УИД: 66OS0000-01-2021-000047-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург | 08 июня 2021 года |
Номер производства 3а-201/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2021 года.
Мотивированное решение изготовлено 16 июня 2021 года.
Свердловский областной суд в составе
судьи Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зайнуллиным И.У. с использованием средств аудиозаписи,
с участие прокурора Войновой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу
о признании нормативного правового акта не действующим в части,
установил:
Решением Думы Североуральского городского округа от 21 декабря 2012 года № 151 утвержден Генеральный план города Североуральска.
На момент рассмотрения дела в суде Генеральный план действует в редакции решения Думы Североуральского городского округа от 21 декабря 2012 года № 151.
Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (далее – административный истец) обратился в Свердловский областной суд с административным иском, уточнив который, просит признать не действующим с момента вступления в законную силу судебного акта решение Думы Североуральского городского округа от 21 декабря 2012 года № 151 «Об утверждении Генерального плана города Североуральска» в части включения в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда: Карпинское лесничество Петропавловский участок Петропавловское участковое лесничество: квартал 37 часть выдела 1; квартал 43 часть выдела 1; квартал 66 части выделов 1, 2, 4; квартал 69 части выделов 1-3, 5; квартал 92 части выделов 8, 13; квартал 110 часть выдела 1; квартал 107 часть выдела 5.
Свои требования административный истец обосновывает тем, что в собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым номером <№>, категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование – для ведения лесного хозяйства.
В результате графического совмещения материалов лесоустройства с границами населенного пункта выявлено, что земли лесного фонда частично включены в границы города Североуральска: квартал 37 (часть выдела 1), квартал 43 (часть выдела 1), квартал 66 (части выделов 1, 2, 4), квартал 69 (части выделов 1, 2, 3, 5), квартал 92 (части выделов 8, 13), квартал 110 (часть выдела 1), квартал 107 (часть выдела 5) Карпинского лесничества Петропавловского участкового лесничества Петропавловского участка.
Между тем, процедура перевода земель из одной категории в другую не соблюдена, поскольку отсутствует согласование с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Таким образом, при принятии оспариваемого нормативного правового акта нарушены требования статьей 8, 83, 84 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 23, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 8, 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», пункты 1, 5.4.2, 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736, пункты 2.1-2.4 Порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года № 69.
В направленном в адрес суда отзыве председатель Думы Североуральского городского округа Балбекова Е.С. административный иск признала.
Не оспаривая того, что проект Генерального плана не был согласован с Федеральным агентством лесного хозяйства, председатель Думы Североуральского городского округа Балбекова Е.С указала, что оспариваемый нормативный правовой акт принят административным ответчиком в пределах предоставленной ему компетенции, текст Генерального плана был опубликован, графическая часть Генерального плана размещена в сети Интернет, публичные слушания по проекту Генерального плана города Североуральска проведены, о чем свидетельствуют протокол публичных слушаний от 18 декабря 2012 год и заключение о результатах публичных слушаний от 18 декабря 2012 года.
Администрация Североуральского городского округа направила отзыв, в котором представитель указал, что процедура принятия, опубликования и вступления в силу нормативного правового акта была соблюдена.
В судебном заседании принял участие прокурор Войнова О.А.
Лица, участвующие в деле, - административный истец, Дума Североуральского городского округа, администрация Североуральского городского округа, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.
Администрация Североуральского городского округа в отзыве просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Войновой О.А., полагавшей, что требования административного искового заявления подлежат удовлетворению, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно требованиям части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи в полном объеме.
Положениями части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе, порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступление их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Аналогичная норма закреплена в пункте 26 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Как следует из материалов дела, проект Генерального плана города Североуральска был разработан Комитетом градостроительства, архитектуры и землепользования Североуральского городского округа.
В соответствии с требованиями статьи 28 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по проекту Генерального плана были проведены публичные слушания. Результаты публичных слушаний оформлены протоколом.
Статьей 22 Устава Североуральского городского округа, принятого Решением Думы Североуральского городского округа от 18 мая 2005 года № 45 «О принятии устава Североуральского городского округа» Дума Североуральского городского округа является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа.
Дума Североуральского городского округа состоит из 20 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.
Согласно протоколу № 18 от 21 декабря 2021 года на заседании Думы Североуральского городского округа проект Генерального плана города Североуральска был рассмотрен и принят в целом 14 голосами депутатов из 14 присутствовавших, опубликован в Муниципальном вестнике - приложение к газете «Наше слово» № 101 от 28 декабря 2012 года.
Таким образом, решение об утверждении Генерального плана города Североуральска принято административным ответчиком в рамках его компетенции и в порядке, установленном Федеральным законом 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Североуральского городского округа.
В соответствии с частью 4 и пунктами 1-3 части 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы). На картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, отображаются границы городского округа, границы населенных пунктов, входящих в состав городского округа, границы земель лесного фонда.
Частью 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно частям 1, 7 и 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана городского округа подлежал согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации.
Генеральный план города Североуральска состоит из текстовой части и картографического материала.
По результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства установлено частичное включение указанного в административном исковом заявлении земельного участка лесного фонда в границы города Североуральска.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 10 июня 2014 года № 1021-р «О реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Рослесинфорг» в форме его преобразования в федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг» к основным целям деятельности данного учреждения отнесены государственная инвентаризация лесов, в том числе дистанционный мониторинг использования лесов; обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре; определение границ лесных участков в составе лесничеств и лесопарков; информационные услуги в области лесных отношений.
В соответствии со статями 6-8 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 настоящего Кодекса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Нормами статей 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса.
Порядок проведения лесоустройства определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Кроме того, в отношении лесов ведется государственный лесной реестр, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.
Указанные в административном исковом заявлении лесные участки земель лесного фонда, а именно: квартал 37 часть выдела 1; квартал 43 часть выдела 1; квартал 66 части выделов 1, 2, 4; квартал 69 части выделов 1-3, 5; квартал 92 части выделов 8, 13; квартал 110 часть выдела 1; квартал 107 часть выдела 5, расположены в Карпинском лесничестве Петропавловского участка Петропавловского участкового лесничества на земельном участке с кадастровым номером <№>.
В соответствии с кадастровой выпиской земельный участок с кадастровым номером <№> относится к землям лесного фонда.
На момент принятия Генерального плана право собственности Российской Федерации на указанный участок лесного фонда было зарегистрировано на основании свидетельства о государственной регистрации права от 24 апреля 2008 года № 66-66-23/002/2008-193.
В период подготовки Генерального плана действовал Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года № 69 (далее – Порядок).
Пунктом 2.1 указанного Порядка предусматривалось направление органом, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Министерство регионального развития Российской Федерации в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Уполномоченный орган в сфере градостроительства в течение трех рабочих дней с даты получения проекта документа территориального планирования направляет его копии в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности (далее - уполномоченные отраслевые органы), для рассмотрения и представления заключений в части вопросов, входящих в компетенцию этих уполномоченных отраслевых органов.
Без проведения соответствующих согласительных процедур проект документа территориального планирования не может представляться на утверждение и утверждаться.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, согласно соответствующему Положению о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года № 40 (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого муниципального правового акта), являлось данное Министерство.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года № 283 и действовавшего в период принятия оспариваемого муниципального правового акта, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Федеральное агентство лесного хозяйства.
Таким образом, на дату принятия оспариваемого муниципального правового акта Федеральное агентство лесного хозяйства в силу закона было уполномочено осуществлять рассмотрение в установленном порядке проектов генеральных планов городских округов, с подготовкой соответствующих заключений.
Следовательно, спорный лесной участок, находящийся в составе земель лесного фонда, мог быть включен в границы города Североуральска при согласовании с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области лесных отношений, то есть с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Между тем, из материалов дела следует, что действия по согласованию проекта Генерального плана города Североуральска заказчиком совершены не были.
Следовательно, в отсутствие необходимой в силу закона процедуры согласования проект оспариваемого Генерального плана представляться на утверждение Думы Североуральского городского округа и утверждаться ею не мог.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 3 февраля 2010 года № 238-О-О изложил позицию, согласно которой лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принимаемые по вопросам местного значения, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному выше федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку Думой Североуральского городского округа не доказано соответствие закону муниципального нормативного правового акта в оспариваемой части, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Принимая во внимание, что Генеральный план города Североуральск применялся до настоящего времени, на основании него были реализованы права и обязанности граждан и организаций, суд считает необходимым признать его недействующим в оспоренной части со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о настоящем решении подлежит размещению (опубликованию) в газете «Наше слово» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу удовлетворить.
Признать не действующим с момента вступления в законную силу судебного акта решение Думы Североуральского городского округа от 21 декабря 2012 года № 151 «Об утверждении Генерального плана города Североуральска» в части включения в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда: Карпинское лесничество Петропавловский участок Петропавловское участковое лесничество: квартал 37 часть выдела 1; квартал 43 часть выдела 1; квартал 66 части выделов 1, 2, 4; квартал 69 части выделов 1-3, 5; квартал 92 части выделов 8, 13; квартал 110 часть выдела 1; квартал 107 часть выдела 5.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Свердловский областной суд.
Судья С.Н. Полевщикова