ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-216/20 от 13.05.2020 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Дело № 3а – 216/2020

61OS0000-01-2020-000153-47

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 мая 2020 года город Ростов-на-Дону

Ростовский областной суд в составе

судьи Чайка Е.А.,

рассмотрев в помещении Ростовского областного суда в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области о ликвидации Ростовской региональной благотворительной общественной организации поддержки детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей и детей находящихся в трудной жизненной ситуации «Подари мечту» и об исключении её из единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области (далее также - Главное управление) обратилось в Ростовский областной суд с административным исковым заявлением о ликвидации Ростовской региональной благотворительной общественной организации поддержки детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей и детей находящихся в трудной жизненной ситуации «Подари мечту» (далее – Организация) и об исключении её из единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование своих требований административный истец указал, что 7 ноября 2013 года Организация зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН 1136100006536, ИНН 6166990473. В ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Организация внесена за учётным номером 6112012745.

В процессе анализа материалов, имеющихся в контрольном деле, Главным управлением установлено, что в нарушение абзаца 9 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Организацией не исполнена обязанность по информированию Главного управления об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а именно – об адресе юридического лица.

За нарушение действующего законодательства в адрес Организации было направлено предупреждение с требованием устранения допущенных нарушений. В установленный срок нарушения не устранены, что послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении и повторного предупреждения, которое Организацией также не исполнено, в связи с чем Главное управление обратилось в суд с настоящими требованиями.

В качестве административного ответчика к участию в деле привлечена Ростовская региональная благотворительная общественная организация поддержки детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей и детей находящихся в трудной жизненной ситуации «Подари мечту».

Лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о месте и времени судебного разбирательства, в том числе в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 263 КАС РФ, доказательства чему имеются в материалах дела, в судебное заседание не явились.

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области обратилось с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Уведомление, направленное Организации посредством почтовой связи, возвращено в суд без вручения в связи с истечением срока хранения, что, однако, не свидетельствует о недоставлении судебного уведомления заинтересованному лицу.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Изложенные правила подлежат применению в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное. Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).

Частью 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению.

По правилам части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощённого (письменного) производства, предусмотренного главой 33 указанного Кодекса.

При таком положении настоящее административное дело подлежит рассмотрению в порядке упрощённого (письменного) производства судьёй единолично без проведения устного разбирательства, ведения протокола и аудиопротоколирования.

Исследовав и оценив письменные доказательства, материалы регистрационного дела № 6112012745 и материалы контрольного дела № 6112012745, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Согласно статье 7 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения могут создаваться в форме общественной организации.

Статьёй 29 указанного Федерального закона предусмотрено, что объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Судом установлено, что 7 ноября 2013 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о создании Ростовской региональной благотворительной общественной организации поддержки детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей и детей находящихся в трудной жизненной ситуации «Подари мечту» (сокращённое наименование – Ростовская региональная благотворительная общественная организация «Подари мечту») (ОГРН 1136100006536, ИНН 6166990473). В качестве адреса (места нахождения) Организации в ЕГРН указано: 344045 Ростовская область, город Ростов-на-Дону, улица Лелюшенко, дом 1, квартира 42.

По данным регистрационного дела указанная квартира являлась собственностью А. (свидетельство о государственной регистрации права от 4 апреля 2007 года серия 61 АГ № 376203), которая в гарантийном письме от 20 сентября 2013 года гарантировала вновь создаваемой Организации предоставление своей квартиры в качестве юридического адреса (места нахождения) и адреса постоянно действующего руководящего органа общественной организации.

28 июня 2019 года в Главное управление поступило заявление Т. о том, что сведения о текущем адресе Ростовской региональной благотворительной общественной организации «Подари мечту», а именно: город Ростов-на-Дону, улица Лелюшенко, дом 1, квартира 42, являются недостоверными в связи с отсутствием у неё, как у собственника данной квартиры, договорных отношений с данной организацией и отсутствием согласия на размещение по указанному адресу её единоличного исполнительного органа. В доказательство принадлежности данной квартиры Т. представлена копия свидетельства о государственной регистрации права собственности от 24 октября 2013 года серии 61-АЗ № 877412.

В связи с поступившей информацией Главным управлением руководителю Организации 10 июля 2019 года было направлено письмо о предоставлении сведений об адресе (месте нахождения) Организации до 28 сентября 2019 года.

Ввиду непоступления данных сведений 1 октября 2019 года руководящему органу данной Организации вынесено письменное предупреждение № 61/03-21982 с указанием срока устранения указанного нарушения – до 19 декабря 2019 года.

В установленный срок предупреждение не исполнено, письменного объяснения причин непредоставления данных документов не представлено, в связи с чем 23 декабря 2019 года Главным управлением было вынесено повторное предупреждение № 61/03-28568 со сроком устранения нарушений до 19 февраля 2020 года.

Исследованными судом доказательствами подтверждается факт направления Организации вышеуказанных предупреждений по адресу, содержащемуся в ЕГРЮЛ, которые возвращены отправителю без вручения.

Исходя из требований вышеприведённого пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, предупреждения Главного управления от 1 октября 2019 года и от 23 декабря 2019 года, направленные Организации по адресу, содержащемуся в едином государственном реестре юридических лиц, считаются доставленными адресату.

В суд указанные предупреждения Организацией не обжалованы.

Кроме того, 23 января 2020 года Главным управлением в отношении Организации был составлен протокол об административном правонарушении № 1 в связи с выявлением факта совершения административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего контроль, об устранении нарушений законодательства). В тот же день копия протокола направлена руководителю Организации и мировому судье.

Между тем до настоящего времени соответствующие документы для внесения изменений в ЕГРЮЛ об адресе юридического лица не представлены.

В силу части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» основаниями для ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности по решению суда являются, в частности, неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

К числу грубых нарушений пункт 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» относит, в том числе, нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.

Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 168-ФЗ), или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации (часть 3 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

Таким образом, административное исковое заявление, согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313 с последующими изменениями, подпункту 74 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции России от 3 марта 2014 года № 25, предъявлено в суд уполномоченным государственным органом.

Из материалов дела следует, что в процессе анализа имеющихся материалов Главным управлением установлено нарушение Организацией абзаца 9 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», в соответствии с которым общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трёх дней с момента таких изменений.

К числу таких сведений законом отнесён адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Внесение данных сведений в ЕГРЮЛ осуществляется в целях осуществления связи с данным юридическим лицом как органом государственной регистрации, так и третьими лицами.

Пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» закреплено, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не предусмотрено Федеральным законом № 129-ФЗ.

При этом под государственной регистрацией юридического лица понимается, в том числе, внесение в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений об адресе юридического лица (статья 1 Федерального закона № 129-ФЗ).

Исследовав все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что факты нарушений, послуживших основанием для вынесения Организации предупреждений, нашли свое подтверждение и являются грубыми. Учитывая что данные нарушения в предусмотренные законом сроки и в сроки, установленные уполномоченным органом, а также на момент рассмотрения дела в суде не устранены, у суда имеются основания для ликвидации указанной Организации, предусмотренные частью 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Доказательств тому, что Организация предприняла все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, суду не представлено.

Согласно статье 26 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 22 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершённой, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, учитывая, что имеются предусмотренные законом основания для ликвидации Ростовской региональной благотворительной общественной организации поддержки детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей и детей находящихся в трудной жизненной ситуации «Подари мечту», данные о ней подлежат исключению из единого государственного реестра юридических лиц.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 264, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области удовлетворить.

Ликвидировать Ростовскую региональную благотворительную общественную организацию поддержки детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей и детей находящихся в трудной жизненной ситуации «Подари мечту» и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Ростовский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Е.А. Чайка