ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-203/2015 от 27.11.2015 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-203-2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 ноября 2015 года г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Симоновой Т.В.,

при секретаре Борщове А.В.,

с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Вохмяниной Ю.М.,

представителя административного истца МКУ «Краснокамский расчетно-кассовый центр» Кипятковой О.В. – директора, действующей на основании распоряжения главы Краснокамского городского поселения от 14.04.2009 года № **, Б., действующей на основании доверенности, удостоверенной 23.09.2015 года директором учреждения (диплом ***),

представителя административного ответчика Думы Краснокамского городского поселения Пермского края Смеловой А.Л., действующей на основании доверенности, удостоверенной 29.10.2015 года Председателем Думы (диплом ***),

представителя заинтересованных лиц Комитета имущественных отношений и землепользования администрации Краснокамского городского поселения, администрации Краснокамского городского поселения Болдиной Я.Л., действующей на основании доверенностей, удостоверенных 14.10.2015 года соответственно председателем и и.о.главы городского поселения,

представителя заинтересованного лица Финансового управления администрации Краснокамского городского поселения – начальника управления Г., действующей на основании распоряжения главы администрации Краснокамского городского поселения от 12.01.2006 года № **,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми административное дело по административному исковому заявлению Муниципального казенного учреждения «Краснокамский расчетно-кассовый центр» к Думе Краснокамского городского поселения Пермского края о признании решения Думы Краснокамского городского поселения от 21 мая 2015 года № 44 «Об утверждении бюджета Краснокамского городского поселения на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», в части предоставления в 2015 году бюджетных ассигнований Муниципальному казенному учреждению «Краснокамский расчетно-кассовый центр» в сумме ** рублей, недействующим, возложении обязанности на Думу Краснокамского городского поселения устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем принятия в течение трех рабочих дней с момента вынесения решения судом решения о внесении изменений в решение Думы Краснокамского городского поселения от 21 мая 2015 года № 44 «Об утверждении бюджета Краснокамского городского поселения на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», в части предоставления в 2015 году бюджетных ассигнований Муниципальному казенному учреждению «Краснокамский расчетно-кассовый центр» в сумме ** рублей, об обращении решения суда к немедленному исполнению,

У С Т А Н О В И Л:

21 мая 2015 года Думой Краснокамского городского поселения было принято решение № ** «Об утверждении бюджета Краснокамского городского поселения на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», в соответствии с которым на финансирование в 2015 году выполнение функций МКУ «Краснокамский расчетно-кассовый центр» (далее МКУ «КРКЦ») было выделено бюджетных ассигнований на сумму ** рублей.

Решение опубликовано в приложении к газете «***» от 28 мая 2015 года № 22.

Не согласившись с указанным решением Думы Краснокамского городского поселения в части объема финансирования, МКУ «КРКЦ» обратилось в Пермский краевой суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование доводов указав, что финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы. Расчет бюджетной сметы для казенных учреждений Краснокамского городского поселения осуществляется согласно Методике планирования бюджетных ассигнований Краснокамского городского поселения, утвержденной приказом начальника финансового управления администрации Краснокамского городского поселения от 31.07.2014 года № **. При планировании бюджетных ассигнований в процессе формирования проекта бюджета Краснокамского городского поселения на 2015 год и плановый период 2016-2017 годы, в обоснование финансового обеспечения деятельности МКУ «Краснокамский РКЦ» был представлен проект бюджетной сметы МКУ «Краснокамский РКЦ» на 2015 года. Согласно Проекту бюджетной сметы МКУ «КРКЦ» на 2015 года, обеспечения выполнения функции казенного учреждения осуществляется в разрезе следующих статей затрат: заработная плата, на сумму ** рублей, прочие выплаты на сумму ** рублей, начисления на выплату по оплате труда на сумму ** рублей, услуги связи на сумму ** рублей, работы, услуги по содержанию имущества на сумму ** рублей, прочие работы, услуги на сумму ** рублей, увеличение стоимости материальных запасов на сумму ** рублей, увеличение стоимости основных средств на сумму ** рублей, коммунальные услуги на сумму ** рублей, расходы на уплату налогов и сборов на сумму ** рублей. Общая сумма бюджетных ассигнований необходимых для финансового обеспечения деятельности МКУ «КРКЦ» в 2015 году должна была составить ** рублей.

В соответствии с Положением о бюджетной процессе в Краснокамском городском поселении, утвержденным решением Думы Краснокамского городского поселения от 13.11.2008 года № **, администрация Краснокамского городского поселения направила в Думу Краснокамского городского поселения проект решения о бюджете Краснокамского городского поселения на 2015 года и плановый период 2016 и 2017 годы, которым для целей финансирования обеспечения деятельности МКУ «КРКЦ» в 2015 году устанавливал бюджетные ассигнования на сумму ** рублей, т.е. на сумму, согласно Проекту бюджетной сметы МКУ «КРКЦ» на 2015 год. Проект бюджета был составлен в соответствии с действующим бюджетным законодательством Российской Федерации на основании Методики планирования бюджетных ассигнований, прошел правовую и финансовую экспертизу и рекомендован Контрольно-счетной палатой Краснокамского муниципального района к рассмотрению. Между тем, в ходе принятия решения об утверждении бюджета Краснокамского городского поселения на 2015 год и плановые 2016-2017 годы, на публичных слушаниях, проводимых между первым и вторым чтением проекта решения о бюджете, председателем СТОС «***» К. по проекту решения были представлены предложения, в том числе об исключении из бюджета финансирование вновь организованных казенных учреждений «Централизованной бухгалтерии», «Библиотечной системы», «РКЦ». Последнее учреждение было предложено финансировать на уровне 2014 года. Таким образом, было предложено сократить в 2015 году финансирование МКУ «***» на ** рублей. В последующем, в ходе процедуры принятия проекта решения о бюджеты, 08.04.2015 года Думой Краснокамского городского поселения было принято решение № ** о включении в проект решения Думы Краснокамского городского поселения «Об утверждении бюджета Краснокамского городского поселения на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» во втором чтении», решения стороны согласительной комиссии, состоящей из депутатов Думы Краснокамского городского поселения (протокол от 03.04.2015 года № 1), согласно которому Дума Краснокамского городского поселения высказалась за сокращение расходов на финансирование МКУ «КРКЦ». Указанным решением № ** администрации было дано поручение подготовить проект решения Думы Краснокамского городского поселения с учетом внесенных изменений согласно протоколу стороны согласительной комиссии, состоящей из депутатов Думы Краснокамского городского поселения от 03.04.2015 года № 1. Несмотря на разъяснения представителей администрации Краснокамского городского поселения, Финансового управления администрации Краснокамского городского поселения о недопустимости сокращения ассигнований бюджета на обеспечение деятельности МКУ «КРКЦ» на ** рублей, отсутствие правового и финансового обоснования необходимости сокращения расходов, 21 мая 2015 года Думой Краснокамского городского поселения было принято решение № ** «Об утверждении бджета Краснокамского городского поселения на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее решение № ** от 21 мая 2015 года), не обеспечивающее финансирование деятельности МКУ «КРКЦ» в полном объеме в 2015 году. Административный истец полагает, что оспаривание решение в части выделения ассигнований бюджета для обеспечения деятельности МКУ «КРКЦ» в 2015 году в сумме ** рублей не соответствует положениям ст.70, 161 Бюджетного кодекса РФ, ст.9.1 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», нарушает права и законные интересы МКУ «КРКЦ» в сфере осуществления им уставной деятельности, в связи с чем, должно быть признано недействующим в данной части.

Определением судьи Пермского краевого суда от 25 сентября 2015 года административное исковое заявление принято к производству суда.

Определением судьи от 29.10.2015 года, принятым в судебном заседании, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен глава администрации Краснокамского городского поселения – и.о.главы Х. (том 3 л.д.137).

В судебном заседании 26.11.2015 года представителем административного истца в порядке ст.46 КАС РФ было подано административное исковое заявление, согласно которому, в связи с тем, что 10.11.2015 года решением Думы Краснокамского городского поселения № ** были внесены изменения в решение Думы № ** от 21 мая 2015 года, в части восстановления финансирования МКУ «КРКЦ» в 2015 году на сумму ** рублей, в предмет административных исковых требований было внесено уточнение в п.1, касающийся суммы бюджетных ассигнований, выделенных МКУ «КРКЦ» в 2015 года, а именно вместо ** рублей указано – ** рублей. В остальном предмет и основание заявленных административных исковых требований остался прежним.

В судебном заседании представители административного истца требования поддержали в полном объеме, суду дали пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно пояснили, что внесение предложения по сокращению финансирования на публичных слушаниях было совершено неуполномоченным лицом, т.е. лицом, к компетенции которого не относятся вопросы финансовой деятельности учреждения, при этом не было обосновано ни экономической целесообразности данного мероприятия, ни представлено ни одного документа, в подтверждение данных доводов. В последующем, процедура принятия решения о сокращении финансирования деятельности учреждения депутатами Думы Кранокамского городского поселения была проведена с нарушением, поскольку полагают, что по существу данный вопрос на заседаниях Думы депутатами фактически рассмотрен не был. Имело место голосование, без исследования финансового состояния и фактических потребностей учреждения. Решение Думы № ** от 21 мая 2015 года противоречит в совокупности нормам ст.ст.70,161 Бюджетного кодекса РФ, ст.9.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», которые предусматривают право только учредителю учреждения, т.е. главному распорядителю бюджетных средств, принимать решение об утверждении бюджетной сметы и сокращении финансирования учреждения.

Представитель административного ответчика в судебном заседании с доводами административного истца не согласился, указав, что оспариваемое решение Думы Краснокамского городского поселения № ** от 21 мая 2015 года принято с соблюдением процедуры его принятия, без нарушений требований действующего законодательства, в пределах полномочий Думы Краснокамского городского поселения.

Представители заинтересованных лиц администрации Краснокамского городского поселения, Комитета имущественных отношений и землепользования администрации Краснокамского городского поселения, Финансового управления администрации Краснокамского городского поселения в судебном заседании административные исковые требования поддержали.

Заинтересованное лицо и.о.главы администрации Краснокамского городского поселения Х. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела был извещен надлежащим образом, согласно представленному заявлению, просил дело рассмотреть в его отсутствие, административные исковые требования поддерживает.

Заслушав объяснения участвующих в административном деле лиц, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение участвующего в деле прокурора, полагавшего административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Исходя из положений ст.2 Бюджетного кодекса РФ, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах входят в структуру бюджетного законодательства, при этом муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, не могут противоречить настоящему Кодексу.

В соответствии с п.5 ст.3 Бюджетного кодекса РФ, органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

Нормами ч.1 ст.9 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся, в том числе установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета; составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета.

Согласно положениям ч.ч.1, 3, 6 ст.52 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию.

Представительным органом муниципального образования в составе Пермского края - Краснокамского городского поселения, согласно ст.4 Устава Краснокамского городского поселения, является Дума Краснокамского городского поселения (далее - Дума).

В соответствии с ч.1, 3 ст.46 Устава Краснокамского городского поселения, Дума поселения по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Пермского края, настоящим Уставом, принимает: решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения; решение об удалении главы поселения в отставку; решения по вопросам организации деятельности Думы; решения по иным вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Пермского края, настоящим Уставом. Решения Думы подписывает председатель Думы.

Согласно положениям ч.1, 2, 2.1, 2.3 ст.50 Устава Краснокамского городского поселения, муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Официальным опубликованием правового акта поселения является первая публикация его текста в печатном издании или размещение его текста на официальном интернет-сайте Краснокамского городского поселения www.***.

Официальное опубликование (обнародование) нормативных правовых актов, официальных сообщений материалов Думы Краснокамского городского поселения осуществляется в газете "***" или на официальном интернет-сайте Краснокамского городского поселения www.***.

Официальным опубликованием (обнародованием) актов Думы считается первая публикация их текстов в газете "***" или в приложении к газете "***" или обнародование путем ознакомления граждан с текстом документов в местах, закрепленных частью 2.3 настоящей статьи или размещение на официальном интернет-сайте Краснокамского городского поселения www.***.

В судебном заседании установлено, что решением Думы Краснокамского городского поселения № ** от 21 мая 2015 года (том 1 л.д.63-122) был утвержден бюджет городского поселения, которым на обеспечение деятельности МКУ «КРКЦ» было предоставлено бюджетных ассигнований на сумму ** рублей (том 1 л.д.82 оборот, л.д.92, л.д.102).

Принятое Думой Краснокамского городского поселения решение № ** от 21 мая 2015 года содержит все признаки нормативного правового акта, поскольку такое решение принято представительным органом местного самоуправления, которому дано право устанавливать правила и объем расходования бюджетных средств, решение рассчитано на неоднократность его применения в течение финансового года, оно направлено на установление, изменение прав граждан, организаций, связанных с получением денежных средств из местного бюджета, подлежит опубликованию в установленном порядке.

Согласно части ч.2 ст.21 Устава Краснокамского городского поселения, численность депутатов Думы - двадцать человек. Дума поселения может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Утверждение бюджета поселения и отчет о его исполнении относится к исключительной компетенции Думы Краснокамского городского поселения (п.2 ч.1 ст.23 Устава Краснокамского городского поселения).

В соответствии с ч.2 ст.46 Устава Краснокамского городского поселения, решения Думы поселения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Думы, если иное не установлено федеральным законодательством. Решения Думы поселения, для принятия которых необходимо квалифицированное большинство голосов, могут быть отменены таким же квалифицированным большинством голосов.

При этом, согласно п.8.1 Регламента работы Думы Краснокамского городского поселения, утвержденного решением Думы Краснокамского городского поселения от 19.06.2014 года № ** заседание Думы (основная форма работы) считается правомочным, если на нем присутствует более половины от установленной численности депутатов Думы (том 1 л.д.182-190).

Таким образом, для принятия решения, в том числе и об утверждении бюджета городского поселения необходимо не менее 11 голосов депутатов, при этом заседание Думы считается правомочным, если на нем присутствует также не менее 11 депутатов.

В соответствии со ст.9 Бюджетного кодекса РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решением Думы Краснокамского городского поселения от 13.11.2008 года № ** было утверждено Положение о бюджетном процессе в Краснокамском городском поселении (том 1 л.д.165-181), которым была установлена процедура принятия бюджета городского поселения.

Так, ч.1 ст.23 Положение о бюджетном процессе в Краснокамском городском поселении, предусмотрено, что администрация Краснокамского городского поселения не позднее 15 ноября текущего года вносит на рассмотрение Думы Краснокамского городского поселения проект решения о бюджете Краснокамского городского поселения на очередной финансовый год и плановый период.

В дальнейшем, согласно ч.1 ст.24 Положение о бюджетном процессе в Краснокамском городском поселении, проект решения о бюджете Краснокамского городского поселения после его регистрации в течение дня направляется председателем Думы Краснокамского городского поселения в контрольно-счетный комитет для подготовки заключения о соответствии состава представленных документов и материалов требованиям статей 22, 23 настоящего Положения. Контрольно-счетный комитет готовит данное заключение в течение дня и направляет его председателю Думы Краснокамского городского поселения.

По проекту решения о бюджете Краснокамского городского поселения проводится два чтения (п.6 ст.26 Положение о бюджетном процессе в Краснокамском городском поселении).

Согласно ч.1, 4 ст.25 Положение о бюджетном процессе в Краснокамском городском поселении, первое чтение проекта решения о бюджете Краснокамского городского поселения проводится не позднее чем через 15 дней после его внесения в Думу Краснокамского городского поселения. По итогам обсуждения принимается одно из следующих решений:

а) принять проект решения о бюджете Краснокамского городского поселения в первом чтении.

При этом назначается дата рассмотрения проекта решения о бюджете Краснокамского городского поселения во втором чтении и дата публичных слушаний, а также создаются согласительные комиссии для рассмотрения протоколов разногласий;

б) отклонить проект и возвратить его на доработку.

При этом устанавливается срок для представления нового варианта проекта решения о бюджете Краснокамского городского поселения на рассмотрение в первом чтении, а также выдаются конкретные предложения по его доработке.

В соответствии со ст.26 Положения о бюджетном процессе в Краснокамском городском поселении, по проекту решения о бюджете Краснокамского городского поселения на очередной финансовый год и плановый период проводятся публичные слушания.

Публичные слушания проводятся между первым и вторым чтениями проекта решения о бюджете Краснокамского городского поселения.

Публичные слушания по проекту решения о бюджете Краснокамского городского поселения проводятся в соответствии с Порядком проведения публичных слушаний в Краснокамском городском поселении, утвержденным Думой Краснокамского городского поселения.

Положение о проведении публичных слушаний в Краснокамском городском поселении утверждено решением Думы Краснокамского городского поселения от 24.05.2006 года № ** (том 1 л.д.216-218).

Согласно Положению о проведении публичных слушаний (п.2 ч.6) публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Думы города Краснокамска, назначаются решением Думы города Краснокамска.

Вопрос о назначении публичных слушаний рассматривается Думой города Краснокамска на очередном заседании в соответствии с регламентом Думы города Краснокамска. По результатам рассмотрения вопроса принимается соответствующее решение.

Решение о проведении публичных слушаний и проект соответствующего муниципального правового акта подлежат опубликованию (обнародованию) не позднее, чем за 10 дней до проведения слушаний (п.1 ч.8 Положения о проведении публичных слушаний).

В соответствии с ч.9 Положения о проведении публичных слушаний, участниками публичных слушаний могут быть все заинтересованные физические и юридические лица. Правом выступления на публичных слушаниях обладают: докладчики по теме публичных слушаний, авторы проекта муниципального правового акта или подготовленного документа; эксперты публичных слушаний, разработчики документа, жители, которые внесли в оргкомитет в письменной форме свои рекомендации по вопросам публичных слушаний не позднее чем за 3 дня до даты проведения публичных слушаний; иные лица, получающие указанное право с согласия председательствующего публичных слушаний.

Часть 10 Положения о проведении публичных слушаний, устанавливает, что публичные слушания проводятся не позже чем за 7 дней до дня рассмотрения проекта соответствующего муниципального правового акта Думой поселения.

По результатам публичных слушаний оргкомитет готовит протокол публичных слушаний и итоговый документ (заключение по результатам публичных слушаний, рекомендации, предложения).

В силу п.1, 2 ч.11 Положения о проведении публичных слушаний, оргкомитет обеспечивает публикацию итогового документа в официальных средствах массовой информации не позднее 5 дней со дня окончания публичных слушаний, а также направляет его в орган, назначивший публичные слушания, главе Краснокамского городского поселения и инициатору не позднее чем через 3 дня со дня окончания публичных слушаний.

Глава Краснокамского городского поселения, инициатор обсуждаемого документа не позднее 3 дней направляют в Думу Краснокамского городского поселения заключение администрации Краснокамского городского поселения по каждому вопросу итогового документа с соответствующим обоснованием.

Сторонами не оспаривается, что после внесения в установленном порядке в Думу Краснокамского городского поселения администрацией Краснокамского городского поселения проекта решения «Об утверждении бюджета Краснокамского городского поселения на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», 25.11.2014 года состоялись слушания, по результатам которых Думой было принято решение о принятии проекта решения о бюджете Краснокамского городского поселения в первом чтении, о проведении публичных слушаний по инициативе Думы Краснокамского городского поселения по проекту решения, назначена дата проведения публичных слушаний – 08.12.2014 года (том 1 л.д.210-215, том 3 л.д.73). Решение Думы от 25.11.2015 года было опубликовано в приложении к газете «***» № ** от 27.11.2014 года (том 3 л.д.74), т.е. в установленный срок до дня проведения публичных слушаний.

Предложения по проекту решения в письменной форме было направлено председателем СТОС «***» К. в Думу Краснокамского городского поселения 04.12.2014 года, в этот же день были зарегистрированы (том 3 л.д.80).

08.12.2014 года публичные слушания, назначенные по инициативе Думы Краснокамского городского поселения, состоялись. Согласно представленной выписке из протокола публичных слушаний (том 3 л.д.81-84) от председателя СТОС «***» К. поступили указанные выше предложения об исключении из бюджета финансирование вновь организованных казенных учреждений «Централизованная бухгалтерия», «Бибилиотечная система», «РКЦ». При этом предложено финансирование «РКЦ» оставить на уровне 2014 года (п.16 Протокола). Результаты публичных слушаний опубликованы в приложении к газете «***» № ** от 11.12.2014 года (том 3 л.д.81).

10.12.2014 года Председателем Думы Краснокамского городского поселения на имя главы городского поселения была направлена выписка из протокола публичных слушаний для предоставления заключения по результатам проведения публичных слушаний, установлен срок до 15 декабря 2015 года (том 3 л.д.85).

15.12.2014 года заключение администрации городского поселения по результатам проведения публичных слушаний было изготовлено и представлено в Думу Краснокамского городского поселения (том 3 л.д.86-95).

Кроме того, п.3 ч.11 Положения о проведении публичных слушаний, установлено, что рассмотрение предложений и рекомендаций, полученных в процессе публичных слушаний, а также заключений инициатора, администрации Краснокамского городского поселения проводится органом, принявшим решение (распоряжение) о проведении публичных слушаний, по каждому вопросу публичных слушаний. Рассмотрение проводится в течение месяца со дня проведения публичных слушаний. Орган, принявший решение (распоряжение) о проведении публичных слушаний, принимает решение по существу каждого из рассматриваемых вопросов.

В соответствии с ч.1, 4 ст.27 Положения о бюджетном процессе в Краснокамском городском поселении, второе чтение проекта решения о бюджете Краснокамского городского поселения проводится не ранее чем через 15 дней после принятия его в первом чтении.

По итогам обсуждения принимается одно из следующих решений:

а) принять проект решения о бюджете Краснокамского городского поселения;

б) отклонить проект и возвратить его на доработку.

При этом устанавливается срок для представления нового варианта проекта решения о бюджете Краснокамского городского поселения на рассмотрение во втором чтении, а также выдаются конкретные предложения по его доработке.

Повторное рассмотрение проекта во втором чтении осуществляется в сроки, установленные решением Думы Краснокамского городского поселения. В случае непринятия проекта при повторном рассмотрении во втором чтении проводятся согласительные процедуры в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 25 настоящего Положения.

16 декабря 2015 года состоялось очередное заседание Думы Краснокамского городского поселения по проекту решения Думы Краснокамского городского поселения «Об утверждении бюджета Краснокамского городского поселения на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов (второе чтение)», на котором обсуждались предложения, поступившие на публичных слушаниях по проекту решения о бюджете на 2015 год и плановый период 2016, 2017 годы. При голосовании по предложению о сокращении финансирования деятельности МКУ «КРКЦ», оставлении объема финансирования на уровне 2014 года – ** рублей, 13 депутатов проголосовали за данное предложение, 1 – против, 4 – воздержалось. Решение по данному вопросу было принято (том 2 л.д.33-61). Протокол опубликован в приложении к газете «***» № 01 от 02.01.2015 года (том 3 л.д.96-103).

Между тем, в нарушение норм ст.27 Положения о бюджетном процессе, по результатам заседания 16.12.2014 года Думой было принято решение «Об утверждении бюджета Краснокамского городского поселения на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов» (второе чтение) с внесенными поправками по предложениям, поступившим на публичных слушаниях и принятых депутатами в процессе рассмотрения и голосования, т.е. решение, не предусмотренное Положением о бюджетном процессе в Краснокамском городском поселении.

Решением судьи Краснокамского городского суда Пермского края от 18.02.2015 года, вступившим в законную силу 13.05.2015 года (том 2 л.д.62-69) бездействие Думы Краснокамского городского поселения, которое выразилось в уклонении от исполнения возложенных на Думу функций, в связи с принятием решения 16.12.2014 года противоречащим Положению о бюджетном процессе, препятствующим дальнейшему процессу рассмотрения вопросов бюджета, признано незаконным, на Думу Краснокамского городского поселения возложена обязанность рассмотреть проект решения «Об утверждении бюджета Краснокамского городского поселения на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» во втором чтении.

19.02.2015 года Думой Краснокамского городского поселения было принято решение № ** об отклонении проекта решения «Об утверждении бюджета Краснокамского городского поселения на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 годов» во втором чтении» и возврате его на доработку. В предложениях по доработке проекта депутатами было указано на необходимость сокращения финансирования МКУ «КРКЦ» на ** рублей (том 2 л.д.70-78). Опубликовано в приложении к газете «***» 27.02.2015 года.

Согласно п.5 ст.25 Положения о бюджетном процессе в Краснокамском городском поселении (в редакции от 19.02.2015 года), в случае отклонения проекта решения Краснокамского городского поселения при повторном рассмотрении в первом чтении решением Думы Краснокамского городского поселения создается согласительная комиссия из равного количества депутатов Думы Краснокамского городского поселения и представителей администрации Краснокамского городского поселения для рассмотрения имеющихся разногласий.

Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосованием членов согласительной комиссии от Думы Краснокамского городского поселения и администрации Краснокамского городского поселения (далее - стороны). Решение считается принятым стороной, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании согласительной комиссии представителей данной стороны. Результаты голосования каждой стороны принимаются за один голос. Решение считается согласованным, если его поддержали обе стороны. Решение, против которого возражает хотя бы одна сторона, считается несогласованным.

В течение 10 дней согласительная комиссия вырабатывает и представляет на рассмотрение Думы Краснокамского городского поселения согласованный вариант спорной нормы и мотивированное заключение по каждому пункту разногласий.

Позиции, по которым стороны не выработали согласованного решения, вносятся сторонами согласительной комиссии отдельными решениями на рассмотрение Думы Краснокамского городского поселения.

Решения согласительной комиссии и отдельные решения сторон согласительной комиссии рассматриваются на заседании Думы Краснокамского городского поселения, где и принимается окончательное решение.

Положения данной статьи применяются также при повторном отклонении проекта бюджета во втором чтении.

19.03.2015 года Думой Краснокамского городского поселения было принято решение № ** о повторном отклонении проекта решения «Об утверждении бюджета Краснокамского городского поселения на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 годов» во втором чтении. Была утверждена согласительная комиссия из трех депутатов Думы Краснокамского городского поселения и трех представителей администрации Краснокамского городского поселения (том 2 л.д.79-80).

По результатам заседания согласительной комиссии от 31.03.2015 года норма по сокращению расходов на финансирование МКУ «КРКЦ» согласована не была (том 2 л.д.81-90).

03.04.2015 года состоялось заседание стороны согласительной комиссии от Думы Краснокамского городского поселения (том 2 л.д.92-96), которым решение о сокращении финансирования МКУ «КРКЦ» было принято, а также состоялось заседание стороны согласительной комиссии от администрации Краснокамского городского поселения, согласно протоколу (том 2 л.д.97-112), представители администрации высказались за невозможность сокращения финансирования деятельности МКУ «КРКЦ».

08.04.2015 года на заседании Думы Краснокамского городского поселения рассматривались результаты работы согласительной комиссии, было принято решение № ** о включении в проект решения Думы Краснокамского городского поселения «Об утверждении бюджета Краснокамского городского поселения на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» во втором чтении» спорные нормы согласно решению стороны согласительной комиссии, состоящей из депутатов Думы Краснокамского городского поселения (протокол от 03.04.2015 года) (том 2 л.д.113-114). Опубликовано 10.04.2015 года в приложении к газете «***».

В последующем, в соответствии с указанным выше решением № **, администрацией Краснокамского городского поселения был подготовлен проект решения Думы Краснокамского городского поселения «Об утверждении бюджета Краснокамского городского поселения на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» во втором чтении», на которое было получено заключение Контрольно-счетной палаты Краснокамского муниципального района о его рекомендации к рассмотрению Думой Краснокамского городского поселения.

И, соответственно, как указывалось выше, 21 мая 2015 года Думой Краснокамского городского поселения было принято решение № ** «Об утверждении бюджета Краснокамского городского поселения на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», в соответствии с которым на финансирование в 2015 году выполнение функций МКУ «Краснокамский расчетно-кассовый центр» (далее МКУ «КРКЦ») было выделено бюджетных ассигнований на сумму ** рублей.

10.11.2015 года Решением Думы Краснокамского городского поселения № ** были внесены изменения в Решение Думы № **, в том числе в части восстановления финансирования МКУ «КРКЦ» на сумму ** рублей. Решение опубликовано в СМИ «***».

Согласно ч.8 ст.213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч.9 ст.213 КАС РФ).

Учитывая процедуру принятия оспариваемого решения Думы Краснокамского городского поселения, изложенную выше, принимая во внимание наличие необходимого кворума для принятия соответствующих решений в рамках рассмотрения Думой Краснокамского городского поселения вопроса об утверждении бюджета, суд считает, что оспариваемое решение № ** от 21.05.2015 года принято представительным органом муниципального образования в пределах его полномочий, с соблюдением процедуры принятия, правил введения его в действие и опубликования, установленных Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положением о бюджетном процессе в Краснокамском городском поселении, утвержденным решением Думы Краснокамского городского поселения от 13.11.2008 года № **.

Признание незаконным на основании судебного решения бездействие Думы Краснокамского городского поселения, выразившееся в уклонении от исполнения возложенных на Думу функций, в связи с принятием решения 16.12.2014 года, противоречащего Положению о бюджетном процессе, не свидетельствует о нарушении процедуры принятия нормативного правого акта, поскольку в последующем вся необходимая процедура принятия и введения его в действие представительным органом была соблюдена.

Доводы административного истца о нарушении процедуры принятия оспариваемого решения связаны с тем, что предложение о сокращении финансирования учреждения поступило на публичных слушаниях от неуполномоченного лица, т.е. субъекта, не имеющего право на определение целей и видов деятельности учреждения и права на решение вопроса о сокращении финансирования. Депутаты Думы при голосовании за включение предложения в проект бюджета не рассмотрели данный вопрос по существу, нарушив правила, установленные п.3 раздела 11 Положения о проведении публичных слушаний и пункт 1.2 Регламента работы Думы Краснокамского городского поселения.

Между тем, суд считает, что данные доводы фактически сводятся к несогласию с результатом рассмотрения предложения, поступившего на публичных слушаниях о сокращении финансирования учреждения, однако данное обстоятельство не свидетельствует о несоблюдении процедуры принятия нормативного правового акта.

Положением о бюджетном процессе в Краснокамском городском поселении прямо предусмотрено проведение публичных слушаний по проекту решения о бюджете (ст.26 Положения). По смыслу Положения о проведении публичных слушаний в Краснокамском городском поселении публичные слушания – форма непосредственного осуществления местного самоуправления населением города Краснокамска, реализации прав населения города Краснокамска на участие в процессе принятия решений органами местного самоуправления посредством проведения собраний для публичного обсуждения общественно значимых вопросов. При этом участниками публичных слушаний могут быть любые заинтересованные физические и юридические лица (пункт 9 Положения). Соответственно, председатель СТОС «***» К. для участия в публичных слушаниях не обязан обладать статусом учредителя казенного учреждения.

Порядок работы заседания Думы установлен Регламентом работы Думы Краснокамского городского поселения, утвержденным решением Думы Краснокамского городского поселения от 19.06.2014 года.

Регламентная процедура - это процедура правотворческого процесса.

При этом, исходя из содержания Регламента работы Думы Краснокамского городского поселения, рассмотрение вопроса по существу имеет свою структуру: доклад; обсуждение; голосование.

Таким образом, обсуждение решения (вопроса) - это выражение мнения по мотивам голосования, агитация за или против принятия нормативного акта. Вопрос о том, будет ли отклонен либо принят нормативный акт, разрешится после того, как депутаты проголосуют по проекту нормативного акта.

Соответственно, как указывалось выше, с учетом соблюдения необходимого кворума для принятия решений по проекту бюджета (в первом чтении, при отклонении проекта бюджета во втором чтении, при повторном отклонении проекта бюджета во втором чтении и непосредственно при утверждении бюджета городского поселения) процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта нарушена не была.

Из разъяснений, содержащихся в п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", следует, что при проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суду также необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие процедуру принятия нормативного правового акта данного вида, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы.

В рассматриваемом случае, нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования принят на заседании этого органа, правомочного в его принятии в соответствии с уставом данного муниципального образования. Требованиям действующего законодательства, в том числе нормам Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не противоречит.

Доводы административного истца о несоответствии решения Думы Краснокамского городского поселения от 21.05.2015 года № ** в оспариваемой части положениям ст.9.1 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст.ст.70, 161 Бюджетного кодекса РФ суд признает несостоятельными.

По существу, нормы ст.9.1 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст.ст.70, 161 Бюджетного кодекса РФ регулируют особенности правового положения казенного учреждения, находящегося в ведении органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения (ст.6 Бюджетного кодекса РФ).

В силу п.8 ч.1 ст.158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями.

Правом на составление и исполнение бюджетной сметы, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований в силу норм ст.162 Бюджетного кодекса РФ, обладают получатели бюджетных средств.

Кроме того, исходя из положений п.1, 2 ст.221 Бюджетного кодекса РФ, бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.

Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.

Бюджетная смета казенного учреждения составляется с учетом объемов финансового обеспечения для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, предусмотренных при формировании планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждаемых в пределах лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

Из указанных норм бюджетного законодательства следует, что казенное учреждение осуществляет свою деятельность на основании бюджетной сметы, составляемой в целях установления объема и распределения направлений расходования средств местного бюджета на текущий (очередной) финансовый год и плановый период, при этом показатели сметы утверждаются в пределах доведенных до учреждения лимитов бюджетных ассигнований из соответствующего бюджета.

Нормы бюджетного законодательства Российской Федерации, а также принятые в соответствии с ним муниципальные правовые акты, связанные с принятием и утверждением бюджета муниципального образования, не предусматривают возможности принятия в составе расходов бюджета муниципального образования бюджетных ассигнований на финансирование деятельности казенного учреждения исключительно только в соответствии с составленным данным учреждением проектом бюджетной сметы.

Таким образом, положениям ст.9.1 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст.ст.70, 161 Бюджетного кодекса РФ Решение Думы Краснокамского городского поселения от 21.05.2015 года № ** «Об утверждении бюджета Краснокамского городского поселения на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в оспариваемой части – предоставления МКУ «КРКЦ» бюджетных ассигнований на сумму ** рублей, не противоречит.

В соответствии с ч.2 ст. 52 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 12 и ст. 132 Конституции Российской Федерации решение вопросов формирования, утверждения, исполнения бюджета муниципального образования осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. Вмешательство в указанную деятельность исключается.

Согласно статьям 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципе самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).

Из положений ч.1 ст.153 Бюджетного кодекса РФ следует, что законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения соответствующих бюджетов на своих заседаниях, заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, в ходе проводимых законодательными (представительными) органами слушаний и в связи с депутатскими запросами, формируют и определяют правовой статус органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 77-ФЗ "О парламентском контроле", Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Распределение или перераспределение бюджетных средств компетенцией суда не является.

Исходя из положений ст. ст. 10, 12 Конституции РФ и принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, суд не вправе вмешиваться в компетенцию органа местного самоуправления и разрешать в судебном порядке вопрос о понуждении данного органа к принятию решения о восстановлении финансирования казенного учреждения в объеме, предусмотренном проектом бюджетной сметы юридического лица.

Таким образом, права, свободы и законные интересы административного истца затронуты оспариваемой нормой нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, затронуты быть не могут.

В удовлетворении административных исковых требований МКУ «КРКЦ» следует отказать.

Руководствуясь статьями 175, 177, 180, 215 кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Муниципальному казенному учреждению «Краснокамский расчетно-кассовый центр» - отказать.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, и на него может быть подано представление прокурором в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 02 декабря 2015 года.

Судья подпись Т.В.Симонова