ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-21/19 от 27.02.2019 Московского областного суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

27 февраля 2019 года Московская область г. Красногорск

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Терещенко А.А.,

при секретаре Аррыковой Л.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3-21/19 по административному исковому заявлению Тарченкова Александра Ильича о признании незаконным предписания ГКУ Московской области «МОСОБЛЛЕС» от 15 августа 2017 года,

установил:

Тарченков А.И. обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконным предписания ГКУ Московской области «МОСОБЛЛЕС» от 15 августа 2017 года. Пояснил, что 15 августа 2017 года Ногинским филиалом Государственного казенного учреждения Московской области «МОСОБЛЛЕС» в адрес административного истца было вынесено Предписание об устранении нарушений лесного законодательства.

Согласно предписанию, Тарченков А.И., без специального разрешения, использует земли лесного фонда Кучинского участкового лесничества Ногинского филиала ГКУ МО «МОСОБЛЛЕС» Квартал 73 Выдела 13, в связи с чем ему предписано освободить земли лесного фонда от строений, бытовок, металлоконструкций и труб.

Тарченков А.И. просил суд признать предписание от 15 августа 2017 года Ногинского филиала Государственного казенного учреждения Московской области «МОСОБЛЛЕС» незаконным, указывая на то, что требования, изложенные в Предписании, не относятся к компетенции ГКУ МО «МОСОБЛЛЕС» в связи с тем, что лесной участок Квартал 73 Выдел 13 Кучинского участкового лесничества Ногинского филиала не относится к землям лесного фонда в связи с его выводом из состава земель лесного фонда в 1983 году.

Представитель административного ответчика - ГКУ МО «МОСОБЛЛЕС» относительно доводов административного иска возражал, просил суд в удовлетворении административного иска отказать.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов административного дела, 13 июля 2017 года в 10 часов 00 минут государственным лесным инспектором Московской области при патрулировании лесного участка в составе земель лесного фонда в квартале 73 выделе 13 Кучинского участкового лесничества Ногинского филиала ГКУ МО «МОСОБЛЛЕС», вблизи дома 14Б, ул. Лесопарковая, г. Балашихи Московской области инспектором выявлен факт нарушения лесного законодательства. Инспектором установлено, что Тарченков А.И. осуществил самовольное занятие и использование лесного участка в составе земель лесного фонда площадью 0.60 га, а именно: на данном лесном участке Тарченков А.И. осуществляет эксплуатацию принадлежащей ему производственной металлобазы с расположенными на ней ангаром, строениями, металлоконструкциями, складированными металлическими трубами различных диаметров, без разрешительных документов на использование участка лесного фонда.

Предписанием от 15 августа 2017 года Ногинского филиала Государственного казенного учреждения Московской области «МОСОБЛЛЕС» Тарченкову А.И. предписано устранить нарушения лесного законодательства.

Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется земельным и лесным федеральным законодательством.

Согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе, на категорию земель, отнесенных к землям лесного фонда.

В соответствии со ст. 101 ЗК РФ, к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.

Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается настоящим Кодексом и лесным законодательством.

В силу ст. 25 ЗК РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно п. 1 и 2 ст. 6 Лесного кодекса РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

В силу п. 3 ст. 6 ЛК РФ, границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии п. 1 ст. 6.1. ЛК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли.

В соответствии со ст. 7 ЛК РФ, лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

В силу ст. 8 ЛК РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Пунктом 1 статьи 23 ЛК РФ, предусмотрено, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.

В п. 2 ст. 23 ЛК РФ указано, что земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков.

Согласно части 1 ст. 67 ЛК РФ, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса.

Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 2 ст. 67 ЛК РФ).

Согласно части 3 и 4 ст. 68 ЛК РФ, в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 1 настоящей статьи, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов. Используемые при проведении лесоустройства способы и методы, включая методы дистанционного зондирования, устанавливаются лесоустроительной инструкцией, предусмотренной частью 2 статьи 67 настоящего Кодекса.

В силу ст. 68.1. ЛК РФ, в целях установления предусмотренных статьей 23 настоящего Кодекса основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов осуществляется проектирование лесничеств, лесопарков. При проектировании лесничеств, лесопарков осуществляются установление их границ, деление территорий лесничеств, лесопарков на участковые лесничества, определение квартальной сети.

Согласно пункта 32 абзаца первого ст. 81 ЛК РФ, установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.

Как видно из материалов дела на земельном участке, который по мнению административного ответчика относится к землям лесного фонда (квартал 73, выдел № 13), расположены объекты недвижимости принадлежащие на праве собственности Тарченкову А.И. (Т. 1 Л.Д. 9), расположена железная дорога, которую эксплуатирует АО «ТРАНСИНЖСТРОЛЙ», общество было образовано после реорганизации предприятия почтовый ящик В-8138, которое также использовало данную железную дорогу, которая была построена в 1950 года.

Приказом Главного Управления по строительству тоннелей и метрополитенов «Главтоннельметрострой» от 24.07.1980 № 434 были переданы земельные участки прирельсовой базы на ст. «Железнодорожная».

Решением Исполкомов Областного и Московского городского Советов Народных Депутатов от 07 февраля 1983 года № 234/352 были изъяты земельные участки из земель Гослесфонда в Балашихинском районе (Кучинский лесопарк) и переданы предприятию почтовый ящик В-8138 под строительство материально-технической базы (Т. 1 Л.Д. 323).

Исполняя Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 26.10.81г. № 1044-315 Исполкомы Московского областного и Московского городского Советов решили просить Совет Министров РСФСР изъять из Гослесфонда (кварталы 73-74 Балашихинского леспаркхоза, Кучинского лесопарка) в Балашихинском районе, земельные участки общей площадью 13.2 га, из них 7.5 га находящихся в пользовании предприятия п/я В-8138, 0.5 га под жилыми строениями, принадлежащие Управлению лесопаркового хозяйств Мосгорисполкома, 3.4 га частично покрытых лесом, 1.8 га под автомобильной дорогой и железнодорожной веткой, и отводе их предприятию почтовый ящик В-8138 Министерства транспортного строительства СССР под строительство материально-технической базы (11.4 га) и реконструкцию подъездной автомобильной дороги и железнодорожной ветки (1.8 га), с учетом максимального сохранения деревьев.

Согласно Распоряжения Совета Министров РСФСР от 24 марта 1983 года № 458-рс, было принято решение об изъятии из земель гослесфонда (квартал 73-74 Балашихинского леспаркхоза, Кучинского лесопарка) в Балашихинском районе, земельного участка общей площадью 13.2 га и его отводе предприятию почтовый ящик В-8138 Министерства транспортного строительства СССР под строительство материально-технической базы. Документ имел гриф «Совершенно секретно», был рассекречен в мае 2018 года, (Т.2 Л.Д. 65). Административное исковое заявление Тарченкова А.И. было принято к производству Московского областного суда 12 февраля 2018 года, после рассекречивания Распоряжения Совета Министров РСФСР от 24 марта 1983 года, суд продолжил рассмотрение данного дела, руководствуясь ст. 27 КАС РФ.

Распоряжение Совета Министров РСФСР от 24 марта 1983 года № 458-рс вынесено на основании Решения от 07 февраля 1983 года № 234/352 Исполкомов Областного и Московского городского Советов Народных Депутатов «Об изъятии земельного участка из земель Гослесфонда в Балашихинском районе (Кучинский лесопарк) и отводе его предприятию почтовый ящик В-8138 под строительство материально-технической базы»

Согласно письма Управления регулирования застройки и отвода земель Главного Архитектурно-планировочного управления города Москвы при Мосгорисполкоме от 06.07.1983 № 00626, в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 26.10.81 № 1044-315 и объединенным Решением Исполкомов Моссовета и Мособлсовета от 07.02.1983г. № 234/352сс предприятию почтовый ящик В-8138 отводится земельный участок площадью 13.2 Га в Балашихинском районе из них 7.5 га находящихся во временном пользовании предприятия п/я В-8138, 0.5 га под жилыми строениями, 3.4 Га частично покрытых лесом, 1.8 га под автомобильной дорогой, под строительство материально-технической базы (11.4 га) и реконструкцию подъездной автомобильной дороги и железнодорожной ветки (1.8 га), с учетом максимального сохранения деревьев.

Согласно государственного акта бессрочного постоянного пользования землей, АО «ТРАНСИНЖСТРОЙ» передан земельный участок, площадью 13, 2 га для размещения производственной базы и подъездных путей, представлена выкопировка из Плана Балашихинского района с указанием границ земельного участка, закрепляемого за предприятием «Трансинжстрой» (Т. 1 Л.Д. 187 - 192).

Согласно письма от 07.07.1992 № 124 Юго-Восточного Леспаркхоза Московского лесопаркового территориального производственного объединения, Юго-Восточный Леспаркхоз, сообщает о том, что земельный участок в Квартале 73, 74 Кучинского лесопарка площадью 13.2 га (11.4 га - промбаза; 1.8 га – дорога) решением Совмина передан в распоряжение ПСО «Трансинжстрой» с исключением из земель Гослесфонда. Управлением регулирования застройки и отвода земель Главмосархитектуры 14 декабря 1987 года внесены соответствующие изменения в материалы учета лесного фонда, согласно которым вышеназванный участок площадью 13.2 га изъят из Гослесфонда передан ПСО «Трансинжстрой» (Т. 1 Л.Д. 107). К даному письму приложен ситуационный план промплощадки, включающий в себя спорный лесной участок (Т. 1 Л.Д. 108).

Согласно планшета от 14.12.1987 года (землеустроительной экспликации от 14.12.1987 года) составленного государственным лесоустроительным предприятием В/О «Леспроект» на основе метериалов лесопаркоустройства 1979 и 1986 гг., указаны границы лесного участка изъятого из земель лесного фонда, включающего в себя спорный лесной участок в Квартале 73 выдел 13 Кучинского участкового лесничества Ногинского филиала ГКУ МО «МОСОБЛЛЕС» (Т. 1 Л.Д. 327)

Приказом Министерства транспортного строительства от 07.09.1990г. № 111/23 было образовано Проектно-строительное объединение «Трансинжстрой» на основе реорганизации Предприятия п/я В-8138.

Анализируя вышеуказанные документы суд приходит к выводу о том, что лесной участок площадью 13.2 Га, в том числе, включающий в себя спорный лесной участок в Квартале 73 выдел 13 Кучинского участкового лесничества Ногинского филиала ГКУ МО «МОСОБЛЛЕС» был выведен из состава земель Гослесфонда на основании Распоряжения Совета Министров РСФСР от 24 марта 1983 года № 458-рс и передан под строительство материальной технической базы государственному предприятию ПСО «Трансинжстрой».

Границы спорного лесного участка, выведенного из состава земель Гослесфонда определены на Плане Балашихинского района, с указанием границ земельного участка, закрепляемого за Государственным предприятием «Трансинжстрой», Плане от 1983 года площадки материально-технической базы ст. Железнодорожная ГП «Трансинжстрой» Минстроя России, Генеральном плане от 01.11.1988 года комплекса базы г. Железнодорожный (Генеральном плане комплекса прилесовой базы Управления № 10-А (ГП «Трансинжстрой»)), утвержденного Заместителем Министра транспортного строительства Дубининым Э.В., Плане Балашихинского района, с указанием границ земельного участка, предлагаемого к переоформлению в постоянное пользование ОАО «Трансинжстрой».

Границы спорного лесного участка, выведенного из состава земель Гослесфонда закреплены в Планшете от 14.12.1987 года (землеустроительной экспликации от 14.12.1987 года) составленного государственным лесоустроительным предприятием В/О «Леспроект» на основе метериалов лесопаркоустройства 1979 и 1986 гг.

По мнению суда Квартал 73 выдел 13 был выведен из состава земель лесного фонда, что подтверждается:

- Письмом от 07.07.1992 № 124 Юго-Восточного Леспаркхоза Московского лесопаркового территориального производственного объединения, согласно которому Юго-Восточный Леспаркхоз, отвечая на письмо ПСО «Трансинжстрой» от 19.05.1992 № 266531-19/40 сообщает о том, что земельный участок в Квартале 73, 74 Кучинского лесопарка площадью 13.2 га (11.4 га -промбаза; 1.8 га – дорога) решением Совмина передан в распоряжение ПСО «Трансинжстрой» с исключением из земель Гослесфонда. Управлением регулирования застройки и отвода земель Главмосархитектуры 14 декабря 1987 года внесены соответствующие изменения в материалы учета лесного фонда, согласно которым вышеназванный участок площадью 13.2 га изъятый из Гослесфонда передан ПСО «Трансинжстрой».

- ответом на запрос суда Федеральной кадастровой палатой Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Исх. № 01-74/3639 от 31 мая 2018 года), согласно которой по состоянию на 29 мая 2018 года ЕГРН содержит актуальные сведения только по кварталу 74 Кучинского участкового лесничества Ногинского филиала ГКУ МО «МОСОБЛЛЕС» с кадастровым номером 50:15:0000000:133672, сведения по кварталу 73 Кучинского участкового лесничества Ногинского филиала ГКУ МО «МОСОБЛЛЕС» в ЕГРН отсутствуют (Т. 1 Л.Д. 290).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что доводы административного ответчика, что спорный земельный участок принадлежит Гослесфонду на основании представленного административным Ответчиком Планшета № 2 лесоустройства Кучинского участкового лесничества от 1995 года несостоятельны, т.к. при составлении Планшета № 2 от 1995 года использовались материалы лесоустройства 1980 и 1986 годов, без учета изменений, внесенных 14 декабря 1987 года в материалы учета лесного фонда Управлением регулирования застройки и отвода земель Главмосархитектуры.

Также, суд считает несостоятельными доводы административного ответчика о том, что выдел 13 Квартала 73 Кучинского участкового лесничества не выводился из состава земель лесного фонда, о чем, по мнению административного ответчика свидетельствуют выписки из ЕГРП, согласно которым суммарное сопоставление по площади земельных участков, находящихся в собственности ООО «Метросервис» (подрядная организация АО «Трансинжстрой») и АО «Трансинжстрой», равно 13.2 Га.

Согласно представленной административным ответчиком выписки из ЕГРП от 10.01.2018 № 99/2018/55434870 в собственности ООО «Метросервис» находятся два земельных участка: земельный участок с кадастровым номером 50:15:0070301:5, площадью 26 264 кв.м. (2.6264 га) и земельный участок с кадастровым номером 50:15:0070301:5/1, площадью 1 225 кв.м (0.1225 га). Суммарная площадь участков составляет 27 489 кв.м. (2.7489 Га).

Согласно представленной административным ответчиком выписки из ЕГРП от 10.01.2018 № 99/2018/55435041 в собственности АО «Трансинжстрой» находятся следующие земельные участки: земельный участок с кадастровым номером 50:15:0070301:4, площадью 88 335 кв.м (8.8335 Га); земельный участок с кадастровым номером 50:15:0070301:4/1, площадью 1 331.8 кв.м (0.13318 га) и земельный участок с кадастровым номером 50:15:0070301:4/2, площадью 1 096.6 кв.м (0.10966 га). Суммарная площадь участков составляет 90 763.4 кв.м. (9.07634 га).

Таким образом, согласно выпискам из ЕГРП, сумма площадей земельных участков, оформленных в собственность ООО «Метросервис» и АО «Трансинжстрой» составляет 118 252.4 кв.м (11.82524 га), в то время как согласно Распоряжению Совета Министров РСФСР от 24 марта 1983 года № 458-рс из состава земель лесного фонда было выведено 13.2 Га.

При этом, границы земельных участков, оформленных в собственность ООО «Метросервис» и АО «Трансинжстрой» (согласно тем же выпискам из ЕГРП), не включают в себя границы спорного земельного участка, расположенного в Квартале 73 выдел 13 Кучинского участкового лесничества Ногинского филиала ГКУ МО «МОСОБЛЛЕС».

На основании изложенного, суд пришел к выводу, что спорный земельный участок площадью 1.37476 га, расположенный в Квартале 73 выдел 13 Кучинского участкового лесничества был выведен из состава земель лесного фонда в 1983 году в составе лесного участка общей площадью 13.2 га на основании Распоряжения Совета Министров РСФСР от 24 марта 1983 года № 458-рс. в целях его предоставления государственному предприятию п/я В-8138.

Сведений, содержащихся в ЕГРП и подтверждающих отнесение спорного земельного участка площадью 1.37476 га к категории земель лесного фонда, а также нормативно правовых актов Совета Министров РСФСР или Правительства Российской Федерации, об обратном включении спорного земельного участка в состав земель лесного фонда, административным ответчиком не представлено.

Кроме того, на спорном земельном участке, расположено принадлежащее на праве собственности Тарченкову А.И. административное здание, которому присвоен адрес: Московская область, город Балашиха, ул. Лесопарковая, дом 14 «Б».

Ввод административного здания в эксплуатацию осуществлялся на основании Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № RU 50315000-17 от 22.02.2011г. выданного Администрацией городского округа Балашиха Московской области.

Суду представлен Кадастровый паспорт на административное здание от 11 марта 2011 года с обозначением условных границ земельного участка, Технический паспорт на административное здание от 27.01.2011 года, Справка об инвентаризационной стоимости административного здания,

В силу п. 7 ст. 62.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (п. 7 введен Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ), земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 настоящей статьи.

Согласно п. 5 ст. 4.6 Федерального закона от 04.12.2016 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.

В соответствии с п. 1 ст. 4.7 Федерального закона от 04.12.2016г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется. Площадь такого лесного участка определяется в соответствии с правилами пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Согласно п. 2 ст. 4.7 Федерального закона от 04.12.2016г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», если лесной участок, указанный в части 1 статьи 4.7, подлежит образованию из состава земель лесного фонда, в решении о предварительном согласовании его предоставления категория земель указывается исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании объекта недвижимого имущества, который расположен на таком лесном участке, а также с учетом документов территориального планирования, документации по планировке территории. При этом принятие решения о переводе лесного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не требуется.

Судом установлено, что на спорном земельном участке располагаются железнодорожные пути необщего пользования, владельцем которых является ОАО «Траснинжстрой», что подтверждено Техническим паспортом на железнодорожный путь необщего пользования и Договорами на предоставление Владельцем железнодорожного пути необщего пользования для производства грузовых операций по станции Железнодорожная Московской железной дороги.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что спорный земельный участок, Квартал 73 выдела 13, который указан в Предписании, не относится к землям лесного фонда в связи с его исключением (изъятием) из земель лесного фонда, поэтому, меры по контролю за использованием земельного участка, указанного в Предписании, не входят в полномочия ГКУ МО «МОСОБЛЛЕС».

На основании изложенного, суд считает доводы административного истца обоснованными, его требования о признании незаконным Предписания от 15 августа 2017 года Ногинского филиала Государственного казенного учреждения Московской области «МОСОБЛЛЕС» об устранении нарушений лесного законодательства, подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-178, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Тарченкова Александра Ильича, удовлетворить.

Признать незаконным предписание об устранении нарушений лесного законодательства Государственного казенного учреждения Московской области «МОСОБЛЛЕС» от 15 августа 2017 года, выданное Тарченкову Александру Ильичу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.А. Терещенко