ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-210/20 от 09.02.2021 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

УИД 27OS0000-01-2020-000274-49

Дело № 3а-34/2021

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

09 февраля 2021 года город Хабаровск

Хабаровский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Е.А.Бузыновской,

при секретаре Д.Д.Никулиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Велес» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю от 11 ноября 2020 года № 13, о возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка,

у с т а н о в и л:

В административном исковом заявлении, предъявленном к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, ООО «Велес» оспаривает решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю от 11.11.2020 года № 13 (далее по тексту - Комиссия), которым отклонено его заявление об определение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , площадью 33 642 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 23 352 258 рублей по состоянию на 01.01.2016 года. В обоснование своих требований административный истец сослался на то, что является собственником земельного участка и плательщиком земельного налога, базовая ставка которого определяется как кадастровая стоимость объекта налогообложения. Поэтому общество вправе оспорить утвержденную кадастровую стоимость объекта недвижимости по основаниям установления его рыночной стоимости. Общество обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, представив отчет об оценке № 4177/0720 от 05.08.2020 года, выполненный оценщиком ООО «ЛЛ-Консалт». Решением Комиссии от 30.09.2020 года № 6 заявление общества отклонено, по тем основаниям, что отчет об оценке не соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности» и пункта 5 ФСО № 3, а именно: выводы оценщика о краткосрочном периоде аренды объекта-аналога № 3 не подтверждаются сведениями, содержащимися в источниках информации. Общество повторно 27.10.2020 года обратилось в Комиссию с аналогичным заявлением, представив дополнительно к отчету об оценке информационное письмо ООО «ЛЛ-Консалт» об источнике информации, в котором указан срок аренды объекта-аналога № 3. Решением Комиссии от 11.11.2020 года № 13 заявление общества было вновь отклонено по тем основаниям, что замечания по содержанию отчета об оценке не устранены. ООО «Велес» считает такое решение незаконным, так как информационное письмо безосновательно не принято к сведению и ему не дана правовая оценка.

Определением судьи от 11.01.2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация города Хабаровска.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Велес» Корнеев М.Е. поддержал заявленные требования, в обоснование которых сослалась на те же обстоятельства, какие изложены в административном исковом заявлении. Считает, что при повторном обращении с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , общество устранило недостатки отчета об оценке № 4177/0720 от 05.08.2020 года, на которые было указано Комиссией при первоначальном рассмотрении заявления. Принимая решение от 11.11.2020 года № 13 Комиссия, в нарушение положений пункта 13 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 года № 263, не приняла к рассмотрению информационное письмо ООО «ЛЛ-Консалт» об источнике информации, в котором указан срок аренды объекта-аналога № 3, и не дала оценку этому документу. Требование Комиссии о необходимости составления нового отчета об оценке не основано на нормах, регулирующих порядок проведения оценки и оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости.

В судебном заседании представитель Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю – её председатель Мирошниченко А.В., административный иск не признал, сославшись на то, что представленный ООО «Велес» отчет об оценке решением Комиссии от 30.09.2020 года № 6 был признан не соответствующим пункту 5 ФСО №3. Обращаясь повторно с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости ООО «Велес» должно было представить новый отчет об оценке земельного участка, в котором ранее выявленные недостатки были бы устранены. Так как заявитель при повторном обращении представил тот же отчет об оценке, что свидетельствует о непринятии мер к устранению недостатков отчета, то Комиссия обоснованно приняла решение от 11.11.2020 года № 13 об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.

Представители административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю и заинтересованного лица администрации г. Хабаровска, уведомленные о времени и месте проведения судебного заседания путем направления определения о принятии административного иска к производству суда и возбуждении административного дела, судебного извещения о дате и месте проведения судебного заседания, а также путем размещения сведений о дате и времени судебного разбирательства на официальном сайте Хабаровского краевого суда, в судебное заседание не явились. Исходя из положений частей 8, 9 статьи 96, статьи 150, части 6 статьи 226, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ, и учитывая, что явка лиц, участвующих в деле, не признана обязательной, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела по существу, суд, признав причину неявки неуважительной, провел судебное заседание в их отсутствие.

Заслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО «Велес» является собственником земельного участка, кадастровый , площадь 33 642 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под здания: проходной (Лит. А), административное (лит. Б), склада (лит. Д), гаража (лит. Ж), адрес (местоположение): <адрес>. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 12.03.2020 года .

В частях 1, 2 статьи 65 Земельного кодекса РФ указано, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Частью 1 статьи 387, частью 1 статьи 388, частью 1 статьи 389, частями 1, 2 статьи 390 и абзацами первым и шестым части 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ установлено, что земельный налог вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения (часть 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ).

Решением Хабаровской городской Думы от 23.11.2004 года № 571 "Об утверждении Положения о местных налогах на территории городского округа "Город Хабаровск" на территории города Хабаровска с 1 января 2006 года введен в действие земельный налог. Налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база и порядок ее определения, налоговый и отчетный периоды, порядок исчисления налога и другие элементы налогообложения определяются в соответствии с главой 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Приказом министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края от 21.09.2018 № 42 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края» (принятом в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации») утверждена по состоянию на 01.01.2016 года кадастровая стоимость, в том числе, земельного участка с кадастровым номером в размере 91 932 820,56 рублей (таблица 23, строка 228188). Сведения о кадастровой стоимости объекта внесены в Единый государственный реестр недвижимости 19.12.2018 года; начало применения кадастровой стоимости с 01.01.2019 года.

Как указано в статье 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость.

В случае если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии. Решения комиссии могут быть оспорены в суде (абзацы тридцать второй и тридцать пятый статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

ООО «Велес», как собственник земельного участка, является плательщиком земельного налога, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта налогообложения. Следовательно, общество имеет самостоятельный правовой интерес в установлении кадастровой стоимости объекта налогообложения в размере, равном его рыночной стоимости. И, исходя из положений статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», административный истец вправе оспорить результаты государственной кадастровой оценки земельного участка, собственником которого является, путем обращения с таким заявлением в комиссию.

ООО «Велес» 29.10.2020 года обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , утвержденной по состоянию на 01.01.2016 года.

Заявление было рассмотрено на заседании Комиссии 11.11.2020 года и принято решение № 13 об отклонении заявления ООО «Велес».

В части 5 статьи 245, части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ указано, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, суд выясняет: -нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; -соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, и порядок принятия оспариваемого решения, если такой порядок установлен; -основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; -соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа, организации, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований, если суд признает оспариваемое решение не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Комиссии, рассматривающие заявления об оспаривании кадастровой стоимости, создаются субъектами Российской Федерации. Порядок работы таких комиссий устанавливается федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки (часть 3 статьи 6 Федерального закона от 31.07.2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», части 1, 2, 20, 21 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).

Приказом Минэкономразвития РФ от 04.05.2012 года № 263 утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Указанным Порядком (пункты 10, 12, 18) и частями 17, 18 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» установлено, что заседание Комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Решение комиссии по всем вопросам принимается простым большинством голосов. На заседании комиссии ведется протокол, который подписывает председательствующим на заседании и секретарем комиссии.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии (Росреестр) от 25.10.2012 года № П/470 (с изменениями, внесенными приказами от 21.03.2014 года № П/121 и от 09.02.2017 года № П/0058, № П/0003 от 09.01.2018 года, № П/0017 от 23.01.2019 года, № П/0090 от 20.03.2019 года) создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю, которая действует в составе: председатель комиссии – Мирошниченко А.В. – заместитель руководителя Управления Росреестра по Хабаровскому краю; заместитель председателя комиссии – Кожан О.Л. – заместитель директора филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Хабаровскому краю»; члены комиссии по согласованию: Исаев Р.С. – начальник отдела учета и использования краевых земель управления учета и использования земель министерства имущественных отношений Хабаровского края, Щеткин Д.О. – представитель Национального совета по оценочной деятельности. Полномочия секретаря комиссии возложены на Никифорову М.М., а в случае её отсутствия – Лепешкину А.А.

Из протокола № 25 от 11.11.2020 года заседания Комиссии следует, что оспариваемое административным истцом решение принято единогласно присутствовавшими членами комиссии – председателем комиссии Мирошниченко А.В., членами комиссии Кожан О.Л. и Исаевым Р.С.; протокол заседания комиссии вела секретарь Никифоровой М.М.. Заинтересованные лица были своевременно уведомлены о поступившем заявлении, принятии его к рассмотрению и даты его рассмотрения. В связи с усложняющейся эпидемиологической обстановкой заседание комиссии было проведено в закрытом режиме в целях минимизации рисков заражения.

Установленные на основании представленных письменных доказательств обстоятельства позволяют суду сделать вывод, что оспариваемое административным истцом решение Комиссии принято уполномоченным органом, порядок рассмотрения заявления, проведения заседания комиссии и процедура принятия решения не нарушены, содержание решения соответствует форме, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 04.05.2012 года № 263. Административный истец, оспаривая решение комиссии, на нарушение процедуры принятия решения не ссылался.

Принимая решение № 13 от 11.11.2020 года об отклонении заявления ООО «Велес» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , утвержденной по состоянию на 01.01.2016 года, Комиссия исходила из того, что отличие рыночной стоимости объекта недвижимости земельного участка от кадастровой стоимости составляет более 30 процентов. Но оформление и содержание отчета об оценке № 4177/0720 от 05.08.2020 года не соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральными стандартами оценки к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки. Замечание, указанное в решении комиссии от 30.09.2020 года № 6 оценщиком не устранено, а именно: в отчете отсутствует подтверждающая информация о правах по объекту-аналогу № 3. В отчете нарушены требования пункта 5 ФСО № 3 «информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена».

Выясняя в ходе судебного разбирательства такие обстоятельства как: -нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца принятым комиссией решением; -предусмотрены ли нормативными правовыми актами или законом такие основания для принятия оспариваемого решения; -соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, суд пришел к выводу, что при принятии решения были допущены положения федерального законодательства, что повлекло за собой нарушение прав заявителя ООО «Велес».

Частью 9 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» и пунктом 13 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 года № 263, к заявлению об оспаривании кадастровой стоимости прилагаются: -выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; -копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, если заявление об оспаривании подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; -отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.

ООО «Велес» первоначально обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения по состоянию на 01.01.2016 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , в связи с определением рыночной стоимости объекта, 02.09.2020 года. К заявлению были приложен установленный пакет документов, среди которых и отчет об оценке № 4177/0720, составленный 05.08.2020 года оценщиком ООО «ЛЛ-Консалт» С.С. Крыловым (имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности «Оценка недвижимости», является членом Ассоциации «Русское общество оценщиков», регистрационный ). В отчете об оценке рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2016 года определена в размере 23 352 258 рублей.

Заявление было рассмотрено на заседании Комиссии 30.09.2020 года, и принято решение № 6: отклонить заявление. Основанием для принятия такого решения послужило то, что комиссия усмотрела нарушения пункта 5 ФСО № 3 при составлении отчета, которые выразились в том, что: «У объекта-аналога № 3 (кадастровый ) исполнитель работ указывает вид права – краткосрочная аренда. В источниках информации отсутствуют сведения о сроке аренды» (л.д.31-34 том 1).

Обращаясь 29.10.2020 года повторно в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения по состоянию на 01.01.2016 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , в связи с определением рыночной стоимости объекта, ООО «Велес» дополнительно к ранее подаваемым документам, приложило информационной письмо ООО «ЛЛ-Консалт» от 01.10.2020 года № 368 (л.д. 124 том 1), в котором сообщалось, что информация о виде права по объекту-аналогу № 3 - краткосрочная аренда, указанная в отчете об оценке № 4177/0720 от 05.08.2020 года, верна. К информационному письму прилагалась выписка из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером (объект-аналог № 3).

Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 года № 263, предусматривает, что к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости по инициативе заявителя также могут прилагаться, кроме обязательно установленных, иные документы. Секретарь комиссии извещает заявителя о дате рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости в срок не более семи рабочих дней с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости, но не позднее чем за пять рабочих дней до заседания комиссии. Секретарь комиссии в срок не позднее пяти рабочих дней до даты заседания комиссии извещает исполнителя работ по определению кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, оценщиков, составивших отчет об определении кадастровой стоимости, содержащий результаты определения кадастровой стоимости, которые оспариваются, и по предложению членов комиссии иных лиц о дате, месте и времени рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости с приглашением на заседание. На заседании комиссии по рассмотрению заявления могут присутствовать заявитель и иные лица, в том числе оценщик, составивший отчет об определении кадастровой стоимости. Эти лица вправе представлять к заседанию комиссии в письменном виде и давать в устном виде пояснения (которые заносятся в протокол) по установлению кадастровой стоимости и определению рыночной стоимости объекта оценки (пункты 13, 16, 17, 18).

Представитель Комиссии в ходе судебного разбирательства пояснил, что при принятии по заявлению ООО «Велес» решения от 11.11.2020 года № 13, комиссия не рассматривала содержание информационного письма ООО «ЛЛ-Консалт» от 01.10.2020 года № 368 и приложенную к информационному письму выписку из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером (объекта-аналога № 3), считая, что заявитель должен был представить другой отчет, а не дополнять ранее выполненный отчет об оценке № 4177/0720 от 05.08.2020 года иными документами, составленными более поздней датой, чем отчет. Возможность дать в устной форме пояснения по содержанию отчета об оценке оценщику, составившему его, и заявителю не была предоставлена, так как заседание комиссию проводилось в закрытом режиме.

Протокол заседания Комиссии № 25 от 11.11.2020 года не содержит сведений о том, что: составивший отчет об оценке № 4177/0720 от 05.08.2020 года оценщик уведомлялся о дате заседания комиссии, на котором рассматривалось заявление ООО «Велес» об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка; имеются возражения органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, относительно содержания отчета об оценке. В протоколе не указано, что информационное письмо ООО «ЛЛ-Консалт» от 01.10.2020 года № 368 и приложенная к нему выписка из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером (объекта-аналога № 3) была изучена членами комиссии и этому документу дана оценка.

Оценив установленные по административному делу обстоятельства, суд пришел к выводу, что рассматривая заявление ООО «Велес» о пересмотре результатов определения по состоянию на 01.01.2016 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , в связи с определением рыночной стоимости объекта, и принимая 11.11.2020 года решение № 13, Комиссия допустила нарушение пунктов 13, 16, 17, 18 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 года № 263, выразившиеся в: лишении заявителя и оценщика возможности дать пояснения по отчету об оценке; не исследовании всех представленных заявителем документов в обоснование своего заявления.

Сопоставив изложенные в решение от 11.11.2020 года № 13 основания к отклонению заявления ООО «Велес» о пересмотре результата определения кадастровой стоимости, и положения федерального законодательства об оценочной детальности, суд не может согласиться с выводами Комиссии о несоответствие отчета об оценке № 4177/0720 от 05.08.2020 года требованиям пункта 5 ФСО № 3, так как они сделаны без учета положений пункта 11 ФСО № 3.

Пункт 5 ФСО № 3 определяет, что информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена.

Пункт 11 ФСО № 3 предусматривает, что в тексте отчета об оценке должны присутствовать ссылки на источники информации либо копии материалов и распечаток, используемых в отчете, позволяющие делать выводы об источнике получения соответствующей информации и дате ее подготовки. В случае, если информация при опубликовании на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не обеспечена свободным доступом на дату проведения оценки или после даты проведения оценки либо в будущем возможно изменение этой информации или адреса страницы, на которой она опубликована, либо используется информация, опубликованная не в общедоступном печатном издании, то к отчету об оценке должны быть приложены копии соответствующих материалов.

На странице 44 отчета об оценке № 4177/0720 от 05.08.2020 года (подлинник обозревался судом в ходе судебного разбирательства) в таблице 8 «Описание аналогов земельных участков» указано, что аналог № 3 – земельный участок с кадастровым номером 27:23:0041237:184 имеет вид передаваемых прав – краткосрочная аренда.

Корректировка на вид передаваемых имущественных прав была определена на основании Справочника оценщика недвижимости. Том 3. Корректирующие коэффициенты для оценки земельных участков. Издание третье, актуализированное и расширенное. Приволжский центр методического и информационного обеспечения оценки. Нижний Новгород, 2014 г.

На странице 48 отчета оценщик обосновывает необходимость применения корректировки «на вид передаваемых прав», в том числе для аналога № 3. При её расчете оценщик использует Справочник оценщика недвижимости, том 3 «Корректирующие коэффициенты для оценки земельных участков», издание Третье, актуализированное и расширенное (Приволжский центр методического и информационного обеспечения оценки. Нижний Новгород, 2014г) и приводит скрин-шот этого источника информации. В нем указано, что вид имущественных прав «краткосрочная аренда» принимается в случае, если аренда земельных участков составляет менее 10 лет.

Учитывая, что в отчете об оценке указан кадастровый номер объекта-аналога № 3, то указанная информация о виде имущественного права – «краткосрочная аренда», могла быть проверена всеми пользователями отчета, в том числе и членами Комиссии, с помощью открытого источника информации – сайта Россреестра, содержащего сведения об основных характеристиках объектов недвижимости. Поэтому приобщать к отчету об оценки выписку из Единого государственного реестра недвижимости в отношение этого земельного участка, для подтверждения выводов оценщика о виде имущественного права – «краткосрочная аренда», не требовалось. Кроме того, этот вывод был подтвержден выпиской из ЕГРН, представленной заявителем ООО «Велес» при повторном обращении в Комиссию 29.10.2020 года.

Поскольку в ходе судебного разбирательства основания принятого Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю решения от 11.11.2020 года № 13, которым отклонено заявление ООО «Велес» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, не нашли своего подтверждения, и установлено нарушение Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 года № 263, то имеются основания для принятия судом решения о признании его незаконным. На административного ответчика надлежит возложить обязанность устранить нарушение прав административного истца путем повторного рассмотрения заявления ООО «Велес» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, поданного 29.10.2020 года. При таком положении требования административного истца подлежат удовлетворению.

Разрешая вопрос о сроках повторного рассмотрения заявления ООО «Велес» о пересмотре результатов определения по состоянию на 01.01.2016 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым , суд исходит из положений частей 13, 14 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» и пункта16 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 года № 263, в соответствии с которыми заявление должно быть рассмотрено в течение тридцати дней со дня его поступления, и заявитель должен быть уведомлен о дате его рассмотрения не более чем за семь рабочих дней с даты поступления заявления.

Заявление ООО «Велес» поступило в Комиссию29.10.2020 года. Поэтому, с учетом установленных законом сроков извещения заявителя и иных лиц, суд считает, что срок в четырнадцать дней со дня вступления решения суда в законную силу является достаточным для повторного рассмотрения заявления.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Велес» удовлетворить.

Решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю от 11 ноября 2020 года № 13 признать незаконным.

Обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю повторно, в течение четырнадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу, рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью «Велес», поданное 29 октября 2020 года, о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый , площадь 33 642 кв.м., местоположение: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в суд апелляционной инстанции – судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Хабаровский краевой суд.

Судья краевого суда Е.А.Бузыновская