ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 01 сентября 2021 года № 3а-18/2021
г.Вологда
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой М.В.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Журавлевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
решением Вологодской городской Думы 17 сентября 2020 года № 267 установлен постоянный публичный сервитут с целью прохода или проезда к земельному участку с кадастровым номером 35:24:0501010:4590 на часть земельных участков с кадастровыми номерами 35:24:0501010:11, 35:24:0501010:22.
23 сентября 2020 года указанное решение опубликовано в газете «Вологодские новости», выпуск № 39.
Административные истцы обратились в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим решения Вологодской городской Думы от 17 сентября 2020 года № 267 «Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 35:24:0501010:11, 35:24:0501010:22».
В обоснование исковых требований истцы указали на то, что решение Вологодской городской Думы от 17 сентября 2020 года № 267 принято с нарушением процедуры его принятия, противоречит положениям статьи 23 Земельного Кодекса Российской Федерации, поскольку публичный сервитут установлен при наличии возможности прохода и проезда к земельному участку с кадастровым номером 35:24:0501010:4590 без использования земельных участков с кадастровыми номерами 35:24:0501010:11, 35:24:0501010:22. Установленный публичный сервитут фактически лишает собственников земельных обременяемых участков правом их использования в той части, на которой до апреля 2020 года находилась обустроенная мусоро-контейнерная площадка; на части земельных участков с кадастровыми номерами 35:24:0501010:11, 35:24:0501010:22 находились зелёные насаждения (газон и деревья), которые были уничтожены. Площадь зеленых насаждений уменьшится, а собственники земельных участков пользоваться соответствующей частью своих участков перестанут.
Административные истцы ФИО10, ФИО4, ФИО5, представители административных истцов по доверенностям ФИО16, ФИО17 в судебном заседании административные исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители административного ответчика Вологодской городской Думы по доверенности ФИО18, заинтересованного лица администрации города Вологды по доверенности ФИО19 возражали против удовлетворения административных исковых требований по основаниям изложенным в отзывах.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Вологодской области, полагавшей административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда.
Положениями пунктов 2 и 3 статьи 23 ЗК РФ предусмотрено, что сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут). Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.
Публичный сервитут может устанавливаться для прохода или проезда через земельный участок (подпункт 1 пункта 4 статьи 23 ЗК РФ).
Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель. Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении. Публичный сервитут должен устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
Как усматривается из материалов дела, административные истцы ФИО14, ФИО10, ФИО8, ФИО9, ФИО4, ФИО11, ФИО7, ФИО5, ФИО3, ФИО2, ФИО12, ФИО13, ФИО6 являются собственниками квартир, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <...>, находящемся на земельном участке с кадастровым номером 35:24:0501010:22; административные истцы ФИО15, ФИО1, являются собственниками квартир, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <...>, находящемся на земельном участке с кадастровым номером 35:24:0501010:11.
Земельный участок с кадастровым номером 35:24:0501010:4590 по улице Ярославской города Вологды предоставлен для строительства дошкольного образовательного учреждения, и дальнейшего размещения здания детского сада. В отношении указанного земельного участка Департаментом градостроительства администрации города Вологды с МКУ «Градостроительный центр города Вологды» заключен договор безвозмездного пользования.
В целях выполнения работ по строительству детского сада МКУ «Градостроительный центр города Вологды» <ДАТА> заключен муниципальный контракт № №... с ООО «Базис ЛТД».
ООО «Архитектурно-градостроительный центр города Вологды» подготовлено заключение по устройству проезда к объекту «Привязка экономически эффективной проектной документации повторного использования для строительства детского сада (с бассейном) на 220 мест по улице Ярославская города Вологды», согласно которому безопасный проезд к земельному участку с кадастровым номером 35:24:0501010:4590 возможен только по существующему проезду с улицы Ярославской между домами №36 и №38.
Проектная документация и результаты инженерных изысканий по объекту экспертизы «Привязка экономически эффективной проектной документации повторного использования для строительства детского сада (с бассейном) на 220 мест по улице Ярославская города Вологды» получила положительное заключение государственной экспертизы автономного учреждения Вологодской области «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по Вологодской области».
Проектом предусмотрен подъезд к территории детского сада с улицы Ярославской. Вдоль улицы Ярославская на уширении проезжей части предусмотрены места для парковки автомашин посетителей проектируемого объекта в количестве 24 машино-мест. Со стороны улицы Новгородская у школы № 41 предусмотрено 16 машино-мест для посетителей. Исключена возможность заезда внутрь квартала, во дворы смежных домов (жилые дома №36, №38) предусмотрены шлагбаумы и ограничивающие бетонные полусферы.
Решением Вологодской городской Думы от 17 сентября 2020 года № 267 установлен постоянный публичный сервитут с целью прохода или проезда к земельному участку с кадастровым номером 35:24:0501010:4590: на часть земельного участка с кадастровым номером 35:24:0501010:22 (категория земель – земли населённых пунктов) площадью 473 кв.м с видом разрешенного использования «для эксплуатации и обслуживания жилых и нежилых объектов», расположенного по адресу: <...>, в границах согласно приложению № 1 к решению; на часть земельного участка с кадастровым номером 35:24:0501010:11 (категория земель – земли населённых пунктов) площадью 151 кв.м, расположенного по адресу: <...>, в границах согласно приложению № 2 к решению.
Представительным органом муниципального образования «Город Вологда» является Вологодская городская Дума, которая по вопросам своей компетенции принимает решения (часть 2 статьи 27, статья 28 Устава муниципального образования «Город Вологда», принятого Решением Вологодской городской Думы от 25 августа 2005 года № 301 (далее - Устав).
В соответствии с пунктом 16 части 2 статьи 31 Устава, в редакции действующей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, к полномочиям Вологодской городской Думы относится установление публичных сервитутов для обеспечения муниципальных нужд и нужд населения муниципального образования «Город Вологда» без изъятия земельных участков, за исключением публичных сервитутов, установление которых отнесено к компетенции администрации города Вологды.
Согласно пункту 1.5 Порядка установления и прекращения публичных сервитутов в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Вологда», утвержденного решением Вологодской городской Думы от 21 сентября 2017 года № 1271 (далее - Порядок), решение об установлении (прекращении) публичного сервитута принимается решением Вологодской городской Думы.
Порядок официального опубликования (обнародования) нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
В соответствии с частью 2 статьи 4, частью 2 статьи 6 Закона Вологодской области от 02 мая 2011 года № 2506-ОЗ «О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области» нормативные правовые акты органов исполнительной государственной власти области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат обнародованию (официальному опубликованию) в течение десяти дней со дня их подписания и вступают в силу со дня их обнародования (официального опубликования), если самими нормативными правовыми актами не установлен другой срок вступления их в силу, а по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина - не ранее чем через десять дней после дня их обнародования (официального опубликования).
Решения Вологодской городской Думы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию и вступают с силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием правового акта считается первая публикация его полного текста в газете «Вологодские новости» или ином печатном средстве массовой информации, определенном решением Вологодской городской Думы, опубликованным в газете «Вологодские новости» (части 10, 11 статьи 27 Устава).
В соответствии с пунктом 1.4 Порядка установление (прекращение) публичного сервитута осуществляется с учетом результатов публичных обсуждений, проводимых в порядке, аналогичном порядку организации и проведения общественных обсуждений, установленному Положением о порядке организации и проведения в муниципальном образовании «Город Вологда» общественных обсуждений или публичных слушаний в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, утвержденным решением Вологодской городской Думы от 28 июня 2018 года № 1565.
21 апреля 2020 года в администрацию города Вологды поступило заявление МКУ «Градостроительный центр города Вологды» об установлении публичного сервитута на часть земельных участков с кадастровыми номерами 35:24:0501010:11, 35:24:0501010:22, с целью осуществления проезда к строящемуся детскому саду на 220 мест по улице Ярославской, основания, предусмотренные пунктом 2.5.2 Порядка, для его отклонения отсутствовали.
Постановлением Главы города Вологды от 13 июля 2020 года № 327 «О назначении публичных обсуждений по проекту решения Вологодской городской Думы «Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 35:24:0501010:11, 35:24:0501010:22» было назначено проведение публичных обсуждений по проекту решения Вологодской городской Думы «Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 35:24:0501010:11, 35:24:0501010:22» (постановление опубликовано в газете «Вологодские новости» № 28 от 15 июля 2020 года и размещено на официальном сайте администрации города Вологды). Проект решения опубликован в газете «Вологодские новости» № 29 от 22 июля 2020 года Предложения и (или) замечания по проекту принимались с 22 июля 2020 года по 03 августа 2020 года (включительно).
Во исполнение пункта 2.7 Порядка копия постановления была направлена в адрес собственников помещений многоквартирных домов по улице Ярославской, 36,38, что подтверждено письмами Департамента градостроительства администрации города Вологды от 16 июля 2020 года № 12-0-16/9711, от 16 июля 2020 года № 12-0-16/9710, реестрами передачи заказной корреспонденции.
Сбор предложений и (или) замечания по проекту решения осуществлялся с 22 июля 2020 года по 03 августа 2020 года включительно.
По итогам публичных обсуждений организатором публичных обсуждений (администрацией города Вологды) составлены протокол публичных обсуждений и заключение о результатах публичных обсуждений от 07 августа 2020 года, согласно которым поступившие предложения и (или) замечания граждан, являющихся участниками публичных обсуждений, признаны организатором публичных обсуждений не подлежащими учету при принятии решения об утверждении (отклонении) проекта. Предложения и (или) замечания в количестве 56 документов, поступившие в период с 22 июля 2020 года до 03 августа 2020 включительно, не подлежат рассмотрению организатором публичных обсуждений, поскольку поступили с нарушением требований пунктов 3,8 Порядка приема предложений и (или) замечаний по проекту решения.
Опубликование результатов публичных обсуждений осуществлено в газете «Вологодские новости» от 12 августа 2020 года № 32.
В соответствии с пунктом 2.9 Порядка в адрес собственников помещений многоквартирных домов по улице Ярославской, 36,38 направлены копии протокола публичных обсуждений и заключения о результатах публичных обсуждений, что подтверждено письмами Департамента градостроительства администрации города Вологды от 10 августа 2020 года № №..., от 10 августа 2020 года № №..., реестрами передачи заказной корреспонденции.
Проект решения Вологодской городской Думы «Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 35:24:0501010:11, 35:24:0501010:22» был внесен администрацией города Вологды в городскую Думу 25 августа 2020 года.
В порядке, установленном Регламентом Вологодской городской Думы, к проекту решения прилагались пояснительная записка и иные документы, обосновывающие законность и необходимость принятия данного решения Думы, в том числе документы, подтверждающие проведение публичных обсуждений, по результатам проведения правовой экспертизы замечаний правового характера не имелось, у прокуратуры города Вологды возражения по проекту отсутствовали.
Оспариваемое решение Вологодской городской Думы было принято на заседании десятой сессии Вологодской городской Думы 17 сентября 2020 года и опубликовано в газете «Вологодские новости» № 39 от 23 сентября 2020 года.
Копия решения Вологодской городской Думы от 17 сентября 2020 год № 267 была направлена в адрес собственников помещений многоквартирных домов по улице Ярославской, 36, 38, что подтверждено письмами Департамента градостроительства администрации города Вологды от 25 сентября 2020 года № №..., от 25 сентября 2020 года № №..., реестрами передачи заказной корреспонденции.
Сведения об установлении публичного сервитута внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемый административными истцами нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением формы, в которой Вологодская городская Дума вправе принимать нормативные правовые акты, процедуры подготовки и порядка опубликования.
Для исследования вопроса о наличии возможности организовать проход и проезд к земельному участку с кадастровым номером 35:24:0501010:4590 без использования земельных участков с кадастровыми номерами 35:24:0501010:11, 35:24:0501010:22 в соответствии с градостроительными, пожарными, санитарно-эпидемиологическими требованиями, с учётом нормативов градостроительного проектирования муниципального образования «Город Вологда», по ходатайству представителей административных истцов определением Вологодского областного суда от 23 ноября 2020 года назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ОАО «ВологдаТИСИЗ» Ш.Г.А.
Согласно заключению эксперта от <ДАТА>, при проведении экспертизы выполнены полевые геодезические работы по рекогносцировочному обследованию и координированию элементов ситуации (существующих проездов, проходов, строений, сооружений, заборов), расположенных в границах земельных участков с кадастровыми номерами 35:24:0501010:11, 35:24:0501010:22, 35:24:0501010:14, 35:24:0501010:84; выполнено рекогносцировочное обследование территории квартала 35:24:0501010 с целью выявления возможности организации прохода и проезда к земельному участку с кадастровым номером 35:24:0501010:4590, также проведено координирование существующих проездов, проходов и элементов ситуации (строений, сооружений, заборов); по результатам обследования исследуемой территории составлен ситуационный план исследуемой территории (лист ... заключения), совмещенный с границами земельных участков, сведения о границах которых содержатся в ЕГРН (кадастровый план территории кадастрового квартала 35:24:0501010), расположенных в непосредственной близости от участка с кадастровым номером 35:24:0501010:4590; в результате сопоставления выявлено наличие территорий земель общего пользования с западной стороны участка с кадастровым номером 35:24:0501010:4590 и возможные варианты организации доступа в виде проезда, прохода, в соответствии с действующими нормативными требованиями к градостроительному проектированию в отношении проездов и проходов. Эксперт указал, что земельный участок с кадастровым номером 35:24:0501010:4590 расположен внутри квартала жилой застройки, возможный проезд будет проходить мимо жилых домов, территории школы, детского сада и должен соответствовать критерию основного проезда согласно классификации дорог с шириной полосы движения 2,75 метра и количеством полос - 2, то есть ширина проезжей части должна быть 5.5 метров, радиус кривой должен быть не менее нормируемых 6 метров, кроме этого вдоль проезда необходима организация доступа в виде тротуара для обеспечения прохода населения шириной 1 метр. Требования к ширине пожарного проезда 3,5 метра будут соблюдены. Эксперт указал варианты возможной организации доступа в виде проезда посредством земель общего пользования к земельному участку с кадастровым номером 35:24:0501010:4590 без использования участков с кадастровыми номерами 35:24:0501010:11, 35:24:0501010:22:
1) доступ со стороны улицы Ярославской: доступ начинается с улицы Ярославской, вдоль участка жилого дома № 34 по улице Ярославской (с кадастровым номером 35:24:0501010:14), с поворотом на 270 градусов в сторону участка с кадастровым номером 35:24:0501010:4590 вдоль торца жилого дома № 34 (между участком с кадастровым номером 35:24:0501010:14 и участком с кадастровым номером 35:24:0501010:42), мимо здания трансформаторной подстанции № 478 (с кадастровым номером 35:24:0501010:79) до границ участка с кадастровым номером 35:24:0501010:4590. Земли общего пользования от улицы Ярославской представлены в виде: асфальтированного подъезда к зданию № 34а по улице Ярославской, территория которого огорожена забором из металлической решетки, пешеходной асфальтированной дорожки и газона вдоль жилого дома № 34 по улице Ярославской; между школой и жилым домом № 34 по улице Ярославской - асфальтированным проездом; вдоль трансформаторной подстанции - асфальтированной площадкой; до границ участка с кадастровым номером 35:24:0501010:4590 - пешеходной дорожкой и газоном, расположенными между участками школы и строящегося детского сада. Длина доступа составит 192 метра. Доступ в виде прохода от улицы Ярославской до границ земельного участка с кадастровым номером 35:24:0501010:4590 по землям общего пользования существует. Организация проезда невозможна, так как расстояние между участками с кадастровыми номерами 35:24:0501010:14 (жилой дом № 34 по улице Ярославской) и 35:24:0501010:79 (участок трансформаторной подстанции) составляет 3.98 метров, что менее нормируемых 5.5 метров.
2) доступ со стороны улицы Новгородской (... лист заключения): доступ по землям общего пользования начинается с улицы Новгородской вдоль жилых домов: дома 35 по улице Новгородская (участок с кадастровым номером 35:24:0501010:115), дома 35а по улице Новгородская (участок с кадастровым номером 35:24:0501010:116), дома 37 по улице Новгородская (участок с кадастровым номером 35:24:0501010:114), мимо участка спортивной площадки (участок с кадастровым номером 35:24:0501010:4624), с поворотом на 90 градусов между участком школы № 41 (с кадастровым номером 35:24:0501010:42) и участком спортивной площадки (с кадастровым номером 35:24:0501010:4624), до границ земельного участка жилого дома № 37а по улице Новгородской (с кадастровым номером 35:24:0501010:111), затем с поворотом на 315 градусов между участком школы № 41 (с кадастровым номером 35:24:0501010:42) и территорией детского сада № 108 «Гнездышко» (участок 35:24:0501010:210) по существующей пешеходной дорожке и зеленой зоне с посадками ивы до границ участка с кадастровым номером 35:24:0501010:4590. Земли общего пользования от улицы Новгородской представлены в виде внутриквартального проезда (покрытие асфальт), благоустроенной территории жилых домов и школы (газоны, стоянки автомашин, проезды и тротуары во дворы жилых домов), пешеходной асфальтрованной дорожки (проходит между территорией школы, существующего и строящегося детских садов). Вдоль пешеходной дорожки расположена зеленая зона с посадками кустов самостригущейся ивы. Доступ в виде прохода от улицы Новгородской до границ земельного участка с кадастровым номером 35:24:0501010:4590 по землям общего пользования существует. Длина доступа составит 452 метра. Ширина территории земель общего пользования допускает возможность организации доступа: между участками жилых домов 35, 35а, 37 и участком спортивной площадки составляет 28.68 метров; между участком жилого дома № 37а по улице Новгородской и территорией участка детского сада № 108 «Гнездышко» в самом узком месте составляет 15.29 метров; между участками школы № 41 и детского сада № 108 «Гнездышко» в самом узком месте составляет 10 метров. Указанные размеры ширины земель общего пользования обеспечивают возможность организации проезда и прохода. Для организации доступа потребуется разработка проектно-сметной документации и строительство проезда. С целью соблюдения градостроительных норм при организации доступа будут задействованы территории благоустройства жилого дома № 37а (газон вдоль дома) по улице Новгородской, зеленая зона с посадками ивы и пешеходная дорожка. Организация проезда и прохода в соответствии с градостроительными и пожарными требованиями возможна.
3) доступ со стороны улицы Молодежной (лист ... заключения): доступ по землям общего пользования начинается с улицы Молодежной проходит вдоль торца жилого дома № 41 по улице Новгородской (с кадастровым номером 35:24:0501010:4652) по территории его благоустройства (газон), существующего проезда нет. Между земельными участками с кадастровыми номерами 35:24:0501010:84 (улица Ярославская, дом 44а) и 35:24:0501010:4652 (улица Новгородская, дом 41) на территории земель общего пользования размещена площадка для стоянки автомобилей близлежащих жилых домов. Существующий внутриквартальный проезд заходит на территорию участка с кадастровым номером 35:24:0501010:84 (улица Ярославская, дом 44а). От стоянки машин доступ проходит вдоль торца жилого дома № 40а по улице Ярославской, затем между жилым домом № 37а по улице Новгородской и территорией детского сада № 108 «Гнездышко», далее с поворотом на 135 градусов между участком школы № 41(с кадастровым номером 35:24:0501010:42) и территорией детского сада № 108 «Гнездышко» (участок с кадастровым номером 35:24:0501010:210) по существующей пешеходной дорожке и зеленой зоне с посадками ивы до границ участка с кадастровым номером 35:24:0501010:4590. Длина доступа составит 360 метров. Земли общего пользования от улицы Молодежной представлены в виде внутриквартального проезда (покрытие асфальт), благоустроенной территории жилых домов и школы (газоны, стоянки автомашин, проезды и тротуары во дворы жилых домов), пешеходной асфальтрованной дорожки (проходит между территорией школы, существующего и строящегося детских садов). Вдоль пешеходной дорожки расположена зеленая зона с посадками кустов самостригущейся ивы, проведено уличное освещение. Ширина территории земель общего пользования допускает возможность организации доступа: между участком жилого дома 41 по улице Новгородской (с кадастровым номером 35:24:0501010:4652) и участком с кадастровым номером 35:24:0501010:96 составляет 26.3 метра; между участками жилого дома 41 по улице Новгородской (с кадастровым номером 35:24:0501010:4652) и дом 44а по улице Ярославской (с кадастровым номером 35:24:0501010:84) составляет 11.3 метра; между участком с кадастровым номером 35:24:0501010:4651 и участком жилого дома 44а по улице Ярославской (с кадастровым номером 35:24:0501010:84) составляет 11 метров; между участком жилого дома № 37а по улице Новгородской (с кадастровым номером 35:24:0501010:111) и территорией участка детского сада № 108 «Гнездышко» (с кадастровым номером 35:24:0501010:210) в самом узком месте составляет 15.29 метров; между участками школы № 41 (с кадастровым номером 35:24:0501010:42) и детского сада № 108 «Гнездышко» (с кадастровым номером 35:24:0501010:210) в самом узком месте составляет 10 метров. Для организации доступа потребуется разработка проектно-сметной документации и строительство проезда. С целью соблюдения градостроительных норм при организации доступа будут задействованы территории благоустройства жилых домов № 41 и № 37а по улице Новгородской (газоны, проезд и тротуары во дворы домов), зеленая зона с посадками ивы и пешеходная дорожка. Организация проезда и прохода в соответствии с градостроительными и пожарными требованиями возможна. Окончательное установление соответствия возможных вариантов организации проездов санитарно-эпидемиологическим нормам в рамках проведения экспертных действий невозможно, в силу необходимости проведения дополнительной оценки на соблюдение требований Федерального Закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», обеспечивающего уровень безопасности населения при эксплуатации дороги (проезда) в штатном режиме. Учитывая, что при организации доступа со стороны улиц Новгородской, Молодежной возникнет необходимость расширения проезжей части (большая часть которого проходит вдоль фасадов многоквартирных жилых домов), и как следствие, увеличение интенсивности потока движения, необходимо провести оценочные, прогнозируемые расчеты рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов с последующим проведением натурных исследований и измерений.
Поскольку заключением эксперта ОАО «ВологдаТИСИЗ» от <ДАТА> установлена возможность организации проезда и прохода к земельному участку с кадастровым номером 35:24:0501010:4590 по землям общего пользования со стороны улицы Молодежной вдоль торца жилого дома № 41 по улице Новгородской, но при этом однозначно не определено, отвечает ли указанный вариант организации проезда и прохода требованиям строительных, санитарно-эпидемиологических норм и правил с учётом нормативов градостроительного проектирования муниципального образования «Город Вологда», по ходатайству представителей административных истцов определением Вологодского областного суда от 01 марта 2021 года назначена дополнительная судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью «Санкт-Петербургский центр судебных экспертиз».
В соответствии с заключением от <ДАТА> № №... существующий доступ (проход, проезд) к земельному участку с кадастровым номером 35:24:0501010:4590 с земель общего пользования без использования земельных участков с кадастровыми номерами 35:24:0501010:11, 35:24:0501010:22 со стороны улицы Молодежной вдоль торца жилого дома № 41 по улице Новгородской (кадастровый номер 35:24:0501010:4652) по территории его благоустройства (газон), между земельными участками с кадастровыми номерами 35:24:0501010:84 (улица Ярославская, дом 44а) и 35:24:0501010:4652 (улица Новгородская, дом 41), вдоль торца жилого дома 40а по улице Ярославской, затем между жилым домом 37а по улице Новгородской и территорией детского сада № 108 «Гнездышко» (участок с кадастровым номером 35:24:0501010:210), далее с поворотом на 135 градусов между участком школы № 41 (с кадастровым номером 35:24:0501010:42) и территорией детского сада № 108 «Гнездышко» (участок с кадастровым номером 35:24:0501010:210) по существующей пешеходной дорожке и зеленой зоне с посадками ивы до границ участка с кадастровым номером 35:24:0501010:4590, не отвечает требованиям градостроительных строительных, пожарных норм и правил, а также требованиям нормативов градостроительного проектирования муниципального образования «Город Вологда», а именно: пунктам 8.6, 8.13 СП 4.13130.2013. «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», пункту 2.5.214 «Правила устройства электроустановок» (Издание 7), пунктам 6.2.9., 9.3.5 Местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования «город Вологда», Таблице 16 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года № 613 (редакция от 17 марта 2014 года), пункту 11.7 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировками застройка городских и сельских поселений».
На момент рассмотрения судом настоящего дела строительство детского сада (с бассейном) на 220 мест по улице Ярославская города Вологды завершено, объект капитального строительства введён в эксплуатацию.
Таким образом, установленный решением Вологодской городской Думы от 17 сентября 2020 года № 267 постоянный публичный сервитут с целью прохода или проезда к земельному участку с кадастровым номером 35:24:0501010:4590 на часть земельных участков с кадастровыми номерами 35:24:0501010:11, 35:24:0501010:22 обеспечивает наиболее оптимальный способ прохода или проезда к зданию детского сада, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, для его установления имелись правовые основания, способ обеспечения интересов неопределённого круга лиц при установлении публичного сервитута подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами.
Надлежащих доказательств того, что установленный сервитут, его площадь и месторасположение, не отвечают требованиям законодательства, имеются какие-либо иные альтернативные варианты проезда, не представлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы административных истцов.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.
Руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 в удовлетворении требований административного искового заявления о признании не действующим решения Вологодской городской Думы от 17 сентября 2020 года № 267 «Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 35:24:0501010:11, 35:24:0501010:22».
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.В. Соколова
Мотивированное решение изготовлено 08 сентября 2021 года