Решение суда в окончательной
форме изготовлено 25.06.2020
Дело № 3а-192/2020 25OS0000-01-2019-000258-34Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
15 июня 2020 года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Е.А. Медведевой,
при секретаре Е.С. Оленевой,
с участием прокурора М.Ю. Кольцовой,
представителя административного истца ФИО9,
представителя административного ответчика ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО6 к Думе Артемовского городского округа, администрации Артемовского городского округа, министерству строительства Приморского края, заинтересованные лица – ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 об оспаривании нормативного правового акта представительного органа власти местного самоуправления,
установил:
решением Думы Артемовского городского округа от 30 октября 2009 года № 237 утвержден Генеральный план Артемовского городского округа (в настоящее время действует редакция от 07 июля 2017 года).
Решением Думы Артемовского городского округа от 28 апреля 2011 года № 497 утверждены Правила землепользования и застройки Артемовского городского округа (в настоящее время действует редакция от 24 марта 2020 года).
ФИО6 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит с учетом уточнений исковых требований, признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки Артемовского городского округа, утвержденные решением Думы Артемовского городского округа от 28 апреля 2011 года № 497 (в редакции распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 25 сентября 2019 года № 110), в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером №:248, площадью 1200 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдельно стоящие односемейные дома с участками площадью 600-1200 кв.метров, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир: жилой дом. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, территориальной зоны Ж-3; установить в отношении земельного участка с кадастровым номером №:248 территориальную зону Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами).
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является собственником доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 25:27:100102:248, местоположение которого установлено относительно ориентира - жилого дома, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>.
В соответствии с Генеральным планом Артемовского городского округа указанный земельный участок расположен в зоне индивидуальной жилой застройки.
В ответе администрации Артемовского городского округа от 31 мая 2019 года № 76 на её уведомление о реконструкции дома указано на несоответствие обозначенных в уведомлении о планируемой реконструкции индивидуального жилого дома установленным параметрам допустимости размещения объекта с указанием, что дом расположен в зоне застройки среднеэтажными жилыми домами, в связи с чем размещение объекта – индивидуального жилого дома в данной зоне не допускается.
Полагает, что отнесение земельного участка с кадастровым номером №:248 к подвиду территориальной зоны Ж-3, предназначенной для среднеэтажной жилой застройки, противоречит Генеральному плану Артемовского городского округа.
В ходе судебного разбирательства ранее к участию в деле в качестве административного соответчика привлечён департамент градостроительства Приморского края (в настоящее время - министерство строительства Приморского края), в качестве заинтересованных лиц - ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, о чем судом вынесены соответствующие определения от 12 сентября 2019 года и 23 сентября 2019 года.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО9 поддержала уточненные исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в иске, с учетом их уточнений. Настаивала на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика – министерства строительства Приморского края поддержал доводы письменного отзыва. Полагал, что существующее назначение земельного участка не создает препятствий в использовании его по назначению, в связи с чем установление территориальной зоны, в границах которой располагается земельный участок, не нарушает прав и законных интересов его правообладателя.
В судебное заседание не явилась административный истец, представители административных соответчиков - Думы Артемовского городского округа, администрации Артемовского городского округа, заинтересованные лица. О дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Сведениями об их неявке по уважительной причине суд не располагает. Каких-либо ходатайств, включая ходатайство об отложении судебного разбирательства, в адрес суда до начала судебного заседания не поступало.
Вместе с тем, от представителя Думы Артемовского городского округа поступил письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении административного иска отказать. Полагает, что по вопросу о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Артемовского городского округа, истцу необходимо обратиться в департамент градостроительства Приморского края с соответствующим заявлением.
В соответствии со статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся административного истца, представителей административных соответчиков, заинтересованных лиц.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования удовлетворению не подлежат, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), утверждение Правил землепользования и застройки, Генерального плана относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
Порядок подготовки и утверждения Генерального плана городского округа, а также внесения в него изменений определен статьей 24 ГрК РФ, которая предусматривает обязательное согласование проекта Генерального плана, осуществление его подготовки с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту Генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Законом Приморского края от 18 ноября 2014 г. № 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» к полномочиям Правительства Приморского края или уполномоченных ею органов исполнительной власти Приморского края отнесены полномочия органов местного самоуправления Владивостокского городского округа и Артемовского городского округа по подготовке и утверждению Генерального плана городского округа, в том числе по внесению изменений в такой план, за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний; по подготовке и утверждению Правил землепользования и застройки городского округа, а также по внесению в них изменений, за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний.
Решением Думы Артемовского городского округа от 30 октября 2009 года № 237, официально опубликованным в первоначальном виде в печатном издании: «Выбор», № 133(11319), 06 ноября 2009 года, был утвержден Генеральный план Артемовского городского округа.
28 апреля 2011 года решением Думы Артемовского городского округа № 497 утверждены Правила землепользования и застройки на территории Артемовского городского округа, вступившие в силу со дня их официального опубликования в печатном издании – «Выбор», № 34 (11485), 04.05.2011. Данные Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования Артемовского городского округа.
Распоряжением департамента градостроительства Приморского края от 25 сентября 2019 года № 110 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Артемовского городского округа Приморского края», вступившим в силу со дня официального опубликования (опубликовано на официальном интернет - портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 01 октября 2019 года, «Приморская газета», спецвыпуск от № 78(1708), 02 октября 2019 года, утверждены изменения Правил землепользования и застройки на территории Артемовского городского округа.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, а также их официального опубликования. В указанной части нормативные правовые акты не оспаривались.
В настоящее время Правила землепользования и застройки на территории Артемовского городского округа действуют в редакции распоряжения министерства строительства Приморского края от 24 марта 2020 года № 31-ра «О внесении изменений в распоряжение департамента градостроительства Приморского края от 25 сентября 2019 года № 110 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Артемовского городского округа Приморского края», вступившим в силу со дня официального опубликования (опубликовано на официальном интернет -портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 26 марта 2020 года, «Приморская газета», спецвыпуск, № 24 (1758), 31 марта 2020 года.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 25:27:100102:248, площадью 1200 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдельно стоящие односемейные дома с участками площадью 600-1200 квадратных метров, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир: жилой дом. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, находится в общей долевой собственности: ФИО6, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 (ранее – ФИО12) по 1/6 доле в праве у каждого.
В границах данного земельного участка находится жилой дом с кадастровым номером 25:27:100102:3544, правообладателями которого также являются: ФИО6, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 по 1/6 доле в праве у каждого.
В соответствии с градостроительным планом, утвержденным начальником управления и архитектуры и градостроительства администрации Артемовского городского округа 13 ноября 2008 года, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, находится в зоне индивидуальной усадебной жилой застройки. Основные виды: отдельно стоящие односемейные дома с участками площадью 600-1200 кв.м.
Постановлением Администрации Приморского края от 07 июля 2017 года № 277-па «О внесении изменений в Генеральный план Артемовского городского округа Приморского края», утверждены изменения в Генеральный план Артемовского городского округа.
Согласно схеме с отображением функциональных зон, входящих в состав карт изменений Генерального плана Артемовского городского округа, утвержденных вышеуказанным Постановлением, в отношении земельного участка с кадастровым номером №:248 установлена функциональная жилая зона.
В первоначальной редакция Правил землепользования и застройки Артемовского городского округа, территория в месте расположения земельного участка с кадастровым номером 25:27:100102:248 была отнесена к зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
Распоряжением департамента градостроительства Приморского края от 28 июля 2017 года № 41 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки Артемовского городского округа Приморского края», в отношении земельного участка с кадастровым номером №:248 установлена территориальная зона (Ж 3) – зона застройки среднеэтажными жилыми домами (от 5 до 8 этажей, включая мансардный).
В последующей редакции Правил землепользования и застройки Артемовского городского округа Приморского края, утвержденной распоряжением департамента градостроительства Приморского края от 25 сентября 2019 года № 110 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки Артемовского городского округа Приморского края», территориальная зона, в границах которой расположен спорный земельный участок, относится к зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж 3).
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются никем из сторон.
29 мая 2019 года собственники земельного участка с кадастровым номером №:248 уведомили администрацию Артемовского городского округа о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилого дома.
В уведомлении администрации Артемовского городского округа от 31 мая 2019 года № 76 сообщается о недопустимости размещения указанного в уведомлении объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка, установленными Правилами землепользования и застройки Артемовского городского округа, поскольку земельный участок с кадастровым номером №:248 расположен в зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (от 5 до 8 этажей, включая мансардный, зона Ж-3), где размещение объекта индивидуального жилищного строительства не допускается.
Административный истец полагает, что установление территориальной зоны Ж-3, в пределах которой находится спорный земельный участок, препятствует ей в реализации права на проведение планируемых строительных работ в отношении объекта индивидуального жилищного строительства.
Одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит карту планируемого размещения объектов городского округа, карту функциональных зон городского округа и утверждается на срок не менее чем 20 лет (часть 11 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Тем самым подготовка Генерального плана городского округа направлена не только на отражение существующей территории городского округа, но и на планируемое развитие этой территории.
Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1 ГрК РФ). При этом несоответствие Правил землепользования и застройки муниципального образования Генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (пункт 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ).
Содержание приведенных федеральных норм во взаимосвязи с положениями части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ свидетельствует о том, что градостроительным законодательством закреплен принцип первичности Генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Анализ представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, с учетом приведенных норм материального права, позволяет суду сделать вывод об отсутствии нарушений градостроительного законодательства административными ответчиками при принятии нормативного правового акта в оспариваемой части, поскольку Генеральным планом в границах земельного участка установлена жилая функциональная зона, и, соответственно, Правилами землепользования и застройки Артемовского городского округа также предусмотрена зона застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж-3).
Оспаривая в части Правила землепользования и застройки, административный истец ссылается на невозможность проведения строительных работ на земельном участке, принадлежащем в том числе и ей на праве собственности.
Вместе с тем, установление Правилами землепользования и застройки территориальной зоны Ж-3 (зона застройки среднеэтажными жилыми домами) в отношении территории, на которой расположен спорный земельный участок, не может расцениваться как нарушение прав административного истца и нарушение разумного баланса интересов сторон, поскольку не изменяет правового режима использования земельного участка и не препятствует его использованию в соответствии с его назначением (часть 12 статьи 9 ГрК РФ).
Доказательств тому, что административный истец лишена возможности произвести капитальный ремонт индивидуального жилого дома, не обладающий признаками реконструкции, в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Правила землепользования и застройки Артемовского городского округа, утвержденные решением Думы Артемовского городского округа от 28 апреля 2011 года № 497 (в редакции распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 25 сентября 2019 года № 110), приняты уполномоченными органами с соблюдением установленной процедуры их принятия, а также порядка их официального опубликования. В оспариваемой административным истцом части Правила землепользования и застройки на территории Артемовского городского округа нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения исковых требований в данной части суд не усматривает.
При этом суд также не находит оснований и для удовлетворения требований ФИО6 об установлении в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:27:100102:248 территориальной зоны Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), поскольку в данном рассматриваемом случае не нашли своего подтверждения нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемым нормативным правовым актом.
Более того, утверждение Правил землепользования и застройки городского округа, а также внесение в них изменений отнесено к исключительной компетенции Правительства Приморского края и министерства строительства Приморского края, в нормотворческую деятельность которых суд, исходя из Конституционного принципа разделения властей, закрепленного статьей 10 Конституции Российской Федерации, не вправе вмешиваться в порядке судопроизводства, подменяя собой их компетенцию путем возложения на административных ответчиков обязанности по принятию нормативных правовых актов в той или иной редакции.
Таким образом, данные требования административного истца не основаны на положениях действующего законодательства Российской федерации, в связи с чем признаются судом необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Приморский краевой суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО6 к Думе Артемовского городского округа, администрации Артемовского городского округа, министерству строительства Приморского края, заинтересованные лица – ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о признании недействующими со дня принятия Правил землепользования и застройки Артемовского городского округа, утвержденных решением Думы Артемовского городского округа от 28 апреля 2011 года № 497 (в редакции распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 25 сентября 2019 года № 110), в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером №:248 территориальной зоны (Ж 3); установить в отношении земельного участка с кадастровым номером №:248 территориальную зону (Ж 1) – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Приморского краевого суда Е.А.Медведева