ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-194/2016 от 08.12.2016 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Иркутск 08 декабря 2016 года

№ 3а-194/2016

Иркутский областной суд в составе:

председательствующего судьи Харина Р.И.,

при секретаре судебного заседания Седых М.А.

прокурора Румянцевой А.А.

представителя административного истца Федерального агентства лесного хозяйства Ивановой Ю.Б., Берёзиной О.Р.

представителя административного ответчика Думы городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района Иркутской области, заинтересованных лиц Администрации городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района Иркутской области, Главы городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района Иркутской области Валянина Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-194/2016 по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании не действующим в части решения Думы городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района Иркутской области от 26 декабря 2012 года № 13 «Об утверждении Генерального плана городского поселения Мишелевского муниципального образования»,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное агентство лесного хозяйства в лице своего представителя по доверенности Сухих А.С. обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия решения Думы городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района Иркутской области от 26 декабря 2012 года № 13 «Об утверждении Генерального плана городского поселения Мишелевского муниципального образования» (в редакции от 29.05.2015 № 102) в части включения в границы р.п. Мишелевка городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Иркутская область, Усольский район, Усольское лесничество, а именно:

- Усольское участковое лесничество (ТУ № 2 совхоз Мальтинский) в квартале 9 выдел 25;

- Усольское участковое лесничество (Мишелевская дача) в квартале 145 выдел 1, в квартале 3 выдела 1-11, в квартале 4 выдела 1, 3, 5-11, 13;

- Усольское участковое лесничество (ТУ № 12 совхоз Бельский) в квартале 22 выдел 1.

В обоснование заявленных требований Федеральное агентство лесного хозяйства указало, что решением Думы городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района Иркутской области от 26 декабря 2012 года № 13 утверждён генеральный план городского поселения Мишелевского муниципального образования. Указанный нормативный правовой акт опубликован в газете «Новости», а также размещён на официальном интернет портале Мишелевского городского поселения http://mishelevka.mo38.ru.

Решением Думы городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района Иркутской области от 29.05.2015 № 102 в генеральный план городского поселения Мишелевского муниципального образования внесены изменения в составе материалов согласно приложению к решению.

По результатам выполненного ФГУП «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы населённого пункта, определённых основным чертежом Генерального плана, установлено включение в границы р.п. Мишелевка городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Иркутская область, Усольский район, Усольское лесничество, а именно:

- Усольское участковое лесничество (ТУ № 2 совхоз Мальтинский) в квартале 9 выдел 25;

- Усольское участковое лесничество (Мишелевская дача) в квартале 145 выдел 1, в квартале 3 выдела 1-11, в квартале 4 выдела 1, 3, 5-11, 13;

- Усольское участковое лесничество (ТУ № 12 совхоз Бельский) в квартале 22 выдел 1.

Лесные участки, включённые решением Думы в границы муниципального образования в соответствии со статьёй 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и части 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» являются ранее учтёнными объектами недвижимости с границами определёнными материалами лесоустройства.

Отмечает, что данное обстоятельство подтверждается позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 24.06.2011 № 4890/14.

Право РФ на указанные земельные участки зарегистрировано и находится в федеральной собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на участок лесного фонда общей площадью 528572 га от 02.04.2010 38-АД Номер изъят.

При издании решения городским поселением Мишелевского муниципального образования, согласование проекта соответствующего документа территориального планирования муниципального образования в части включения в границы населённого пункта указанных лесных участков из состава земель лесного фонда с Федеральным агентством лесного хозяйства не обеспечено. Проект указанного генерального плана на рассмотрение (согласование) в Рослесхоз не поступал.

В соответствии с действовавшем ранее и в настоящее время законодательством возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной собственности, установлена исключительно по согласованию с собственником земель Российской Федерацией в лице Рослесхоза.

Таким образом, решение Думы от 28 февраля 2008 года № 041-14-20 не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Постановлению Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации». Оспариваемым актом изменено целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, что препятствует осуществлению собственником Российской Федерацией функций по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов, а также передачи указанных земельных участков в пользование в соответствии со ст. 25 Лесного кодекса РФ, чем нарушаются права собственника Российской Федерации и лиц, использующих леса.

В уточнении заявленных требований представитель Федерального агентства лесного хозяйства по доверенности Сухих А.С. просил признать недействующим со дня принятия генеральный план городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района Иркутской области от 26 декабря 2012 года № 13 «Об утверждении Генерального плана городского поселения Мишелевского муниципального образования» (в редакции от 29.05.2015 № 102) в части включения в границы р.п. Мишелевка городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района, лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Иркутская область, Усольский район, Усольское лесничество, а именно:

- Усольское участковое лесничество (ТУ № 2 совхоз Мальтинский) в квартале 9 выдел 25;

- Усольское участковое лесничество (Мишелевская дача) в квартале 142 выдел 1, в квартале 3 выдела 1-11, в квартале 4 выдела 1, 3, 5-11, 13;

- Усольское участковое лесничество (ТУ № 12 совхоз Бельский) в квартале 22 выдел 1 (т.д. 4 л.д. 83-84, 92-93).

Определением Иркутского областного суда от 06 октября 2016 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг» (филиал «Прибайкаллеспроект»), Министерство лесного комплекса Иркутской области, Администрация городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района Иркутской области, Глава городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района Иркутской области (т.д. 1 л.д. 2-9).

В судебном заседании представители административного истца Федерального агентства лесного хозяйства Иванова Ю.Б., Берёзина О.Р., доводы административно искового заявления поддержали в полном объеме с учетом представленных дополнений и изменений.

Представитель административного ответчика - Думы городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района Иркутской области по доверенности Валянин Н.А., будучи также представителем Администрации городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района Иркутской области, Главы городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района Иркутской области в судебном заседании поддержал ранее поданные отзывы.

В ранее поданном отзыве Думы городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района Иркутской области по делу указано, что на основании муниципального контракта № 1 от 15.01.2009 года «на разработку генерального плана городского поселения Мишелевского муниципального образования» до декабря 2012 года выполнялись работы по подготовке, разработке и согласованию генерального плана городского поселения Мишелевского муниципального образования (муниципальный контракт прилагается). Проект «Генерального плана городского поселения Мишелевского МО» разрабатывался ООО «(данные изъяты)», заказчиком являлась администрация городского поселения Мишелевского муниципального образования, что подтверждается вышеуказанным муниципальным контрактом от 15.01.2009 г. № 1.

Проект генерального плана городского поселения Мишелевского муниципального образования рассматривался на публичных слушаниях в августе 2011 года. В 2011 - и до конца 2012 года проект проходил согласования с Правительством Иркутской области, Министерством регионального развития РФ. Проект был откорректирован по замечаниям и предложениям и представлен на утверждение в Думу городского поселения Мишелевского МО. Проект разработан на расчётный срок до 2030 года.

Исходя из основных показателей, генеральный план предусматривает рациональное использование территории поселения с учётом санитарно­-защитных зон промышленных, сельскохозяйственных и коммунальных объектов, культурного наследия р.п. Мишелевка.

Генеральным планом предложено изменить границы населённого пункта р.п. Мишелевка, в границы населённого пункта включены территории детских оздоровительных лагерей вдоль реки Хайта, данная территория необходима под размещение нового кладбища, с восточной стороны посёлка, где существующая застройка граничит с территорией, существующей границы населённого пункта, территорию санатория «Таёжный» с его инфраструктурой. Расширение границ рабочего посёлка предполагалось за счёт перевода земель лесного фонда в земли поселений. Границы муниципального образования и границы населённого пункта установлены Законом Иркутской области от 16.12.2004 года № 84-03 «О статусе и границах муниципальных образований Усольского района Иркутской области». Земельные участки лесного фонда, на которые в настоящее время зарегистрировано право собственности Российской Федераций, которые указаны в административном исковом заявлении, не были сформированы в определённых границах; межевание указанных в заявлении земельных участков не проводилось, на кадастровый учёт поставлен только общий лесной участок, категории земель: земли лесного фонда, общей площадью 528572 га, адрес объекта: Иркутская область, Усольское районное муниципальное образование, Ангарское муниципальное образование. В настоящие время невозможно установить, где должна проходить граница данных спорных участков с землями населённого пункта, так как сведения о границах населённого пункта р.п. Мишелевка 10.02.2014 внесены в государственный кадастр недвижимости - присвоен учётный Номер изъят, что в случае удовлетворения требования Федерального агентства лесного хозяйства, делает решение суда неисполнимым. Сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении спорных земельных участков не является доказательством их принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с ч. 1 ст. 67 и ч. 3 ст. 23 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населённых пунктов, на которых расположены городские леса. Согласно п.п. 7,8 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ, приказа Минрегионразвития от 27.02.2012 года № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований» орган местного самоуправления, направляет в Минрегион РФ уведомление об обеспечении доступа к проектам документов территориального планирования и материалов по его обоснованию. Согласование проекта Генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется в трёхмесячный срок со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту Генерального плана и материала по его обеспечению. В случае не поступления в установленный срок Главе поселения заключений на проект генерального плана от федерального органа, данный проект считается согласованным.

В Мишелевское муниципальное образование заключений на проект генерального плана городского поселения Мишелевского МО не поступало, следовательно, он считается согласованным, уведомление об отправке и получении Минрегионом имеется. Кроме того, проект генерального плана городского поселения Мишелевского муниципального образования, был согласован Правительством Иркутской области, о чём им представлено заключение Заместителя Председателя Правительства Иркутской области от 13.04.2012 г. Номер изъят. В приложении указанного заключения имеется согласование (служебная записка) Министра лесного комплекса Иркутской области Пенюшкина Н.А. о согласовании генерального плана городского поселения Мишелевского муниципального образования, учитывая данный факт, на тот момент, вопросов о расширении границ населённого пункта р.п. Мишелевка на земли лесного фонда, указанные в административном исковом заявлении, не возникало.

В связи с изложенным, считает, что процедура согласования проекта генерального плана городского поселения Мишелевского муниципального образования выполнена в полном объёме и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также процедура принятия решения Думы городского поселения Мишелевского МО от 26.12.2012 года № 13 «Об утверждении Генерального плана городского поселения Мишелевского муниципального образования» была соблюдена, оспариваемое решение является законным, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований Федерального агентства лесного хозяйства необходимо отказать (т.д. 2 л.д. 11-13).

В отзыве Администрации городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района Иркутской области, Главы городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района Иркутской области указаны аналогичные доводы, изложенные в отзыве Думы городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района Иркутской области (т.д. 2 л.д. 101-106).

В возражениях на отзыв административного ответчика административным истцом указано, что материалы, положенные в основу административного искового заявления, полностью подтверждают и обосновывают законность исковых требований.

Полагает, что доводы административного ответчика о том, что процедура согласования генерального плана не нарушена, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Ссылка о согласовании генерального плана Министерством лесного комплекса Иркутской области не может служить основанием такого согласования со стороны органа государственной власти субъекта РФ в области лесных отношений, так как Министерство лесного комплекса Иркутской области (в период согласования и утверждения оспариваемого нормативного правового акта) ни является уполномоченным органом субъекта РФ в области лесных отношений.

Указывает, что в соответствии с Законом Иркутской области от 11.05.2010 № 30-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области» и постановлением Администрации Иркутской области от 31 октября 2007 года № 237-па «Об агентстве лесного хозяйства Иркутской области» государственным органом государственной власти по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов является Агентство лесного хозяйства Иркутской области.

Агентство находилось в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области. В соответствии с Положением и Министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утверждённым постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009 № 392/171-пп, министерство является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в области охраны окружающей среды, недропользования, водных отношений, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений и в сфере лесного хозяйства.

Таким образом, реализация переданных в соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ полномочий в области лесных отношений на территории Иркутской области, обеспечивается Агентством (в настоящее время Министерство лесного комплекса). Статьёй 83 Лесного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень отдельных переданных Российской Федерацией полномочий органам государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений. Полномочия по согласования документов территориального планирования у органов государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений не установлены (т.д. 4 л.д. 36-40).

В отзыве представитель Министерства лесного комплекса Иркутской области указывает на законность и обоснованность требований административного истца (т.д. 1 л.д. 166).

В письменных отзывах и возражениях:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области поддержало доводы, изложенные в заявлении административного истца о том, что оспариваемое решение принято без соблюдения установленной процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений, полагая их обоснованными и подлежащими удовлетворению. Просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя (т.д. 1 л.д. 56-60).

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области указало о внесении 02 апреля 2010 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о праве собственности Российской Федерации на спорные лесные участки с местоположением: Иркутская область, Усольское районное муниципальное образование, Ангарское муниципальное образование, условный Номер изъят. Полагает необоснованным привлечение Управления в качестве заинтересованного лица по данному иску, просит о рассмотрении дела в отсутствие их представителя (т.д. 1 л.д. 231).

ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области указывает, что сведения о границах населённого пункта – рабочий посёлок Мишелевка, внесены в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в орган кадастрового учёта в порядке информационного взаимодействия: решения Думы городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района Иркутской области от 26.12.2012 г. № 54 «Об утверждении генерального плана городского поселения Мишелевского муниципального образования»; карты (плана) границы населённого пункта рабочий посёлок Мишелевка от 12.12.2013 г., в которой содержатся сведения о публикации в СМИ (газета) «Новости» № 141 (909) от 28.12.2012 г.; выписки из утверждённого генерального плана, содержащей текстовое и графическое описание местоположения границы населённого пункта р.п. Мишелевка. В случае удовлетворения требований заявителя основанием для каких-либо изменений в государственном кадастре недвижимости может быть только указание в решении суда конкретных действий (например, изменение границы в новых (определённых) координатах). Просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя (т.д. 1 л.д. 146-148).

Прибайкальский филиал ФГБУ «Рослесинфорг» поддержал доводы, изложенные в заявлении административного истца, просил удовлетворить их в полном объёме, рассмотреть дело в отсутствие представителя (т.д. 1 л.д. 84-85).

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, надлежащим образом извещённое о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило. Просят о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В ранее представленном отзыве поддерживают административное исковое заявление, находят его законным и подлежащим удовлетворению. Отмечают, что проект генерального плана подлежит согласованию с Рослесхозом, который действует в пределах своей компетенции самостоятельно. Указывают, что письмо Минрегиона России от 06.09.2012 Номер изъят-ВГ/02 о направлении на рассмотрение проекта генерального плана городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района Иркутской области поступило в Миприроды России (Вх. Номер изъят от 14.09.2012), однако в согласовательном совещании Минприроды России участия не принимало (т.д. 2 л.д. 1-6, т.д. 3 л.д. 224-228, 246, т.д. 4 л.д. 80, 88).

Министерство экономического развития Российской Федерации, надлежащим образом извещённое о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, об уважительности причин неявки своего представителя в судебное заседание суду не сообщило, отзывов и возражений на административное исковое заявление не направило.

В соответствии с положениями статей 150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения представителя административного истца Федерального агентства лесного хозяйства Иванову Ю.Б., представителя административного ответчика - Думы городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района Иркутской области, представителя заинтересованных лиц Администрации городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района Иркутской области, Главы городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района Иркутской области по доверенности Валянина Н.А., изучив материалы дела, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Румянцевой А.А., полагавшей нормативный правовой акт подлежащим признанию не действующим в части, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.ч. 1, 6, 8, 9 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие нормативный правовой акт.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) утверждение генерального плана городского поселения относится к вопросам местного значения городского поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель, за исключением земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны, или земельных участков в составе таких земель, в земли других категорий разрешается в случае:

1) организации особо охраняемых природных территорий;

2) установления или изменения черты поселения;

3)размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Перевод земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае размещения линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также по решению Правительства Российской Федерации в случае размещения аэродромов.

Согласно пункту 5 части 1 и части 2 статьи 7, части 1 статьи 8, пункту 1 части 1 и части 3 статьи 84, частям 1 и 6 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли лесного фонда. Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 настоящего Кодекса, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешённого использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации.

Утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населённых пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населённых пунктов.

При этом установление или изменение границ населённых пунктов, а также включение земельных участков в границы населённых пунктов либо исключение земельных участков из границ населённых пунктов является переводом земель населённых пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населённых пунктов.

Включение земельных участков в границы населённых пунктов не влечёт за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для её восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.

Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91), при этом полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах (статья 83).

В соответствии со ст. ст. 4.2, 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учёт которых не осуществлялся, признаются ранее учтёнными объектами недвижимости. Сведения о ранее учтённых участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учётом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.

Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство. Данная позиция неоднократно закреплена в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 года N 238-О-О, от 23 апреля 2015 года № 994-О, Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 09 января 1998 года № 1-П и от 07 июня 2000 года № 10-П.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населённых пунктов, а также включение земельных участков в границы населённых пунктов либо исключение земельных участков из границ населённых пунктов является переводом земель населённых пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населённых пунктов.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана определён статьёй 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации:

1. Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

2. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

3. Подготовка проекта генерального плана осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов, с учётом комплексных программ развития муниципальных образований, положений о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемах территориального планирования муниципальных районов (при подготовке генерального плана поселения), региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учётом предложений заинтересованных лиц.

4. Региональные и местные нормативы градостроительного проектирования содержат минимальные расчётные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной инфраструктуры, благоустройства территории).

5. Утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учётом особенностей поселений, городских округов в границах субъекта Российской Федерации. Состав, порядок подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

6. Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учётом особенностей населённых пунктов в границах муниципальных образований, межселенных территорий. Состав, порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Не допускается утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, содержащих минимальные расчётные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже, чем расчётные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в региональных нормативах градостроительного проектирования.

7. При наличии на территориях поселения, городского округа объектов культурного наследия в процессе подготовки генеральных планов в обязательном порядке учитываются ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия и статьёй 27 настоящего Кодекса.

8. Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьёй 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

9. Проект генерального плана подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за три месяца до его утверждения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет". Опубликованию и размещению подлежат проект положений о территориальном планировании, предусмотренных частью 5 статьи 23 настоящего Кодекса, и проекты карты (схемы) или нескольких карт (схем), на которых отображена информация, предусмотренная частью 6 статьи 23 настоящего Кодекса.

10. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.

11. Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьёй 28 настоящего Кодекса.

12. Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.

13. Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учётом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.

14. Генеральный план подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет". Опубликованию и размещению подлежат положения, предусмотренные частью 5 статьи 23 настоящего Кодекса, и карта (схема) или несколько карт (схем), на которых отображена информация, предусмотренная частью 6 статьи 23 настоящего Кодекса. Генеральный план в течение трёх дней со дня его утверждения направляется в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находятся поселение, городской округ, и главе муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае утверждения генерального плана поселения).

15. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

16. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.

17. Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с частями 2 - 14 настоящей статьи.

18. Внесение в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населённых пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения, осуществляется без проведения публичных слушаний.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, границ земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ земель обороны и безопасности, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, границ территорий объектов культурного наследия, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения. Согласованию также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на указанных землях, территориях и земельных участках.

Часть 1 статьи 16 Градостроительного кодекса Российской Федерации также предусматривала обязательное согласование проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случае, если предложения, содержащиеся в указанном проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178 (действующим в период утверждения и принятия генерального плана) было утверждено Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, в соответствии с которым определён порядок согласования проекта территориального планирования каждым согласующим органом и выдачу заключения о согласовании проекта. В соответствии с пп. «а» п. 5 раздела 2 Положения предусмотрено, что заказчик обеспечивает доступ к проектам документов территориального планирования (материалам по их обоснованию) в информационной системе. Уведомление об обеспечении указанного доступа направляется заказчиком в электронной форме и (или) посредством почтового отправления в 3-дневный срок со дня обеспечения такого доступа в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны природных ресурсов, включая водные объекты, охраны окружающей среды, особо охраняемых природных территорий - в случаях, указанных в части 1 статьи 16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

На момент принятия оспариваемого нормативного правового акта Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений, в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр, использование и охрану водного фонда, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), использование объектов животного мира и среды их обитания (за исключением объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты), особо охраняемые природные территории, а также в сфере охраны окружающей среды (за исключением сферы экологического надзора).

Министерство природных ресурсов Российской Федерации также осуществляло координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства по недропользованию, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства водных ресурсов.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утверждённом Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года № 283 и действующим на момент принятия оспариваемого акта, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, в том числе на него было возложено рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда в земли других категорий.

При рассмотрении дела судом установлено, что Решением Думы городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района Иркутской области от 26 декабря 2012 года № 13 утверждён генеральный план городского поселения Мишелевского муниципального образования (опубликовано в газете «Новости» от 28 декабря 2012 года № 141 (909)) (т.д. 1 л.д. 17, т.д. 2 л.д. 16, 116-135, т.д. 3 л.д. 38, 53-66, 70-193).

На основании решения Думы городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района Иркутской области от 29 мая 2015 года № 102 в указанный документ внесены изменения (т.д. 1 л.д. 19, т.д. 2 л.д. 14, 18, т.д. 3 л.д. 41-52).

В соответствии с Уставом Мишелевского муниципального образования в структуру органов местного самоуправления входит Дума городского поселения Мишелевского муниципального образования, глава городского поселения Мишелевского муниципального образования. Дума муниципального образования состоит из 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах сроком на 5 лет. Дума городского поселения Мишелевского муниципального образования правомочна, если в её состав избрано не менее чем две трети от установленного настоящим Уставом числа депутатов. К компетенции Думы городского поселения Мишелевского муниципального образования отнесено принятие планов и программ развития муниципального образования, изменение границ муниципального образования. Порядок внесения проектов решений Думы и порядок их рассмотрения устанавливаются Регламентом Думы городского поселения Мишелевского муниципального образования. Решения Думы принимаются открытым или тайным голосованием в порядке, установленном Регламентом Думы городского округа. Решения Думы городского поселения Мишелевского муниципального образования вступают в законную силу с момента их подписания Главой поселения, если иной срок не установлен в Решении. Решения Думы городского поселения Мишелевского муниципального образования, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Источником официального опубликования является газета «Новости» (т.д. 2 л.д. 20-24, 26-80).

Регламентом Думы городского поселения Мишелевского муниципального образования, утверждённым решением Думы городского поселения Мишелевского муниципального образования от 06.11.2012 № 1 утверждён порядок работы Думы. Так, по рассматриваемым вопросам Дума принимает решения открытым или тайным голосованием. Результаты голосования фиксируются в протоколе. Решения Думы вступают в силу в соответствии с положениями Устава городского поселения Мишелевского муниципального образования (т.д. 2 л.д. 58-80).

Таким образом, Дума городского поселения Мишелевского муниципального образования являлась органом, уполномоченным на принятие оспариваемого нормативного правового акта.

Проверяя процедуру принятия решения, судом установлено, что при принятии решения имелся необходимый кворум, что подтверждено протоколом № 3 заседания Думы городского округа 26.10.2012, решением Усольской районной территориальной избирательной комиссией об утверждении итогов голосования на выборах депутатов Думы городского поселения Мишелевского муниципального образования третьего созыва (т.д. 2 л.д. 89-94).

Оспариваемое Решение Думы было подписано главой городского поселения Мишелевского муниципального образования Рахваловым А.Н, избрание которого подтверждено решением Усольской районной территориальной избирательной комиссией Номер изъят от 18 октября 2012 года о регистрации избранного главы городского поселения Мишелевского муниципального образования, распоряжением о вступлении в должность главы городского поселения Мишелевского муниципального образования Номер изъят-р от 23.10.2012, (т.д. 2 л.д. 186-187).

Таким образом, форма, вид и полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, были соблюдены.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ Главой администрации городского поселения Мишелевского муниципального образования Евтеевым Е.В. было вынесено распоряжение № 2а-р от 12.01.2009 г. о подготовке проекта по разработке генерального плана городского поселения Мишелевского муниципального образования в целях устойчивого развития, повышения эффективного доступа к территории Мишелевского муниципального образования, исходя из социальных, экономических, экологических и иных факторов для обеспечения развития территории, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», был утверждён состав комиссии по подготовке проекта по разработке генерального плана (т.д. 4 л.д. 112).

Распоряжением от 12.12.2007г. Номер изъят-р на основании решения территориальной избирательной комиссии Номер изъят от 03.12.2007г. «Об итогах голосования на выборах главы сельского поселения Мишелевского муниципального образования», на должность главы был избран Евтеев Е.В. (т.д. 4 л.д. 146-148).

Согласно ч. 3 ст. 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации публичные слушания проводятся в каждом населённом пункте муниципального образования. В случае внесения изменений в генеральный план в отношении части территории поселения или городского округа публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поселения или городского округа, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений.

Распоряжением главы городского поселения Мишелевского муниципального образования Номер изъята-р от 29.07.2011 г. принято решение о проведении публичных слушаний по обсуждению проекта генерального плана городского поселения Мишелевского муниципального образования, определено место и время (место проведения - актовый зал администрации городского поселения Мишелевского муниципального образования, дата проведения – 24 августа 2011 года, время проведения – 15:00) проведения публичных слушаний, состав рабочей комиссии. Данное распоряжение 29.07.2011 г. было опубликовано в газете «Новости» (т.д. 2 л.д. 148-151).

В соответствии с предоставленной в суд справкой, в состав городского поселения Мишелевского муниципального образования входят следующие населённые пункты: деревня Глубокий Лог, посёлок Усолье-7, рабочий посёлок Мишелевка, село Хайта (т.д. 2 л.д. 107).

Следовательно, публичные слушания были проведены не во всех населённых пунктах, входящих в состав Мишелевского муниципального образования.

В соответствии с ч. 8 ст. 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трёх месяцев.

24 августа 2011 года составлен протокол публичных слушаний, в соответствии с которым проект генерального плана одобрен, кроме того, в соответствии с данным протоколом было решено рекомендовать Думе городского поселения Мишелевского муниципального образования утвердить генеральный план городского поселения Мишелевского муниципального образования с изменениями и замечаниями (т.д. 2 л.д. 152-156).

26 августа 2011 года было опубликовано решение публичных слушаний в газете «Новости» (т.д. 2 л.д. 157).

Исходя из изложенного судом установлено нарушение срока проведения публичных слушаний.

В соответствии с ч. 9 ст. 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации глава местной администрации с учётом заключения о результатах публичных слушаний принимает решение: 1) о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования; 2) об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку.

Судом при рассмотрении дела установлено, что по итогам проведения публичных слушаний заключение о их результатах составлено не было, тогда как в соответствии со ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа (ч. 12). Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учётом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением (ч. 13).

Кроме того, согласно ч. 7 ст. 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

По результатам выполненного ФГУП "Рослесинфорг" совмещения рабочих материалов лесоустройства, не являющихся обязательными нормативно-техническими документами, со схемами генеральных планов установлено, что земли лесного фонда частично включены в границы населённых пунктов, расположенных на землях лесного фонда в квартале 9 выдел 25 Усольского участкового лесничества (ТУ № 2 совхоз Мальтинский), в квартале 142 выдел 1, в квартале 3 выдела 1-11, в квартале 4 выдела 1, 3, 5-11, 13 Усольского участкового лесничества (Мишелевская дача), в квартале 22 выдел 1 Усольского участкового лесничества (ТУ № 12 совхоз Бельский). Спорные участки, вошедшие в границы населённого пункта, являются лесными участками, категория земли – земли лесного фонда, в собственности Российской Федерации (т.д. 1 л.д. 22- 25, 86-88, 184-207).

13 апреля 2012 года в адрес главы городского поселения Мишелевского муниципального образования поступило Заключение Правительства Иркутской области № 29 о согласовании проекта генерального плана Мишелевского городского поселения Усольского муниципального района Иркутской области (т.д. 2 л.д. 168-184).

30 июля 2012 года Главой городского поселения Мишелевского муниципального образования в Министерство регионального развития Российской Федерации на согласование был направлен генеральный план Мишелевского городского поселения Усольского муниципального района Иркутской области и копии полученных согласований от уполномоченных органов государственной власти Иркутской области, однако ответ на согласование получен не был (т.д. 2 л.д. 162-167).

Кроме того из пояснений Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации следует, что проект генерального плана подлежит согласованию с Рослесхозом, который действует в пределах своей компетенции самостоятельно. Минприроды России в согласовательном совещании участия не принимало (т.д. 3 л.д. 246, т.д. 4 л.д. 88).

Таким образом, суд приходит к выводу, что в ходе подготовки и утверждения проекта разработки и утверждения проекта генерального плана городского поселения Мишелевского муниципального образования уполномоченными органами самоуправления не в полном объёме соблюдена процедура, предшествующая принятию представительным органом местного самоуправления решения об утверждении генерального плана и предусмотренная ч.ч. 12, 13 ст. 24, ч.ч. 3, 7, 8, 9 ст. 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Также при принятии решения Думой городского поселения Мишелевского муниципального образования от 26 декабря 2012 года № 13 «Об утверждении Генерального плана городского поселения Мишелевского муниципального образования» согласование проекта соответствующего документа территориального планирования муниципального образования в части включения в границы населённого пункта вышеуказанных лесных участков из состава земель лесного фонда с Федеральным агентством лесного хозяйства не было обеспечено.

Оценивая доводы административного ответчика о том, что земельные участки лесного фонда, перечисленные в административном исковом заявлении, на которые в настоящее время зарегистрировано право собственности Российской Федераций, не были сформированы в определённых границах, межевание данных земельных участков не проводилось, на кадастровый учёт поставлен только общий лесной участок и невозможно установить, где должна проходить граница данных спорных участков с землями населённого пункта, а также, что факт проведения лесоустройства в отношении спорных земельных участков не является доказательством их принадлежности к землям лесного фонда, суд приходит к следующему.

При рассмотрении дела установлено, что в состав утверждённого генерального плана вошли земли лесного фонда, собственность на которые зарегистрирована за Российской Федерацией, факт наложения границ земель лесного фонда на земли населённых пунктов подтверждён схемой наложения границ, которая подготовлена с использованием материалов лесоустройства, материалов таксации лесов, топографических материалов.

В соответствии со статьёй 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксацию лесов. Местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 02 апреля 2010 года и выписке из государственного лесного реестра спорные лесные земельные участки отнесены к землям лесного фонда и находятся в собственности Российской Федерации (т.д.1 л.д. 25, 184-185).

Включение земельных участков лесного фонда в состав населённых пунктов подтверждается схемой картографического наложения материалов лесоустройства на границы населённого пункта, выполненного ФГБУ «Рослесинфорг», таксационными описаниями, картой-схемой административного деления Иркутской области с указанием лесничеств и лесопарков, выкопировкой из лесохозяйственного регламента Усольского лесничества в отношении спорных участков (т.д.1 л.д. 22-24, 86-88, 186-207)

Кроме того данные обстоятельства были подтверждены в судебном заседании кадастровым инженером ФГБУ «Рослесинфорг» Г.С., допрошенной в качестве свидетеля, которая показала суду, что при принятии генерального плана городского поселения Мишелевского муниципального образования произошло включение земельных участков лесного фонда в состав населённых пунктов. Сведения о том, что спорные лесные земельные участки отнесены к землям лесного фонда и их границы определены, являлись общедоступными и должны были быть известны, и учтены административным ответчиком при принятии и утверждении генерального плана городского поселения Мишелевского муниципального образования.

Оценивая доводы административного ответчика о том, что процедура согласования проекта генерального плана городского поселения Мишелевского муниципального образования выполнена в полном объёме, поскольку орган местного самоуправления направил в Минрегион РФ уведомление об обеспечении доступа к проектам документов территориального планирования и материалов по его обоснованию, однако заключение в установленный законом трёхмесячный срок не поступило, в связи с чем, данный проект считается согласованным, а также имеются согласования заместителем председателя Правительства Иркутской области от 13.04.2012 г. Номер изъят и министра лесного комплекса Иркутской области Пенюшкина Н.А., суд приходит к следующему.

Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований установлен приказом Минрегиона России № 69 (далее - Порядок согласования).

Пунктом 2.1 названного порядка, действовавшего в период подготовки Генерального плана городского поселения Мишелевского муниципального образования в редакции от 26 декабря 2012 года, предусмотрено направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Минрегион России в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ. В свою очередь, Минрегион России обладал организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности.

Таким уполномоченным федеральным органом в период подготовки оспариваемого акта в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства", являлся Рослесхоз и до 1 января 2015 года в соответствии с пунктом 4 названного постановления к полномочиям Рослесхоза относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населённых пунктов.

Следовательно, на дату утверждения оспариваемого акта, Рослесхоз был специально уполномочен осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населённых пунктов и изменение категории земель, которое оформляется путём подготовки заключений.

При отсутствии заключения Рослесхоза по проекту генерального плана поселения соблюдение органом местного самоуправления процедур согласования, в том числе утверждение документа территориального планирования при квалифицированном молчании уполномоченного органа исполнительной власти (части 7 и 8 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ), само по себе не подтверждает соблюдение порядка принятия генерального плана городского поселения.

Министерство лесного комплекса Иркутской области (в период согласования и утверждения оспариваемого нормативного правового акта) не являлось уполномоченным органом субъекта РФ в области лесных отношений.

При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что административным ответчиком - Думой городского поселения Мишелевского муниципального образования, было согласование с Правительством Иркутской области, а также что предпринимались попытки согласования с Министерством регионального развития, поскольку факт отсутствия согласования проекта документа с Федеральным агентством лесного хозяйства на момент его принятия в 2012 году свидетельствует о нарушении действующего законодательства, регламентирующего порядок принятия и издания документа территориального планирования.

С учётом вышеизложенных правовых норм, позиций Конституционного Суда Российской Федерации, обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что поскольку согласование по включению земельных участков из земель лесного фонда в границы населённого пункта отсутствовало, оспариваемое решение не может считаться соответствующим действующему законодательству.

Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что при подготовке проекта генерального плана городского поселения Мишелевского муниципального образования нарушена предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации процедура согласования и имеется документально подтверждённое наложение границ населённого пункта на участки лесного фонда, в связи с чем, имеются основания для признания не действующим решения Думы городского поселения Мишелевского муниципального образования от 26 декабря 2012 года № 13 «Об утверждении Генерального плана городского поселения Мишелевского муниципального образования» в части включения в границы р.п. Мишелевка городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Иркутская область, Усольский район, Усольское лесничество, а именно:

- Усольское участковое лесничество (ТУ № 2 совхоз Мальтинский) в квартале 9 выдел 25;

- Усольское участковое лесничество (Мишелевская дача) в квартале 142 выдел 1, в квартале 3 выдела 1-11, в квартале 4 выдела 1, 3, 5-11, 13;

- Усольское участковое лесничество (ТУ № 12 совхоз Бельский) в квартале 22 выдел 1.

В соответствии со статьёй 215 КАС РФ по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты. В соответствии с пунктом 28 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

В связи с тем, что оспариваемый нормативный правовой акт применяется со дня его принятия, на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд признаёт оспариваемый нормативный правовой акт недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

С учётом положений п. 2 ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 50 Устава Мишелевского муниципального образования решение суда подлежит опубликованию в газете «Новости» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Иркутский областной суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства к Думе городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района Иркутской области о признании не действующим решения Думы городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района Иркутской области от 26 декабря 2012 года № 13 «Об утверждении Генерального плана городского поселения Мишелевского муниципального образования» в части включения в границы городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района Иркутской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Думы городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района Иркутской области от 26 декабря 2012 года № 13 «Об утверждении Генерального плана городского поселения Мишелевского муниципального образования» в части включения в границы р.п. Мишелевка городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Иркутская область, Усольский район, Усольское лесничество, а именно:

- Усольское участковое лесничество (ТУ № 2 совхоз Мальтинский) в квартале 9 выдел 25;

- Усольское участковое лесничество (Мишелевская дача) в квартале 142 выдел 1, в квартале выдела 1-11, в квартале 4 выдела 1, 3, 5-11, 13;

- Усольское участковое лесничество (ТУ № 12 совхоз Бельский) в квартале 22 выдел 1.

Резолютивная часть решения суда подлежит опубликованию в газете «Новости» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья: Р.И. Харин