ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
по делу № 3а-22/2020 г.
г. Махачкала 20 января 2020 г.
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного Суда Республики Дагестан Хавчаева Х.А.,
при секретаре судебного заседания Галимове А.М.,
с участием представителя административного истца ФИО1 по ордеру и доверенности - ФИО2, представителя административного ответчика Правительства Республики Дагестан по доверенности -ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № площадью 3902 кв.м. кадастровой стоимостью 20967003,32 руб., земельного участка с кадастровым номером № площадью 549 кв.м. кадастровой стоимостью 2993603,67 руб., земельного участка с кадастровым номером № площадью 12279 кв.м. кадастровой стоимостью 67353982,53 руб. и земельного участка с кадастровым номером № площадью 5770 кв.м. кадастровой стоимостью 31623350,5 руб., расположенных по адресу: Республика Дагестан, <адрес>, указывая в обоснование, что рыночная стоимость указанных земельных участков по состоянию на 01.12.2012 г. составляет, соответственно, 5224000 руб., 1023900 руб., 10862700 и 6118800 руб., что подтверждается отчетом оценщика ФИО4 (ООО «Дагестанское представительство российского экспертного фонда «Техэко») №ЗУ 12-10/19 от <дата>.
В ходе рассмотрения дела с учетом результатов судебной экспертизы представитель административного истца уточнил исковые требования, просил установить кадастровую стоимость вышеуказанных земельных участков в размере их рыночной стоимости 6565008 руб., 1212679 руб., 12865737 руб., 7247103 руб., соответственно.
В обоснование иска указано, что используемая в целях налогообложения кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает рыночную стоимость и нарушает его права как арендатора земельных участков.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился.
Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании подтвердил факт извещения своего доверителя о времени и месте судебного заседания, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный соответчик – Управление Росреестра по РД и заинтересованные лица – администрация городского округа «<адрес>» и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра», извещенные о месте и времени судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ч.8 ст.96 КАС РФ), своих представителей в суд не направили, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем административное дело рассмотрено в отсутствие представителей вышеуказанных лиц.
Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании заявленные уточненные административные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, установив кадастровую стоимость земельных участков в размере, определенном заключением судебной экспертизы, так как уплачиваемая истцом арендная плата рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, кроме того, истец имеет право на выкуп земельных участков по их кадастровой стоимости.
Представитель административного ответчика – Правительства Республики Дагестан ФИО3 в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признал и просил в их удовлетворении отказать, указывая, что установленная методом массовой оценки кадастровая стоимость земельных участков является обоснованной, заключение судебной экспертизы и отчет специалиста не подтверждают рыночную стоимость земельных участков.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания эксперта, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3901,6 кв.м., земельного участка с кадастровым номером №, площадью 549 кв.м., земельного участка с кадастровым номером №, площадью 12279,4 кв.м., земельного участка с кадастровым номером №, площадью 5770 кв.м., относящихся к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования – под строительство объектов торговли, расположенных по адресу: Республика Дагестан, г. Каспийск, на основании договоров аренды земельных участков № 71-а от 30 декабря 2009 г., № 71-б от 30 декабря 2009 года, № 71-в от 30 декабря 2009 г., № 71 от 30 декабря 2009 г., заключенных между Управлением имущественных отношений администрации городского округа «город Каспийск» и ФИО1 на срок 49 лет.
Вышеуказанные договоры аренды зарегистрированы в Управлении Росреестра по Республике Дагестан, о чем в Едином государственном реестре недвижимости произведены соответствующие записи о регистрации от 12.05.2010 г., соответственно.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28) арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно пункту 3 решения Собрания депутатов городского округа «город Каспийск» от 16 июня 2015 года № 237 «Об утверждении Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа «город Каспийск» и правил определения размера арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности городского округа «город Каспийск», при исчислении арендной платы за земельные участки базовой ставкой постановлено считать стоимость земельного участка в соответствующем кадастровом квартале согласно постановлению Правительства Республики Дагестан от 31.01.2013 г. № 13 «Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан».
Из расчета арендной платы, являющегося приложением к вышеуказанным договорам и их неотъемлемой частью, также усматривается, что размер арендной платы определяется исходя из кадастровой стоимости на основании постановления Каспийского городского Собрания народных депутатов №47 от 08.06.2006 г.
Административный истец также вправе выкупить земельные участки исходя из их кадастровой стоимости.
Таким образом, административный истец обладает правом на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости арендуемых им земельных участков.
Основанием внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка послужило Постановление Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года № 13 «Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан».
Согласно представленных в суд выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 25 сентября 2019 года, в отношении вышеуказанных земельных участков установлена кадастровая стоимость в размере 20967003 руб. (№), 2993603 руб. (№), 67353982 (№) и 31623350 (№).
Полагая установленную и внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельных участков необоснованной и не соответствующей рыночной стоимости, ФИО1 обратился в суд с настоящим административным иском, представив в обоснование заявленных требований отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 07.10.2019 г. № ЗУ 12-10/19, выполненный оценщиком ФИО4 (ООО «Дагестанское представительство Российского экспертного фонда «ТЕХЭКО»), согласно которому рыночная стоимость вышеуказанных земельных участков по состоянию на 01.12.2012 г. составляла, соответственно, 5224000 руб. (№), 1023900 руб. (№), 10862700 (№) и 6118800 руб. (№).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 3июля2016года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступившим в силу с 1 января 2017 года.
Вместе с тем, в соответствии с частями 6 и 7 статьи 24 вышеназванного Федерального закона его положения не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня его вступления в силу. Государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу данного Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ).
Под кадастровой стоимостью, согласно абзацу 8 статьи 3 Федерального закона № 135-ФЗ, понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункты 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ч.4 ст.24.18 Федерального закона №135-ФЗ).
В силу ч.2 ст.24.15 Федерального закона № 135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Датой формирования перечня объектов недвижимости, в отношении которых Постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года № 13 утверждены удельные показатели кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан, является 1 декабря 2012 года.
Эта же дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость рассматриваемых земельных участков, указана и в выписках из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ч.11 ст.24.18 Федерального закона № 135-ФЗ).
Таким образом, законодательство, регулирующее спорные правоотношения, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со ст.11 Федерального закона № 135-ФЗ итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки, составленный в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Административным истцом в суд представлен отчет о результатах оценки рыночной стоимости земельного участка от 07.10.2019 г. № ЗУ 12-10/19, выполненный оценщиком ФИО4 (ООО «Дагестанское представительство Российского экспертного фонда «ТЕХЭКО»), согласно которому рыночная стоимость вышеуказанных земельных участков по состоянию на 01.12.2012 г. составляла, соответственно, 5224000 руб. (№), 1023900 руб. (№), 10862700 (№) и 6118800 руб. (№).
Поскольку для определения рыночной стоимости объектов недвижимости требуются специальные познания, в целях правильного рассмотрения дела судом по ходатайству представителя Правительства Республики Дагестан назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости земельных участков.
В соответствии с заключением судебного эксперта ФИО5 (ООО «Има-Ком») от 25.12.2019 г. № 338/19 рыночная стоимость вышеуказанных объектов недвижимости по состоянию на 1 декабря 2012 года составляет: земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3902 кв.м. – 6565008 руб., земельного участка с кадастровым номером № площадью 549 кв.м. – 1212679 руб., земельного участка с кадастровым номером № площадью 12279 кв.м. – 12865737 руб., земельного участка с кадастровым номером № площадью 5770 кв.м. – 7247103 руб.
Допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО5, будучи предупрежден об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения и заведомо ложных показаний, изложенные в заключении судебной экспертизы выводы о размере рыночной стоимости земельных участков полностью подтвердил.
Из экспертного заключения следует, что экспертом проведено обследование объектов оценки, которыми являются земельные участки, расположенные в границах муниципального образования город Каспийск, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование земельных участков – под строительство объектов торговли. Из имеющихся предложений о продаже земельных участков условно сопоставимых с объектами оценки, экспертом в качестве объектов-аналогов использовано три объекта, за единицу сравнения выбран один квадратный метр. Экспертом произведен расчет рыночной стоимости земельных участков в рамках сравнительного подхода, методом сравнения продаж, с приведением подробного обоснования этому.
Из таблиц определения рыночной стоимости объектов оценки следует, что корректировка значений единиц сравнения для объектов-аналогов произведена экспертом на имущественные права, торг, дату продажи (условия рынка), конфигурацию, местоположение, площадь, по другим элементам сравнения корректировка не проводилась, поскольку отобранные объекты-аналоги совпадают по данным элементам сравнения с объектом оценки. Применение корректировок, как и отказ от применения корректировок экспертом мотивирован в заключении.
В соответствии с ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Оценивая указанное экспертное заключение по правилам ст. ст. 84 и 168 КАС РФ, суд исходит из того, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов недвижимости эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение содержит необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов; экспертом произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки приведены по основным ценообразующим параметрам; расчеты, проведенные в рамках используемого экспертом подхода, позволяют определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на дату оценки; заключение эксперта содержит ссылки на источники используемой информации; распечатки объявлений о продаже объектов, используемых в качестве аналогов, приложены экспертом к своему заключению, что позволяет проверить использованные им сведения;
В свою очередь административными ответчиками и заинтересованными лицами каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости земельных участков, не представлено, выводы судебного эксперта не опорочены и не опровергнуты, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих соответствие кадастровой стоимости земельных участков, указанной в выписке из ЕГРН, рыночной стоимости данных земельных участков ими не представлено, ходатайств о назначении дополнительной либо повторной судебной экспертизы на предмет установления рыночной стоимости земельных участков в ином размере не заявлено, правовых оснований для назначения такой экспертизы по инициативе суда не установлено.
Суд также учитывает, что приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 27.11.2019 г. №500 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, земель сельскохозяйственного назначения, земель населённых пунктов на территории Республики Дагестан», вступившим в силу с 01.01.2020 г., утверждены очередные результаты определения кадастровой стоимости, согласно которым новая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами № и № значительно меньше чем оспариваемая кадастровая стоимость, хотя в случае обоснованности ранее установленной по состоянию на <дата> кадастровой стоимости она в виду инфляционных процессов за истекшие 7 лет должна была, напротив, увеличиться.
Так, по состоянию на 1 декабря 2012 года в отношении земельного участка с кадастровым номером № оспариваемая кадастровая стоимость ранее была установлена в размере 20.967.003 руб., однако по результатам очередной кадастровой оценки она составляет 11.967.156 руб., (минус 42,92%); в отношении земельного участка с кадастровым номером № оспариваемая кадастровая стоимость ранее была установлена в размере 2.993.603 руб., однако по результатам очередной кадастровой оценки она составляет 1.683.916 руб. (-43,74%).
То обстоятельство, что по результатам очередной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами № и №, напротив, увеличилась, не свидетельствует о необоснованности выводов судебной экспертизы, поскольку результаты очередной кадастровой оценки получены в процедурах массовой государственной кадастровой оценки, при этом они вступили в силу с 01.01.2020 г., то есть спустя 7 лет с даты оспариваемой оценки; кроме того, выводы эксперта о рыночной стоимости рассматриваемых объектов недвижимости в рамках судебной экспертизы по данному административному делу по состоянию на 01.12.2012 г. основаны на индивидуальной оценке каждого объекта недвижимости, которая имеет преимущество в сравнении с процедурой массовой государственной кадастровой оценки.
С учетом вышеизложенного у суда не имеется оснований ставить указанное экспертное заключение под сомнение, данное заключение судебного эксперта по настоящему делу является допустимым и достоверным доказательством, объективно подтверждающим рыночную стоимость земельных участков по состоянию на дату установления кадастровой стоимости.
Представителем административного истца заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.
Согласно ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Из п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" следует, что согласно абз. 1 ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
По смыслу указанных разъяснений, процессуальные ограничения срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости обусловлены только установленной Законом об оценочной деятельности периодичностью проведения государственной кадастровой оценки.
Из материалов дела следует, что оспариваемые истцом результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости были внесены в государственный кадастр недвижимости 21.02.2013 г.
С заявлением об оспаривании кадастровой стоимости административный истец обратился в суд 10.10.2019 г., то есть с пропуском установленного законом пятилетнего срока.
В соответствии с абз. 3 п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28, пропуск срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости не является основанием для отказа в принятии заявления, и если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Пунктом 7 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части 1 ст. 24.12 Закона слова "и не реже чем один раз в течение пяти лет" были исключены.
В связи с изменением закона очередная (по истечении 5 лет с даты, по состоянию на которую была проведена последняя государственная кадастровая оценка) оценка кадастровой стоимости земельных участков не проводилась.
Принимая во внимание тот факт, что в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения ч. 1 ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности, предусматривающие обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, утратили свою силу, суд признает причины пропуска административным истцом срока обращения в суд уважительными, а срок подлежащим восстановлению, поскольку до принятия ФЗ N 360-ФЗ административный истец мог рассчитывать на своевременное проведение очередной государственной кадастровой оценки объектов земельных участков на территории Республики Дагестан, результаты которой на момент обращения административного истца с иском в суд не были утверждены.
Результаты очередной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Республики Дагестан утверждены приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 27 ноября 2019 г. № 500, вступившим в силу с 1 января 2020 года, однако, административный истец обратился в суд с настоящим иском 10 октября 2019 г., т.е. до их утверждения, при этом на момент принятия судом решения по делу они не внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Кроме того, в силу разъяснений, содержащихся в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 г. № 28, дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки.
Таким образом, заявленные административным истцом по настоящему делу требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости с учетом их уточнения подлежат удовлетворению.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать дату обращения административного истца с заявлением в суд (п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).
Требования о возложении обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости рыночную стоимость земельных участков подлежат оставлению без удовлетворения, поскольку предметом спора по настоящему делу является лишь установление рыночной стоимости объектов недвижимости; решение суда об установлении иной кадастровой стоимости само по себе является основанием для внесения соответствующих сведений в ЕГРН в случае, если не утверждены и не внесены в ЕГРН результаты очередной кадастровой оценки.
В соответствии с ч.1 ст.111 КАС РФ и с учетом разъяснений, содержащихся в п.31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 г. № 28, согласно которым при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, понесенные административным истцом расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с Правительства Республики Дагестан - органа, утвердившего оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости, представитель которого в суде возражал против удовлетворения заявленных административным истцом требований. Поскольку Правительство Республики Дагестан не имеет расчетного счета, решение суда в части взыскания судебных расходов подлежит исполнению Министерством финансов Республики Дагестан за счет казны Республики Дагестан.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление А. М. А. удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3902 кв.м., расположенного по адресу Республика Дагестан, <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.12.2012 г. в размере 6565008 (шесть миллионов пятьсот шестьдесят пять тысяча восемь) рублей; земельного участка с кадастровым номером №, площадью 549 кв.м., расположенного по адресу Республика Дагестан, г.Каспийск, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.12.2012 г. в размере 1212679 (один миллион двести двенадцать тысяча шестьсот семьдесят девять тысяча) рублей; земельного участка с кадастровым номером №, площадью 12279 кв.м., расположенного по адресу Республика Дагестан, <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.12.2012 г. в размере 12865737 (двенадцать миллионов восемьсот шестьдесят пять тысяча семьсот тридцать семь) рублей, земельного участка с кадастровым номером №, площадью 5770 кв.м., расположенного по адресу Республика Дагестан, <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.12.2012 г. в размере 7247103 (семь миллионов двести сорок семь тысяча сто три) рублей
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 10 октября 2019 г.
В удовлетворении требований о возложении обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о рыночной стоимости земельных участков отказать.
Взыскать с Правительства Республики Дагестан в пользу ООО ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1200 (тысяча двести) рублей. Решение в части взыскания судебных расходов подлежит исполнению Министерством финансов Республики Дагестан за счет казны Республики Дагестан.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 3 февраля 2020 года.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан Х.А.Хавчаев