ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-20/18 от 05.02.2018 Приморского краевого суда (Приморский край)

Дело № 3а-20/18Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

город Владивосток 5 февраля 2018 года

Приморский краевой суд в составе

председательствующего судьи Зайцевой О.А.

при секретаре Деменевой А.О.,

с участием прокурора Нишоновой Ф.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лемешевской Татьяны Никифоровны к Думе Партизанского муниципального района Приморского края, муниципальному комитету Новолитовского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края о признании Генерального плана Новолитовского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края, утвержденного решением муниципального комитета Новолитовского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края от 28 июля 2014 года № 19, Правил землепользования и застройки Новолитовского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края, утвержденных решением Думы Партизанского муниципального района Приморского края от 25 марта 2016 года № 263 не действующими в части,

установил:

решением муниципального комитета Новолитовского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края от 28 июля 2014 года № 19 утвержден Генеральный план Новолитовского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края, который размещен на официальном сайте администрации Новолитовского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края.

Картой «Карта функциональных зон на территории с.Новолитовск и п.Волчанец», входящей в состав Генерального плана Новолитовского сельского поселения, определено, что земельный участок с кадастровым номером , площадью 4999 кв.м., назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. Местоположение: установлено относительно ориентира (дом), расположенного за пределами участка. Участок находится примерно в 105 м. от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, находится в границах трех функциональных зон: зоны жилой застройки – индивидуальной (расч. срок), зоны транспортной инфраструктуры – улицы и проезды в застройке (расч. срок, 1 очередь), ландшафтно-рекреационной зоны - рекреационной зоны (1 очередь) и имеет частичное наложение дороги общего пользования в виде улиц и проездов в проектируемой индивидуальной жилой застройке.

Картой «Карта планируемого размещения объектов местного значения поселения. Карта функциональных зон поселения. Карта границ населенных пунктов», входящей в состав Генерального плана Новолитовского сельского поселения, определено, что земельный участок с кадастровым номером , площадью 4999 кв.м., назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. Местоположение: установлено относительно ориентира (дом), расположенного за пределами участка. Участок находится примерно в 105 м. от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, находится в границах двух функциональных зон: зоны жилой застройки (проект), ландшафтно-рекреационной зоны (проект) и имеет частичное наложение дороги общего пользования в виде улиц и проездов в проектируемой индивидуальной жилой застройке.

Решением Думы Партизанского муниципального района Приморского края от 25 марта 2016 года № 263 утверждены Правила землепользования и застройки Новолитовского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края (в новой редакции), которые размещены на официальных сайтах администрации Новолитовского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края и Администрации Партизанского муниципального района Приморского края.

Картами «Карта градостроительного зонирования с.Новолитовск, п.Волчанец», «Карта градостроительного зонирования», входящими в состав Правил землепользования и застройки Новолитовского сельского поселения, определено, что земельный участок с кадастровым номером , площадью 4999 кв.м., назначение: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для ведения личного подсобного хозяйства. Местоположение: установлено относительно ориентира (дом), расположенного за пределами участка. Участок находится примерно в 105 м. от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, находится в границах двух территориальных зон: зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-2), зоны рекреации (Р-3) и имеет частичное наложение дороги общего пользования.

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, уточненным представителем административного истца ФИО10 в ходе рассмотрения дела, о признании недействующими со дня принятия: Генерального плана Новолитовского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края, утвержденного решением муниципального комитета Новолитовского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края от 28 июля 2014 года № 19, в части установления нескольких функциональных зон и наложения дороги общего пользования, а также Правил землепользования и застройки Новолитовского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края, утвержденных решением Думы Партизанского муниципального района Приморского края от 25 марта 2016 года № 263, в части установления нескольких территориальных зон и дороги общего пользования в границах земельного участка с кадастровым номером , площадью 4999 кв.м., назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. Местоположение: установлено относительно ориентира (дом), расположенного за пределами участка. Участок находится примерно в 105 м. от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. В обоснование своих требований указала, что 10 августа 2012 года между ней и Администрацией Партизанского муниципального района заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка на срок с 6 августа 2012 года по 5 августа 2017 года. Пунктом 4.1.5 данного договора предусмотрено преимущественное право Арендатора на заключение договора аренды спорного земельного участка на новый срок. У нее (административного истца) имелись основания для заключения договора аренды на новый срок без проведения торгов, поскольку земельный участок был предоставлен ей в аренду без проведения торгов, заявление о заключении договора на новый срок подано с соблюдением подпункта 1 пункта 3 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ (до истечения срока действия предыдущего договора), исключительных прав на приобретение земельного участка у иных лиц не имеется. Комиссией по природопользованию, земельным вопросам и согласованию земельных участков под проектирование, строительство Администрации Партизанского муниципального района отказано в заключении договора аренды на новый срок, в связи с наложением испрашиваемого земельного участка на дорогу общего пользования, которая утверждена в соответствии с Правилами землепользования и застройки Новолитовского сельского поселения. Однако, в материалах по обоснованию Генерального плана Новолитовского сельского поселения отсутствует обоснование выбранного варианта размещения дороги общего пользования в границах спорного земельного участка. Кроме этого, из карт Генерального плана Новолитовского сельского поселения и Правил землепользования и застройки Новолитовского сельского поселения следует, что в границах спорного земельного участка расположены три функциональные зоны и две территориальные зоны. Данный земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет 11 июля 2012 года с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства. При принятии оспариваемых нормативных актов не были учтены границы сформированного земельного участка, сведения о котором имелись в кадастровом учете. Поскольку территориальное зонирование спорного земельного участка в нарушение части 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ, части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ не отвечает требованиям принадлежности его только к одной территориальной зоне, из чего следует, что отнесение земельного участка к разным функциональным зонам осуществлено без учета Градостроительного кодекса РФ и принципов законодательства о градостроительной деятельности. Установленная территориальная зона – зона рекреации (Р-3) исключает ведение личного подсобного хозяйства. Отнесение спорного земельного участка к разным функциональным и территориальным зонам, а также размещение объекта – дороги, относящейся к территории общего пользования повлекло неопределенность правового режима земельного участка и ограничило ее (административного истца) права на использование его по назначению и повлекло за собой отказ в заключении договора аренды на новый срок.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО10 поддержала уточненные требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в административном иске, заявлении об изменении предмета иска.

Представитель Думы Партизанского муниципального района Приморского края ФИО12 в судебном заседании возражала против удовлетворения уточненных требований. По существу указала, что Дума Партизанского муниципального района Приморского края в рамках своих полномочий приняла решение о признании оспариваемых нормативных правовых актов недействующими в той части, которая нарушает законные права административного истца (решение от 15 декабря 2017 года № 405, опубликовано 21 декабря 2017 года, решение от 26 января 2018 года № 415, опубликовано 30 января 2018 года). Отмена оспариваемых нормативных правовых актов без признания их недействующими с момента принятия привела к тому, что в настоящее время административный истец имеет право на продление договора аренды земельного участка. Полагает, что права административного истца восстановлены.

ФИО1, представитель муниципального комитета Новолитовского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставили, ходатайств об отложении слушания дела или рассмотрении дела в их отсутствие не заявили.

Выслушав объяснения представителя истца ФИО10, возражения представителя Думы Партизанского муниципального района Приморского края ФИО12, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Нишоновой Ф.А., полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению в части, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.

В силу частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

На основании пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ и пункта 20 части 1 статьи 14 вышеназванного Федерального закона утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения и оформляется путем принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ).

В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Согласно статье 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети Интернет.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемых решений муниципальным комитетом Новолитовского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края, Думой Партизанского муниципального района Приморского края соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия представительного органа на принятие нормативного правового акта, его форму, процедуру принятия, введение в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу. Решения муниципального комитета Новолитовского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края, Думы Партизанского муниципального района Приморского края в данной части не оспаривались.

В судебном заседании установлено, что 10 августа 2012 года между Администрацией Партизанского муниципального района («Арендодатель») и ФИО1 («Арендатор») заключен договор аренды земельного участка , на основании которого Арендодатель сдает, а Арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером , площадью 4999 кв.м. Местоположение: установлено относительно ориентира (дом), расположенного за пределами участка. Участок находится примерно в 105 м. от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, земли сельскохозяйственного назначения. Настоящий договор заключен на срок с 6 августа 2012 года по 5 августа 2017 года (пункт 2.1.).

18 марта 2013 года между Администрацией Партизанского муниципального района («Арендодатель») и ФИО1 («Арендатор») заключено дополнительное соглашение , которым в пункт 1.1. договора аренды земельного участка от 10 августа 2012 года внесены изменения: «вместо слов «Земли сельскохозяйственного назначения» читать «земли населенных пунктов».».

Согласно кадастровой выписке о земельном участке, выданной Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю 17 января 2013 года, земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет 11 июля 2012 года, отнесен к землям населенных пунктов с определением вида разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства».

Как следует из положений статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки, разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. При этом в силу положений части 4 указанной статьи на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

В соответствии с положениями статьи 34 названного выше Кодекса границы территориальных зон при подготовке правил землепользования и застройки устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, определенных данным Кодексом территориальных зон, сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

В тоже время в судебном заседании установлено, подтверждено заключением кадастрового инженера ФИО15ФИО16 от 11 сентября 2017 года (фрагменты карт «Карта градостроительного зонирования с.Новолитовск, п.Волчанец», «Карта градостроительного зонирования»), и не оспаривалось всеми участниками процесса, что при утверждении Думой Партизанского муниципального района Приморского края Правил землепользования и застройки Новолитовского сельского поселения решением от 25 марта 2016 года № 263 в границах земельного участка с кадастровым номером установлены две территориальные зоны: зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-2), зона рекреации (Р-3).

Правовой режим указанных зон установлен Градостроительными регламентами Правил землепользования и застройки Новолитовского сельского поселения, в соответствии с которыми зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-2) определена для застройки индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками, допускается размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, преимущественно местного значения, иных объектов согласно градостроительным регламентам, в то время как рекреационная зона водных объектов общего пользования (Р-3) определена для организации пляжей, прогулочных набережных, используемых в целях кратковременного отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

Вышеуказанное свидетельствует о несовместимом правовом режиме земельного участка, находящегося в двух указанных зонах.

Установление на спорном земельном участке одновременно двух территориальных зон: зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-2) и зоны рекреации (Р-3) не предполагает использование земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства».

Таким образом, Правила землепользования и застройки Новолитовского сельского поселения в части установления в границах спорного земельного участка двух территориальных зон не соответствуют части 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ, части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, устанавливающим обязательное требование при разработке правил землепользования и застройки и установлении границ территориальных зон обеспечить принадлежность каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

В силу пункта 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципальных образований.

Под территориальным планированием в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ следует понимать планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

В силу части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

Под функциональными зонами понимаются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).

В силу части 4 статьи 3 и части 13 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, утверждаемый муниципальным правовым актом, не должен противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации, в том числе основным принципам законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно абзацу первому пункта 3.1.5 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года № 150, генеральные планы муниципальных образований определяют стратегию градостроительного развития муниципальных образований и условия формирования среды жизнедеятельности.

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон (зон, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение) и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ). Данная норма корреспондирует к общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 Кодекса).

Содержание приведенных федеральных норм во взаимосвязи с положениями части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ свидетельствует о том, что градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана муниципального образования как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

При корректировке Правил землепользования и застройки Новолитовского сельского поселения в части отнесения земельного участка к одной из двух одновременно установленных территориальных зон приведет к противоречию с Генеральным планом Новолитовского сельского поселения в части нахождения того же земельного участка в трех функциональных зонах, которые при этом не соответствуют территориальным зонам.

При указанных обстоятельствах, Генеральный план Новолитовского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края, утвержденный решением муниципального комитета Новолитовского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края от 28 июля 2014 года № 19, в части установления функционального зонирования, а именно одновременно трех функциональных зон: зоны жилой застройки – индивидуальной (расч. срок), зоны транспортной инфраструктуры – улицы и проезды в застройке (расч. срок, 1 очередь), ландшафтно-рекреационной зоны - рекреационной зоны (1 очередь) на карте «Карта функциональных зон на территории с.Новолитовск и п.Волчанец», а также одновременно двух функциональных зон: зоны жилой застройки (проект), ландшафтно-рекреационной зоны (проект) на карте «Карта планируемого размещения объектов местного значения поселения. Карта функциональных зон поселения. Карта границ населенных пунктов», в границах земельного участка с кадастровым номером , не соответствует требованиям Градостроительного кодекса РФ и принципов законодательства о градостроительной деятельности.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 262 Гражданского кодекса РФ под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ определяет территории общего пользования как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Частью 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон.

На Картах «Карта функциональных зон на территории с.Новолитовск и п.Волчанец», «Карта планируемого размещения объектов местного значения поселения. Карта функциональных зон поселения. Карта границ населенных пунктов», входящих в состав Генерального плана Новолитовского сельского поселения, указаны границы поселения, населенных пунктов, дороги общего пользования в виде улиц и проездов в проектируемой индивидуальной жилой застройке.

Кроме этого, на картах «Карта градостроительного зонирования с.Новолитовск, п.Волчанец», «Карта градостроительного зонирования», входящих в состав Правил землепользования и застройки Новолитовского сельского поселения, указаны дороги общего пользования.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что согласно Генеральному плану Новолитовского сельского поселения, Правилам землепользования и застройки Новолитовского сельского поселения в границах земельного участка с кадастровым номером находится дорога общего пользования (улицы и проезды в застройке), которая действующим законодательством отнесена к территории общего пользования.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.

При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (пункт 5 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно статьям 42, 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры и зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.

В судебном заседании административным ответчиком не представлено, а судом не добыто доказательств того, что органом местного самоуправления утверждена дорога общего пользования в границах земельного участка с кадастровым номером , имеются проекты планировки и межевания территорий в отношении данного земельного участка.

Таким образом, требования ФИО1 об оспаривании Генерального плана Новолитовского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края, утвержденного решением муниципального комитета Новолитовского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края от 28 июля 2014 года № 19, Правил землепользования и застройки Новолитовского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края, утверждённых решением Думы Партизанского муниципального района Приморского края от 25 марта 2016 года № 263, суд признает обоснованными, что подтвердила в судебном заседании представитель административного ответчика, предоставив решения Думы Партизанского муниципального района Приморского края от 15 декабря 2017 года № 405 и от 26 января 2018 года № 415 «О внесении изменений в муниципальный правовой акт от 28.07.2014 «Об утверждении Генерального плана Новолитовского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края», принятого решением муниципального комитета Новолитовского сельского поселения, и в муниципальный правовой акт от 25.03.2016 № 263-МПА «Правила землепользования и застройки Новолитовского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края».

В соответствии с данными муниципальными правовыми актами признаются недействующими: муниципальный правовой акт муниципального комитета Новолитовского сельского поселения Партизанского муниципального района от 28 июля 2014 года № 19 «Об утверждении Генерального плана Новолитовского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края» в части установления на карте «Карта функциональных зон на территории с.Новолитовск и п.Волчанец» трех функциональных зон: Жилой зоны – индивидуальной (расч. срок), Транспортной инфраструктуры – улицы и проезды в застройке (расч. срок, 1 очередь) и Ландшафтно-рекреационной зоны – рекреационной зоны (1 очередь); установления на карте «Карта планируемого размещения объектов местного значения поселения. Карта функциональных зон поселения. Карта границ населенных пунктов» двух функциональных зон: Жилой зоны застройки (проект) и Ландшафтно-рекреационной зоны – рекреационные зоны (проект); размещения на картах «Карта планируемого размещения объектов местного значения поселения. Карта функциональных зон поселения. Карта границ населенных пунктов» и «Карта функциональных зон на территории с.Новолитовск и п.Волчанец» дороги общего пользования в виде улиц и проездов в проектируемой индивидуальной жилой застройке, в границах земельного участка с кадастровым номером ; муниципальный правовой акт Думы Партизанского муниципального района от 25 марта 2016 года № 263-МПА «Правила землепользования и застройки Новолитовского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края» в части: установления на картах «Карта градостроительного зонирования с.Новолитовск, п.Волчанец» и «Карта градостроительного зонирования» двух территориальных зон: Ж-2 Зона застройки индивидуальными жилыми домами и Р-3 Зона рекреации; размещения на картах «Карта градостроительного зонирования с.Новолитовск, п.Волчанец» и «Карта градостроительного зонирования» дороги общего пользования, в границах земельного участка с кадастровым номером .

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого нормативного правового акта не соответствующим ином нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Согласно пункту 4 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий: заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса; на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

Как следует из постановления Администрации Партизанского муниципального района Приморского края от 6 августа 2012 года № 833 земельный участок с кадастровым номером был предоставлен ФИО1 с предварительным согласованием места размещения объекта без проведения торгов.

Согласно пункту 4.1.5. договора аренды земельного участка № 3600-Ф от 10 августа 2012 года, по истечении срока договора аренды земельного участка Арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка в случае направления Арендодателю уведомления о продлении договора не позднее, чем за 30 дней окончания срока действия настоящего договора, при этом условия могут быть изменены в соответствии с требованиями, действующими на момент перезаключения договора.

Как установлено в судебном заседании, 11 июля 2017 года в предусмотренный законом срок (до истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка - 5 августа 2017 года), при соблюдении требований пункта 4 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ ФИО1 подано заявление о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером на новый срок, в удовлетворении которого 27 июля 2017 года Комиссией по природопользованию, земельным вопросам и согласования земельных участков под проектирование, строительство управления по распоряжению муниципальной собственностью Администрации Партизанского муниципального района отказано в заключении договора аренды на новый срок, в связи с наложением испрашиваемого земельного участка на дорогу общего пользования, которая утверждена в соответствии с Правилами землепользования и застройки Новолитовского сельского поселения.

Следовательно, при отказе в заключении договора аренды земельного участка на новый срок вышеуказанные нормативные правовые акты в оспариваемой части применялись непосредственно в отношении ФИО1, чем нарушены ее (административного истца) права в реализации данного права.

Поскольку Генеральный план Новолитовского сельского поселения и Правила землепользования и застройки Новолитовского сельского поселения в оспариваемой части на момент рассмотрения настоящего дела отменены, признание оспариваемых положений не действующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных права и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ, в связи с чем, подлежат признанию недействующими в оспариваемой части со дня их принятия.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства РФ, Приморский краевой суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 к Думе Партизанского муниципального района Приморского края, муниципальному комитету Новолитовского сельского поселения Партизанского Муниципального района Приморского края о признании Генерального плана Новолитовского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края, утвержденного решением муниципального комитета Новолитовского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края от 28 июля 2014 года № 19, Правил землепользования и застройки Новолитовского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края, утверждённых решением Думы Партизанского муниципального района Приморского края от 25 марта 2016 года № 263 не действующими в части – удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия Генеральный план Новолитовского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края, утвержденный решением муниципального комитета Новолитовского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края от 28 июля 2014 года № 19, в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером , площадью 4999 кв.м., назначение: земли населенных пунктов,, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. Местоположение: установлено относительно ориентира (дом), расположенного за пределами участка. Участок находится примерно в 105 м. от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>: на карте «Карта функциональных зон на территории с.Новолитовск и п.Волчанец» трех функциональных зон: зоны жилой застройки – индивидуальной (расч. срок), зоны транспортной инфраструктуры – улицы и проезды в застройке (расч. срок, 1 очередь), ландшафтно-рекреационной зоны - рекреационной зоны (1 очередь) и дороги общего пользования в виде улиц и проездов в проектируемой индивидульной жилой застройке; на карте «Карта планируемого размещения объектов местного значения поселения. Карта функциональных зон поселения. Карта границ населенных пунктов» двух функциональных зон: зоны жилой застройки (проект), ландшафтно-рекреационной зоны (проект) и дороги общего пользования в виде улиц и проездов в проектируемой индивидуальной жилой застройке.

Признать недействующими с момента принятия Правила землепользования и застройки Новолитовского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края, утвержденные решением Думы Партизанского муниципального района Приморского края от 25 марта 2016 года № 263, в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером , площадью 4999 кв.м., назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. Местоположение: установлено относительно ориентира (дом), расположенного за пределами участка. Участок находится примерно в 105 м. от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>: на картах «Карта градостроительного зонирования с.Новолитовск, п.Волчанец» и «Карта градостроительного зонирования» двух территориальных зон: зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-2), зоны рекреации (Р-3) и дороги общего пользования.

Сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании Думы Партизанского муниципального района Приморского края.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Приморского краевого суда О.А.Зайцева