ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1/2021 от 06.08.2021 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

3а-1/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Пешкина А.Г.,

при секретаре Калинкович И.С.,

с участием прокурора Юдина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре Республики Коми 6 августа 2021 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 о признании недействующим решения Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 26 марта 2020 года №48/3-3 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми» в части исключения принадлежащих им на праве собственности земельных участков из границ населенного пункта, возложении обязанности пересмотреть генеральный план в оспариваемой части,

установил:

решением Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 26 марта 2020 года №48/3-3 (далее - Решение №48/3-3) утвержден Генеральный план муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми (далее - Генеральный план).

Решение №48/3-3 вместе с Генеральным планом размещено на официальном сайте муниципального района «Сыктывдинский» www.syktyvdin.ru и опубликовано в Информационном вестнике №4 от 1 апреля 2020 года.

Административные истцы обратились с административным исковым заявлением (с учетом уточнений от 23 декабря 2020 года (л.д.41-44 т.6), 20 января 2021 года (л.д.1-6 т.7), 10 февраля 2021 года (л.д.1, 2 т.8) о признании Генерального плана недействующим в части исключения принадлежащих им земельных участков из границ населенного пункта сельского поселения «Выльгорт» с категории «земли населенных пунктов» за границу населенного пункта в категорию «земли сельскохозяйственного назначения», возложении на административного ответчика обязанности пересмотреть генеральный план в оспариваемой части.

Ссылаясь на нарушение своих прав и законных интересов как собственников исключенных из границ населенного пункта земельных участков, административные истцы в обоснование указали о том, что процедура подготовки и утверждения Генерального плана проведена с нарушением требований Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, без учета их предложений, высказанных при проведении публичных слушаний. Граница населенного пункта в кадастровом квартале 11:04:0401001, в котором находятся земельные участки административных истцов, установлена неправомерно, без надлежащего определения зон затопления, подтопления.

Заинтересованными лицами по делу привлечены администрация СП «Выльгорт», Правительство Республики Коми, Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24 к., ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38

Административные истцы ФИО1, ФИО7, ФИО8, представители административных истцов ФИО39 и ФИО40 в судебном заседании требования поддержали.

Представитель административного ответчика ФИО41 с требованиями не согласилась, указав, что Решение №48/3-3 не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принято уполномоченным органом с соблюдением соответствующей процедуры, опубликовано в установленном порядке, и не нарушает прав и законных интересов административных истцов.

Заинтересованное лицо ФИО21 поддержала позицию административных истцов.

Представитель заинтересованных лиц Правительства Республики Коми и Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми ФИО42 поддержала позицию административного ответчика.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, ходатайств об отложении судебного разбирательства от них не поступало.

Заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего, что требования административных истцов не подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, регламентируются Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Частями 1, 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального образования (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 и частям 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ), статье 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана сельского поселения относится к вопросам местного значения муниципального района, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельского поселения решение этого вопроса не закреплено за сельским поселением.

В силу приведенных норм в случае отсутствия указания об отнесении иных вопросов местного значения, предусмотренных частью 1 статьи 14 Закона №131-ФЗ для городских поселений, включая утверждение генеральных планов, к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 указанной статьи, они решаются на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Законом Республики Коми от 5 марта 2005 года №11-РЗ «О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми» установлено, что муниципальное образование на территории поселения Выльгорт имеет статус сельского поселения, входящего в состав муниципального образования муниципального района на территории Сыктывдинского района (статьи 16, 93, 103).

Согласно пункту 9 части 1.1 статьи 8 Устава МО МР «Сыктывдинский», принятого решением Совета МО «Сыктывдинский район» от 17 февраля 2006 года №29/2-2 (в редакции, действовавшей на момент принятия Решения №48/3-3), к вопросам местного значения, решаемым органами местного самоуправления МР «Сыктывдинский» на территориях сельских поселений, входящих в состав МР «Сыктывдинский», отнесено утверждение генеральных планов поселений.

Из материалов дела следует, что административные истцы владеют на праве собственности земельными участками, находящимися в кадастровом квартале 11:04:0401001:

ФИО1 - ... (т.1, л.д.157, 158);

ФИО2 - ... (т.1, л.д.162-221), земельные участки ... образованы из земельных участков 11:04:0401001:3370 - 11:04:0401001:3373;

ФИО3 и ФИО4 по 1/2 доле в праве - ... (т.1, л.д.225-248), названные участки образованы из земельных участков ...;

ФИО5 - ... (т.2, л.д.1-8);

ФИО6 - ... (т.2, л.д.9-36);

ФИО7 - ... (т.2, л.д.109-116);

ФИО8 - ... (т.2, л.д.117-216, т.3 л.д.1-9), предыдущий кадастровый номер участка, из которого образованы участки ...; ФИО9 - ... (т.1, л.д.222-224), предыдущий кадастровый номер участка, из которого образованы названные 4 участка...

ФИО9 - ... (т.1, л.д.222-224), предыдущий кадастровый номер участка, из которого образованы названные 4 участка, ...;

ФИО10 - ... (т.2, л.д.37-42);

ФИО11 - ... (т.2, л.д.43-82);

ФИО12 - ... (т.2, л.д.83-87);

ФИО13 - ... (т.2, л.д.88-108).

Земельные участки, принадлежащие ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, были выделены за счет долей, принадлежавших участникам общей долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения в границах реорганизованного КСП «Совхоз Сыктывкарский».

Участки В-вых образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером ..., предоставленного ФИО43 для сельскохозяйственного производства на основании решения Депутатской земельной комиссии Сыктывдинского районного Совета народных депутатов от 24 марта 1992 года №3/4 (л.д.59-68 т.8).

Решением Совета МР «Сыктывдинский» от 25 марта 2010 года №35/3-13 (далее - Решение №35/3-13) утвержден Генеральный план сельского поселения «Выльгорт», в результате чего в границы сельского поселения вошли земли сельскохозяйственного назначения, из которых впоследствии образованы путем раздела земельные участки административных истцов.

По результатам рассмотрения протеста прокурора Сыктывдинского района Республики Коми решением Совета МО МР «Сыктывдинский» от 28 сентября 2017 года №21/9-13 признано утратившим силу Решение №35/3-13, в связи с тем, что в 2010 году у Совета МО МР «Сыктывдинский» отсутствовали полномочия на утверждение генерального плана сельского поселения.

Решением Верховного Суда Республики Коми от 30 мая 2018 года по делу №3а-3/2018, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2018 года №3-АПГ18-5, отказано в удовлетворении административных исковых заявлений о признании недействующим решения Совета МО МР «Сыктывдинский» от 28 сентября 2017 года.

Указанными судебными актами установлены обстоятельства утверждения в 2010 году генерального плана сельского поселения «Выльгорт» неуполномоченным органом и с нарушением процедуры согласования проекта генерального плана, предусматривающего включение в границы населенного пункта земель сельскохозяйственного назначения (мелиоративных земель), с Правительством Республики Коми.

Из ответа филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Коми от 7 апреля 2021 года (л.д.117-122 т.9) следует, что в Единый государственный реестр недвижимости на основании постановлений администрации сельского поселения «Выльгорт» и решения Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 27 апреля 2019 года по делу №2а-19/2019 (л.д.174-179 т.4), которым признаны незаконными постановления администрации МО МР «Сыктывдинский» от 22 мая 2018 года №5/451 «О переводе земельных участков из одной категории в другую, расположенных по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, с.Выльгорт», от 5 июня 2018 года №6/509 «О внесении изменений в постановление администрации МО МР «Сыктывдинский» от 22 мая 2018 года №5/451», внесены сведения об изменении категории земель административных истцов с категории сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов.

При этом, согласно решению Сыктывдинского районного суда по делу №2а-19/2019 основанием для признания незаконными постановлений администрации МО МР «Сыктывдинский» послужило установление обстоятельств их принятия неуполномоченным органом.

В силу пункта 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Следовательно, принятые акты об отнесении образованных из земель сельскохозяйственного назначения земельных участков административных истцов к категории земель населенных пунктов являются недействительными и не могут порождать правовых последствий.

Содержание генерального плана поселения, порядок его подготовки, принятия, утверждения и опубликования, а также особенности согласования проекта генерального плана поселения регулируются положениями статей 23-25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Так, положениями статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о подготовке проекта генерального плана принимается главой местной администрации поселения (часть 2); подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (часть 3); проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 8); заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана (часть 10); при подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса (часть 11).

24 декабря 2019 года руководителем администрации МО МР «Сыктывдинский» в соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации вынесено постановление №12/1727 «О подготовке проекта «Генеральный план сельского поселения «Выльгорт» Сыктывдинского района Республики Коми» (л.д.86-89 т.8).

Решением Совета МО МР «Сыктывдинский» от 16 января 2020 года №46/1-1 назначены публичные слушания по проекту Генерального плана на 25 февраля 2020 года, утверждены порядок и сроки проведения публичных слушаний (л.д.92-98 т.4). Это решение опубликовано 23 января 2020 года в районной газете «Наша жизнь» (л.д.70 т.4). При этом проект Генерального плана был размещен на официальном сайте администрации МР «Сыктывдинский» www.syktyvdin.ru. Также организована экспозиция проекта, велся журнал учета её посетителей (л.д.70-77 т.8).

25 февраля 2020 года состоялись публичные слушания по проекту Генерального плана, о чем оформлен протокол (л.д.78-87 т.4).

На основании протокола публичных слушаний подготовлено заключение от 23 марта 2020 года о результатах публичных слушаний (л.д.73-75 т.4).

Из представленных документов следует, что прием замечаний и предложений по проекту Генерального плана осуществлялся до 5 марта 2020 года.

26 марта 2020 года состоялось очередное сорок восьмое заседание Совета МО МР «Сыктывдинский», в котором приняли участие 12 депутатов.

Как следует из представленного протокола заседания Совета (л.д.181-183 т.9), проект повестки дня заседания, включающий вопрос об утверждении Генерального плана сельского поселения «Выльгорт» (вопрос под №3), принят депутатами единогласно. За утверждение Генерального плана проголосовали все участвующие в заседании депутаты, т.е. большинство голосов от установленного Уставом числа депутатов - 19.

Решение №48/3-3 подписано главой муниципального района - председателем Совета муниципального района, что соответствует пункту 7 части 1 статьи 29 действовавшего Устава МО МР «Сыктывдинский».

Согласно части 18 статьи 7 действовавшего Устава МО МР «Сыктывдинский» муниципальные правовые акты муниципального района подлежали размещению (опубликованию) на официальном сайте администрации муниципального района «Сыктывдинский» www.syktyvdin.ru, а также либо в Информационном вестнике Совета и администрации муниципального образования муниципального района, либо в районной газете «Наша жизнь» не позднее, чем через 7 дней после их подписания главой муниципального района - председателем Совета муниципального район.

Таким образом, Решение №48/3-3 принято в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления, на правомочной сессии, большинством голосов, с соблюдением требований законодательства к форме, порядку опубликования и введения в действие.

Утвержденный Генеральный план содержит положение о территориальном планировании; графические материалы (карты); материалы по обоснованию в текстовой и графической формах; сведения о границе населенного пункта «Выльгорт».

Сведения о границе населенного пункта внесены в ЕГРН 26 ноября 2020 года с присвоением реестрового номера 11:04-4.108 (л.д.190 т.8).

Как следует из карт (приложения 2, 6), земельные участки административных истцов расположены за пределами отображенных в Генеральном плане границ населенного пункта (л.д.140 т.9, л.д.97 т.8).

В силу пункта 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, в случае если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Поскольку в рассматриваемом случае, правовые акты, на основании которых земельные участки административных истцов переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов, являются недействительными, то суд приходит к выводу о том, что согласование проекта Генерального плана с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта в части исключения этих участков из границ населенного пункта не требовалось.

Кроме того, проект Генерального плана направлялся для согласования в Правительство Республики Коми (л.д.135 т.4). При этом, в период согласования и при рассмотрении настоящего дела ни от Правительства Республики Коми, ни от профильных министерств Республики Коми не поступало возражений в части исключения земельных участков административных истцов из границ населенного пункта «Выльгорт». Имевшие место замечания по проекту не касались судьбы земельных участков административных истцов.

Не нашли своего подтверждения и доводы административных истцов о нарушении порядка проведения публичных слушаний.

Публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный характер. В своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

Положения статей 5.1 и 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации призваны обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу, при этом результаты публичных слушаний носят для органов местного самоуправления только рекомендательный характер. Следовательно, значимым обстоятельством является сам факт проведения публичных слушаний, а высказанные на публичных слушаниях отрицательные замечания не могут свидетельствовать о нарушении процедуры их проведения.

Из материалов дела следует, что публичные слушания по проекту Генерального плана проведены в соответствии с названными положениями закона. В ходе их проведения ФИО1, ФИО8 и другие собственники земельных участков, расположенных между федеральной трассой «Вятка» и рекой Сысолой (на спорной территории), в связи с несогласием с проектом, высказывали свои предложения и замечания, связанные с определением правового режима принадлежащих им земельных участков, реализовав, таким образом, право на участие в публичных слушаниях. Все предложения и замечания отражены в заключении о результатах публичных слушаний, которое по своей правовой природе не носит ни рекомендательного, ни императивного характера, а является лишь основанием для подготовки рекомендаций и им предшествует.

Недостатки, допущенные при проведении отдельных процедур подготовки проекта Генерального плана сельского поселения, по мнению суда, не могут служить безусловным и достаточным основанием для признания недействующим в оспариваемой части нормативного правового акта, поскольку они не привели к существенному нарушению порядка принятия и утверждения указанного документа, повлиявшему на законность принятия этого нормативного правового акта.

Землями сельскохозяйственного назначения, как указано в части 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации, признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Согласно статье 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1). Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам (пункт 2).

Границы сельского поселения «Выльгорт», установленные в результате утверждения Генерального плана, не пересекают границы принадлежащих административным истцам земельных участков, которые по целевому назначению относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Обращаясь к доводам административных истцов о неправомерном установлении границы поселения, в результате которого их земельные участки не вошли в состав земель населенного пункта, обусловленном проведением мероприятий по определению территорий, входящих в зоны затопления, подтопления, суд приходит к следующему.

Зоны затопления, подтопления отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Затопление, подтопление, заболачивание относятся к негативному воздействию вод, в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (пункт 16 статьи 1, части 3 и 4 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации).

В силу части 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года №360 (далее - Положение), предусмотрено, что зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Таким образом, вопросы установления зон затопления, подтопления не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат только те зоны с особыми условиями использования территории, которые определены с соблюдением требований соответствующего законодательства.

Как установлено судом, до настоящего времени работа по определению границ зон затопления, подтопления территорий в бассейне р.Сысола в границах села Выльгорт не завершена. Сведения о таких зонах в ЕГРН не вносились.

Отсутствие решения об установлении зон затопления, подтопления исключает возможность их отображения в генеральном плане.

Вместе с тем, учитывая, что Генеральный план определяет стратегию градостроительного развития поселения и условия формирования среды жизнедеятельности в целом, то в рассматриваемом случае он допускает потенциальное изменение назначения территории, на которой расположены земельные участки административных истцов, после установления границ зон затопления, подтопления территорий в бассейне р.Сысола в границах села Выльгорт (пункт 5.3 том 2 Материалы по обоснованию). На карте отображена зона перспективного освоения (л.д.140 т.9).

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Генеральным планом поселения определяется стратегия градостроительного развития, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем, при этом территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки, что согласуется с положениями статей 2, 9 и 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

С учетом необходимости гармоничного развития территорий задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов.

В данном случае, утверждение Генерального плана, не предусматривающего включение земельных участков административных истцов в состав земель населенного пункта, положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации не противоречит.

Доводы административных истцов о невозможности использования земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов правового значения не имеют, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о несоответствии Генерального плана в оспариваемой части действующему законодательству.

При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия Генерального плана в оспариваемой части нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также нарушения прав административных истцов.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 о признании недействующим решения Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 26 марта 2020 года №48/3-3 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми» в части исключения их земельных участков из границ населенного пункта, возложении обязанности пересмотреть генеральный план в оспариваемой части.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 20 августа 2021 года.

Судья А.Г. Пешкин