ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-204/2021 от 24.08.2021 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 3а-204/2021

УИД 21OS0000-01-2021-000121-92

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 августа 2021 года г.Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Юркиной И.В.,

при секретаре судебного заседания Молоковой А.Г.,

с участием прокурора Михайловой Я.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Собранию депутатов Кугеевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о признании нормативного правового акта недействующим в части,

у с т а н о в и л:

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – Рослесхоз) обратилось в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением к Собранию депутатов Кугеевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о признании нормативного правового акта недействующим в части, указав в обоснование заявленных требований следующее.

Решением Собрания депутатов Кугеевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от 2 декабря 2008 года утвержден Генеральный план Кугеевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, опубликованный 3 июня 2014 года на официальном сайте администрации Кугеевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики http://gov.cap.ru/main.asp?govid=411/, ФГИС ТП https://fgistp.economy.gov.ru. По результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенных пунктов, определенные основным чертежом генерального плана, установлено включение лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, в границы <адрес>, <адрес>, <адрес> в квартале части выделов 2, 3, 16, 21, 25 <данные изъяты>. Общая площадь пересечений составляет 21599 кв.м. При принятии данного решения не обеспечено согласование проекта соответствующего документа территориального планирования в части включения в границы населенных пунктов вышеуказанных лесных участков из состава земель лесного фонда с Рослесхозом. В связи с этим административный истец полагает, что решение Собрания депутатов Кугеевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от 2 декабря 2008 года не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», поскольку в границы Кугеевского сельского поселения включены находящиеся в федеральной собственности лесные участки с нарушением процедуры согласования проекта Генерального плана с Рослесхозом и процедуры изменения категории земель. Таким образом, оспариваемым актом изменены целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, что нарушает права и законные интересы Российской Федерации и лиц, использующих леса действующего законодательства.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Рослесхоз просил признать недействующим решение Собрания депутатов Кугеевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от 2 декабря 2008 года «Об утверждении генерального плана Кугеевского сельского поселения и об установлении границ населенных пунктов Кугеевского сельского поселения» в части включения границы: <адрес>, <адрес>, <адрес> в квартале части выделов 2, 3, 16, 21, 25 <данные изъяты>, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности, со дня его принятия.

Представитель административного истца Рослесхоза в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель административного ответчика Собрания депутатов Кугеевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Цветкова О.В. в удовлетворении административного иска просила отказать и суду пояснила, что при принятии оспариваемого решения процедура согласования с Рослесхозом не была соблюдена, документов о переводе земель лесных участков в земли населенных пунктов не имеется.

Представители заинтересованных лиц Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, администрации Кугеевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, ФГБУ «Рослесинфорг», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике, бюджетного учреждения Чувашской Республики «Мариинско-Посадское лесничество» Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд с учетом положений статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Михайловой Я.С., полагавшей подлежащим удовлетворению административное исковое заявление, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1). Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения) к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения.

Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 21 части 1 статьи 8 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике».

В силу пункта 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.

Частью 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

В части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Таким образом, вышеприведенными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакциях, действовавших на дату принятия оспариваемого решения) утверждение генерального плана поселения, который является документом территориального планирования муниципального образования, относилось к вопросам местного значения поселения.

Согласно пункту 23 Устава Кугеевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Собрание депутатов Кугеевского сельского поселения входит в структуру органов местного самоуправления Кугеевского сельского поселения.

Решением Собрания депутатов Кугеевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от 2 декабря 2008 года утвержден генеральный план Кугеевского сельского поселения, который был опубликован на официальном сайте Кугеевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Данное обстоятельство представителем административного ответчика не оспаривалось.

Таким образом, оспариваемое решение является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий и опубликованным в установленном порядке, по данным основаниям решение не оспаривается.

Утвержденным названным решением Генеральным планом установлены границы населенных пунктов, входящих в состав Кугеевского сельского поселения, а именно <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (пункт 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации). Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения) допускался перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения черты населенного пункта.

В соответствии со статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения) генеральные планы содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы) (часть 4). На картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, отображаются границы поселения, границы земель лесного фонда (часть 6).

Согласно части 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения) проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения) проект генерального плана подлежит согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации (часть 1). Срок согласования проекта генерального плана составляет три месяца со дня направления главой поселения или главой городского округа на согласование проекта генерального плана в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (часть 7). В случае непоступления в установленный срок главе поселения, главе городского округа заключений на проект генерального плана от указанных в части 7 настоящей статьи органов данный проект считается согласованным с такими органами (часть 8).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178 (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения) утверждено Положение о согласовании проекта схем территориального планирования субъектов Российской Федерации или проектов документов территориального планирования муниципальных образований (далее – Положение о согласовании).

Пунктами 1, 2, подпунктом «а» пункта 5 Положения о согласовании (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения) предусматривалась организация согласования проекта генерального плана поселения органом местного самоуправления, являвшимся заказчиком разработки такого проекта, с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, в случае, указанном в части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года № 283, действовавшим в период подготовки оспариваемого акта, предусматривалось, что Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Из материалов дела следует, что согласно выписке из государственного лесного реестра лесной участок с кадастровым номером , условным номером , расположенный по адресу: <адрес>, квартал (выделы 2, 3, 16, 21, 25), площадью 28,3 га относятся к защитным лесам (целевое назначение), с категорией защитных лесов: ценные леса – противоэрозионные леса (л.д. 28).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 29 декабря 2007 года в собственности Российской Федерации находится лесной участок общей площадью 16150000 кв.м (категория земель – земли лесного фонда, разрешенное использование – защитные леса), расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 27 на обороте).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30 апреля 2008 года в собственности Российской Федерации находится участок лесного фонда (леса) общей площадью 204980000 кв.м (категория земель: леса первой группы), расположенный по адресу: <адрес> квартала с 1 по 133, <данные изъяты> квартала с 1 по 90, <данные изъяты> квартала с 1 по 66 (л.д. 27).

Из схемы № 4 пересечения границ земель лесного фонда с границами населенных пунктов муниципального образования «Кугеевское сельское поселение», составленной филиалом <данные изъяты> 25 апреля 2019 года, осуществившим графическое совмещение материалов лесоустройства с границами населенных пунктов, установленных Генеральным планом Кугеевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, следует, что имеет место включение земель лесного фонда квартал (части выделов 2, 3, 16, 21, 25) <данные изъяты> в состав населенных пунктов указанного муниципального образования. В частности, данное обстоятельство подтверждается фрагментами графического пересечения границ находящихся в федеральной собственности земель лесного фонда с границами населенных пунктов <адрес>, <адрес>, <адрес>, входящих в муниципальное образование «Кугеевское сельское поселение» (л.д. 25-26).

Согласно выписке из таксационного описания на землях лесного фонда квартал (части выделов 2, 3, 16, 21, 25) находятся лесные культуры (л.д. 29).

Факт пересечения границ земель лесного фонда и земель Кугеевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики подтверждается также уведомлением филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике от 9 июня 2018 года № 119 о невозможности внесения в ЕГРН сведений о границе Мариинско-Посадского лесничества Чувашской Республики по причине пересечения указанных границ с границами населенных пунктов (л.д. 23).

Возражая против удовлетворения административного иска, представитель административного ответчика доказательств иного не представила, не оспаривая, что при принятии оспариваемого решения процедура согласования с Рослесхозом не была соблюдена, документов о переводе земель лесных участков в земли населенных пунктов не имеется.

Таким образом, спорные лесные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда, являющиеся собственностью Российской Федерации, могли быть включены в границы Кугеевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики только при согласовании с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области лесных отношений, то есть с Рослесхозом.

Однако в нарушение норм статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект Генерального плана был утвержден без согласования с Рослесхозом. Административным ответчиком не представлены доказательства направления в Рослесхоз проекта данного документа территориального планирования на согласование.

Согласно абзацу третьему пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации также установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Таким образом, лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Учитывая изложенное, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о несоблюдении при подготовке проекта Генерального плана Кугеевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедуры согласования с Рослесхозом о включении в земли населенных пунктов лесных участков, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую. Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.

В связи с отсутствием согласования с Рослесхозом нормативного правового акта о включении в земли населенных пунктов лесных участков, а также документальным подтверждением частичного наложения границ земель населенных пунктов и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков суд приходит к выводу о наличии оснований для признания решения Собрания депутатов Кугеевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от 2 декабря 2008 года недействующим в оспариваемой части.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд полагает, что поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права граждан и организаций, он подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

В силу положений части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения судом подлежит размещению в течение одного месяца со дня вступления в законную силу на официальном сайте Кугеевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Чувашской Республики

р е ш и л:

признать недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу решение Собрания депутатов Кугеевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от 2 декабря 2008 года «Об утверждении генерального плана Кугеевского сельского поселения и об установлении границ населенных пунктов Кугеевского сельского поселения» в части включения в границы: <адрес>, <адрес>, <адрес> в квартале части выделов 2, 3, 16, 21, 25 <данные изъяты>, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности.

Сообщение о принятом решении подлежит размещению на официальном сайте Кугеевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://gov.cap.ru/main.asp?govid=411/) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики И.В. Юркина

Мотивированное решение составлено 31 августа 2021 года

Решение03.09.2021