ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-19/2016 от 20.07.2016 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Дело № 3а-19/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Кызыл 20 июля 2016 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Кунгаа Т.В.,

при секретаре Тулуш Т.В.,

с участием представителя административного истца Ситниковой Е.А., представителя административного ответчика Саая А.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Олчей» к Правительству Республики Тыва, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва об установлении кадастровой стоимости земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственность «Олчей» (далее – ООО «Олчей», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва о признании незаконным решения о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка, указывая на то, что ООО «Олчей» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под торговый комплекс, площадью ** кв.м., находящийся по адресу: **. Кадастровая стоимость данного земельного участка составляет 11117744,85 рублей. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Республике Тыва, от 19.01.16 N 3 отклонено заявление ООО "Олчей" о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащего заявителю на праве собственности земельного участка с кадастровым номером , площадью ** кв.м, расположенного по адресу: **, в размере его рыночной стоимости 3094 000 руб., на основании отчета об оценке от 26.11.15 N 854/15, составленного оценщиком Т., по причине несоответствия отчета об оценке требованиям ст. 11 Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки. Считает решение незаконным, поскольку выводы комиссии не подтверждены документально, не мотивированы, не основаны на требовании закона. Отчет, представленный в комиссию, отвечает требованиям, предъявленным действующим законодательством об оценочной деятельности, соответствует критериям относимости, допустимости и достоверности. Просит признать незаконным решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения рыночной стоимости при Управлении Росреестра по Республике Тыва от 19.01.2015 года N 3 об отклонении заявления ООО "Олчей" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , площадью ** кв.м, расположенного по адресу: **, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под торговый комплекс, общей площадью 3459 кв.м., равной его рыночной стоимости 3094 000 руб., обязать комиссию устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения ранее поданного заявления и принятия решения на основании отчета об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного индивидуальным предпринимателем Т.

В ходе судебного разбирательства истец изменил свои требования, подал административное исковое заявление к Правительству Республики Тыва, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва. Просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 23 мая 2014 года в размере 3 107 000 рублей,

В судебном заседании представитель административного истца Ситникова Е.А. исковые требования поддержала.

Представитель административного ответчика - Управления Росреестра по Республике Тыва Саая А.С. также пояснила, что она после проведения экспертизы не возражает против поданного иска.

В судебное заседание представители ответчика – Правительства Республики Тыва и заинтересованного лица – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Тыва не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).

На основании пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичная норма содержится в абзаце одиннадцатом статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Из материалов дела следует, что административному истцу - ООО «Олчей» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под торговый комплекс, площадью ** кв.м., находящийся по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Магистральная, д.26, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права , выданным Управлением Росреестра по Республике Тыва 17 сентября 2014 года.

Административный истец является собственником двухэтажного нежилого помещения (магазина «Опт и розница») общей площадью ** кв.м., с кадастровым номером , расположенного на спорном земельном участке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права , выданным Управлением Росреестра по Республике Тыва 10 сентября 2013 года, а также одноэтажного нежилого хозяйственного блока, расположенного на спорном земельном участке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права , выданным Управлением Росреестра по Республике Тыва 10 сентября 2013 года

В соответствии с абзацем вторым статьи 24.15 указанного Федерального закона при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.

Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи названного заявления может быть, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлен порядок определения кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

В соответствии с частью 2 статьи 24.19 Федерального закона датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка, выданной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Тыва 31 мая 2016 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу: **, составляет 11117744,85 рублей.

Кадастровая стоимость земельного участка административного истца определена на основании акта об утверждении кадастровой стоимости от 23 мая 2014 года, утвержденного руководителем филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Тыва, из которого следует, что основанием определения кадастровой стоимости земельного участка явилось изменение вида разрешенного использование земельного участка.

Исходя из содержания частей 1 - 3, 9 статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ, для оспаривания юридическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости является обязательным.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Республики Тыва от 19 января 2016 года заявление ООО «Олчей» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка отклонено.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административный истец с настоящим административным иском обратился в суд 19 апреля 2016 года, что подтверждается квитанцией почты России и почтовым уведомлением о вручении, тем самым трехмесячный срок для обращения в суд, установленный статьей 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, в данном случае им не нарушен.

Согласно части 1 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определённых статьёй 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в ст. 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указаны: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Административный истец в подтверждение рыночной стоимости принадлежащего ему земельного участка представил отчёт оценщика Тас-оол З.К. № 854/15 от 26 ноября 2015 года, согласно которому рыночная стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером 17:18:0105050:243 по состоянию на 23 мая 2014 года составляет 3094 000 рублей.

Статьёй 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена экспертиза отчёта экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчёта, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации.

Согласно экспертному заключению Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» от 14 декабря 2015 года , отчет от 26 ноября 2015 года об оценке рыночной стоимости принадлежащего административному истцу земельного участка соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.

В ходе рассмотрения дела судом было удовлетворено ходатайство представителя административного истца Ситниковой Е.А. о назначении судебной экспертизы кадастровой стоимости земельного участка.

Определением Верховного суда Республики Тыва от 16 июня 2016 года назначена судебная экспертиза кадастровой стоимости земельного участка, проведение которой поручено ООО «Независимая экспертиза».

Из заключения экспертов ООО «Независимая экспертиза» от 05.07.2016 года следует, что отчёт оценщика Т. № 854/15 от 26 ноября 2015 года не соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральным стандартам оценки, поскольку в нем количество источников информации недостаточно, использованная оценщиком информация представлена не в полном объеме, справочная информация по аналогам не соответствует принципу проверяемости, методические основы оценки объекта изложены в недостаточном объеме, выбор методов оценки, а также отказ от применения доходного подхода обоснован некорректно, отсутствует логическая последовательность описания обоснования от использования подходов, расчет стоимости объекта не соответствует методическим основам определения стоимости, допущения и ограничивающие условия в отчете не в полном объеме аргументированы.

Согласно заключению экспертов ООО «Независимая экспертиза» от 05.07.2016 года рыночная стоимость земельного участка по адресу: **, кадастровый номер , на дату внесения сведений о кадастровой стоимости в Государственный кадастр недвижимости на 23 мая 2014 года составляет 3107000 (три миллиона сто семь тысяч) рублей.

В соответствии с частью 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьёй 84 настоящего Кодекса.

В силу частей 1, 2 ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что, исследуя отчёт об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

В статье 3 Закона об оценочной деятельности указано, что для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отображаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.

Заключение экспертов ООО «Независимая экспертиза» от 05.07.2016 года, согласно которому рыночная стоимость земельного участка, принадлежащего административному истцу, на 23 мая 2014 года составляет 3107000 рублей, суд принимает в качестве допустимого доказательства, подтверждающего рыночную стоимость земельного участка, поскольку оно соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, действовавшим на момент проведения экспертизы. В частности, экспертом произведён анализ рынка земельных участков, иных внешних факторов, не относящихся к объекту оценки, но влияющих на его стоимость, собрана и проанализирована информация, необходимая для проведения оценки земельного участка. Составлено описание объекта оценки. Предоставлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого земельного участка, в частности его площади, вида разрешённого использования; другие факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, влияющие на его стоимость. Подробно описан процесс оценки земельного участка в части применения подходов к оценке, приведены расчёты, обоснованы применение сравнительного подхода и отказ от применения доходного и затратного подходов.

При этом оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (статья 14 Закона об оценочной деятельности).

При оценке оценщик обязан использовать информацию, обеспечивающую достоверность заключения об оценке как документа, содержащего сведения доказательственного значения. Объём используемой при оценке информации, выбор источников информации и порядок использования информации определяются оценщиком, на что указано в Методических рекомендациях по определению рыночной стоимости земельных участков, утверждённых распоряжением Минимущества России от 6 марта 2002 года № 568-р.

По вышеуказанным основаниям суд не принимает в качестве допустимого доказательства рыночной стоимости земельного участка отчёт об оценке от 26.11.2015 года , выполненный индивидуальным предпринимателем Т.

Иных доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость земельного участка, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено.

В связи с чем суд приходит к выводу, что указанная в заключении экспертов ООО «Независимая экспертиза» от 05.07.2016 года итоговая величина рыночной стоимости земельного участка, определённая на 23 мая 2014 года, является достоверной.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Олчей» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости обоснованно и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-179, 249 КАС РФ Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Олчей» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего на праве собственности Обществу с ограниченной ответственностью «Олчей», находящегося по адресу: **, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под торговый комплекс, площадью ** кв.м., равной его рыночной стоимости по состоянию на 23 мая 2014 года, в размере 3 107 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено – 25 июля 2016 года.

Судья Т.В. Кунгаа