Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 января 2019 года г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе:
председательствующего судьи Петуховой В.Г.,
при секретаре судебного заседания Шеине М.С.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Румянцевой А.А.,
с участием представителей: Федерального агентства лесного хозяйства Акаевой О.Р., Федерального агентства по управлению государственным имуществом Мельниковой Н.Н., Думы Кропоткинского городского поселения Лебедевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-26/2019 по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании не действующим со дня принятия генерального плана Кропоткинского городского поселения, утвержденного решением Думы Кропоткинского городского поселения от 27 июня 2013 года № 23,
установил:
муниципальное образование Кропоткинское городское поселение Бодайбинского района Иркутской области в соответствии с Законом Иркутской области от 2 декабря 2004 года № 67-оз «О статусе и границах муниципальных образований Бодайбинского района Иркутской области» наделено статусом городского поселения. В состав территории Кропоткинского городского поселения входят поселок Кропоткин и поселок Светлый.
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее Рослесхоз) обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня принятия генерального плана Кропоткинского городского поселения, утвержденного решением Думы Кропоткинского городского поселения от 27 июня 2013 года № 23 части включения в границы поселка Кропоткин и поселка Светлый лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Иркутская область, Бодайбинский район, Бодайбинское лесничество, Бодайбинское участковое лесничество, а именно: п. Кропоткин: Артемовская дача в квартале 145, части выделов 30 – 33, 37; п. Светлый: Светловская дача в квартал 199 части выделов 4,7,10,11, 25, 26, 42.
Свои требования административный истец мотивировал тем, что в нарушение требований Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации» и приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований» проект документа территориального планирования муниципального образования не был согласован с Рослесхозом.
В отзывах на административное исковое заявление Дума Кропоткинского городского поселения, Администрация Кропоткинского городского поселения, не оспаривая факт пересечения границ лесного фонда с границами населенных пунктов: пос. Кропоткин и пос.Светлый Бодайбинского района Иркутской области, указали, что в соответствии с требованиями закона проект генерального плана был направлен на согласование в адрес департамента стратегического планирования Министерства регионального развития Российской Федерации, однако заключения в установленный 3-месячный срок не поступило, что в силу установленного законодателем порядка согласования дает право признать проект генерального плана согласованным.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, Министерство лесного комплекса Иркутской области, ФГБУ «Рослесинфорг» в лице филиала «Прибайкаллеспроект» в своих отзывах на иск заявленные требования Рослесхоза поддержали, указав на их обоснованность.
Управление Росреестра по Иркутской области, ФГБУ «ФКП Россреестра» в лице филиала по Иркутской области в отзывах на административное исковое заявление указали на отсутствие интереса к рассматриваемому делу.
В судебное заседание не явились глава Кропоткинского городского поселения, представители: администрации Кропоткинского городского поселения, Министерства лесного комплекса Иркутской области, ФГБУ «Рослесинфорг», Управления Росреестра по Иркутской области, ФГБУ «ФКП Россреестра», извещены надлежащим образом.
Суд определил в силу статей 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения представителей: Федерального агентства лесного хозяйства Акаевой О.Р., Федерального агентства по управлению государственным имуществом Мельниковой Н.Н., поддержавших заявленные требования, председателя Думы Кропоткинского городского поселения Лебедевой О.В., возражавшей против удовлетворения иска, заключение прокурора Румянцевой А.А., полагавшей, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению, оценив оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие федеральным законам, имеющим большую юридическую силу, Иркутский областной суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному кодексу, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 7, пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, решением Думы Кропоткинского городского поселения от 27 июня 2013 года № 23, которым утвержден генеральный план Кропоткинского городского поселения, принято уполномоченным органом в установленной форме, опубликовано в установленном порядке, и по этим основаниям не оспаривается.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (пункт 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из пункта 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
В соответствии с положениями части 1 статьи 8 Закона № 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона № 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
В ходе мероприятий, осуществленных Прибайкальским филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг», установлено наложение границ населенных пунктов муниципального образования и границ земельных участков из состава земель лесного фонда участковых лесничеств, находящихся в федеральной собственности: Иркутская область, Бодайбинский район, Бодайбинское лесничество, Бодайбинское участковое лесничество, а именно: п. Кропоткин: Артемовская дача в квартале 145, части выделов 30 – 33, 37; п. Светлый: Светловская дача в квартал 199 части выделов 4,7,10,11, 25, 26, 42.
Факт частичного наложения границ земель населенных пунктов муниципального образования на земли лесного фонда подтверждается заключением специалистов названного учреждения о местоположении границ земельных участков, расположенных на землях поселка Кропоткин и поселка Светлый, выписками из государственного лесного реестра, материалами лесоустройства, и административным ответчиком не оспаривается.
Вместе с тем, если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В период подготовки проекта генерального плана Кропоткинского муниципального образования действовал порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Минрегиона России от 27 февраля 2012 года № 69 (далее - Порядок согласования).
Пунктом 2.1 Порядка согласования предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Минрегион России в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Уведомление направляется в электронной форме и (или) посредством почтового отправления в трехдневный срок со дня обеспечения такого доступа.
В свою очередь, Минрегион России обладал организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности (пункт 2.2 Порядка согласования).
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 до 1 января 2015 года к полномочиям Рослесхоза относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов. Кроме того, подпунктом 5.4.3 Положения, также и в действующей редакции, за Рослесхозом сохранены полномочия на рассмотрение проектов генеральных планов поселений и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Из Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент подготовки проекта Генерального плана), следует, что Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений (пункт 1).
Рослесхоз осуществляет: рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий (подпункт 5.4.2); рассмотрение проектов генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции (подпункт 5.4.3).
В соответствии с частью 7 статьи 9 Градостроительного кодекса российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования не менее чем за три месяца до их утверждения.
В части 8 данной статьи установлено, что органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации об обеспечении доступа к проектам территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.
Доказательств, с достоверностью свидетельствующих о соблюдении выполнения процедуры согласования и получения сводного заключения на проект Генерального плана, так же как и направления ходатайств в Рослесхоз о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, лицами, участвующими в деле, не представлено.
В силу части 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, применяемой к спорным отношениям) местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.
Согласно действующим на момент рассмотрения данного административного дела положениям статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 70.1 Лесного кодекса российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного кодекса; местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
Кадастровый учет лесных участков до 1 января 2017 года осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», согласно положениям части 6 статьи 47 которого участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Подлежат отклонению доводы административного ответчика о соблюдении органом местного самоуправления процедуры согласования проекта Генерального плана, размещенного в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования.
Поскольку по факту проект генерального плана Рослесхозом не рассматривался, соблюдение органом местного самоуправления процедур согласования, в том числе утверждение документа территориального планирования при квалифицированном молчании уполномоченного органа исполнительной власти (части 7 и 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации), само по себе не подтверждает соблюдение порядка принятия генерального плана поселения.
Иной подход означал бы, что достижение целей правоотношений по такому согласованию, направленных на охрану и защиту лесного фонда, основывающихся на принципах использования лесов с учетом их глобального экологического значения (пункт 3 статьи 1 Лесного кодекса российской Федерации) и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (пункт 9 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации), не является обязательным.
Положения Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ, вносящего изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в Закон № 172-ФЗ, правильность выводов суда первой инстанции не опровергают и не дают оснований для исключения спорных участков из категории земель лесного фонда.
Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство. Данная позиция закреплена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 года № 238-О-О. При этом вопросы фактического землепользования не являются обстоятельствами, подлежащими проверке и исследованию в рамках дела об оспаривании нормативного правового акта - генерального плана муниципального образования.
С учетом изложенных обстоятельств суд, установив, что при подготовке проекта Генерального плана названного муниципального образования не соблюдена предусмотренная статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедура согласования, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, а также имеется документально подтвержденное частичное наложение границ земель населенных пунктов и границ, находящихся в федеральной собственности лесных участков, на основании пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений, изложенных в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», приходит к выводу о наличии оснований для признания генерального плана не действующим в оспариваемой части.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений приведенной нормы и пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» и учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся в течение значительного времени, более пяти лет, и на его основе реализованы права граждан и организаций, в том числе, связанные с предоставлением во владение земельных участков, суд полагает, что оспариваемый правовой акт подлежит признанию не действующим с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Иркутский областной суд,
решил:
административные исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.
Признать не действующим генеральный план Кропоткинского городского поселения, утвержденный решением Думы Кропоткинского городского поселения от 27 июня 2013 года № 23 в части включения в границы поселка Кропоткин и поселка Светлый лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Иркутская область, Бодайбинский район, Бодайбинское лесничество, Бодайбинское участковое лесничество, а именно: п. Кропоткин: Артемовская дача в квартале 145, части выделов 30 – 33, 37; п. Светлый: Светловская дача в квартал 199 части выделов 4,7,10,11, 25, 26, 42 с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья В.Г.Петухова