ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-205/20 от 16.12.2020 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 3а -205/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 декабря 2020 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего Феофиловой Л.В., при секретаре Окладниковой М.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Власовой Натальи Юрьевны к Главному управлению лесами Челябинской области об оспаривании нормативного правового акта,

у с т а н о в и л:

Власова Н.Ю. обратилась в Челябинский областной суд с административным иском к Главному управлению лесами Челябинской области (далее также – Управление) о признании не действующим приказа Главного управления лесами Челябинской области от 11 декабря 2017 года № 631 «Об утверждении порядка выдачи согласия на передачу арендованного лесного участка в субаренду, прав и обязанностей арендатора по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем), арендных прав в залог», признании не действующим Порядка выдачи согласия на передачу арендованного лесного участка в субаренду, прав и обязанностей арендатора по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем) арендных прав в залог (далее – Порядок).

В обоснование заявленных требований указала, что оспариваемый приказ является нормативным правовым актом, примененным к административному истцу при отказе Главного управления лесами в согласовании переуступки прав по договорам аренды лесных участков, стороной которых она является.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят Главным управлением лесами в нарушение предоставленных ему полномочий, противоречит статьям 80.2, 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации, статье 5 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», Закону Челябинской области от 11 января 2009 года № 342-ЗО «О регулировании лесных отношений в Челябинской области», имеющим большую юридическую силу.

Отказ Главного управления лесами в согласовании переуступки прав по договорам основан на положениях пункта 2.3, согласно которому согласие на совершение сделки не выдается, если уступка права возникла из заключенного на торгах договора аренды, право на заключение которого возникло после 01 июня 2015 года. Положения указанного пункта не соответствуют действующему законодательству, противоречат установленному специальной нормой – частью 2 статьи 3, части 4, 6 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 5 Федерального закона № 201-ФЗ запрету на введение ограничений на совершение сделок с арендованными правами в отношении лесных участков, иных, чем установлены лесным законодательством.

Вопрос правового регулирования лесных отношений относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений. Порядок предоставления государственной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги устанавливается административным регламентом. В соответствии с Положением о Главном управлении лесами Челябинской области, утвержденным Губернатором Челябинской области 22 декабря 2006 года № 385, Законом Челябинской области от 11 января 2009 года № 342-ЗО «О регулировании лесных отношений в Челябинской области», принятие нормативных актов, регулирующих лесные отношения, в том числе Порядка, к полномочиям административного ответчика не относится. В соответствии с частью 10 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации издание нормативных правовых актов по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, в том числе административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также обязательные для исполнения методические и инструктивные материалы об осуществлении таких полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти. Главное управление лесами, утверждая приказом от 11 декабря 2017 года № 631 оспариваемый Порядок, вышло за пределы предоставленных ему полномочий.

Определением суда от 26 октября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу.

Административный истец Власова Н.Ю., представитель заинтересованного лица Голубков О.В., действующий на основании доверенности от 08 сентября 2020 года (л.д. 30), в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивали.

Представитель административного ответчика Главного управления лесами Челябинской области Согрина Н.А., действующая на основании доверенности от 30 декабря 2019 года (л.д. 88), в удовлетворении заявленных требований просил отказать, полагая, что оспариваемый приказ нормативным правовым актом не является.

Представитель заинтересованного лица Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В письменном отзыве против удовлетворения заявленных требований возражал, указав, что Главное управление лесами Челябинской области является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим исполнение переданных полномочий в области лесных отношений. В соответствии с частью 10 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также обязательные для исполнения методические и инструктивные материалы об осуществлении таких полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Письмом Федерального агентства лесного хозяйства от 21 апреля 2009 года № МГ-03-54/2471 «О выдаче согласия на сделки с арендованными лесными участками или арендными правами» установлено, что учитывая положения статей 71, 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации, выдача согласий на сделки с арендованными лесными участками или арендными правами отнесена к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений. Порядок выдачи согласия на сделки с арендованными лесными участками или арендными правами должен быть установлен соответствующим правовым актом.

Приказ Главного управления лесами Челябинской области от 11 декабря 2017 года № 631 принят в пределах полномочий по принятию правовых актов органом государственной власти субъекта в области лесных отношений (л.д. 48-50).

В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившегося участника процесса.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы административного дела, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению,, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту 1 Положения о Главном управлении лесами Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 22 декабря 2006 года № 385 (далее – Положение о Главном управлении) Главное управление лесами Челябинской области является органом исполнительной власти Челябинской области.

Согласно части 2 статьи 2 Закона Челябинской области от 30 мая 2002 года № 87-ЗО «О нормативных правовых актах Челябинской области» (далее - Закон Челябинской области от 30 мая 2002 года № 87-ЗО) нормативными правовыми актами области являются: 1) Устав (Основной Закон) Челябинской области; 2) законы Челябинской области и постановления законодательного (представительного) органа государственной власти Челябинской области (далее - законодательный (представительный) орган области) о принятии законов области; 3) законы области, принятые на референдуме; 4) постановления законодательного (представительного) органа области нормативного характера; 5) постановления Губернатора Челябинской области (далее - Губернатор области) нормативного характера; 6) постановления Правительства Челябинской области нормативного характера; 7) приказы, постановления органов исполнительной власти Челябинской области нормативного характера, принимаемые в случаях, установленных федеральными законами и (или) законами области.

Приказом Главного управления лесами Челябинской области от 11 декабря 2017 года № 631, действующим на момент рассмотрения дела в редакции приказа от 22 февраля 2018 года № 103, утвержден Порядок выдачи согласия на передачу арендованного лесного участка в субаренду, прав и обязанностей арендатора по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем), арендных прав в залог (л.д. 71-75).

Согласно статье 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в том числе в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, указанным федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76).

Согласно пункту части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.

Из содержания пункта 2 части 9 статьи 83 ЛК РФ следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении указанных полномочий вправе осуществлять правовое регулирование, в том числе путем издания нормативных правовых актов.

В соответствии со статьей 4 Закона Челябинской области от 11 января 2009 года № 342 «О регулировании лесных отношений в Челябинской области», подпунктом 3 пункта 7 Положения о Главном управлении, Управление осуществляет полномочия по предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.

Согласно подпункту 7-1 пункта 14 Положения о Главном управлении начальник Управления в пределах своей компетенции издает приказы.

Из содержания Порядка, утвержденного приказом Управления от 11 декабря 2017 года № 631 следует, что он разработан с целью реализации права арендатора с согласия арендодателя сдавать лесные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, в субаренду, передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, то есть направлен на урегулирование указанных правоотношений.

Из анализа нормативного акта следует, что Порядок, утвержденный оспариваемым приказом, устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для всех участников правоотношений, возникающих при передаче прав на арендованный лесной участок, рассчитанные на неоднократное применение.

Учитывая изложенное, оспариваемый приказ является нормативным правовым актом исполнительного органа власти Челябинской области, принятым Главным управлением лесами Челябинской области в пределах предоставленных действующим законодательством полномочий.

В судебном заседании установлено, что в нарушение положений статьи 14 Закона Челябинской области от 30 мая 2002 года № 87-ЗО оспариваемый нормативный правовой акт опубликован не был, однако учитывая пояснения представителя административного истца о том, что препятствий в ознакомлении с нормативным правовым актом не возникло, поскольку он размещен в свободном доступе на официальном сайте Главного управления лесами Челябинской области, оснований для его отмены только по указанным основаниям суд не находит.

Согласно информации Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области, Приказ Управления от 11 декабря 2017 года № 631 прошел правовую экспертизу, нарушения правил юридической техники, регламентированных главой 2 Закона Челябинской области от 30 мая 2002 года № 87-ЗО в нем отсутствуют, коррупциогенные факторы не выявлены, Приказ включен в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 29 октября 2020 года, номер RU74000201700880.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, Власова Н.Ю. на основании договоров аренды лесного участка от 24 августа 2015 года № 928, № 929, является арендатором лесных участков. Право аренды приобретено ею по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 05 августа 2015 года в соответствии с протоколом о результатах аукциона (л.д. 14-20).

11 сентября 2020 года Власова Н.Ю. обратилась в Главное управление лесами Челябинской области для согласования уступки прав и обязанностей по договорам аренды лесных участков от 24 августа 2015 года № 928, № 929.

Письмом Главного управления лесами Челябинской области от 08 октября 2020 года в выдаче согласия на уступку прав отказано со ссылкой на пункт 2.3 части 9 Порядка, поскольку договоры аренды лесных участков заключены по результатам аукциона, указав, что передача прав и обязанностей по таким договорам невозможна в силу законодательного запрета (л.д. 13).

Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим кодексом или другими федеральными законами (статья 3 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 7 статьи 448 ГК РФ если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права (за исключением требований по денежному обязательству) и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены лично, если иное не установлено законом.

На основании статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным кодексом.

В силу статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 этого кодекса.

В статье 73.1 ЛК РФ определено, что такой договор аренды заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 этой статьи и частью 1 статьи 74 кодекса. Типовые договоры аренды лесных участков, в том числе предусматривающие осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого вида использования лесов, предусмотренного частью 1 статьи 25 кодекса.

Согласно части 6 статьи 71 ЛК РФ, введенной Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 471-ФЗ победитель конкурса или единственный участник конкурса, с которыми заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с частью 10 статьи 80.2 настоящего Кодекса не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из указанного договора, а также сдавать предоставленный лесной участок в субаренду.

В соответствии со статьей 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Изложение подпункта 9 пункта 2.3 Порядка не соответствует правовому регулированию, введенному частью 6 статьи 71 ЛК РФ и являющемуся специальным по отношению к регулированию, установленному гражданским законодательством, однако противоречий содержания нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, являющихся основанием, в соответствии с заявленными требованиями, для признания его не действующим полностью, суд не усматривает.

Управление не лишено возможности опубликовать нормативный правовой акт в установленном порядке, а также привести его отдельные положения в соответствие с действующим законодательством.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Челябинский областной суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований Власовой Натальи Юрьевны к Главному управлению лесами Челябинской области о признании не действующим приказа Главного управления лесами Челябинской области от 11 декабря 2017 года № 631 «Об утверждении порядка выдачи согласия на передачу арендованного лесного участка другим лицам (перенаем), арендных прав в залог», признании не действующим Порядка выдачи согласия на передачу арендованного лесного участка другим лицам (перенаем), арендных прав в залог, отказать.

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 23 декабря 2020 года