ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-21/2017 от 27.03.2017 Томского областного суда (Томская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 марта 2017 года Томский областной суд в составе:

председательствующего Бондаревой Н.А.,

при секретаре Пензиной О.С.,

с участием прокурора Дашевской О.С., представителя Федерального агентства лесного хозяйства ФИО1, председателя Совета Сайгинского сельского поселения (Главы поселения) ФИО2, представителя Совета Сайгинского сельского поселения ФИО3, представителя ФГБУ «Рослесинфорг» ФИО4, представителя Департамента лесного хозяйства Томской области ФИО5, представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-21/2017 по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Совету Сайгинского сельского поселения о признании недействующим в части решения Совета Сайгинского сельского поселения от 14 ноября 2013 года № 38 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Сайгинское сельское поселение»,

установил:

Советом Сайгинского сельского поселения 14 ноября 2013 г. принято решение № 38, которым утвержден генеральный план муниципального образования «Сайгинское сельское поселение» Верхнекетского района Томской области (далее - Решение № 38) (т. 1, л.д. 155-183).

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия Решения № 38 в части включения в границы п. Сайга Сайгинского сельского поселения Верхнекетского района Томской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в выделах 1, 2, 4, 7-23, 46, 48 квартала 3, в выделах 5-12, 45 квартала 4, в выделах 17-20, 79 квартала 5 урочища Сайгинского Улу-Юльского участкового лесничества Улу-Юльского лесничества Верхнекетского района Томской области.

Административный истец полагал, что Решение № 38 не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований».

В обоснование заявленных требований Рослесхоз ссылался на то, что по результатам картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенного пункта, определенные основным чертежом генерального плана, установлено включение в границы населенного пункта п. Сайга Сайгинского сельского поселения Верхнекетского района Томской области названных лесных участков, расположенных на землях лесного фонда и находящихся в федеральной собственности.

При принятии оспариваемого муниципального правового акта согласование включения в границы населенного пункта вышеуказанных лесных участков из состава земель лесного фонда с Рослесхозом обеспечено не было, чем нарушена предусмотренная статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедура согласования проекта генерального плана с Рослесхозом. Оспариваемым актом изменено целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, что препятствует органам федеральной власти осуществлять мероприятия по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов.

В судебном заседании представитель Рослесхоза ФИО1 настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в административном иске.

Представители Совета Сайгинского сельского ФИО2 и ФИО3 просили в удовлетворении требований отказать, поскольку процедура принятия генерального плана была соблюдена. Указали, что разработкой документации занималась специализированная организация, которая по результатам изготовления разместила проект и материалы по его обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, при этом данной системой было сформировано уведомление о таком размещении, которое автоматически направлено в уполномоченные органы, в том числе и в Рослесхоз. Полагали, что дополнительного направления уведомления в названные органы не требовалось. Поскольку информации о несогласии с проектом в информационной системе не содержалось, в установленный законом трехмесячный срок возражений не поступило, проект был рассмотрен и принят. Также указали на невозможность достоверного установления наложения границ населенного пункта и границ спорных лесных участков, поскольку последние не поставлены на государственный кадастровый учет с установленными координатами. Кроме того, лесные участки из земель лесного фонда площадью 892 га были переданы в состав Сайгинского сельского поселения постановлением администрации Верхнекетского района от 8 января 1992 г. № 3, в силу чего они правомерно включены в границы населенного пункта п. Сайга.

Представитель ФГБУ «Рослесинфорг» ФИО4 считала заявленные требования подлежащими удовлетворению, пояснила, что специалистом их учреждения на основании запроса Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу было составлено заключение о площади земель лесного фонда, включенной генеральным планом в границы населенного пункта п. Сайга, для чего выполнено совмещение границы населенного пункта, отраженной в генеральном плане, с материалами лесоустройства, в результате которого установлено, что в границы населённого пункта п. Сайга включено 254,2 га земель лесного фонда Улу-Юльского лесничества, Улу-Юльского участкового лесничества, урочища «Сайгинское», в том числе 164,6 га защитных лесов, 89,6 га эксплуатационных лесов.

Представитель Департамента лесного хозяйства Томской области ФИО5 и представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» ФИО6 вопрос о возможности удовлетворения заявленных требований оставили на усмотрение суда.

В судебное заседание не явились извещенные о времени и месте рассмотрения дела представители заинтересованных лиц Управления Росреестра по Томской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области, в связи с чем суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При этом Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области письменных пояснений по делу не представило, свое отношение к заявленным требованиям не выразило.

В письменном отзыве представитель Управления Росреестра по Томской области ФИО7 оставила разрешение дела по существу на усмотрение суда, указав, что Управление не имеет прямой заинтересованности в результатах рассмотрения настоящего дела.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора о наличии оснований для признания муниципального правового акта недействующим в части, проверив оспариваемое Решение № 38 на предмет соответствия федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения.

Статьей 2 данного Федерального закона предусмотрено, что решение по вопросам местного значения принимается органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления и является муниципальным правовым актом, обязательным для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающим либо изменяющим общеобязательные правила или имеющим индивидуальный характер.

По вопросам местного значения принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному выше федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ).

В силу части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления поселения.

Как следует из Устава муниципального образования «Сайгинское сельское поселение» (далее – Устав), принятого решением Совета Сайгинского сельского поселения от 12 декабря 2005 г. № 5, редакция которого действовала на момент принятия оспариваемого решения, муниципальное образование «Сайгинское сельское поселение» образовано и наделено статусом сельского поселения на основании Закона Томской области от 10 сентября 2004 г. № 199-ОЗ «О наделении статусом муниципального района, поселения (городского, сельского) и установлении границ муниципальных образований на территории Верхнекетского района» (т. 2, л.д. 115-135).

Совет Сайгинского сельского поселения согласно статье 23 Устава является представительным органом муниципального образования «Сайгинское сельское поселение».

Следовательно, утверждая генеральный план, Совет Сайгинского сельского поселения действовал в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий.

Решение № 38 от 14 ноября 2013 г. подписано Главой муниципального образования «Сайгинское сельское поселение» (т. 1, л.д. 155), который в силу пункта 1.2 статьи 22 и пункта 2 статьи 25 Устава является председателем Совета Сайгинского сельского поселения (т.1, л.д. 62-63).

Само Решение № 38 от 14 ноября 2013 г. и утвержденный им генеральный план муниципального образования «Сайгинское сельское поселение» в соответствии с пунктом 7 статьи 42 Устава были размещены на стенде в помещении администрации Сайгинского сельского поселения, в читальном зале библиотеки, а также на официальном сайте Администрации Верхнекетского района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (т. 1, л.д. 184, т. 2, л.д. 136).

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения установлен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а порядок проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов – статьей 28 названого Кодекса.

Представленные в материалы дела письменные доказательства: положение «О порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании «Сайгинское сельское поселение», утвержденное решением Совета поселения от 30 октября 2013 г. № 35 (т.1, л.д. 113-118), постановление Главы поселения от 11 июня 2013 г. № 48 «О назначении публичных слушаний в Сайгинском сельском поселении» (т. 1, л.д. 143), протокол № 02 проведения публичных слушаний от 04 октября 2013 г. (т. 1, л.д. 144-147), заключение о результатах публичных слушаний по вопросу обсуждения проекта генерального плана и правил землепользования и застройки от 7 октября 2013 г. (т. 1, л.д. 148), свидетельствуют об отсутствии нарушений при организации и проведении публичных слушаний.

При изложенных данных оспариваемый муниципальный правовой акт принят в пределах компетенции уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к его форме, подписанию, порядку опубликования (обнародования) и введения его в действие и по этим основаниям не оспаривается.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (часть 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации). Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (часть 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона № 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.

Вместе с тем, если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство. Данная позиция закреплена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 238-О-О.

Из материалов дела следует, что лесной участок из земель лесного фонда общей площадью 8 627 080 000 кв.м, с адресом объекта: Томская область, Первомайский район, Улу-Юльское лесничество, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 2 декабря 2008 г. (т. 1, л.д. 20).

По результатам выполненного Томским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенного пункта п. Сайга установлено наложение границ указанного населенного пункта, входящего в состав муниципального образования «Сайгинское сельское поселение», установленных основным чертежом генерального плана в соответствии с Решением № 38, и границ находящихся в собственности Российской Федерации лесных участков на землях лесного фонда в выделах 1, 2, 4, 7-23, 46, 48 квартала 3, в выделах 5-12, 45 квартала 4, в выделах 17-20, 79 квартала 5 урочища Сайгинского Улу-Юльского участкового лесничества Улу-Юльского лесничества Верхнекетского район Томской области. При этом в границы п. Сайга включено 254,2 га земель лесного фонда Улу-Юльского лесничества, Улу-Юльского участкового лесничества, урочища «Сайгинское», в том числе 164,6 га защитных лесов (квартал 3 выделы 1, 2, 4, 7-23, 46, 48), 89,6 га эксплуатационных лесов (квартал 4 выделы 5-12, 45, квартал 5 выделы 17-20, 79) (т. 1, л.д. 13-19; т. 2, л.д. 6-14).

Указанное обстоятельство в судебном заседании подтвердил заместитель директора Томского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» ФИО8, допрошенный судом в качестве свидетеля, указав, что выполнял вышеуказанное картографическое совмещение. В целях определения площади лесных участков земель лесного фонда, включенных генеральным планом в границы муниципального образования «Сайгинское сельское поселение», картометрическим методом в программе Mapinfo было выполнено совмещение границы населенного пункта п. Сайга, отраженной на генеральном плане, с материалами лесоустройства (цифровые лесные карты), проведены выборки из таксационного описания площади выделов их частей и составлен перечень лесных участков, включенных в границы населенного пункта п. Сайга. При этом использовались материалы лесоустройства 2003 г., таксационное описание 2004 г.

Согласно имеющейся в деле выписке из государственного лесного реестра перечисленные выше лесные участки относятся к землям лесного фонда, правообладателем которых является Российская Федерация (т. 2, л.д. 86-87).

Факт наложения границ земель лесного фонда на земли населенного пункта п. Сайга, входящего в состав муниципального образования «Сайгинское сельское поселение», подтвержден схемой наложения границ (т. 2, л.д. 7), при изучении которой судом была получена консультация специалиста А, подтвердившего использование при составлении данной схемы таксационного описания Сайгинского урочища Батуринского лесничества Батуринского лесхоза Агентства лесного хозяйства по Томской области 2004 года (т. 2, л.д. 91-106), а также плана лесонасаждений Сайгинского урочища (по материалам лесоустройства 2003 года) (т. 2, л.д. 107-109).

Подлежат отклонению доводы представителей Совета Сайгинского сельского поселения о невозможности достоверно установить включение в границы населенного пункта п. Сайга участков лесного фонда, поскольку границы последних не были установлены в соответствии с законодательством и информация о них не содержалась в государственном кадастре недвижимости.

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации РФ, в редакции, действовавшей в период подготовки проекта генерального плана, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.

Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (часть 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

При этом, как следует из пунктов 5.4, 8.3 и 8.12 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных приказом Минрегиона России от 26 мая 2011 г. № 244, подлежащих применению в силу части 2 статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, сведения государственного кадастра недвижимости не являются исключительным источником получения исходной информации для подготовки проектов генеральных планов и используются наряду со сведениями, полученными из других государственных фондов, кадастров и реестров.

К таким сведениям, в частности, относятся данные лесного реестра - систематизированного свода документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в том числе о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах (статья 91 Лесного кодекса Российской Федерации), по которым согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации определяются границы лесных участков в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 г. № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что местоположение границ земельных участков из состава земель лесного фонда Улу-Юльского лесничества определено на основании выписки из государственного лесного реестра, а также информации, содержащейся в таксационных описаниях, карте-схеме Улу-Юльского лесничества, а также плане лесонасаждений Сайгинского урочища, являющихся первичными источниками информации при отнесении земельных участков к лесному фонду.

При этом внесение сведений о границах населенного пункта в государственный кадастр недвижимости, на что ссылались представители органа местного самоуправления, не свидетельствует об отсутствии факта наложения границ населенного пункта /__/ и участков лесного фонда, поскольку постановка на кадастровый учет границ населенного пункта осуществляется на основании документов, воспроизводящих сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утвержден генеральный план, включая сведения об установлении границ населенного пункта (пункты 5(1) и 20 Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требования к формату таких документов в электронной форме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. № 71).

При изложенных данных, учитывая факт включения лесных участков земель лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация, в границы /__/, проект генерального плана муниципального образования «Сайгинское сельское поселение» в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежал обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким уполномоченным органом в период подготовки генерального плана муниципального образования «Сайгинское сельское поселение» являлось Министерство регионального развития Российской Федерации (пункт 1 Положения о Минрегионе России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. № 40).

В названный период действовал Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Минрегиона России от 27 февраля 2012 г. № 69 (далее - Порядок согласования), пунктом 2.1 которого предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Минрегион России в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В свою очередь, Минрегион России в трехдневный срок с момента получения уведомления уведомлял федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности, о размещении проекта документа территориального планирования в информационной системе, а также обладал организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов (пункты 2.2 - 2.4 Порядка согласования).

Рослесхоз в период подготовки оспариваемого акта являлся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, и в силу пунктов 5.4.2 и 5.4.3 положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 736, в редакции от 5 июня 2013 г., был уполномочен на подготовку заключений по проектам генеральных планов муниципальных образований в области лесных отношений.

Следовательно, в рассматриваемый период Рослесхоз был специально уполномочен осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов и изменение категории земель, которое оформляется путем подготовки заключений.

Вместе с тем судом установлено, что в нарушение правил статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана муниципального образования «Сайгинское сельское поселение» не согласовывался ни с Минрегионом России, ни с Рослесхозом.

Доводы представителей Совета Сайгинского сельского поселения о соблюдении процедуры принятия оспариваемого решения, в том числе согласования с уполномоченными органами проекта генерального плана путем его размещения с материалами по его обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, обоснованными быть признаны не могут в силу следующего.

В соответствии с частью 7 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, не менее чем за три месяца до их утверждения.

В части 8 приведенной нормы установлено, что органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 настоящего Кодекса об обеспечении доступа к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.

Аналогично согласование проектов генеральных планов регламентировано в Порядке согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденном приказом Минрегиона России от 27 февраля 2012 г. № 69, согласно которому уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе направляется органом, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, в электронной форме и (или) посредством почтового отправления в трехдневный срок со дня обеспечения такого доступа. До реализации механизма электронной подписи в информационной системе уведомление осуществляется путем почтовых отправлений (пункт 2.1).

Порядок ведения информационной системы территориального планирования определен Правилами ведения федеральной государственной информационной системы территориального планирования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 289 «О федеральной государственной информационной системе территориального планирования».

Пунктами 9 и 10 названных Правил предусмотрено, что федеральная информационная система используется в том числе для согласования проектов документов территориального планирования участниками согласования и получения предложений по проектам указанных документов от иных пользователей информации, осуществляемых в электронной форме. Размещение информации в федеральной информационной системе и согласование проектов документов территориального планирования участниками согласования осуществляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.

Вместе с тем из приведенных положений, вопреки доводам представителей административного ответчика, не следует, что размещение проекта генерального плана в федеральной информационной системе территориального планирования автоматически является и уведомлением уполномоченных органов об обеспечении доступа к проекту территориального планирования.

Факт размещения проекта генерального плана муниципального образования «Сайгинское сельское поселение» и материалов по его обоснованию в федеральной информационной системе территориального планирования на сайте htpp://fgis.economy.gov.ru/ подтверждается представленными скриншотами Интернет-страниц, согласно которым соответствующая информация доступна на указанном сайте с 23 июля 2013 г. (т. 2, л.д. 148-154).

В то же время в деле отсутствуют доказательства того, что органами местного самоуправления муниципального образования «Сайгинское сельское поседение» направлялось в Минрегион России уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в соответствии с требованиями пункта 2.1 Порядка согласования.

Представители административного ответчика подтвердили, что соответствующее извещение путем почтового отправления не осуществлялось.

Предусмотренная законодательством возможность направления уведомления в электронной форме должна осуществляться с соблюдением требований пункта 2.1 Порядка согласования, из содержания которого следует, что соответствующее уведомление должно быть подписано и направлено уполномоченным на то лицом.

Представленное в материалы дела уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования никем не подписано, и его автоматическое направление программой, на что ссылаются представители административного ответчика, не может быть признано надлежащим (т. 1, л.д. 141). Кроме того, не представлено доказательств, в чьей адрес данное уведомление было направлено, притом что согласно скриншоту Интернет-страницы в качестве согласующего органа Минрегион России не указан (т. 2, л.д. 152). Иных доказательств направления органами местного самоуправления муниципального образования «Сайгинское сельское поселение» в Минрегион России уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в соответствии с требованиями пункта 2.1 Порядка согласования административным ответчиком не представлено.

В соответствии с частью 7 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пунктом 1.2 Порядка согласования срок для согласования проекта документа территориального планирования исчисляется со дня поступления в уполномоченные органы уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.

Принимая оспариваемый правовой акт, предусматривающий включение земель лесного фонда в границы муниципального образования, Совет Сайгинского сельского поселения не удостоверился в получении уполномоченным федеральным органом исполнительной власти уведомления о проекте оспариваемого генерального плана. Одно лишь размещение проекта территориального планирования в информационной системе само по себе не может служить и уведомлением уполномоченных органов без его соответствующего оформления.

При этом представленное в материалы дело письмо Рослесхоза от 31 августа 2016 г. свидетельствует о том, что проект генерального плана муниципального образования «Сайгинское сельское поселение» в данный орган не поступал (т. 2, л.д. 79).

При отсутствии заключения Рослесхоза по проекту генерального плана поселения утверждение документа территориального планирования при квалифицированном молчании уполномоченного органа исполнительной власти (части 7 и 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации) само по себе не подтверждает соблюдение порядка принятия генерального плана сельского поселения.

Иной подход означал бы, что достижение целей правоотношений по такому согласованию, направленных на охрану и защиту лесного фонда, основывающихся на принципах использования лесов с учетом их глобального экологического значения (пункт 3 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации) и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (пункт 9 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации), не является обязательным.

С учетом особого правового регулирования отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, отсутствие согласования Рослесхозом проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенного пункта лесных участков, представляет собой существенное нарушение порядка принятия указанного документа территориального планирования.

Не могут быть положены в основу отказа в удовлетворении административного иска доводы представителей Совета Сайгинского сельского поселения о том, что лесные участки были переданы в ведение Сайгинскому сельскому Совету народных депутатов на основании постановления администрации Верхнекетского района от 8 января 1992 г. № 3 (т. 2, л.д. 166-172), изданного до утверждения оспариваемого генерального плана, поскольку проверке на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, подлежит генеральный план, утвержденный Решением № 38, а не иные нормативные правовые акты. Требования Рослесхозом заявлены в отношении незаконного перевода земель лесного фонда в земли поселений, результаты которого оформлены путем утверждения границ муниципального образования, установленных генеральном планом муниципального образования «Сайгинское сельское поселение». При этом постановлением администрации Верхнекетского района от 8 января 1992 г. № 3 вопрос перевода лесных участков из земель лесного фонда в земли населенных пунктов не решался.

Также подлежат отклонению ссылки представителей административных ответчиков на нарушение прав конкретных граждан и организаций, имеющих на спорных территориях объекты недвижимости, поскольку вопросы возможности включения участков лесного фонда в границы населенного пункта, об установлении границ конкретных земельных участков лесного фонда, их точного совпадения с границами населенных пунктов, уточнения их местоположения на местности не являются обстоятельствами, подлежащими проверке и исследованию в рамках дела об оспаривании генерального плана муниципального образования, рассматриваемого в порядке абстрактного нормоконтроля.

Указанные вопросы являются предметом согласования проекта генерального плана с уполномоченным на то органом и подлежат урегулированию в ходе работы согласительной комиссии, которая создается в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 г. № 460 «Об утверждении Порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, составу и порядку работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования».

Поскольку при рассмотрении дела было установлено, что при подготовке проекта генерального плана муниципального образования «Сайгинское сельское поселение» не была соблюдена предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации процедура согласования с Рослесхозом, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, а также имеется документально подтвержденное наложение границ населенного пункта, входящего в состав названного сельского поселения, и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков, указанное в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для признания Решения № 38 недействующим в оспариваемой части.

Рассматривая вопрос о дате, с которой нормативный правовой акт признается недействующим, суд исходит из того, что генеральный план муниципального образования «Сайгинское сельское поселение», утвержденный Решением № 38, применялся, порождая правовые последствия, на его основе реализовывались права граждан. Указанное обстоятельство согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», является основанием для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения в законную силу.

При таком положении суд считает необходимым признать Решение № 38 в соответствующей части недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в периодическом печатном издании, предусматривающим официальное опубликование нормативных правовых актов.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства к Совету Сайгинского сельского поселения о признании недействующим в части решения Совета Сайгинского сельского поселения от 14 ноября 2013 года № 38 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Сайгинское сельское поселение» удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета Сайгинского сельского поселения Верхнекетского района Томской области от 14 ноября 2013 года № 38 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Сайгинское сельское поселение» в части включения в границы п. Сайга Сайгинского сельского поселения Верхнекетского района Томской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в выделах 1, 2, 4, 7-23, 46, 48 квартала 3, в выделах 5-12, 45 квартала 4, в выделах 17-20, 79 квартала 5 урочища Сайгинского Улу-Юльского участкового лесничества Улу-Юльского лесничества Верхнекетского район Томской области.

Возложить на Совет Сайгинского сельского поселения обязанность по публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в периодическом печатном издании, предусматривающим официальное опубликование нормативных правовых актов.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий