ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-211/2021 от 16.09.2021 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 3а-211/2021

УИД 21OS0000-01-2021-000123-86

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 сентября 2021 года г. Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Стародубцевой Л.И.,

при секретаре судебного заседания Семенове Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Собранию депутатов Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о признании недействующим в части решения Собрания депутатов Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от 29 ноября 2008 года № С-33-4 «Об утверждении генерального плана Сутчевского сельского поселения и об установлении границ населенных пунктов, входящих в состав Сутчевского сельского поселения» (с изменениями),

у с т а н о в и л:

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее также Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Собранию депутатов Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о признании недействующим в части решения от 29 ноября 2008 года № С-33-4 «Об утверждении генерального плана Сутчевского сельского поселения и об установлении границ населенных пунктов, входящих в состав Сутчевского сельского поселения» (с изменениями).

В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемым решением Собрания депутатов Сутчевского сельского поселения утвержден Генеральный план Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, опубликованный 17 августа 2016 года на официальном сайте администрации Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики. По результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенных пунктов, определенных основным чертежом данного Генерального плана, установлено включение лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Мариинско-Посадского участкового лесничества Мариинско-Посадского лесничества Чувашской Республики, в границы д.Сутчево, д.Большое Маклашкино, д.Ящерино, д.Юрьевка. Общая площадь пересечений составляет 4,45 га. Между тем земельные участки лесного фонда являются собственностью Российской Федерации. При принятии оспариваемого решения согласование его проекта в части включения в границы населенных пунктов земельных участков из земель лесного фонда с Федеральным агентством лесного хозяйства вопреки требованиям ст.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации не обеспечено.

Со ссылкой на указанные обстоятельства Федеральное агентство лесного хозяйства с учетом уточнения административного иска в порядке ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации просило признать недействующим решение Собрания депутатов Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от 29 ноября 2008 года №С-33-4 «Об утверждении генерального плана Сутчевского сельского поселения и об установлении границ населенных пунктов, входящих в состав Сутчевского сельского поселения» (с изменениями) в части включения границы:

- д.Сутчево – в части выдела 1 квартала 135;

-д.Большое Маклашкино – части выделов 26, 27 квартала 28; в части выделов 10, 11 квартала 37; в части выдела 24 квартала 134;

- д.Юрьевка – в части выдела 10 квартала 14; в части выделов 23, 24, 25 квартала 15; в части выдела 5 квартала 135;

- д. Ящерино – в части выделов 1,2, 4-9 квартала 53 Мариинско-Посадского участкового лесничества Мариинско-Посадского лесничества Чувашской Республики, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности, как не соответствующее требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Положения о согласовании схем территориального планировании субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 №178.

Представитель административного истца Рослесхоза в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Собрания депутатов Сутчевского сельского поселения Мариинско Посадского района Чувашской Республики, а также представители заинтересованных лиц Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, администрации Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, ФГБУ «Рослесинфорг», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике, бюджетного учреждения Чувашской Республики «Мариинско-Посадское лесничество» Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд с учетом положений статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав заключение прокурора Лукиной Т.В., полагавшей подлежащим удовлетворению административное исковое заявление, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1). Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения) к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения.

Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 21 части 1статьи 8 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике».

В силу пункта 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.

Частью 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

В части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Таким образом, вышеприведенными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакциях, действовавших на дату принятия оспариваемого решения) утверждение генерального плана поселения, который является документом территориального планирования муниципального образования, относилось к вопросам местного значения поселения.

Согласно пункту 23 Устава Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Собрание депутатов Сутчевского сельского поселения входит в структуру органов местного самоуправления Сутчевского сельского поселения.

Решением Собрания депутатов Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от 29 ноября 2008 года №С-33-4 утвержден генеральный план Сутчевского сельского поселения и установлены границы населенных пунктов, входящих в состав Сутчевского сельского поселения. Решение опубликовано на официальном сайте Сутчесвского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Данное обстоятельство представителем административного ответчика не оспаривалось.

Таким образом, оспариваемое решение является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий и опубликованным в установленном порядке, по данным основаниям решение не оспаривается.

Утвержденным названным решением Генеральным планом установлены границы населенных пунктов, входящих в состав Сутчевского сельского поселения, а именно д.Сутчево, д.Большое Маклашкино, д.Юрьевка, д.Ящерино.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (пункт 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации). Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения) допускался перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения черты населенного пункта.

В соответствии со статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения) генеральные планы содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы) (часть 4). На картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, отображаются границы поселения, границы земель лесного фонда (часть 6).

Согласно части 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения) проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения) проект генерального плана подлежит согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации (часть 1). Срок согласования проекта генерального плана составляет три месяца со дня направления главой поселения или главой городского округа на согласование проекта генерального плана в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (часть 7). В случае непоступления в установленный срок главе поселения, главе городского округа заключений на проект генерального плана от указанных в части 7 настоящей статьи органов данный проект считается согласованным с такими органами (часть 8).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178 (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения) утверждено Положение о согласовании проекта схем территориального планирования субъектов Российской Федерации или проектов документов территориального планирования муниципальных образований (далее – Положение о согласовании).

Пунктами 1, 2, подпунктом «а» пункта 5 Положения о согласовании (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения) предусматривалась организация согласования проекта генерального плана поселения органом местного самоуправления, являвшимся заказчиком разработки такого проекта, с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, в случае, указанном в части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года № 283, действовавшим в период подготовки оспариваемого акта, предусматривалось, что Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Из материалов дела следует, что согласно выписке из государственного лесного реестра лесной участок с кадастровым номером , условным номером , расположенный по адресу: Чувашская Республика, Мариинско-Посадское лесничество, Мариинско-Посадское участковое лесничество, квартал 28 (выделы 25, 27), площадью 0,5 га, квартал 37 (выдел 11) площадью 0,9 га, квартал 52(выдел 9) площадью 0,6 га, квартал 53 (выделы 1, 2, 5-7), площадью 5,1 га, квартал 134 (выделы 24, 30) площадью 1,0 га, квартал 135(выдел 5) площадью 4,0 га, квартал 141(выдел 1) площадью 5,3 га, относятся к защитным лесам (целевое назначение), с категорией защитных лесов: ценные леса- противоэрозионные леса (л.д. 18).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 29 декабря 2007 года в собственности Российской Федерации находится лесной участок общей площадью 16150000 кв.м (категория земель – земли лесного фонда, разрешенное использование – защитные леса), расположенный по адресу: Чувашская Республика, Мариинско-Посадский район, Мариинско-Посадский сельский лесхоз-филиал ФГУ «Чувашсельлес» (л.д. 20 на обороте).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30 апреля 2008 года в собственности Российской Федерации находится участок лесного фонда (леса) общей площадью 204980000 кв.м (категория земель: леса первой группы), расположенный по адресу: Чувашская Республика, Мариинско-Посадский район, Козловский район, Мариинско-Посадский лесхоз, Мариинско-Посадское лесничество квартала с 1 по 133, Сотниковское лесничество квартала с 1 по 90, Тюрлеминское лесничество квартала с 1 по 66 (л.д. 20).

Факт пересечения границ земель лесного фонда и земель Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики подтверждается схемой № 3 пересечения границ земель лесного фонда с границами населенных пунктов муниципального образования «Сутчевское сельское поселение», составленной филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Ульяновский» 25 апреля 2019 года, уведомлением филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике от 9 июня 2018 года № 119 о невозможности внесения в ЕГРН сведений о границе Мариинско-Посадского лесничества Чувашской Республики по причине пересечения указанных границ с границами населенных пунктов.

Представитель административного ответчика доказательств соблюдения процедуры согласования с Рослесхозом не была соблюдена, документов о переводе земель лесных участков в земли населенных пунктов не имеется.

Таким образом, спорные лесные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда, являющиеся собственностью Российской Федерации, могли быть включены в границы Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики только при согласовании с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области лесных отношений, то есть с Рослесхозом.

Однако в нарушение норм статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект Генерального плана был утвержден без согласования с Рослесхозом. Административным ответчиком не представлены доказательства направления в Рослесхоз проекта данного документа территориального планирования на согласование.

Согласно абзацу третьему пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации также установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Таким образом, лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Учитывая изложенное, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о несоблюдении при подготовке проекта Генерального плана Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедуры согласования с Рослесхозом о включении в земли населенных пунктов лесных участков, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую. Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.

В связи с отсутствием согласования с Рослесхозом нормативного правового акта о включении в земли населенных пунктов лесных участков, а также документальным подтверждением частичного наложения границ земель населенных пунктов и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков суд приходит к выводу о наличии оснований для признания решения Собрания депутатов Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от 29 ноября 2008 года № С-33-4 недействующим в оспариваемой части.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд полагает, что поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права граждан и организаций, он подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

В силу положений части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения судом подлежит размещению в течение одного месяца со дня вступления в законную силу на официальном сайте Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Чувашской Республики

р е ш и л:

признать недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу решения Собрания депутатов Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от 29 ноября 2008 года №С-33-4 «Об утверждении генерального плана Сутчевского сельского поселения и об установлении границ населенных пунктов, входящих в состав Сутчевского сельского поселения» в части включения в границы:

д.Сутчево – в части выдела 1 квартала 135;

д.Большое Маклашкино – части выделов 26, 27 квартала 28; в части выделов 10, 11 квартала 37; в части выдела 24 квартала 134;

д.Юрьевка – в части выдела 10 квартала 14; в части выделов 23, 24, 25 квартала 15; в части выдела 5 квартала 135;

д. Ящерино – в части выделов 1, 2, 4-9 квартала 53 Мариинско-Посадского участкового лесничества Мариинско-Посадского лесничества Чувашской Республики, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности.

Сообщение о принятом решении подлежит размещению на официальном сайте Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Л.И. Стародубцева

Мотивированное решение составлено 23 сентября 2021 года

Решение08.10.2021