...), суд исходит из следующего.

Из материалов дела видно, что ФИО1 является собственником нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного в многоквартирном доме (<данные изъяты>) по ..., право собственности административного истца зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (дата) за (л.д.).

Земельному участку под вышеуказанным многоквартирным домом присвоен кадастровый номер , площадь участка составляет кв.м., относится к категории земель: <данные изъяты>, разрешенное использование: <данные изъяты>.

Земельный участок с кадастровым номером , площадью кв.м., категория земель: <данные изъяты>, разрешенное использование: <данные изъяты>, дата присвоения кадастрового номера – (дата) , на основании договора аренды от (дата) передан арендодателем (администрацией г. Смоленска) арендатору (ФИО1) в аренду (во временное владение и пользование) на срок с (дата) по (дата) , договора аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости (дата) за (л.д. , ).

Земельные участки с кадастровыми номерами и являются смежными, расположены по адресу: ..., образованы (дата) из земельного участка с кадастровым номером , по смежной границе данных участков проходит красная линия (л.д. ).

В отношении принадлежащего административному истцу нежилого помещения на основании разрешения от (дата) , выданного администрацией г. Смоленска, произведены работы по реконструкции, в результате которых <данные изъяты>. После реконструкции площадь помещений составила: <данные изъяты> (л.д. ).

Разрешением от (дата) реконструированное нежилое помещение введено в эксплуатацию, в сведениях об основных характеристиках объекта недвижимости, содержащихся в Едином государственном реестре, задекларирована общая площадь недвижимого имущества - кв.м (л.д. , ).

Как следует из пояснений представителя административного истца и представленной им в материалы дела схемы, подготовленной кадастровым инженером на основании сведений из публичной кадастровой карты (л.д.), после реконструкции основная часть нежилого помещения расположена в многоквартирном доме (<данные изъяты>) и, соответственно, на земельном участке с кадастровым номером , другая часть - на земельном участке с кадастровым номером (л.д. ).

С целью дальнейшей реконструкции встроено-пристроенного помещения, расположенного на <данные изъяты> многоквартирного дома по ..., административный истец обратился с заявлением к аАдминистрации г. Смоленска о возможности формирования земельного участка для предоставления в аренду (л.д. ). Как пояснил представитель административного истца в судебном заседании, испрашиваемый земельный участок является смежным по отношению к земельному участку с кадастровым номером .

(дата) на заявление ФИО1 сообщено, что формирование земельного участка в испрашиваемых границах для реконструкции встроено-пристроенного помещения не представляется возможным, поскольку в соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки города Смоленска, утвержденными решением сессии Смоленского городского Совета созыва от (дата) , в редакции решения сессии Смоленского городского Совета созыва от (дата) , испрашиваемый земельный участок расположен в границах нерегламентируемой территории. Размещение объектов капитального строительства в данной зоне не предусмотрено. Кроме того, согласно Генеральному плану о территориальном планировании г. Смоленска на (дата) , являющемуся основным градостроительным документом, указанная нерегламентируемая территория предназначена для проектирования и реконструкции магистральной дороги общегородского назначения (л.д. ).

Из административного иска и объяснений представителя административного истца следует, что согласно правовому регулированию, арендованный земельный участок и расположенная на этом участке часть нежилого помещения, принадлежащего ФИО1, а также испрашиваемый земельный участок для последующей реконструкции объекта недвижимости включены в границы территории, на которую не распространяется действие градостроительного регламента, кранная линия проходит через реконструированное помещение (л.д. ), что исключает возможность использования недвижимости по ее целевому назначению, в том числе, в виду невозможности согласования действий по планируемой реконструкции встроено-пристроенной части нежилых помещений в многоквартирном доме. Оспариваемый нормативный правовой акт органа местного самоуправления противоречат требованиям земельного и градостроительного законодательства РФ, поскольку принят без учета фактического использования помещений и земельного участка с кадастровым номером в соответствии с разрешенным использованием - <данные изъяты>. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.

Между тем, как указывалось выше, Правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из оспариваемых нормативных правовых актов следует, и не опровергается представителем истца в судебном заседании, что в границы территории, действие градостроительных регламентов на которую не распространяются, объекты недвижимости, собственником и арендатором которых является административный истец, были включены на основании Правил землепользования и застройки с учетом изменений, принятых решением Смоленского городского Совета от (дата) «О внесении изменений в правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением сессии Смоленского городского совета третьего созыва от (дата) ».

Проверяя на соответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, оспариваемых правовых норм, суд исходит из следующего.

Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса).

В силу части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты должны устанавливаться с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Пунктом 3 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, в том числе, в границах территорий общего пользования; предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами.

Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (пункт 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Границы территориальных зон могут устанавливаться по границам земельных участков (п. 3 ч. 2 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

По смыслу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.

Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.

В соответствии с Генеральным планом г. Смоленска земельный участок с кадастровым номером находится в функциональной зоне Ж4 (зона застройки жилыми домами смешанной этажности); земельный участок с кадастровым номером и испрашиваемый земельный участок для планируемой реконструкции помещений расположены на территории, действие градостроительных регламентов на которую не распространяется (территория, предназначенная для проектирования и реконструкции магистральной дороги общегородского значения). Аналогичные положения содержат Правила землепользования и застройки г. Смоленска.

Статьей 30 Правил землепользования и застройки г. Смоленска регламентируется градостроительный регламент зоны застройки жилыми домами смешанной этажности - Ж4, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры, а также определены цели выделения зоны: развитие на основе существующих и вновь осваиваемых территорий жилой застройки смешанной этажности; развитие сферы социального и культурно-бытового обслуживания для обеспечения потребностей жителей указанных территорий в соответствующих среде формах; развитие необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктур.

Таким образом, функциональное использование земельного участка с кадастровым номером (вид разрешенного использования - <данные изъяты>) соответствует установленной для этого участка территориальной зоне Ж4 и градостроительному регламенту, определенному правилами землепользования и застройки г. Смоленска.

Согласно подпунктам 10.1 и 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации улицы отнесены к территории общего пользования, а автомобильные дороги - к линейным объектам. На карте функциональных зон городского округа отображается местоположение линейных объектов местного значения (статья 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Статьей 6 Правил землепользования и застройки г. Смоленска предусмотрено, что режим землепользования и застройки земельных участков на территории г. Смоленска, на которые в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации действие градостроительных регламентов не распространяется, определяется:

в отношении земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления г. Смоленска, издаваемыми в соответствии с федеральными законами и настоящими Правилами, в том числе в соответствии с пунктами 2, 3 настоящей статьи;

в отношении земельных участков, занятых линейными объектами, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления г. Смоленска, издаваемыми в соответствии с техническими регламентами, а до их утверждения - строительными нормами и правилами.

В пределах территории улично-дорожной сети, расположенной в границах территорий общего пользования, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления г. Смоленска может допускаться (при соблюдении запретов федеральных законов на приватизацию земельных участков на территориях общего пользования и без отчуждения земельных участков территорий общего пользования, включая территории улично-дорожной сети, в частную собственность) размещение объектов капитального строительства в соответствии с требованиями федерального законодательства.

В данном случае на схеме функционального зонирования Генерального плана г. Смоленска отображена перспективная магистральная улица (автомобильная дорога), в связи с чем согласно части 4 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации обозначена территория, действие градостроительного регламента на которую не распространяется.

То обстоятельство, что границы данной территории накладываются на земельный участок с кадастровым номером (проходят по смежной границе земельных участков с кадастровым номером и ) и часть нежилого помещения, расположенную на данном участке, не свидетельствует о противоречии названным выше нормам федерального законодательства, поскольку не препятствует реализации права административного истца на использование арендованного земельного участка для благоустройства территории. Кроме того, принадлежащие административному истцу недвижимые помещения после реконструкции введены в эксплуатацию, препятствий в регистрации права на реконструированный объект не возникло, как и не возникло препятствий в его использовании, доказательств иного в материалы дела не представлено.

Исходя из изложенного, установление оспариваемым актом границ территории, действие градостроительных регламентов на которую не распространяется, не противоречит каким-либо нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе статье 85 Земельного Кодекса Российской Федерации и статьям 34, 36 Градостроительного кодека Российской Федерации.

Разрешая требования административного истца об оспаривании нормативного правового акта в части включения испрашиваемого (в соответствии с границами, указанными в заявлении) к формированию земельного участка для планируемой в дальнейшем реконструкции нежилых помещений в границы территорий, в отношении которых действие градостроительных регламентов не распространяется, суд находит их необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку данный земельный участок на дату подачи административного иска и рассмотрения дела в суде не сформирован, его границы в установленном законом порядке не определены, он не поставлен на государственный кадастровый учет, оснований полагать, что права административного истца в данном случае нарушены, не имеется.

При принятии решения по данному делу суд учитывает и то обстоятельство, что право собственности ФИО1 на нежилые помещения возникло (дата) , т.е. после принятия Смоленским городским Советом обжалуемых решений, а земельный участок с кадастровым номером собственностью административного истца не является, передан в аренду ФИО1 (дата) , с определенным целевым назначением и видом разрешенного использования, на момент передачи в аренду границы нерегламентируемой территории были установлены.

Утверждения стороны административного истца о том, что земельные участки с кадастровыми номерами и ранее являлись одним объектом – земельным участком под многоквартирным домом с кадастровым номером , что свидетельствует о едином правовом режиме данных участков (с кадастровыми номерами и ), несостоятельны. Как следует из материалов дела, в частности, из выписок из Единого государственного реестра недвижимости, на момент разрешения настоящего спора, земельные участки с кадастровыми номерами и являются самостоятельными объектами недвижимости, обладающими индивидуальными характеристиками и различным правовым статусом, доказательств иного не имеется.

Доводы административного истца о нарушении его прав и законных интересов наличием красных линий в части, в которой они пересекают объект недвижимости – нежилые помещения и границы земельного участка с кадастровым номером , подлежат отклонению в силу следующего.

Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которые утверждаются в составе проекта планировки территории (подпункт «а» пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории, которая подготавливается в целях реализации положений документов территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и утверждается главой местной администрации поселения или главой местной администрации городского округа (часть 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как следует из приведенных выше положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, полномочиями на утверждение генерального плана и документации по планировке территории муниципального образования наделены различные органы местного самоуправления, назначение данных документов не совпадает. Отображение на картах генерального плана местоположения линейных объектов местного значения, в том числе автомобильных дорог, не равнозначно определению границ территорий, занятых такими объектами, которые обозначаются красными линиями на отдельных чертежах (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий), утверждаемых в составе документации по планировке территории.

Такое толкование учитывает позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 25 февраля 2016 года № 242-О, о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.

Кроме того, согласно Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя Российской Федерации от 6 апреля 1998 года № 18-30 «РДС 30-201-98», проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается в составе градостроительной документации либо в виде отдельного документа. При этом вне зависимости от способа его утверждения проект красных линий выполняется в виде отдельного чертежа, после утверждения которого красные линии переносятся органами архитектуры и градостроительства на планшеты топоподосновы, охватывающие территорию всего поселения, и закрепляются на ней как сводный план красных линий. В том случае, если красные линии установлены до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий, чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождаются указанием на необходимость последующей детальной разработки (пункты 3.8, 4.1, 4.2, 4.3, 4.7 и 4.8).

Правилами землепользования и застройки г. Смоленска (в обжалуемой редакции) не утверждалось отдельного плана красных линий и разбивочного чертежа красных линий.

Представленные в материалы дела фрагменты схем, карт, планов с отображением на них красных линий не утверждались в составе Правил землепользования и застройки, и, следовательно, не являются доказательствами того, что красные линии отображены на картах названного документа территориального планирования.

Таким образом, поскольку Правила землепользовании и застройки в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации не являются документом, которым утверждается расположение красных линий, и фактически не содержит оспариваемых положений в части обозначения красных линий, правовых оснований для признания оспариваемого нормативного акта противоречащим актам большей юридической силы по доводам административного истца в данной части не имеется.

Пункт 19 Правил землепользования и застройки г. Смоленска, согласно которому минимальные отступы от границ земельных участков стен зданий, строений, сооружений по границам земельных участков, совпадающим с красными линиями улиц и проездов, устанавливаются для жилых зданий с квартирами в первых этажах - (дата) , на который ссылается сторона административного истца, в данном случае не применим, поскольку, как следует из материалов дела, <данные изъяты> многоквартирного дома по ... является нежилым, отступ от красной линии в данном случае может составлять 0 метров.

Кроме того, в силу пункта 20 Правил землепользования и застройки г. Смоленска допустимы максимальные выступы за красную линию частей зданий, строений сооружений до <данные изъяты>, что имело место при реконструкции <данные изъяты>, принадлежащего административному истцу, при выносе витрины на <данные изъяты>.

Также следует отметить, что красные линии в данном случае проходят по смежной границе земельных участков с кадастровыми номерами и , что также согласуется с нормами действующего законодательства, в частности с положениями Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом в случае, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

С учетом названных обстоятельств, оснований для удовлетворения административного иска ФИО1 о признании недействующим нормативного правового акта в части, не имеется.

Руководствуясь статьями 179 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Администрации города Смоленска, Смоленскому городскому Совету о признании недействующим решения Смоленского городского Совета от (дата) «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением сессии Смоленского городского Совета созыва от (дата) » в части включения земельного участка с кадастровым номером , нежилого помещения с кадастровым номером , а также испрашиваемого (в соответствии с границами, указанными в заявлении) к формированию земельного участка в границы территорий, в отношении которых действие градостроительных регламентов не распространяется – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Смоленский областной суд в течение 30 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий