Дело № 3а-206/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 июля 2021 года г. Челябинск
Челябинский областной суд в составе председательствующего Феофиловой Л.В., при ведении протокола помощником судьи Ноготковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу к Совету депутатов Саргазинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области о признании противоречащим закону и недействующим нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления,
установил:
Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу обратился в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов Саргазинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решения Совета депутатов Саргазинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 01 марта 2019 года № 243 «Об утверждении генерального плана (корректировки) и правил землепользования и застройки (корректировка) Саргазинского сельского поселения Сосновского района Челябинской области» в части включения в состав сельского поселения земель Государственного лесного фонда:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
В обоснование заявленных требований указали, что решением Совета депутатов Саргазинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 01 марта 2019 года № 243 утвержден генеральный план Саргазинского сельского поселения. Генеральный план размещен на официальном сайте Федеральной государственной информационной системы территориального планирования и официальном сайте Саргазинского сельского поселения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Картографическое приложение к решению Совета депутатов Саргазинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 01 марта 2019 года № 243 «Об утверждении генерального плана (корректировки) и правил землепользования и застройки (корректировка) Саргазинского сельского поселения Сосновского района Челябинской области» на официальном сайте Федеральной государственной информационной системы территориального планирования и официальном сайте Саргазинского сельского поселения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Считают, что решение принято с существенными нарушениями действующего законодательства Российской Федерации. Согласно заключению Поволжского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» на территории Саргазинского сельского поселения имеются земли лесного фонда, которые включены в границу населенного пункта. Имеется пересечение участков земель лесного фонда и земель населенных пунктов Саргазинского сельского поселения: с границами п. Южно-Челябинский Прииск в кварталах 10, 22, 23, 24, 25 Шершневского лесничества Смолинского участкового лесничества; с границами п. Смолино жд. станции в кварталах 1, 12 Шершневского лесничества Смолинского участкового лесничества; с границами п. Саргазы в кварталах 1, 13, 24, 25, 26, 27 Шершневского лесничества Смолинского участкового лесничества. Общая площадь наложения земель населенного пункта на земли лесного фонда составляет 390 102 кв.м. Включение участков лесного фонда Российской Федерации в границы населенного пункта возможно только посредством перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов в случае установления или изменения границы населенного пункта. Информация о переводе земель из одной категории в другую в Департаменте лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу, Федеральном агентстве лесного хозяйства отсутствует.
Решение принято с нарушением требований статьи 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ и статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отдельные положения Генерального плана не приведены в соответствие с требованиями статьи 11 Федерального закона № 172-ФЗ, нарушены права и законные интересы Федерального агентства лесного хозяйства в части распоряжения участками лесного фонда, так как реализация Советом депутатов Саргазинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области прав на земельные участки категории «земли лесного фонда», включенные в границы населенного пункта, препятствует осуществлению собственником - Российской Федерацией функций управления землями лесного фонда, выполнению мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, а также ограничивает реализацию полномочий Федерального агентства лесного хозяйства.
Определением Челябинского областного суда от 24 марта 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Росреестра по Челябинской области, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области (том 1 л.д. 2).
Определениями суда от 11 мая 2021 года, 26 мая 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечена администрация Сосновского муниципального района, администрация Саргазинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области.
Представитель административного истца - Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, представитель административного ответчика - Совета депутатов Саргазинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, представители заинтересованных лиц – Управления Росреестра по Челябинской области, Главного управления лесами Челябинской области, ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Росреестра» по Челябинской области, Администрации Сосновского муниципального района, Администрация Саргазинского сельского поселения Сосновского муниципального района в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Росреестра» по Челябинской области в письменном отзыве указал, что на основании оспариваемого решения в ЕГРН внесены сведения о границах п. Саргазы, Серозак Саргазинского сельского поселения. Сведения о границах Смолинского участкового лесничества Шершневского лесничества в ЕГРН отсутствуют (том 1, л.д. 64-66).
В письменном мнении представитель Управления Росреестра по Челябинской области полагал, что результатом рассмотрения заявленного требования должен быть судебный акт, которым будут установлены границы Саргазинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области без учета лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Шершневского лесничества Смолинского участкового лесничества (т.1, л.д. 77-80).
Учитывая наличие сведений об извещении не явившихся участников процесса, суд определил рассматривать дело в их отсутствие.
Заслушав заключение прокурора прокуратуры Челябинской области, полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС Российской Федерации) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с положениями статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме (часть 7).
Согласно части 8 настоящей статьи при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9).
Компетенция Департамента определена Положением о департаменте лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, утвержденным приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 19 июня 2015 года № 198, в соответствии с пунктом 7 которого Департамент в рамках своей компетенции осуществляет, в том числе, федеральный государственный лесной надзор, федеральную государственную лесную охрану и иные функции.
Обращение в суд с настоящим иском произведено в рамках поручения Федерального агентства лесного хозяйства в целях восстановления нарушенных прав Российской Федерации на земли лесного фонда (т. 1 л.д. 26-30) в соответствии с пунктом 2.1 Положения о Департаменте лесного хозяйства, согласно которому Департамент осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.
Нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав Российской Федерации в области лесных отношений подтверждается результатами выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического совмещения материалов лесоустройства, которыми установлено пересечение земель лесного фонда и земель населенных пунктов Саргазинского сельского поселения с границами п. Южно-Челябинский Прииск в кварталах 10, 22, 23, 24, 25 Шершневского лесничества Смолинского участкового лесничества; с границами п. Смолино жд. станции в кварталах 1, 12 Шершневского лесничества Смолинского участкового лесничества; с границами п. Саргазы в кварталах 1, 13, 24, 25, 26, 27 Шершневского лесничества Смолинского участкового лесничества, материалами лесоустройства.
Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) предписывается, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) принимаемые по вопросам градостроительной деятельности муниципальные правовые акты не должны противоречить данному кодексу.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ утверждение генеральных планов поселения отнесено к полномочиям городских поселений.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Решением Совета депутатов Саргазинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 01 марта 2019 года № 243 «Об утверждении генерального плана (корректировки) и правил землепользования и застройки (корректировка) Саргазинского сельского поселения Сосновского района Челябинской области» утвержден генеральный план Саргазинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области.
Как следует из представленного в материалы дела Соглашения о передаче администрации Саргазинского сельского поселения осуществления части полномочий администрации Сосновского муниципального района (том 2, л.д. 91-95), полномочия по принятию генерального плана органом местного самоуправления муниципального района Саргазинскому сельскому поселению не передавались.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, в связи с чем подлежит признанию недействующим.
Устанавливая дату, с которой оспариваемое решение должно быть признано недействующим, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), согласно которым не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ на Совете депутатов Саргазинского сельского поселения лежит обязанность опубликовать решение суда, либо сообщение о его принятии в официальном печатном издании.
Как следует из ответа администрации Саргазинского сельского поселения на запрос суда, решение Совета депутатов Саргазинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 01 марта 2019 года № 243 опубликовано в информационном бюллетене «Сосновская Нива».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые требования Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия решение Совета депутатов Саргазинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 01 марта 2019 года № 243 «Об утверждении генерального плана (корректировки) и правил землепользования и застройки (корректировки) Саргазинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области».
Обязать Совет депутатов Саргазинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области опубликовать сообщение о принятии решения суда в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в информационном бюллетене «Сосновская Нива».
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд.
Председательствующий Л.В. Феофилова
Мотивированное решение изготовлено 16 июля 2021 года