ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
по делу № 3а-19/2020 г.
г. Махачкала 18 февраля 2020 г.
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного Суда Республики Дагестан Хавчаева Х.А.,
при секретаре судебного заседания Денгаеве И.Б.,
с участием представителя административного истца ФИО1 по доверенности – ФИО2, представителя административного ответчика Правительства Республики Дагестан по доверенности - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости здания,
установил:
ФИО4 обратилась в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта капитального строительства – нежилого здания с кадастровым номером № площадью 801,3 кв.м., расположенного по адресу Республика Дагестан, <адрес>», кадастровой стоимостью 14.239.197,16 руб., указывая в обоснование, что рыночная стоимость данного объекта по состоянию на 25.09.2019 г. составляет 4.026.000 руб., что подтверждается отчетом оценщика ФИО5 (ООО «Институт профессиональной оценки, экспертиз и проектирования») № 19/10-246 от 16.10.2019 г.
В ходе рассмотрения дела с учетом результатов судебной экспертизы представитель административного истца уточнил исковые требования, просил установить кадастровую стоимость здания в размере 6.612.200 руб.
В обоснование иска указано, что используемая в целях налогообложения кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость и нарушает права административного истца.
Административный истец ФИО1, извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании подтвердила факт извещения своего доверителя о времени и месте судебного заседания.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра», администрация МО СП «село Карабудахкент», администрация МР «Карабудахкентский район», Министерство земельных и имущественных отношений РД, извещенные о месте и времени судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ч.8 ст.96 КАС РФ), своих представителей в суд не направили, об отложении не просили, в связи с чем административное дело рассмотрено в отсутствие представителей вышеуказанных лиц.
Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании заявленные уточненные административные исковые требования поддержала и просил их удовлетворить по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, установив кадастровую стоимость здания в размере, определенном заключением судебной экспертизы.
Представитель административного соответчика – Правительства Республики Дагестан ФИО3 в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признал и просил в их удовлетворении отказать, указывая, что установленная методом массовой оценки кадастровая стоимость является обоснованной, заключение судебной экспертизы и отчет оценщика не подтверждают рыночную стоимость.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, административный истец ФИО1 является собственником здания с кадастровым номером №, площадью 801,3 кв.м., расположенного по адресу Республика Дагестан, <адрес>, что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости.
Из представленной в суд выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что содержащаяся в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость принадлежащего истцу нежилого помещения составляет 14.239.197 руб.
Основанием внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка послужило Постановление Правительства Республики Дагестан от 29 октября 2013 года № 552 «Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Дагестан».
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 3июля2016года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступившим в силу с 1 января 2017 года.
Вместе с тем, в соответствии с частями 6 и 7 статьи 24 вышеназванного Федерального закона его положения не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня его вступления в силу. Государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу данного Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ).
Под кадастровой стоимостью, согласно абзацу 8 статьи 3 Федерального закона № 135-ФЗ, понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ч.4 ст.24.18 Федерального закона №135-ФЗ).
В силу ч.2 ст.24.15 Федерального закона № 135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Датой формирования перечня объектов недвижимости, в отношении которых Постановлением Правительства Республики Дагестан от 29 октября 2013 года № 552 утверждены удельные показатели кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, является 18 июля 2012 года.
Между тем, в соответствии со ст.24.19 Федерального закона №135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных этой статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Как следует из выписки из ЕГРН, нежилое здание, подлежащее оценке, было поставлено на кадастровый учет 24.04.2019 г.
Согласно ответа филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РД от 02.12.2019 г. № 05-4374-ИМ-19 на запрос суда, первоначально объект недвижимости с кадастровым номером № имел площадь 887 кв.м. и кадастровую стоимость 15.762.096 руб., в последующем в связи с изменением площади объекта на 801,3 кв.м. изменена его кадастровая стоимость и 25.09.2019 г. в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости в размере 14.239.197 руб., в связи с чем кадастровая стоимость данного объекта недвижимости подлежит определению на 25.09.2019 г.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ч.11 ст.24.18 Федерального закона № 135-ФЗ).
Таким образом, законодательство, регулирующее спорные правоотношения, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости объекта недвижимости, а также возможность определения кадастровой стоимости исходя из его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со ст.11 Федерального закона № 135-ФЗ итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки, составленный в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Поскольку при проведении оценки оценщиком применены утратившие силу на момент проведения оценки федеральные стандарты оценки (ФСО №1, №2, №3 от 20.07.2007 г.) и не применены действующие федеральные стандарты оценки, обязательные для применения; при определении рыночной стоимости использовался затратный подход, однако отказ от сравнительного похода не мотивирован; обосновывая отказ от использования доходного подхода, оценщик сослался на отсутствие информации, позволяющей прогнозировать доходы от использования объекта оценки, однако, в материалах дела имеются данные о сдаче нежилого помещения в аренду, суд пришел к выводу о том, что представленный отчет об оценке № 19/10-246 от 16.10.2019 г. не может быть использован судом в качестве доказательства, подтверждающего рыночную стоимость объекта недвижимости, и по ходатайству представителя Правительства Республики Дагестан назначил судебную оценочную экспертизу для определения рыночной стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с заключением № 01 от 09.01.2020 г. судебного эксперта ФИО6, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 801,3 кв.м., расположенного по адресу Республика Дагестан, <адрес> по состоянию на 25 сентября 2019 г. составляла 6.612.000 руб.
Оценивая вышеуказанное заключение по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает его выводы обоснованными, в связи с чем, признает его допустимым и достоверным доказательствами, подтверждающим рыночную стоимость принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на 25 сентября 2019 г., т.е. на дату определения его кадастровой стоимости.
Установленная экспертом в рамках затратного и доходного подходов рыночная стоимость объекта недвижимости с учетом согласования результатов оценки и содержащиеся в заключении расчеты не вызывают у суда сомнений в их объективности. Экспертом проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта исследования. Определяя рыночную стоимость объекта недвижимости, эксперт правомерно использовал затратный и доходный подходы, при этом отказ от сравнительного подхода в заключении обоснован и сомнений не вызывает. Изложенная в заключении последовательность определения стоимости объекта исследования понятна, а приведенные расчеты позволяют понять логику процесса определения стоимости и соответствие выбранных экспертом методов объекту исследования и определяемому виду стоимости (рыночной). Применение судебным экспертом помимо затратного подхода доходного подхода с учетом согласования результатов оценки, по мнению суда, повышает достоверность выводов судебной экспертизы.
Согласно ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Между тем административными ответчиками и заинтересованными лицами каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости, не представлено, выводы судебного эксперта не опорочены и не опровергнуты, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих соответствие кадастровой стоимости, указанной в выписке из ЕГРН, рыночной стоимости данного объекта недвижимости ими не представлено, ходатайств о назначении дополнительной либо повторной судебной экспертизы на предмет установления рыночной стоимости в ином размере не заявлено, правовых оснований для назначения такой экспертизы по инициативе суда не установлено.
С учетом вышеизложенного у суда не имеется оснований ставить указанное экспертное заключение под сомнение, данное заключение судебного эксперта по настоящему делу является допустимым и достоверным доказательством, объективно подтверждающим рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на дату установления кадастровой стоимости.
Согласно ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Вышеуказанный срок по настоящему делу не пропущен, поскольку оспариваемые результаты кадастровой стоимости были внесены в ЕГРН 25.09.2019 г., в суд же административный истец обратился с настоящим иском 17.10.2019 г., т.е. в пределах указанного срока.
Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 27 ноября 2019 г. № 500, вступившим в силу с 1 января 2020 года, утверждены очередные результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов на территории Республики Дагестан.
Между тем данное обстоятельство не лишает административного истца права на пересмотр кадастровой стоимости, поскольку он обратился в суд с настоящим иском до их утверждения, при этом результаты очередной кадастровой оценки в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № на момент вынесения судом решения в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.
Кроме того, в силу разъяснений, содержащихся в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 г. № 28, дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки.
Таким образом, заявленные административным истцом по настоящему делу требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости с учетом их уточнения подлежат удовлетворению.
С учетом утверждения на территории Республики Дагестан с 1 января 2020 года результатов определения очередной государственной кадастровой оценки установленная судом в рамках настоящего административного дела кадастровая стоимость подлежит применению на период до начала применения в целях налогообложения и для иных предусмотренных законодательством целей результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденных приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 27.11.2019 г. № 500 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, земель сельскохозяйственного назначения, земель населённых пунктов на территории Республики Дагестан».
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать дату обращения административного истца с заявлением в суд (п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером №, площадью 801,3 кв.м., расположенного по адресу Республика Дагестан, <адрес>», равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 сентября 2019 г. в размере 6612200 (шесть миллионов шестьсот двенадцать тысяча двести) рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 17 октября 2019 г.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 28 февраля 2020 года.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан Х.А.Хавчаев