ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1990/2021 от 14.03.2022 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Дело № 3а-23/2022

22OS0000-01-2021-001669-79

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 марта 2022 года г. Барнаул

Алтайский краевой суд в составе

председательствующего судьи Солод Ю.А.

при секретаре Фонаковой Ю.Е.,

рассмотрев с участием прокурора Удачина И.Б., представителя административного истца Габарчук Т.Г., представителей административного ответчика Меркушевой Т.В., Лотухова Е.Э., в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края о признании недействующими отдельных положений лесохозяйственного регламента Кулундинского лесничества Алтайского края, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 22 ноября 2018 года №1824,

УСТАНОВИЛ:

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 22 ноября 2018 года №1824 утвержден лесохозяйственный регламент Кулундинского лесничества Алтайского края (далее - лесохозяйственный регламент, Регламент).

Приказ от 22 ноября 2018 года №1824 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 23 ноября 2018 года, включен в регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 17 декабря 2018 года, регистрационный номер ***.

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее – Минприроды Алтайского края) от 09 июля 2020 года №778 «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 22.11.2018 №1824» опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 10 июля 2020 года, включен в регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 21 декабря 2020 года, регистрационный номер ***.

В соответствии с таблицей 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» раздела 1 «»Краткая характеристика лесничества главы I «Общие сведения» Регламента Гоноховское лесничество в границах кварталов 26,41-44,58, 72, 82, частей кварталов 6-9, 23, 27, 29, 30, 77, 78 отнесено по целевому назначению к защитным полосам лесов (лесам, расположенным в границах полос отвода железных дорог и придорожных полос автомобильных дорог, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности).

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД», Общество) обратилось в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнения требований (л.д.41-45,т.2), о признании лесохозяйственного регламента в части отнесения кварталов №№8,26,44,58,72,82 Гоноховского участкового лесничества Кулундинского лесничества к лесам, расположенным в защитных полосах лесов (лесам, расположенным в границах полос отвода железных дорог и придорожных полос автомобильных дорог, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности) недействующим с 01 июля 2019 года.

В обоснование заявленных требований Общество указало, что Минприроды Алтайского края обратилось с иском в Арбитражный суд Новосибирской области к ОАО «РЖД» о возмещении вреда, причиненного лесным насаждениям в результате пожара. При расчете ущерба применено 2-кратное увеличение суммы из-за того, что нарушение законодательства совершено в защитных лесах. Отнесение указанных кварталов к лесам, расположенным в защитных полосах лесов (лесам, расположенным в границах полос отвода железных дорог и придорожных полос автомобильных дорог, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности) противоречит положениям ст.ст. 6,6.1,114 Лесного кодекса Российской Федерации и ст.ст. 7,90 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку, по мнению административного истца, полоса отвода железной дороги может иметь место только на землях транспорта, в связи с чем защитные полосы лесов, расположенные в границах полос отвода не могут располагаться на землях лесного фонда и относиться по целевому назначению к категории защитные леса.

В судебном заседании представитель ОАО «РЖД» Габарчук Т.Г. настаивала на удовлетворении административных исковых требований по доводам, изложенным в исковом заявлении, уточненном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что в соответствии с положениями пункта 16 части 1 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации правом на принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам наделены органы государственной власти Российской Федерации. Поскольку решение об отнесении указанных кварталов к защитным лесам уполномоченным органом не принималось, Минприроды Алтайского края, отнеся в оспариваемом Регламенте кварталы №№8,26,44,58,72,82 Гоноховского участкового лесничества Кулундинского лесничества к лесам, расположенным в защитных полосах лесов (лесам, расположенным в границах полос отвода железных дорог и придорожных полос автомобильных дорог, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности) вышло за пределы, предоставленных Лесным кодексом Российской Федерации полномочий.

Представители Минприроды Алтайского края Меркушева Т.В., Лотухов Е.Э. возражали против удовлетворения административного искового заявления по доводам письменных отзывов (л.д.12-15,162-164,184-186), согласно которым нормативный правовой акт принят в пределах полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации с соблюдением процедуры принятия нормативного правового акта. Так же указали, что леса, находящиеся на территории Кулундинского района Алтайского края отнесены к ленточным борам и лесам, расположенным в лесостепных зонах, что в соответствии со ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного акта, относит их к защитным лесам. Полагали, что положения лесохозяйственного регламента не нарушают права административного истца, поскольку расчет ущерба произведен исходя из того, что пожар произошёл в лесах, отнесенных по целевому назначению к защитным.

Представитель Федерального агентства лесного хозяйства в лице Департамента развития лесных отношений по Сибирскому федеральному округу в судебное заседание не явился, извещены надлежаще, просили рассмотреть административное дело в их отсутствие, указывая на необоснованность административного искового заявления.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в административном деле, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72, частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 9 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2.1.2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 05 декабря 2016 года №152, утверждение лесохозяйственных регламентов на территории Алтайского края отнесено к полномочиям министерства.

Минприроды Алтайского края образовано в соответствии с Указом Губернатора Алтайского края от 17 августа 2016 года №92 «О структуре органов исполнительной власти Алтайского края» и входит в структуру органов исполнительной власти Алтайского края согласно Указу Губернатора Алтайского края от 16 октября 2018 года №156.

Приказ от 22 ноября 2018 года №1824 «Об утверждении лесохозяйственного регламента Кулундинского лесничества Алтайского края», приказ 09 июля 2020 года №778 «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 22.11.2018 №1824» опубликованы в соответствии с частью 1 статьи 33 Закона Алтайского края от 09 ноября 2006 года №122-ЗС «О правотворческой деятельности» на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 23 ноября 2018 года и 10 июля 2020 года соответственно (л.д.18,17 т.2).

Нарушений требований к форме нормативного правового акта, процедуре его принятия, опубликования и вступления в силу, установленных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 27 февраля 2017 года № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений», Уставом Алтайского края (статья 86) и законом Алтайского края «О правотворческой деятельности» от 09 ноября 2006 года № 122-ЗС (статьи 28, 30, 33, 36), судом при рассмотрении дела не установлено, по данным основаниям нормативный правовой акт не оспаривается.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 128, части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснениям пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.

Как усматривается из материалов дела Минприроды Алтайского края обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к ОАО «РЖД» о возмещении вреда, причиненного лесным насаждениям в результате пожара.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» размер такс для исчисления размера ущерба, причинённого лесным насаждениям подлежит увеличению в 2 раза при определении размера вреда, причиненного в связи с нарушением лесного законодательства в защитных лесах.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 25 августа 2021 года, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15 ноября 2021 года исковые требования Минприроды Алтайского края удовлетворены. При проверке расчета размера ущерба, причиненного лесным насаждениям суды сослались на материалы оспариваемого лесохозяйственного регламента в части отнесения пострадавших участков к защитным лесам.

При таких обстоятельствах ОАО «РЖД», являясь лицом, в отношении которого применен оспариваемый нормативный правовой акт, с учетом положений статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе оспорить вышеприведенные положения Регламента.

Что касается соответствия оспариваемых положений нормативного правового акта законодательству, имеющему большую юридическую силу, то в этой части суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности; участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека; использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями; недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления; платность использования лесов.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (Постановления от 9 января 1998 года N 1-П и от 7 июня 2000 года N 10-П, Определение от 27 июня 2000 года N 92-О). По смыслу приведенных конституционных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России, исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности (определение Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 N 238-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Аятское" на нарушение конституционных прав и свобод частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").

Согласно части 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды: защитные леса; эксплуатационные леса; резервные леса.

В соответствии с частью 2 статьи 110 Лесного кодекса Российской Федерации отнесение лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и исключение их из состава защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются такие леса, осуществляются решениями органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 и 82 настоящего Кодекса, в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией.

Пунктами 16,17 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации полномочиями по отнесению лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), эксплуатационным лесам, резервным лесам наделены органы государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.

В ходе судебного разбирательства установлено, что приказом Рослесхоза от 26 апреля 2010 года №143 (Приложение №14) часть квартала №8 Гоноховского участкового лесничества Кулундинского лесничества по целевому назначению отнесено к ленточным борам (л.д.121-125, т.2). Решений об отнесении кварталов №26,44,58,73,82 к какой либо категории Рослесхозом принималось, что следует из ответа от 19 января 2022 года №АВ-03-28/951 (л.д.129, т.2).

Вместе с тем, приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 августа 2014 года №367 «Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации» территория Кулундинского района Алтайского края отнесена к Алтае-Новосибирскому лесному району лесостепей и ленточных боров.

В соответствии с положениями подпунктов в,ж, пункта 4 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации, действовавшей до 01 июня 2019 года, леса, расположенные в лесостепных зонах и ленточные боры относились к категории ценных, которые, в свою очередь, включались в категорию защитных.

В ходе судебного разбирательства представитель Минприроды Алтайского края также подтвердил, что на территории Кулундинского лесничества расположены только защитные леса.

В действующей редакции Лесного кодекса Российской Федерации ленточные боры и лесостепные леса так же относятся к категории ценных лесов и виду защитных лесов (подп. 4,10 части 1 статьи 115, подп. 4 части 2 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации).

Порядок разработки лесохозяйственных регламентов определен приказом Минприроды России от 27 февраля 2018 № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» (далее - Порядок № 72).

В силу части 7 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 11 Порядка № 72 основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества, материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования.

В соответствии с пунктом 4 Порядка № 72 в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств устанавливаются: виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 Лесного кодекса Российской Федерации; требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

Глава 1 лесохозяйственного регламента должна содержать в том числе информацию о распределении лесов лесничества по лесорастительным зонам, лесным районам и зонам лесозащитного и лесосеменного районирования (таблица 2 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений) с приложением схематической карты территории лесничества (формата не более A3) с распределением территории лесничества и участковых лесничеств по лесорастительным зонам и лесным районам; распределении лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов (таблица 3 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений) (пункт 5 Порядка №72).

При принятии лесохозяйственного регламента Минприроды Алтайского края распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов не проводилось, в виду отсутствия соответствующих полномочий, они были только отображены по имеющимся материалам.

Основой для разработки лесохозяйственного регламента являются материалы лесоустройства лесничества, материалы специальных изысканий и исследований.

Согласно части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

По материалам лесоустройства Гоноховского участкового лесничества Кулундинского лесничества 2013 года кварталы №№8,26,44,58,72,82 по категории защитности, исходя из таксационного описания, отнесены к защитным полосам лесов (л.д.19-28, т.2).

Исходя из изложенного, отнесение лесохозяйственным регламентом оспариваемых кварталов Гоноховского участкового лесничества Кулундинского лесничества к виду защитных лесов соответствует требованиям федерального законодательства и подтверждается материалами лесоустройства.

Указание в Регламенте на целевое назначение кварталов - защитные полосы лесов (леса, расположенные в границах полос отвода железных дорог и придорожных полос автомобильных дорог, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности) в отсутствие нормативного правого акта, изданного уполномоченным органом не нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку, как было указано выше, расчет ущерба, причиненного пожаром, произведен исходя из факта нахождения поврежденных участков в защитных лесах.

Противоречит положениям части 7 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации позиция административного истца о том, что леса, расположенные в границах полос отвода железных дорог могут располагаться исключительно на землях транспорта.

По мнению суда, в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения и являются необоснованными доводы административного истца относительно несоответствия оспариваемого приказа № 1824 и утвержденного им лесохозяйственного регламента правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Предположения административного истца о нарушении оспариваемым актом его прав и законных интересов как лица, причинившего ущерб лесным насаждениям не нашли своего подтверждения.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Учитывая то, что оспариваемый нормативный правовой акт требованиям действующего законодательства соответствует, права и законные интересы административного истца не нарушает, в удовлетворении административного иска следует отказать.

Руководствуясь статьями 175 - 180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края о признании недействующими отдельных положений лесохозяйственного регламента Кулундинского лесничества Алтайского края, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 22 ноября 2018 года №1824 оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Ю.А. Солод

Мотивированное решение изготовлено 21 марта 2022 года.

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***