3а-1/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Тюмень | |
Тюменский областной суд в составе:
председательствующего судьи Осипова А.В.
при секретаре Юркиной Т.Н.,
с участием прокурора Севрюгина К.В.,
представителя административного ответчика Думы Уватского муниципального района Тюменской области ФИО1, представителя заинтересованного лица Департамента лесного комплекса Тюменской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу к Думе Уватского муниципального района Тюменской области о признании недействующим решения Думы Уватского муниципального района от 16 сентября 2009 года №353 «Об утверждении генеральных планов сельских поселений» в части включения в границы населенного пункта лесных участков, категории «земли лесного фонда»,
установил:
Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу обратился в Тюменский областной суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Думе Уватского муниципального района Тюменской области о признании недействующим решение Думы Уватского муниципального района от 16 сентября 2009 года №353 «Об утверждении генеральных планов сельских поселений» в части включения в границы населенного пункта лесных участков, категории «земли лесного фонда»: Тюменская область, Уватский район, Уватское лесничество, Першинское сельское участковое лесничество, Осиниковское сельского поселения квартал 126 выдела 36-38, квартал 127 выделу 1, 8, 11, 12, 16, 20, 58, 59.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что Решением Думы Уватского муниципального района Тюменской области от 16 сентября 2009 года №353 «Об утверждении генеральных планов сельских поселений» утверждены генеральные планы 12 сельских поселений Уватского муниципального района Тюменской области. В настоящее время данные генеральные планы размещены в общем доступе на сайте Тюменской области и на сайте федеральной государственной информационной системы территориального планирования. Решением Думы Уватского муниципального района Тюменской области от 16 сентября 2009 года №353 (далее – Решение №353) принято с существенным нарушением действующего законодательства. В соответствии с заключением ФГБУ «Рослесинфорг» на территории населённого пункта п.Першино Осиниковского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области границы населенного пункта пересекаются с землями лесного фонда.
Согласно положений Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» включение участков лесного фонда Российской Федерации в границы населенного пункта возможно только посредством перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов в случае установления или изменения границ населенного пункта.
В силу положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) проект генерального плана до его утверждения подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, спорные лесные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда, могли быть включены в границы населённого пункта п.Першино Осиниковского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области при согласовании с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области лесных отношений, то есть с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Однако Генеральный план Осиниковского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области утверждённый решением Думы Уватского муниципального района Тюменской области от 16 сентября 2009 года №353 «Об утверждении генеральных планов сельских поселений» без полученного в установленном порядке решения о включении участков лесного фонда в границы населенного пункта и изменении вида разрешенного использования участков лесного фонда.
Учитывая, что в настоящее время нарушены права и законные интересы Федерального агентства лесного хозяйства в части распоряжения участками лесного фонда, так как реализация Думой Уватского муниципального района Тюменской области права на земельные участки категории «земли лесного фонда», включенные в границы населенных пунктов препятствуют осуществлению собственником – Российской Федерации функций управления землями лесного фонда, выполнению мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, а также ограничивает реализацию полномочий Федерального агентства лесного хозяйства, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
Представитель административного ответчика Думы Уватского муниципального района Тюменской области ФИО1 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, суду пояснила, что поселок Першино Осиниковского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области был основан в 1951 году. При принятии Решения №353 «Об утверждении генеральных планов сельских поселений» площадь поселка Першино (147,4 га) не увеличилась. Думой Уватского муниципального района Тюменской области при подготовке проекта генерального плана в полном объеме была соблюдена процедура принятия и согласования, предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации. Проектные материалы генеральных планов вместе с проектом Решения №353 - 11 июня 2009 года были направлены в Министерство регионального развития Российской Федерации.
В связи с тем, что в установленный законодательством срок заключение по проекту Решения №353 от Министерства регионального развития Российской Федерации в Администрацию Уватского муниципального района не поступило, в силу ч.8 ст.25 ГрК РФ, данный проект считается согласованным, в том числе в части включения участков лесного фонда Российской Федерации в границы населенного пункта.
Только 03 июня 2010 года Администрацией Уватского муниципального района получено письмо Министерства регионального развития Российской Федерации с протоколом согласительного совещания по урегулированию разногласий к проекту схемы территориального планирования Уватского муниципального района, при этом указанный протокол не содержал сведений о наличии пересечений земель лесного фонда с землями населенного пункта п. Першино.
Сведения о границах населенного пункта п.Першино внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) до 01 января 2016 года, а именно 16 февраля 2011 года. Согласно положениям Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 14. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Представитель заинтересованного лица Департамента лесного комплекса Тюменской области ФИО2 в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление (т.2 л.д. 13-15), просила решения принять на усмотрение суда.
Прокурор Севрюгин К.В. в судебном заседании при даче заключения по делу указал, что 18.04.2007 Главой Уватского муниципального образования издано Распоряжение № 312-р «О подготовке документов территориального планирования и документации по планировке территории в Уватском муниципальном районе», которое опубликовано в установлено законом порядке.
Письмом Администрации Уватского муниципального района от 11.06.2009 № 1330 проектные материалы и проект решения Думы об утверждении генеральных планов сельских поселений направлен в Минрегионразвития для согласования. В установленных ГрК РФ срок ответ не поступил.
03.06.2010 административному ответчику поступило письмо Минрегионразвития от 20.05.2010 № 20950-00/02 с протоколом согласительного совещания об урегулировании разногласий к проекту схемы территориального планирования. Сведений о пересечении с землями лесного фонда письмо не содержит.
Как следует из ответа на запрос суда, сведения о границах населенного пункта с. Першино внесены в ЕГРН 15.02.2011, изменены 28.03.2013.
Юридически значимым обстоятельством в вопросе принадлежности земельного участка к категории «земли лесного фонда» или «земли населенных пунктов» являются сведения ЕГРН. Учитывая, что материалы дела содержат сведения из ЕРГН, согласно которым земли п. Першино Уватского муниципального района Тюменской области отнесены к землям населенных пунктов.
С учетом изложенного, полагает, что исковые требования Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу о признании недействующим в части решения Думы Уватского муниципального района Тюменской области от 16.03.2009 № 353, о принятии Генерального плана Осиниковского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области, удовлетворению не подлежат.
Представитель административного истца Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу в судебное заседание не явился, сведений и доказательств уважительности причин неявки суду не представлено.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц МТУ федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, ХМАО – Югре, ЯНАО, Тюменского филиала ФГБУ «Рослесинфорг», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тюменской области, Администрации Уватского муниципального образования Тюменской области не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, сведений и доказательств уважительности причин неявки суду не представлено.
На основании ст. 150, ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.
От руководителя заинтересованного лица МТУ федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, ХМАО – Югре, ЯНАО поступил отзыв на административное исковое заявление, в котором указывают, что заявление административного истца подлежит удовлетворению (т.1 л.д.78-82).
Директором филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области» представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором просит решение принять на усмотрение суда (т.1 л.д. 189-190).
Суд, выслушав объяснение участвующих лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом установлено, что на земельный участок государственного лесного фонда с кадастровым номером <.......> зарегистрировано право собственности Российской Федерации, категория земель: земли лесного фонда, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.10.2007 № 72 НК 696746 (т.2 л.д. 34). Согласно выписки из ЕГРН данный земельный участок постановлен на государственный учет без указания координат границ и имеет статус ранее учтенного по данным государственного лесного реестра (т.2 л.д. 22-32).
Решением Думы Уватского муниципального района Тюменской области от 16 сентября 2009 года №353 «Об утверждении генеральных планов сельских поселений» утверждены генеральные планы 12 сельских поселений Уватского муниципального района Тюменской области, в том числе и Генеральный план Осиниковского сельского поселения в состав которого входит п.Першино.
В силу ч. 1 и ч. 4 ст. 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному выше Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ).
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
Распоряжением Главы Уватского муниципального района от 18 апреля 2007 года №312-р «О подготовке документов территориального планирования и документации по планировки территорий в Уватском муниципальном районе» назначена подготовка документов территориального планирования Уватского муниципального района Тюменской области. Данное распоряжение опубликовано в газете «Уватские известия» №9 от 05 декабря 2007 года (т.1 л.д. 95-97).
Распоряжением Думы Уватского муниципального района Тюменской области №58 от 26 марта 2009 года назначены на 20 мая 2009 года публичные слушания в Осиниковском сельском поселении по вопросам обсуждения, в том числе и проекта Генерального плана Осиниковского сельского поселения. Распоряжение опубликовано в газете «Уватские известия» №3 от 03 апреля 2009 года (т.1 л.д. 98-99).
По результатам публичных слушаний было составлено заключение, которое 03 июня 2009 года опубликовано в газете «Уватские известия» №3 (т.1 л.д. 100-104).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (часть 1 статьи 8 ЗК РФ). Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (часть 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона № 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Вместе с тем, если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).
Срок согласования проекта генерального плана составлял три месяца со дня направления на согласование проекта генерального плана в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
В случае не поступления в установленный срок заключения на проект генерального плана от указанного в части 7 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченного федерального органа исполнительной власти, данный проект считался согласованным с таким органом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178 (в редакции, действующей в период принятия, оспариваемого муниципального правового акта) утверждено Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований.
Пунктами 2 - 4, подпунктом «а» пункта 5 и пунктами 6 - 10 этого Положения предусматривалось, что организацию согласования проекта документа территориального планирования обеспечивает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления), являющийся заказчиком разработки проекта документа территориального планирования.
Установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации трехмесячный срок для согласования проектов документов территориального планирования исчислялся с даты отправления заказчиком указанного проекта на согласование в соответствующие органы до даты получения заказчиком заключений этих органов. В случае неполучения заказчиком в указанный срок заключения согласующего органа проект документа территориального планирования считался согласованным этим органом.
Результаты согласования проекта документа территориального планирования каждым согласующим органом оформляются в виде заключения. Заключение должно содержать положения о согласовании представленного проекта или об отказе в его согласовании с обоснованием причин такого отказа.
Уполномоченный орган в сфере градостроительства в течение трех рабочих дней с даты получения проекта документа территориального планирования направляет его копии в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности, для рассмотрения и представления заключений в части вопросов, входящих в компетенцию этих уполномоченных отраслевых органов.
Уполномоченный отраслевой орган рассматривает проект документа территориального планирования и готовит заключение в течение тридцати дней с даты получения проекта от уполномоченного органа в сфере градостроительства. Заключение о согласовании (об отказе в согласовании) проекта документа территориального планирования в части вопросов, относящихся к компетенции соответствующего уполномоченного отраслевого органа, направляется в уполномоченный орган в сфере градостроительства.
В случае непоступления в уполномоченный орган в сфере градостроительства в установленный в пункте 7 настоящего Положения срок заключения уполномоченного отраслевого органа проект документа территориального планирования считается согласованным с этим органом.
Уполномоченный орган в сфере градостроительства осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений уполномоченных отраслевых органов.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, согласно Положению «О министерстве регионального развития Российской Федерации» (в редакции, действующей в период принятия оспариваемого муниципального правового акта), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года № 40, являлось Министерство регионального развития Российской Федерации.
Исходя из пункта 10 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, Министерство регионального развития Российской Федерации должно было осуществить подготовку сводного заключения на проект оспариваемого генерального плана Осиниковского сельского поселения Уватского муниципального района на основании заключения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений.
В соответствии с пунктом 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года N 283 и действовавшего в период принятия оспариваемого муниципального правового акта, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Федеральное агентство лесного хозяйства.
Письмом от 11 июня 2009 года №1330 в Министерство регионального развития Российской Федерации направлены проекты схемы территориального планирования и проекты Генеральных планов сельских поселений Уватского муниципального района (т.1 л.д. 116-117).
03 июня 2010 года Администрацией Уватского муниципального района Тюменской области получено письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 мая 2010 года с копией протокола согласительного совещания по урегулированию разногласий к проекту схемы территориального планирования Уватского муниципального района, то есть с пропуском сроков, установленных ч.7 ст.25 ГрК РФ (т.1 л.д. 118-120).
Решением Думы Уватского муниципального района Тюменской области №353 от 16 сентября 2009 года «Об утверждении генеральных планов сельских поселений» утверждены Генеральные планы сельских поселений, в том числе и Осиниковского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области. Информация о принятии решения опубликована в газете «Уватские известия» от 18 ноября 2009 года №3 (т.1 л.д. 121-124).
Таким образом, Генеральный план Осиниковского сельского поселения Уватского муниципального района, утвержденный решением Думы Уватского муниципального района №353 от 16 сентября 2009 года, принят уполномоченным органом в установленной форме с соблюдением порядка, включая проведение публичных слушаний, подготовку заключения по результатам публичных слушаний, порядка и сроков согласования, официально опубликован для всеобщего сведения. Сведения и доказательства в подтверждение указанного в материалы дела представлены.
Доводы административного истца о включении в границы населенного пункта п.Першино Осиниковского сельского поселения Увасткого муниципального района Тюменской области земель лесного фонда не нашел своего подтверждения при рассмотрении настоящего дела.
Одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.
Градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6 ст.1 ГрК РФ).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (п. 3 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит карту функциональных зон городского округа и утверждается на срок не менее чем 20 лет (ч. 11 ст. 9, п. 3 ч. 1 ст. 18, ч. 3 ст. 23 ГрК РФ).
Территориальное планирование направлено на определение в документах назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1 ст. 9 ГрК РФ).
Положения генерального плана муниципального образования направлены не только на отражение существующей территории городского округа, но и на планируемое развитие этой территории.
Согласно положениям, ст.81-83 Лесного кодекса Российской Федерации государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда в государственном лесном реестре осуществляется органами государственной власти, осуществляющими ведение государственного лесного реестра.
Департамент лесного комплекса Тюменской области уполномочен на ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах Тюменской области, в соответствии с п.10 ч.1 ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации, Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 31 октября 2007 года №282 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра», п. 2.35 Постановления Правительства Тюменской области от 09 июля 2007 года №153-п «Об утверждении Положения о Департамента лесного комплекса Тюменской области».
По информации представленной Департаментом лесного комплекса Тюменской области согласно материалам лесоустройства, таксационным описаниям, сведения государственного лесного реестра, картографическим материалам, спорные площади поселка Першино Осиниковского сельского поселения налагаются на земли лесного фонда, лесной участок с кадастровым номером <.......>. Данный лесной участок поставлен на учет без указания координат границ и имеет статус ранее учтенного. При этом площадь наложения земель лесного фонда на границы населенного пункта составляет более 90%, что отражено на представленной Департаментом схеме (т.2 л.д.21).
Однако, как установлено в судебном заседании поселок Першино Осиниковского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области был основан в 1951 году, на территории поселка расположены 225 объектов домохозяйства, школа, детский сад, спортивные объекты, церковь. Площадь п.Першино до принятия Решения №353 составляла 147,4 га и после утверждения Генерального плана Осиниковского сельского поселения не изменилась (т.1 л.д.124), доказательств обратного административным истцом не представлено.
Учитывая, что лесной участок с кадастровым номером <.......> поставлен на государственный кадастровый учет без указания координат границ, то есть кадастровый учет данного объекта недвижимости с установлением точных координат земельного участка не осуществлялся. Отсутствие проведение кадастрового учета, то есть осуществления действий уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определённой вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, позволяют сделать вывод о том, что местоположение границ ранее учтенного участка с кадастровым номером <.......> следует считать условным.
Проведение лесоустройства земель лесного фонда Тюменского лесхоза не может заменить собой проведение кадастровых работ, поскольку в соответствии с пунктом 3.2.15 Инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 15.12.1994 № 265 «Об утверждении Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России» (действовавшей до вступления в силу приказа Рослесхоза от 14.11.2011 №473) при изготовлении фотоабрисов на аэрофотоснимках прошлого лесоустройства с помощью оптико-проекционных приборов переносят с лесоустроительных планшетов все нанесенные на них владельцем лесного фонда инструментально снятые участки лесосек, лесных культур, гарей и иных поврежденных участков леса, площадей прочих рубок, границы участков, переданных в долгосрочное пользование (аренду), исключенных из состава земель лесного фонда объекта лесоустройства и принятых в его состав, объявленных памятниками природы и другими особо охраняемыми территориями. Перенесенные на аэрофотоснимки участки сопоставляются с границами таксационных выделов, установленными прошлым лесоустройством, выявляются и анализируются отклонения и несопоставимость границ для последующей проверки в натуре. Все эти работы в обязательном порядке выполняются до основных полевых работ. Границы выделов, не затронутых хозяйственными или иными воздействиями, установленные при прошлом лесоустройстве, изменяются лишь при обнаружении ошибок при новой таксации леса.
В соответствии с пунктом 51 Лесоустраительной инструкции, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.02.2008 №31 закрепление на местности границ лесничеств, лесопарков производится по квартальным просекам и границам лесных кварталов с учетом естественных рубежей. Границы лесных участков устанавливаются по границам лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, а их координаты – картометрическим методом.
Таким образом, границы лесхозов и выделов определяются по естественным границам лесного фонда картометрическим методом.
Кадастровые работы по установлению границ объектов кадастрового учета производятся методом геодезических измерений.
При этом пункт 52 Лесоустроительной инструкции указывает, что границы лесных участков, смежных с земельными участками, границы которых определяются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве», устанавливаются в соответствии с земельным законодательством.
Следовательно, границы лесных участков являются условными и могут быть изменены при проведении следующего лесоустройства.
Кроме того, 29 июля 2017 года принят Федеральный закон № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7). Кроме того, в часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости границы, п.Першино Осиниковского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области внесены в ЕГРН 15 февраля 2011 года (т.2 л.д. 192-194). Данное обстоятельство подтверждается и выпиской из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером <.......> (территория школы п.Першино) с датой присвоения кадастрового номера 05.02.2008, категория земель – земли населенных пунктов (т.2 л.д. 210-213).
Конституционным Судом Российской Федерации в определениях № 1793-О и № 1994-О от 21 сентября 2017 года указано, что Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» принят для преодоления противоречивого толкования положений Лесного кодекса Российской Федерации в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, федеральный законодатель исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра, то есть у добросовестных приобретателей.
Таким образом, административным истцом не представлено достаточных и достоверных доказательств включения в границы населенного пункта – п.Першино Осиниковского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области земель лесного фонда и как следствие, обязанности Думы Увасткого муниципального района при согласовании Генерального плана на получение положительного заключения о включении в границы населенного пункта земель лесного фонда от Федерального агентства лесного хозяйства.
Административный истец – Департамент лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу на протяжении длительного времени (более 10 лет) не предпринимал мер к установлению точных границ земельного участка с кадастровым номером <.......> в районе поселка Першино Осиниковского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области, административное исковое заявление подано только в феврале 2020 года. При этом о разработке проекта Генерального плана Осиниковского сельского поселения было известно с июня 2009 года, поскольку проект данного генерального плана был направлен Министерство регионального развития Российской Федерации, а сам Генеральный план, утвержденный Решением Думы Уватского муниципального района Тюменской области №353 от 16 сентября 2009 года, был обнародован и находился в свободном доступе, границы п.Першино были постановлены на государственный кадастровый учет в 2011 году.
В соответствии с частью 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта. Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, никто не может быть поставлен под угрозу возможного обременения на неопределённый или слишком длительный срок. Презумпция добросовестности участников правоотношений предполагает, что бремя негативных последствий того, что правообладатель не смог надлежащим образом воспользоваться принадлежащим ему правом, несет, как правило, он сам. Принимая во внимание выше изложенное, действия административного истца по длительному не обращению в суд за защитой нарушенного права нельзя признать добросовестными.
В настоящее время на спорных земельных участках в установленном законом порядке зарегистрированы права на земельные участки, предназначенные в том числе и для жилой застройки, что отражено на публичной кадастровой карте (https://pkk.rosreestr.ru/). Признание недействительным Решения №353 повлечет за собой правовую неопределенность в статусе этих земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении требований полностью или частично, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части.
Поскольку судом не установлено, что Генеральный план Осиниковского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области, утвержденный Решением Думы Уватского муниципального района №353 от 16 сентября 2009 года «Об утверждении Генеральных планов сельских поселений» в оспариваемой части не соответствуют законодательству, иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Тюменская область сегодня», обязанность по опубликованию сообщения суд возлагает на Думу Уватского муниципального района Тюменской области.
Руководствуясь статьями 208-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу к Думе Уватского муниципального района Тюменской области о признании недействующим Решение Думы Уватского муниципального района от 16 сентября 2009 года №353 «Об утверждении генеральных планов сельских поселений» в части включения в границы населенного пункта лесных участков, категории «земли лесного фонда» – отказать.
Возложить на Думу Уватского муниципального района обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии решения суда в официальном печатном издании – газете «Уватские известия».
На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Тюменский областной суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 25 февраля 2021 года.
Судья Тюменского областного суда А.В. Осипов