Дело № 3а-1/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 января 2021 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Казакова Д.А.
секретарь Хлебниковой А.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ООО СИК «Девелопмент-Юг» об установлении кадастровой стоимости нежилого здания равной рыночной,
установил:
ООО СИК «Девелопмент-Юг» обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером <№...>, площадью 13 921,8 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...>, равной рыночной стоимости в размере 438 770 000 рублей.
Административный истец мотивирует свои требования тем, что как собственник нежилого здания оплачивает налог на имущество, рассчитываемый из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Поскольку оспариваемая кадастровая стоимость недвижимости превышает его рыночную стоимость, это приводит к необоснованному увеличению налогов.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе с учетом положений частей 8-9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства РФ.
От представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Сергеева Р.М. в ходе рассмотрения дела поступил отзыв на административный иск, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности Юртаева С.А. в своем отзыве не выражает какой-либо правовой заинтересованности и возражений относительно предмета судебного разбирательства и просит рассмотреть дела в их отсутствие.
Представители ООО СИК «Девелопмент-Юг», департамента имущественных отношений Краснодарского края, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, управления Росреестра по Краснодарскому краю, администрации Краснодарского края, ГБУ КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» ходатайств относительно рассмотрения дела в их отсутствие, а также заявлений, содержащих указания на причины неявки, суду не представили.
Исследовав представленные доказательства и материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 373 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 375 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Как указано в абзаце 1 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником нежилого здания с кадастровым номером <№...>, площадью 13 921,8 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Таким образом, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость указанного объекта.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости определена уполномоченным органом по состоянию на 01.01.2018г. в размере 794 991 538,41 рублей.
Суд, рассматривая вопрос о дате определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, исходит из того, что лица, участвующие в деле, не оспаривали это обстоятельство, не представили суду доказательств наличия иной даты определения кадастровой стоимости. В связи с чем, суд считает 01.01.2018г. верной датой определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта.
В соответствии с отчетом об оценке № 71 от 11 октября 2019 года, подготовленным ООО «НЭО Эксперт», рыночная стоимость указанного объекта недвижимости определена в размере 438 770 000 рублей.
Принимая во внимание тот факт, что между результатами определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и выводами отчета об оценке, представленного административным истцом имелись существенные различия, а также ходатайство административного истца о назначении судебной экспертизы, определением суда по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объекта недвижимости.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 28.11.2019г., выполненной экспертом экспертного учреждения ООО «Финсервис» <ФИО>6, рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <№...> на дату определения кадастровой стоимости (01.01.2018г.) составляет 555 558 152 рублей.
С данным заключением судебной экспертизы не согласился департамент имущественных отношений Краснодарского края и заявил ходатайство о назначении дополнительной судебной экспертизы в отношении спорного объекта недвижимого имущества, ссылаясь на нарушения требований Федерального закона № 135-Ф3, Федерального стандарта оценки № 1 «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)» (далее - ФСО № 1), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015г. № 297, Федерального стандарта оценки № 3 «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)» (далее - ФСО № 3), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015г. № 299.
Определением суда от 16.12.2019г. по делу назначено проведение дополнительной судебной экспертизы, проведение которой поручено тому же эксперту.
В соответствии с заключением дополнительной экспертизы от 10.02.2020г., подготовленного экспертом экспертного учреждения ООО «Финсервис» <ФИО>6, рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <№...> на дату определения кадастровой стоимости (01.01.2018г.) составляет 534 281 240 рублей.
С данным заключением судебной экспертизы не согласился департамент имущественных отношений Краснодарского края и заявил ходатайство о назначении дополнительной судебной экспертизы в отношении спорного объекта недвижимого имущества, ссылаясь на нарушения требований ст. 11, 15 Федерального закона № 135-Ф3, ст. 8, 16 Федерального закона № 73-Ф3, Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015г. № 299.
Определением суда от 18.03.2020г. по делу назначено проведение дополнительной судебной экспертизы, проведение которой поручено ООО «Финсервис».
В соответствии с заключением дополнительной экспертизы от 07.05.2020г., подготовленного экспертом экспертного учреждения ООО «Финсервис» <ФИО>6, рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <№...> на дату определения кадастровой стоимости (01.01.2018г.) составляет 543 737 545 рублей.
Представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Сергеев Р.М. не согласился с выводами дополнительной судебной экспертизы, указывая на некорректно подобранный объект-аналог.
В судебном заседании был допрошен эксперт Белянин А.А., подготовивший заключение дополнительной экспертизы от 07.05.2020г., однако доводы департамента имущественных отношений Краснодарского края, содержащиеся в дополнениях к отзыву, в полном объеме не опроверг.
Определением суда от 06.08.2020г. по делу назначено проведение повторной судебной экспертизы, проведение которой поручено ООО «Краснодарский центр Кадастра Оценки и Экспертизы» эксперту <ФИО>7
В соответствии с заключением повторной экспертизы от 07.12.2020г. №677-08, подготовленного экспертом экспертного учреждения ООО «Краснодарский центр Кадастра Оценки и Экспертизы» <ФИО>7, рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <№...> на дату определения кадастровой стоимости (01.01.2018г.) составляет 564 797 000 рублей.
Заключение содержит всю необходимую информацию, предусмотренную Федеральным стандартом оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», Федеральным стандартом оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», а именно, сведения об эксперте, дате проведения и характере экспертизы, о задании на оценку, о списке использованной литературы. Также экспертом подробно описан объект оценки, проанализирован и правильно определен сегмент рынка, к которому относится спорный объект недвижимости, детально описано проведенное исследование, с учетом которого дан ответ на поставленный вопрос.
При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральными стандартами оценки. Экспертиза рыночной стоимости объекта недвижимого имущества проведена на основании материалов дела. Таким образом, заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на дату кадастровой оценки.
Эксперт привел все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости, отразил порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных им.
Выводы эксперта полностью согласуются с его исследовательской частью.
Оснований не доверять представленному заключению повторной судебной экспертизы у суда не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса РФ за дачу заведомо ложного заключения, у него имеется специальное образование, длительный стаж экспертной работы.
Таким образом, доказательств того, что рыночная стоимость указанного объекта недвижимости является иной, чем отражено в дополнительном судебном экспертном заключении, суду не представлено.
Оценив дополнительное экспертное заключение по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <№...> на дату определения кадастровой стоимости (01.01.2018г.) составляет 564 797 000 рублей.
Суд считает, что административным истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости объекта капитального строительства рыночной стоимости, кадастровая стоимость превышает рыночную, что затрагивает права и обязанности административного истца, как собственника данного объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, учитывая объем заявленных требований и установленные факты, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению в части установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, установленной согласно выводам повторной судебной оценочной экспертизы.
Установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Административный истец обратился с настоящим иском в суд 15.10.2019г., сведений об обращении в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости не имеется. В связи с чем, датой подачи заявления следует считать 15.10.2019г.
При вышеизложенных обстоятельствах суд считает административный иск подлежащим частичному удовлетворению.
Генеральным директором ООО «Краснодарский Центр Кадастра, Оценки и Экспертизы» в суд подано ходатайство о взыскании с административного истца оплаты за проведение в рамках настоящего дела судебной экспертизы в размере 60 000 рублей.
Согласно части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
На основании пункта 1 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.
В соответствии с пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
Административными ответчиками не оспаривалось право административного истца на установление кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости, а решение суда об удовлетворении административного иска сводится к реализации в судебном порядке такого права.
При указанных обстоятельствах, с учетом вышеприведенных разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, оплату судебной экспертизы, следует отнести на административного истца, поскольку решение суда по настоящему делу нельзя расценивать, как принятое против интересов административных ответчиков.
В соответствии с абзацами 4-5 пункта 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 11 июля 2017 года № 20-П, возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Вместе с тем этими выводами не исключается учет при решении вопросов о распределении судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей - вопреки объективному экономическому содержанию отношений, связанных с формированием налоговой базы по земельному и иным имущественным налогам, - к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Суд приходит к выводу, что такое расхождение кадастровой стоимости с рыночной укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению прав и законных интересов административных истцов.
Таким образом, заявление ООО «Краснодарский Центр Кадастра, Оценки и Экспертизы» подлежит удовлетворению. Оплата судебной экспертизы подлежит взысканию с административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования ООО СИК «Девелопмент-Юг» об установлении кадастровой стоимости нежилого здания равной рыночной – удовлетворить частично.
Установить в отношении объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером <№...>, площадью 13 921,8 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...>, в размере рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01 января 2018 года в размере 564 797 000 рублей.
Решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <№...>.
Датой подачи заявления о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <№...> считать 15 октября 2019 года.
Взыскать с ООО СИК «Девелопмент-Юг» в пользу ООО «Краснодарский Центр Кадастра, Оценки и Экспертизы» оплату за проведение судебной экспертизы расходы в размере 60 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья краевого суда:
Мотивированное решение
изготовлено 25.01.2021г.