ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-19/20 от 20.01.2020 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело №3а-19/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 января 2020 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе:

председательствующего судьи Турковой Г.Л.,

при секретаре Аникиной С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области о приостановлении деятельности регионального отделения Политической партии «Казачья партия Российской Федерации» в Челябинской области,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области обратилось в суд с заявлением о приостановлении деятельности регионального отделения Политической партии «Казачья партия Российской Федерации» в Челябинской области (далее - Региональное отделение), указав, что названным отделением политической партии при осуществлении деятельности нарушены положения пункта 3 статьи 34 Федерального закона от 11.07.2001г. № 95-ФЗ «О политических партиях», а именно не представлены в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого оно зарегистрировано, сведений о поступлении и расходовании средств за 4 квартал 2018 года и 1 квартал 2019 года в установленные законом сроки и не устранении нарушений законодательства в связи с вынесенными в адрес регионального отделения предупреждениями – от 25 марта 2019 года № 74/02-1780 и от 30 мая 2019 года № 74/02-3583 в установленные предупреждениями сроки.

В судебном заседании представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области Кропачева Е.В. заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель регионального отделения Политической партии «Казачья партия Российской Федерации» в Челябинской области, а также <данные изъяты> политического совета регионального отделения Лонщаков М.Н. будучи надлежаще извещенными, в судебное заседание не явились. Информация о дате и времени рассмотрения дела была размещена на официальном сайте Челябинского областного суда. Дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации) рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Региональное отделение зарегистрировано 15 марта 2013 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области за основным государственным регистрационным номером <данные изъяты>, запись о создании внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 11 июля 2013 года (<данные изъяты>). В качестве лица, имеющего право действовать без доверенности от имени Регионального отделения, указан Лонщаков М.Н., адрес места нахождения отделения: Челябинская область, город Челябинск, улица Свободы, 65.

Как установлено пунктом «а» части 1 статьи 27 Федерального закона от 11.07.2001г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее Федеральный закон № 95-ФЗ) политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона № 95-ФЗ, пунктом 3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2012 года № 705 на Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы возложен контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий.

Функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами и законодательству Российской Федерации возложены на территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации утв. Приказом Минюста России от 03.03.2014 года № 26. По результатам контроля за деятельностью региональных отделений политических партий, управление обращается в суд с заявлениями о приостановлении деятельности региональных отделений подразделений политических партий.

В ходе осуществления контроля соблюдения политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями действующего законодательства Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области в деятельности регионального отделения партии выявлены нарушения.

Согласно пункту 3 статьи 34 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, а региональное отделение, иное зарегистрированное структурное подразделение политической партии - в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого они зарегистрированы, сведения о поступлении и расходовании средств политической партии. Указанные сведения представляются ежеквартально не позднее чем через 30 дней со дня окончания квартала.

В нарушение пункта 3 статьи 34 Федерального закона «О политических партиях» Региональным отделением сведения о поступлении и расходовании средств за четвертый квартал 2018 года и первый квартал 2019 года в Избирательную комиссию Челябинской области не представлены. Данные обстоятельства подтверждены сообщениями Избирательной комиссии Челябинской области.

Управлением Минюста России по Челябинской области 25 марта 2019 года в адрес Регионального отделения вынесено предупреждение № 74/02-1780 с указанием нарушений и срока их устранения до 29 мая 2019 г., которое направлено почтой по месту государственной регистрации Регионального отделения.

Предупреждение вернулось в Управление Минюста России с отметкой ФГУП «Почта России» «за истечением срока хранения».

В связи с неустранением Региональным отделением Федерального закона № 95-ФЗ в срок, установленный в предупреждениях, Управлением Минюста России по Челябинской области 30 мая 2019 года в адрес Регионального отделения повторно вынесено предупреждение № 74/02-3583 с указанием нарушений и срока их устранения до 11 сентября 2019 г., которое направлено почтой по месту государственной регистрации Регионального отделения.

Предупреждение вернулось в Управление Минюста России с отметкой ФГУП «Почта России» «за истечением срока хранения».

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта. Государственная регистрация политической партии осуществляется по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа партии.

В силу пункта 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица, в пределах места нахождения юридического лица.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Из разъяснений пункта 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» следует, что извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

По вынесенным в адрес Регионального отделения предупреждениям истекли установленные этими актами сроки для устранения выявленных нарушений.

Предупреждения Управления Минюста России по Челябинской области, вынесенные в адрес Регионального отделения, в судебном порядке не обжаловались.

Сведения об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, указанных в предупреждениях, Региональным отделением на дату рассмотрения дела в суде не устранены.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Федерального закона «О политических партиях» в случае нарушения региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего федерального закона и иных федеральных законов соответствующий территориальный орган выносит региональному отделению или иному структурному подразделению политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее одного месяца. В случае, если региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение территориального органа не было обжаловано в суд, деятельность регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением суда на основании заявления соответствующего территориального органа.

Таким образом, неустранение Региональным отделением политической партии «Казачья партия Российской Федерации» в Челябинской области нарушений законодательства Российской Федерации в срок, установленный Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области, является основанием для приостановления его деятельности.

При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению с учетом того, что требование о приостановлении деятельности политической партии предъявлено в суд региональным уполномоченным органом.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

требование Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области удовлетворить.

Приостановить деятельность регионального отделения Политической партии «Казачья партия Российской Федерации в Челябинской области в Челябинской области на срок два месяца.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий