дело № 3а-7/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Липецк 3 февраля 2017 года
Липецкий областной суд в составе:
председательствующего судьи Михалевой О.В.
при секретаре Лакомовой О.Г.
с участием прокурора Кима И.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке административное дело по административному исковому заявлению главы КФХ ФИО1 о признании недействующим решения Совета депутатов сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области № 36 от 13 сентября 2016 года «О внесении изменений в Генеральный план, правила землепользования и застройки территории сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, утвержденные решением Совета депутатов сельского поселения Грязинский сельсовет 28.06.2013 г. № 110»
У С Т А Н О В И Л:
Глава КФХ ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании недействующим вышеуказанного решения, ссылаясь на то, что он является арендатором земельного участка, имеющего кадастровый номер №. Согласно изменений в Генеральный план, правила землепользования и застройки территории они вызваны изменением градостроительного зонирования и категории земель для участка с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственной зоны (зона СХ) на зону особо охраняемых природных территорий (зона ООПТ) местного значения, при этом не указано кем и когда изменена категория спорного земельного участка, и к какой категории в связи с указанным изменением относится земельный участок. Вышеуказанное решение Совета депутатов нарушает его права на владение и использование земельного участка по его целевому назначению, а также на получение участка в аренду на новый срок и противоречит действующему законодательству, поскольку в результате нового зонирования территории был фактически изменен не только вид разрешенного использования, но и фактически неуполномоченным органом изменена категория земельного участка. Кроме того, в нарушением норм ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» земельный участок, который не относится в землям собственности поселений перешел фактически в муниципальную собственность как земельный участок ООПТ местного значения. Согласно представленному проекту изменений в Генеральный план, правила землепользования и застройки, необходимость внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки сельского поселения связана с предлагаемым изменением функционального зонирования и категории земель для земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, расположенного на берегу реки М в районе бывших карьеров из сельскохозяйственной зоны в зону охраняемых природных территорий с созданием гидрологического государственного природного заказника регионального значения.Какого-либо обоснования необходимости создания зоны охраняемых природных территорий на вышеуказанном земельном участке указанный проект изменений не содержит. По результатам публичных слушаний по вопросу изменений в Генеральный план, проект планировки, правила землепользования и застройки территории сельского поселения Грязинский сельсовет был составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ и заключение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которых публичные слушания признаны состоявшимися и рекомендовано главе сельского поселения Грязинский сельсовет принять решение о согласии с вышеуказанным проектом изменений в Генеральный план, проект планировки, правила землепользования и застройки территории и направить его в Совет депутатов сельского поселения для утверждения. ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области согласован проект изменений Генеральный план, проект планировки, правила землепользования и застройки территории и постановлено направить вышеуказанный проект изменений в Совет депутатов сельского поселения Грязинский сельсовет после внесения предложений по результатам публичных слушаний и проведения процедуры согласования проекта с соответствующими органами исполнительной исполнительными органами Липецкой области. 13 сентября 2016 года Советом депутатов сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области было принято вышеуказанное оспариваемое решение. Однако согласно указанного решения была создана зона особо охраняемых природных территорий местного значения между тем, как на публичные слушания выставлялось создание зоны охраняемых природных территорий с созданием гидрологического государственного природного заказника регионального значения. Проект изменений в Генеральный план, проект планировки, правила землепользования и застройки территории по вопросу создания зоны особо охраняемых природных территорий местного значения на публичных слушаниях не рассматривался. Несмотря на то, что фактического перевода земель из одной категории в другую не произошло, использовать в соответствии с целевым назначением земли сельскохозяйственного назначения с территориальной зоной «зона особо охраняемых природных территорий местного значения» невозможно. Полномочия, позволяющие Совету депутатов сельского поселения Грязинский сельсовет изменять категорию земель сельскохозяйственного назначения из земель, государственная собственность на которые не разграничена не предусмотрены ни ФЗ № 172- ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», ни Законом Липецкой области от 04.12.2003 № 81-03 «О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области».
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Явка истца не была признана судом обязательной.
В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка в судебное заседание лица, обратившегося в суд, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если явка таких лиц не была признана судом обязательной.
Интересы административного истца представляет на основании доверенности ФИО2, который в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель Совета депутатов сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района ФИО3, возражая против доводов административного истца, ссылалась на соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативно правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принятие решения уполномоченным органом, отсутствие нарушения прав заявителя принятым нормативным актом,поскольку правовой режим земельного участка не изменился, о чем предоставлены письменные возражения.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, прокурора Кима И.Е., полагавшего необходимым отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований, исследовав материалы дела, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявления на основании следующего.
Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частями 7, 8 статьи 213, статьи208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
Административным истцом оспаривается решение Совета депутатов сельского поселения Грязинский сельсовет № 36 от 13 сентября 2016 «О внесении изменений в генеральный план, правила землепользования и застройки территории сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, утвержденный решением Совета депутатов сельского поселения Грязинский сельсовет 28.06.2013 № 110». Как следует из указанного решения, внесены изменения в генеральный план сельского поселения и правила землепользования и застройки территории сельского поселения в части функционального зонирования и категории земель земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>, расположенного на берегу реки М в районе бывших карьеров из сельскохозяйственной зоны в зону особо охраняемых природных территорий местного значения. Изменения прилагаются.
Согласно части 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.ст.24, 32 Градостроительного кодекса РФ, части 1 пункта 20, части 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 7 части 1 статьи 7 Закона Липецкой области от 02 октября 2014 года № 322-ОЗ «О некоторых вопросах местного самоуправления в Липецкой области», статьи 11 пункта 22 Устава сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области к вопросам местного значения сельского поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки.
Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Генеральный план сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, Правила землепользования и застройки сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области утверждены решением Совета депутатов сельского поселения Грязинский сельсовет 28.06.2013 № 110.
В силу статей 9, 28, 31, 32, 33 Градостроительного кодекса принятие изменений в Генеральный план, правила землепользования и застройки территории включает в себя: проведение публичных слушаний (ст. 28 Градостроительного кодекса РФ); согласование проекта изменений в Генеральный план, правила землепользования и застройки территории с органами исполнительной власти субъекта (ст. 9 Градостроительного кодекса РФ),утверждение изменений.
В соответствии с частью 2 статьи 28, частью 12 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ порядок организации и проведения публичных слушаний по внесению изменений в Генеральный план, правила землепользования и застройки территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
На территории сельского поселения Грязинский сельсовет порядок проведения публичных слушаний в сфере градостроительных отношений определяется Порядком организации и проведения публичных слушаний в сфере градостроительных отношений на территории сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, утвержденным решением Совета депутатов сельского поселения Грязинский сельсовет ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьями 2 и 5 вышеназванного Порядка организации и проведения публичных слушаний публичные слушания назначаются постановлением администрации сельского поселения Грязинский сельсовет, которое подлежит опубликованию (обнародованию) в порядке установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
В соответствии со статьей 44 Устава сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, утвержденного решением Совета депутатов сельского поселения Грязинский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальные правовые акты сельского поселения, затрагивающие права и свободы граждан, вступают в силу после официального опубликования (обнародования). Обнародование муниципальных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина осуществляется путем самостоятельного издания муниципальных правовых актов в количестве не менее 10 штук и размещения их для открытого доступа с 9-00 до 16-00 часов в помещении администрации сельского поселения, а также в сельской, школьной библиотеках, сельских домах культуры, почты, на доске объявлений с указанием ответственных за сохранность и соблюдения гарантии доступа к ним.
7.ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области № 16 были назначены публичные слушания по проекту изменений в Генеральный план и правила землепользования и застройки территории сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области.
С целью информирования населения и общественности для их участия в публичных слушаниях в здании администрации сельского поселения Грязинский сельсовет по адресу: <адрес> а и на официальном сайте администрации сельского поселения Грязинский сельсовет <данные изъяты> была размещена информация о дате и месте проведения публичных слушаний. Данная информация была обнародована, в том числе путем самостоятельного ее размещения для открытого доступа с 9- 00 до 16-00 часов в помещении администрации сельского поселения, а также в сельской, школьной библиотеках, сельском доме культуры, почте, на доске объявлений с указанием ответственных за сохранность и соблюдения гарантии доступа к ним, а так же путем размещения информации в средствах массовой информации: районной газете <данные изъяты>
В соответствии с частями 6, 7 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ глава местной администрации принимает решение о создании комиссии по разработке проекта внесения изменений в Генеральный план, правила землепользования и застройки территории, которое обнародуется и публикуется на сайте органа местного самоуправления.
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации сельского поселения Грязинский сельсовет № 14 принято решение о создании комиссии для разработки проекта изменений в генеральный план правила землепользования и застройки территории сельского поселения Грязинский сельсовет.
Данное решение опубликовано на сайте администрации сельского поселения и обнародовано в соответствии с Уставом сельского поселения Грязинский сельсовет.
ДД.ММ.ГГГГ были проведены публичные слушания, по результатам которых главе сельского поселения было рекомендовано принять решение о согласии с проектом изменений в Генеральный план, правила землепользования и застройки территории и направить его в Совет депутатов сельского поселения Грязинский сельсовет. Заключение по результатам слушаний опубликовано в установленном порядке.
Проект изменений в Генеральный план, правила землепользования и застройки территории сельского поселения Грязинский сельсовет, был размещен на официальном сайте органа исполнительной власти, для его согласования с уполномоченными органами.
ДД.ММ.ГГГГ. было получено согласование внесения изменений в генеральный план сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области» администрации Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ., сводное заключение отраслевых исполнительных органов государственной власти Липецкой области по проекту внесения изменений в генеральный план сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области; согласование Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области; Управлением культуры и искусства Липецкой области; Управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области Управлением Лесного хозяйства Липецкой области; Управлением сельского хозяйства Липецкой области.
ДД.ММ.ГГГГ решением сессии Совета депутатов сельского поселения Грязинский сельсовет № 36 «О внесении изменений в Генеральный план, правила землепользования и застройки территории сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области утвержденный решением Совета депутатов сельского поселения Грязинский сельсовет от 28.06.2013г. № 110» были приняты изменения в Генеральный план, правила землепользования и застройки территории. Сельского поселения Грязинский сельсовет.
ДД.ММ.ГГГГ. вышеуказанное решение Совета депутатов сельского поселения Грязинский сельсовет № 36 было обнародовано путем самостоятельного его размещения для открытого доступа с 9-00 до 16-00 часов в помещении администрации сельского поселения, а также в сельской, школьной библиотеках, сельском доме культуры, почте, на доске объявлений с указанием ответственных за сохранность и соблюдения гарантии доступа к ним. Вышеизложенные обстоятельства организации и проведения публичных слушаний, опубликования (обнародования) принятых актов проверены судом и не оспариваются истцом.
Вместе с тем истец обосновывает свои требования и доводом о том, что публичные слушания проведены по иному вопросу, поскольку изменения, которые утверждены оспариваемым решением, предметом публичных слушаний не являлись. Суд признает данный довод не состоятельным по следующим основаниям.
В соответствию с частью 1 статьи 28 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектамгенеральных планов, в том числе по внесению в них изменений, с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.
В соответствию с частью 6 статьи 28 Градостроительного кодекса РФ участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Порядка проведения публичных слушаний, утвержденного решением Совета депутатов сельского поселения Грязинский сельсовет от №, замечания и предложения могут представляться: в письменной форме - как до начала публичных слушаний, так и непосредственно в ходе их проведения; в устной форме - непосредственно в ходе проведения публичных слушаний.
В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Порядка проведения публичных слушаний замечания и предложения участников публичных слушаний подлежат обязательному учету при вынесении заключения о результатах проведения публичных слушаний.
Как следует из вышеуказанных материалов дела, на публичные слушания ДД.ММ.ГГГГ были вынесены проекты изменений в Генеральный план, правила землепользования и застройки территории сельского поселения Грязинский сельсовет, согласно которым предполагалось изменить функциональное зонирование и категории земель для земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, расположенного на берегу реки М в районе бывших карьеров из сельскохозяйственной зоны в зону охраняемых природных территорий с созданием гидрологического государственного природного заказника регионального значения.
Согласно протоколу публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ в разделе «Мнения, комментарии, замечания и предложения по поводу рассматриваемого вопроса: было внесено предложение по тексту и в графической части изменений слова «гидрологический государственный природный заказник регионального значения» исключить.
Как следует из п.2 постановления главы администрации сельского поселения Грязинский сельсовет №., проект изменений в Генеральный план, правила землепользования и застройки территории сельского поселения Грязинский сельсовет подлежит направлению для согласования с соответствующим органом исполнительной власти Липецкой области после внесения предложений по результатам публичных слушаний. Такие предложения органом местного самоуправления были учтены.
Согласно изменениям в Генеральный план, правила землепользования и застройки территории сельского поселения Грязинский сельсовет, утвержденным оспариваемым решением, как указывалось выше, сельскохозяйственная зона изменена на зону охраняемых природных территорий, что соответствует внесенному на обсуждение вопросу создания зоны особо охраняемых природных территорий и предложению, поступившему в ходе публичных слушаний.
Следует также отметить, что будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением.
Тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие, на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности и результаты их проведения могут учитываться компетентным органом при принятии того или иного решения в области градостроительства, то есть, они носят рекомендательный характер, и не являются обязательными для органа местного самоуправления, в компетенции которого находится решение вопросов, касающихся градостроительной деятельности. Право принятия окончательного решения даже при наличии возражений принадлежит органу местного самоуправления.
Ссылка истца на отсутствие надлежащего обоснования необходимости изменения функциональной зоны, не может быть принята как основание для признания оспариваемого нормативного акта не действующим, поскольку целесообразность и необходимость принятия того или иного решения определяет орган местного самоуправления.
Доводы истца о том, что Советом депутатов сельского поселения Грязинский сельсовет принято решение в отношении земель, которые не находятся в ведении сельского поселения, а отнесены к государственной собственности, не состоятельны, поскольку согласно Генерального плана сельского поселения Грязинский сельсовет, утвержденного решением Совета депутатов сельского поселения Грязинский сельсовет 28.06.2013 г. № 110, постановления администрации сельского поселения Грязинский сельсовет № от ДД.ММ.ГГГГ., а также в силу положений ст.11 Земельного кодекса РФ, ст.ст.3.1., 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», земельный участок с кадастровым номером № находится в ведении и распоряжении сельского поселения Грязинский сельсовет.
Анализируя и проверяя доводы административного истца о нарушении его прав как арендатора и потенциального пользователя земельного участка сельскохозяйственного назначения для разведения стада крупного рогатого скота, поскольку при изменении функциональной зоны и категории земель будет изменен вид разрешенного использования земельного участка, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ глава КФХ ФИО1 являлся арендатором земельного участка площадью <данные изъяты>., с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения для разведения крупнорогатого скота по новой технологии открытого содержания. Срок договора аренды истек, в настоящее время в арбитражном суде Липецкой области находится дело по заявлению главы КФХ ФИО1 к администрации сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду.
Из представленных копий кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ разрешенное использование земельного участка: для разведения стада крупнорогатого скота, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения не изменялись.
Судом установлено, что оспариваемым решением в Генеральном плане поселения и Правилах землепользования и застройки изменены соответственно функциональная и территориальная зоны, что не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с определением категории земель земельных участков (включая требования к актам, издаваемым по данным вопросам уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления), осуществляется Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», иными федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В силу подпунктов 1 и 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, земель, находящихся в частной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Согласно ч.2 статьи 8 Земельного кодекса РФ категория земель указывается в:
4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях.
Как следует из материалов дела, какой-либо акт об изменении категории земель для спорного земельного участка, не принимался, и к таким актам не может быть отнесено оспариваемое решение, поскольку правовой режим земельного участка не изменен.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 1 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Градостроительным кодексом Российской Федерации определено, что территориальное планирование как вид градостроительной деятельности направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (пункт 1 статьи 1, часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
В соответствии со статьями 18, 23 и 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план поселения как документ территориального планирования муниципальных образований подготавливается и утверждается применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, и содержит, в частности: карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа (пункт 3 части 3 статьи 23); карту функциональных зон поселения или городского округа (пункт 4 части 3 статьи 23).
Функциональное назначение территорий определяется функциональными зонами, которые устанавливаются документами территориального планирования, в том числе генеральным планом поселения (пункт 5 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса РФ функциональные зоны - - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории сельского поселения в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории. Как следует из абзаца первого пункта 3.1.5 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 г. N 150 (далее - Инструкция N 150), применяемой в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" в части, не противоречащей ГрК РФ, генеральные планы муниципальных образований определяют стратегию градостроительного развития муниципальных образований и условия формирования среды жизнедеятельности.
Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 ГрК РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон и в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий. (части 2, 4, 5 статьи 30, часть 3 статьи 34 ГрК РФ).
Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 ГрК РФ).
В соответствии со статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В силу части 1, части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Согласно частям 2,3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны.
Вместе с тем, в соответствии с п. 12 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
В силу п.6 ст.36 Градостроительного кодекса РФ градостроительный регламент для территориальной зоны особо охраняемых природных территорий Правилами землепользования и застройки территории не устанавливается.
Анализ норм действующего законодательства свидетельствует о том, что в данном случае внесение изменений в генеральный план муниципального образования не может являться основанием для изменения вида использования вышеуказанного земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения, само по себе образование иной функциональной зоны не прекращает установленный правовой режим земельного участка.
Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды в качестве недвижимого имущества и принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий (подпункты 2 и 6 пункта 1 статьи 1).
Специальными законами, регулирующими отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, является Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Законом Липецкой области № 61-ОЗ от 21 июля 2003 г. «Об особо охраняемых природных территориях Липецкой области», в соответствии с которыми особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно ст.2 ч 4,8 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.
Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу ст.94 ч.1 и 4 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу ч.5 ст.27 Земельного кодекса РФ в пределах особо охраняемых природных территорий, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.
Анализ положений приведенных норм позволяет сделать вывод, что вопрос о переводе земельного участка в другую категорию, об установлении правового режима, в том числе ограничения хозяйственной деятельности оспариваемым нормативным актом не разрешен. Из вышеизложенных норм следует, что вопрос о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель может быть поставлен после установления их особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного ценного значения, после чего необходимо изъятие полностью или частично из хозяйственного использования и оборота, установление особого правового режима. Однако указанные вопросы подлежат разрешению не при изменении функциональной и территориальной зон, а иными актами, принятыми в установленном законом порядке.
Нарушений порядка внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки установленного статьями 24, 9 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьями 30-33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, влекущих отмену нормативного акта, допущено не было.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что представленными по делу доказательствами подтверждено соблюдение формы нормативного правового акта, наличие полномочий и правомерность решения Совета депутатов сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области по утверждению изменений в генеральный план сельского поселения и в правила землепользования и застройки сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации.
Обстоятельства, предусмотренные пунктом 2 подпунктами «а-г» части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации соблюдены. Права и законные интересы административного истца не нарушены, оснований для удовлетворения заявления не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 178-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления главы КФХ ФИО1 о признании недействующим решения Совета депутатов сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области № 36 от 13 сентября 2016 года «О внесении изменений в Генеральный план, правила землепользования и застройки территории сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, утвержденные решением Совета депутатов сельского поселения Грязинский сельсовет 28.06.2013 г. № 110» отказать.
На решение суда может быть принесена апелляционная жалоба или представление в Верховный Суд Российской Федерации через Липецкий областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.В.Михалева
Решение в окончательной форме принято 8.02.2017 г.
Судья .
.
.
.