ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-209/2015 от 23.12.2015 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-209/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 декабря 2015 года

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Симоновой Т.В.,

при секретаре Добрыдневой Т.С.,

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Сысоевой С.М.,

административного истца Смирнова А.А. (диплом ***),

представителя административного ответчика Законодательного Собрания Пермского края - Собяниной М.А., действующей на основании доверенности, удостоверенной 16.10.2015 года председателем Законодательного Собрания, № ** (диплом ***),

представителя заинтересованного лица Губернатора Пермского края - Шайхутдиновой Г.А., действующей на основании доверенности от 10.09.2015 года № ** (диплом ***),

представителя заинтересованного лица Муниципального образования «Пермский муниципальный район» в лице администрации Пермского муниципального района Захаровой Е.В., действующей на основании доверенности, удостоверенной 22.07.2015 года № ** главой администрации (диплом ***),

представителя заинтересованного лица Муниципального образования «Кондратовское сельское поселение Пермского муниципального района Пермского края» в лице администрации ***),

представителя заинтересованного лица Муниципального образования «Город Пермь» в лице администрации г.Перми Зелененко И.Е., действующего на основании доверенности, удостоверенной 20.08.2015 года № ** Главой администрации г.Перми (диплом ***),

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми административное дело по административному исковому заявлению Смирнова А.А. о признании Закона Пермской области от 01 декабря 2004 года № 1868-402 «Об утверждении границ и о наделении статусом муниципальных образований Пермского района Пермского края» и Закона Пермской области от 11 февраля 2005 года № 2038-446 «Об утверждении границ и о наделении статусом муниципального образования «Город Пермь» Пермского края» не действующими в части определения границы между Кондратовским сельским поселением и городом Пермь,

У С Т А Н О В И Л:

Смирнов А.А. обратился в Пермский краевой суд с административным иском к Законодательному Собранию Пермского края о признании Закона Пермской области от 01 декабря 2004 года № 1868-402 «Об утверждении границ и о наделении статусом муниципальных образований Пермского района Пермского края» (далее Закон Пермской области № 1868-402) и Закона Пермской области от 11 февраля 2005 года № 2038-446 «Об утверждении границ и о наделении статусом муниципального образования «Город Пермь» Пермского края» (далее Закон Пермской области № 2038-446) не действующими в части определения границы между Кондратовским сельским поселением и городом Пермь, в обоснование доводов указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером **. Земельный участок имеет категорию – сельскохозяйственное назначение, вид разрешенного использования – садоводство, территориально расположен в Кондратовском сельском поселении Пермского муниципального района Пермского края. Изучая кадастровый паспорт земельного участка, обнаружил, что в графе описания зонирования территории, указана зона Р-2, при этом как основание установления данной зоны указаны «Правила землепользования и застройки города Перми», утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года № 143. Изучая картографическое описание границы г.Перми и Пермского района, а также визуально исследуя правила землепользования и застройки данных муниципальных образований, сделал вывод, что принадлежащий ему земельный участок территориально одновременно находится сразу и в Пермском муниципальном районе, и в городе Перми (Дзержинский район). По этой причине в кадастровом паспорте земельного участка зонирование указано Р-2, а адрес расположения участка Пермский район. Граница Пермского муниципального района определена Законом Пермской области № 1868-402. Граница города Перми определена Законом Пермской области № 2038-446. При принятии указанных законов Пермской области, описание границ основывалось на различных географических ориентирах. При этом, границы города Перми и Пермского района наложились. Приблизительная накладка двух муниципальных районов – полоса шириной 800 метров, длиной около 7,5 км. В данную область (полосу наложения) полностью вошла деревня Берег Камы, что следует из Правил землепользования и застройки обоих муниципальных образований. В спорную полосу вошел и принадлежащий ему земельный участок. Считает, что оспариваемые им Законы противоречат нормам Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в той части, что одна и та же территория не может входить в два поселения сразу. Наличие двух действующих Законов Пермской области, определяющих одну и ту же границу по разному, приводит к правовой неопределенности в части принадлежности территории субъекта федерации конкретному поселению.

Определением суда от 09 октября 2015 года административное исковое заявление принято к производству Пермского краевого суда.

Определением суда от 26 октября 2015 года (л.д.144 том 1) к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Губернатор Пермского края, муниципальное образование «Город Пермь» в лице администрации г.Перми, муниципальное образование «Пермский муниципальный район» в лице администрации Пермского муниципального района, муниципальное образование «Кондратовское сельское поселение» в лице администрации Кондратовского сельского поселения.

Административный истец Смирнов А.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержал, суду дал пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Законодательного Собрания Пермского края в судебном заседании с предъявленными требованиями не согласился, полагает, что оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты приняты в соответствии с установленной процедурой, полномочным органом, требованиям Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не противоречат. Доказательств того, какие права, свободы и законные интересы оспариваемыми актами нарушены, административным истцом не приведено.

Представители заинтересованных лиц Губернатора Пермского края, Муниципального образования «Пермский муниципальный район» в лице администрации Пермского муниципального района, Муниципального образования «Кондратовское сельское поселение Пермского муниципального района Пермского края» в лице администрации Кондратовского сельского поселения в судебном заседании с заявленными административными требованиями не согласились, суду пояснили, что границы муниципальных образований установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. В настоящее время сведения о границах муниципальных образований внесены в государственный кадастр недвижимости, каких-либо споров по границам не имеется. При внесении данных в государственный кадастр недвижимости, границы муниципальных образовании не наложились друг на друга. Земельный участок административного истца находится в Кондратовском сельском поселении, на что указано в правоустанавливающих документах. Доказательств, свидетельствующих о нарушении прав оспариваемыми нормативными правовыми актами, административным истцом не представлено.

Представитель заинтересованного лица муниципального образования «Город Пермь» в лице администрации г.Перми в судебном заседании с доводами административного истца также не согласился. Не оспаривал того обстоятельства, что до внесения сведений о границах муниципальных образований «Город Пермь» и «Пермский муниципальный район» в ГКН существовали определенные разногласия по поводу отнесения части Кондратовского сельского поселения к землям муниципального образования «Город Пермь», в том числе и в связи принятыми Правилами землепользования и застройки соответствующих муниципальных образований. В настоящее время, споров о границах муниципальных образований не имеется. Земельный участок административного истца находится в Кондратовском сельском поселении. Доказательств того, что оспариваемыми нормативными правовыми актами каким-либо образом затрагиваются права Смирнова А.А., последним не представлено.

Заслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, заключение прокурора, полагающего, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно п. «н» ч.1 ст.72 Конституции РФ, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Частями 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В ч. 1 ст. 130 Конституции РФ закреплены нормы, определяющие, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

С 1 января 2006 года общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления регламентированы Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», что прямо предусмотрено в его преамбуле.

Подпунктом 36 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов определения границ муниципальных образований в установленном порядке.

В судебном заседании установлено, что 18.11.2004 года Законодательным Собранием Пермской области принят Закон № 1868-402 «Об утверждении границ и о наделении статусом муниципальных образований Пермского района Пермского края» (с учетом последних изменений от 14.12.2013 года № 273-ПК).

27.01.2005 года Законодательным Собранием Пермской области принят Закон № 2038-446 «Об утверждении границ и о наделении статусом муниципального образования «Город Пермь» Пермского края» (в редакции последних изменений от 16.10.2009 года № 499-ПК).

В соответствии с Уставом Пермской области от 06 октября 1994 года № 88-9 (в редакции, действовавшей на момент принятия спорных нормативных правовых актов, Законодательное Собрание Пермской области состояло из 40 депутатов (ст.27 Устава) (в настоящее время указанный Устав Пермской области утратил силу).

Законодательное Собрание Пермской области вправе было начать работу, если в его состав избрано не менее двух третей от числа депутатов, установленного п.1 ст.27 Устава (часть 3 статьи 28 Устава Пермской области от 06 октября 1994 года). Также, в силу части 3 статьи 28 Устава Пермской области, заседание Законодательного Собрания считалось правомочным, если в нем приняло участие не менее двух третей от числа депутатов, избранных в Законодательное Собрание.

Положениями статьи 7 Федерального закона от 08.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов) установлено, что законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Проект закона субъекта Российской Федерации рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не менее чем в двух чтениях.

Таким образом, для принятия закона Пермской области (на 18.11.2004 года и 27.01.2005 года) необходим был 21 голос депутатов, при этом заседание Законодательного Собрания считалось правомочным, если на нем присутствовало не менее 27 депутатов.

На заседании Законодательного Собрания Пермской области 18.11.2004 года присутствовало 30 депутатов, которые единогласно проголосовали за принятие оспариваемого Закона Пермской области № 1868-402.

На заседании Законодательного Собрания Пермской области 27.01.2005 года присутствовало 34 депутата, 28 из которых проголосовали за принятие Закона Пермской области № 2038-446.

Таким образом, оспариваемые Законы Пермской области приняты правомочным составом Законодательного Собрания Пермской области и достаточным количеством голосов депутатов.

Указанные Законы Пермской области в течение 10 календарных дней в соответствии со статьей 16 Закона Пермской области от 12.10.2001 № 1790-317 «О порядке рассмотрения, принятия и обнародования законов Пермской области» (в редакции, действовавшей на момент принятия спорных нормативных правовых актов) направляются губернатору для обнародования.

Губернатор обязан в течение четырнадцати календарных дней обнародовать (официально опубликовать) закон, удостоверив обнародование закона путем его подписания. До истечения установленного для обнародования срока губернатор вправе отклонить закон и возвратить его в Законодательное Собрание на повторное рассмотрение с мотивированным заключением о конкретных причинах возврата (часть 1 ст.16 Закона Пермской области от 12.10.2001 № 1790-317 «О порядке рассмотрения, принятия и обнародования законов Пермской области»).

Официальным опубликованием законов Пермской области считалась первая по времени публикация его полного текста в одной из газет: "Пермские новости", "Звезда", "Российская газета" и(или) в "Бюллетене Законодательного Собрания и администрации Пермской области (часть 2 статьи 16 Закона Пермской области от 12.10.2001 № 1790-317 «О порядке рассмотрения, принятия и обнародования законов Пермской области»).

Закон Пермской области № 1868-402 официально опубликован 27.01.2005 года в «Бюллетене Законодательного Собрания и администрации Пермской области» № 1 (113) 2 часть.

Оспариваемый Закон Пермской области № 2038-446 официально опубликован в «Российской газете» № 41 от 02.03.2005 года, «Бюллетене Законодательного Собрания и администрации Пермской области» 30 марта 2005 года № 3(115).

Изложенное свидетельствует о том, что Законы Пермской области № 1868-402 и № 2038-446 приняты законодательным органом Пермской области (в настоящее время Пермского края) с соблюдением процедуры принятия, правил введения в действие и опубликования законов субъекта Российской Федерации, установленных действовавшими на момент их принятия нормативными актами в соответствующих редакциях: Уставом Пермской области, Федеральным законом от 08.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Законом Пермской области от 12.10.2001 № 1790-317 «О порядке рассмотрения, принятия и обнародования законов Пермской области», что административным истцом не оспаривается.

Нарушения процедуры принятия оспариваемых в части Законов Пермского края при рассмотрении дела судом не установлено.

Согласно преамбулам Закона Пермской области № 1868-402 и Закона Пермской области № 2038-446 (в редакции, действовавшей на момент их принятия) данные Законы приняты в целях установления местного самоуправления на территории Пермской области, в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Картографическое описание границ муниципальных образований выполнено в соответствии с требованиями федерального законодательства к картографической деятельности и является приложением к данным Законам (ст.1 Закона Пермской области № 1868-402 и ст.1 Закона Пермской области № 2038-446).

Заявляя административные исковые требования, Смирнов А.А. указывал на наличие противоречий между данными нормативными правовыми актами при изложении картографического описания границ муниципальных образований в части Кондратовского сельского поселения, являющегося границей между муниципальными образованиями «Город Пермь» и «Пермский муниципальный район».

Так, в Законе Пермской области № 1868-402 описание границы Кондратовского сельского поселения идет по ходу часовой стрелки «…от т.Г до т.А граница проходит по границе г.Пермь. От От т. Г граница идет по судовому ходу от отметки 2259 км Воткинского водохранилища, далее граница идет на левый берег Воткинского водохранилища, идет по западной стороне производственной базы "Мостоотряд N 123", проходит по восточной стороне коллективного сада "Заозерный" до дамбы, далее по дамбе вдоль полей по северной границе канавы мелиоративной системы идет в западном направлении до пересечения с железнодорожным тупиком. Далее в том же направлении проходит на протяжении 1,2 км, поворачивает на северо-восток, через 500 м поворачивает на юго-восток, через 450 м - на юго-запад и доходит до угла коллективных садов, далее вдоль восточных границ проходит на юго-восток на протяжении 500 м, поворачивает на северо-восток, через 250 м поворачивает на юго-запад и идет до пересечения с р. Мулянка. Далее по центру русла против течения р. Мулянка граница идет в южном направлении на протяжении 5,0 км. Затем граница идет в западном направлении, выходит на ул. Верхнемуллинская, пересекает ее, поворачивает на юго-запад и идет по западной стороне населенного пункта В.Муллы вдоль южной границы мелиоративной канавы на протяжении 1,0 км, затем по этой канаве поворачивает на юго-запад, через 250 м поворачивает на северо-запад, затем на запад и выходит через 650 м на северо-восточный угол производственной базы Пермского ДПМК, на т. А….».

Закон Пермской области № 2038-446 содержит следующее описание границы г.Пермь, при этом описание границы идет против хода часовой стрелки: «…западной границе микрорайона "Верхние Муллы" до р. Мулянка, по р. Мулянка до южной границы микрорайона "Заостровка", южной границе микрорайона "Заостровка", западной границе базы мостопоезда 1/37 до автодороги на пос. Рейд, по левому берегу р. Кама шириной 250 м, протяженностью 7,5 км, далее на север до середины р. Кама, посередине р. Кама вниз по течению до устья р. Лысьва...».

Соответственно, при принятии указанных Законов Пермской области, описание границ основывалось, по мнению административного истца, на различных географических ориентирах, что привело к наложению границ муниципальных образований.

В судебном заседании установлено, что Смирнов А.А. является собственником земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для садоводства, общей площадью 2000 кв.метров, кадастровый номер: **, находящегося по адресу: примерно в 2,777 км по направлению на юго-запад от ориентира д.Берег Камы, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Пермский край, Пермский район, Кондратовское с/п, д.Берег Камы (том 1 л.д.13).

Учитывая картографическое описание границ муниципальных образований, изложенное в оспариваемых Законах Пермской области, представленное административным истцом в виде графического изображения (том 1 л.д.18,19), принадлежащий ему по праву собственности земельный участок, как следует из административного искового заявления, по Закону Пермской области № 1868-402 находится в границах Пермского муниципального района (муниципальное образование - Кондратовское сельское поселение) (что соответствует юридическому адресу участка), по Закону Пермской области № 2038-446 - в границах муниципального образования «Город Пермь».

Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 данного Федерального закона.

В силу пунктов 3, 4 части 1 статьи 11 Федерального закона № 131-ФЗ, определяющей требования, предъявляемые к установлению и изменению границ муниципальных образований, территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения; в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

Частью 3 статьи 12 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 данного Федерального закона, либо на сходах граждан, проводимых в порядке, предусмотренном статьей 25.1 этого же Федерального закона, с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.

Статья 85 Федерального закона N 131-ФЗ в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями указанного закона определяет, что в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 года устанавливают в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района (п.1 ч.1 ст.85 ФЗ-131, в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ).

При утверждении границ муниципальных образований во исполнение требований пункта 1 части 1 настоящей статьи допускается утверждение границ муниципальных образований в виде картографического описания. При этом границы муниципальных образований подлежат описанию и утверждению в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства не позднее 1 января 2015 года (ч.3 ст.85 ФЗ-131, (в ред. Федеральных законов от 12.10.2005 N 129-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ) (ранее срок описания и утверждения границ муниципальных образований неоднократно переносился законодателем).

По смыслу вышеприведенных норм описание и утверждение границ муниципальных образований производилось во исполнение требования законодательства об установлении границ муниципальных образований, и оно должно основываться на границах, установленных законом субъекта Российской Федерации.

В указанном выше Федеральном законе, а также иных федеральных актах, затрагивающих вопросы местного самоуправления, отсутствует разъяснение понятия "картографическое описание границ муниципальных образований".

Соответственно, нет и нормативно закрепленных требований и правил, предъявляемых к составлению картографического описания границ муниципальных образований.

При этом, из ч.3 ст.85 Федерального закона N 131-ФЗ, следует, что процесс установления границ муниципальных образований находился в стадии переходного периода, установленного гл. 12 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, который должен быть завершен до 1 января 2015 года (действующая редакции Федерального закона № 131-ФЗ).

В силу ст. 9 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о границах муниципальных образований: описание местоположения границ муниципальных образований; реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ муниципальных образований.

В соответствии со статьями 17 и 19 Федерального закона от 18 июня 2001 года "О землеустройстве" межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения (часть первая). Одним из видов землеустроительной документации являются карты (планы) объектов землеустройства.

Пунктом 17 Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2014 г. N 71, установлено, что обязательным приложением к направляемым в орган кадастрового учета документам об установлении или изменении границ муниципальных образований либо о преобразовании муниципальных образований является карта (план) соответствующего объекта землеустройства, т.е. документ, отображающий в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.

Пунктом 12 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 4 февраля 2010 г. N 42, определено, что запись о границах муниципальных образований в реестре объектов недвижимости должна содержать описание местоположения границы муниципального образования в виде текстового описания местоположения границы муниципального образования и списка координат характерных точек границы муниципального образования.

Кроме того, согласно п.7 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 514, схемы землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схемы землеустройства территорий муниципальных образований и других административно - территориальных образований, схемы использования и охраны земель утверждаются соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления при наличии необходимых согласований.

Карты (планы) и материалы межевания объектов землеустройства, полученные при изучении состояния земель материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель, а также тематические карты и атласы состояния и использования земель утверждаются Федеральной службой земельного кадастра России и ее территориальными органами после получения заказчиком землеустроительной документации необходимых согласований (п.9 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 514).

Правительством Пермского края, в соответствии с пунктом 4 статьи 3, статьей 85 Бюджетного кодекса РФ, частью 2 статьи 10, частью 3 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", подпунктом 36 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 8 Закона Пермского края от 12 октября 2007 г. N 111-ПК "О бюджетном процессе в Пермском крае", в целях организации работ по установлению на местности границ муниципальных образований Пермского края, 09.09.2013 года было принято постановление № 1198-п «Об установлении расходного обязательства Пермского края на проведение работ по установлению на местности границ муниципальных образований Пермского края».

В соответствии с данным постановлением главным распорядителем бюджетных средств, указанных в пункте 2 настоящего Постановления, было определено Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края.

Министерству по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края в срок до 1 декабря 2014 года было предписано обеспечить проведение работ по установлению на местности границ муниципальных образований Пермского края.

Из ответов Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 11.11.2015 года (том 1 л.д.217-222) и от 22.12.2015 года (том 2 л.д.50-58) на запрос суда следует, что в 2014 году Министерством были реализованы мероприятия по проведению землеустроительных работ в отношении границ муниципальных образований Пермского края, в том числе Пермского городского округа, Пермского муниципального района и входящего в состав Пермского муниципального района Кондратовского сельского поселения. Исполнителем работ по установлению на местности границ муниципальных образований Пермского края на основании государственного контракта являлось государственное унитарное предприятие «Центр технической инвентаризации Пермского края». По итогам указанных землеустроительных работ сведения о границах данных муниципальных образований внесены в государственный кадастр недвижимости. При определении границ муниципальных образований учитывались положения Закона Пермской области № 1868-402 и Закона Пермской области № 2038-446. К ответу на запрос приложены карты (планы) границ муниципального образования «Кондратовское сельское поселение Пермского муниципального района» и муниципального образования «Пермский муниципальный район» (том 1 л.д.219-220).

При этом, граница муниципальных образований, в том числе в части Кондратовского сельского поселения, была согласована представителями органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования – и.о.первого заместителя главы администрации г.Перми и главой администрации Пермского муниципального района (том 1 л.д.221-222).

Информация о внесении сведений в государственный кадастр недвижимости о границах муниципальных образований «Город Пермь» и «Пермский муниципальный район» также предоставлена из филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Пермскому краю» на запрос суда (том 2 л.д.45-46). При этом, в ГКН имеются сведения о том, что границы муниципальных образований внесены на основании оспариваемых административным истцом нормативных правовых актов. Границы муниципальных образований внесены в ГКН 31.12.2014 года, 12.12.2014 года без наложения. Земельный участок, принадлежащий Смирнову А.А., расположен в границах Кондратовского сельского поселения Пермского муниципального района.

Законы Пермской области № 1868-402 и № 2038-446 были приняты, в первую очередь, как указывалось выше во исполнение положений Федерального закона N 131-ФЗ, а именно в целях организации местного самоуправления на территории субъекта РФ и наделения статусом муниципального образования территориальной единицы, в которой осуществляется местное самоуправление.

Таким образом, суд считает, что в настоящее время какой-либо неопределенности в отношении смежной границы муниципальных образований «Город Пермь» и «Пермский муниципальный район» в части Кондратовского сельского поселения не существует.

Фактически картографическое описание границ муниципальных образований, изложенное в оспариваемых нормативных правовых актах, является неактуальным.

Данный вывод основан на положениях ч.3 ст.85 Федерального закона N 131-ФЗ, которая допускала при принятии органами государственной власти субъектов Российской Федерации Законов об утверждении границ муниципальных образований и наделении соответствующих муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района, утверждение границ муниципальных образований в виде картографического описания, но непосредственно сами границы муниципальных образований подлежали описанию и утверждению в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства в установленный законодателем срок.

Т.е., установление границ муниципальных образований в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства, является завершающим этапом их формирования, утверждения и закрепления на местности.

При этом, внесения в установленном порядке изменений в оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты не требуется, поскольку границы муниципальных образований, установленные на основании картографического описания, при их уточнении и внесении сведений о них в ГКН, не изменились.

Федеральный закон № 131-ФЗ, а также иные действующие нормативные правовые акты такой обязанности на орган государственной власти субъекта РФ не возлагают.

В данном случае, уточнение границ муниципальных образований происходит в связи с процедурой установления границ на местности, установленной Федеральным законом от 18.06.2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве», Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 года № 688 «Об утверждении правил установления на местности границ объектов землеустройства» и другими правовыми актами, регулирующими данный порядок.

Учитывая, что Министерством по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края на основании постановления Правительства Пермского края было обеспечено проведение землеустроительных работ по установлению на местности границ муниципальных образований, при этом, границы были согласованы с заинтересованными органами местного самоуправления смежных муниципальных образований, как того требуют положения ст.39, 40 Федерального закона РФ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года № 514 «Об утверждении положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства», нормы Градостроительного кодекса РФ, при этом, границы муниципальных образований, внесенные в ГКН никем не оспариваются, соответственно оснований считать выполненные кадастровые работы незаконными и недостоверными, на что указывал административный истец в судебном заседании, у суда не имеется.

Согласно ч.8 ст.213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч.9 ст.213 КАС РФ).

Проанализировав приведенные выше нормы Федерального закона "О землеустройстве", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и принятых в их исполнение подзаконных нормативных правовых актов, учитывая, что в судебном заседании доказательств наложения границ муниципальных образований «Город Пермь» и «Пермский муниципальный район» не добыто, суд приходит к выводу о соответствии Законов Пермской области № 1868-402 и № 2038-446 требованиям законодательства.

По изложенным выше основаниям, с учетом того, что каких-либо изменений, в том числе территориальных, в отношении земельного участка, принадлежащего истцу, в связи с установлением границ муниципальных образований, не произошло, суд считает, что права административного истца Законами Пермской области № 1868-402 и № 2038-446 не затрагиваются и не нарушаются.

Доводы административного истца о наличии установленных в отношении принадлежащего ему земельного участка двух территориальных зон, не могут быть приняты судом в качестве доказательства нарушения прав Смирнова А.А., поскольку территориальная зона Р-2, что следует из ответа Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю и не оспаривается административным истцом, установлена Правилами землепользования и застройки города Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года № 143, которые предметом рассмотрения настоящего спора не являются.

Таким образом, суд считает, что в удовлетворении административных исковых требований Смирнову А.А. следует отказать.

Руководствуясь статьями 175, 177, 180, 215 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Смирнову А.А. о признании Закона Пермской области от 01 декабря 2004 года № 1868-402 «Об утверждении границ и о наделении статусом муниципальных образований Пермского района Пермского края» и Закона Пермской области от 11 февраля 2005 года № 2038-446 «Об утверждении границ и о наделении статусом муниципального образования «Город Пермь» Пермского края» не действующими в части определения границы между Кондратовским сельским поселением и городом Пермь - отказать.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, и на него может быть подано представление прокурором в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 28 декабря 2015 года.

Судья подпись Симонова Т.В.